- 1. И отвечал Вилдад Савхеянин и сказал:
- 2. долго ли ты будешь говорить так? —
слова уст твоих бурный ветер! - 3. Неужели Бог извращает суд,
и Вседержитель превращает правду? - 4. Если сыновья твои согрешили пред Ним,
то Он и предал их в руку беззакония их. - 5. Если же ты взыщешь Бога и помолишься Вседержителю,
- 6. и если ты чист и прав,
то Он ныне же встанет над тобою
и умиротворит жилище правды твоей. - 7. И если вначале у тебя было мало,
то впоследствии будет весьма много. - 8. Ибо спроси у прежних родов
и вникни в наблюдения отцов их; - 9. а мы — вчерашние и ничего не знаем,
потому что наши дни на земле тень. - 10. Вот они научат тебя,
скажут тебе и от сердца своего произнесут слова: - 11. поднимается ли тростник без влаги?
растет ли камыш без воды? - 12. Еще он в свежести своей и не срезан,
а прежде всякой травы засыхает. - 13. Таковы пути всех забывающих Бога,
и надежда лицемера погибнет; - 14. упование его подсечено, и уверенность его — дом паука.
- 15. Обопрется о дом свой и не устоит;
ухватится за него и не удержится. - 16. Зеленеет он пред солнцем, за сад простираются ветви его;
- 17. в кучу камней вплетаются корни его,
между камнями врезываются. - 18. Но когда вырвут его с места его,
оно откажется от него: «я не видало тебя!» - 19. Вот радость пути его!
а из земли вырастают другие. - 20. Видишь, Бог не отвергает непорочного
и не поддерживает руки злодеев. - 21. Он еще наполнит смехом уста твои
и губы твои радостным восклицанием. - 22. Ненавидящие тебя облекутся в стыд,
и шатра нечестивых не станет.
1-2.- Нетерпение Вилдада ("долго ли?") вызывается запальчивостью и пустотою речей Иова: "уст твоих - бурный ветер". Не касаясь первой черты, отмеченной и осужденной Елифазом (Иов 5:2) и д. ), он останавливается лишь на второй.3.Пустота речей Иова сказывается в отрицании им Божественного Правосудия (Иов 7:12). Нельзя допустить, чтобы Бог Вседержитель извратил правду. Как Вседержитель, т. е. промыслитель и правитель, ведущий все существующее к своему назначению и поддерживающий порядок, Бог не может быть неправосудным (Иов 34:10-17).4.Правосудие Божие сказывается в фактах наказания. Не беспричинно и не по произволу Божию погибли дети Иова. Если они грешили, были в руках, - во власти беззакония, то владычество последнего и привело их к гибели (Иов 18:7) и д. (Иов 20:12) и д., (Иов 20:18-21); Притч 11.5-6; Притч 12.13).5-7.- Бог правосуден и в фактах награды. Если Иов обратится к Нему всем своим сердцем, то Он будет охранять его ("встанет над тобою"), избавит его дом, в котором обитает правда, от всякого несчастия и наградит бесчисленными по сравнению с прежними благами.8-10.- Для сообщения своим мыслям большей убедительности Вилдад выдает их не за личный взгляд: ему, как немного прожившему ("мы - вчерашние", "дни наши - тень на земле", ст. 9; ср. (Иов 14:2); (1Пар 29:15) и потому мало знающему, можно и не верить, а за глубокое, искреннее ("от сердца" - ст. 10) убеждение умудренных долгою жизнью и опытом предков (ср. (Иов 12:12); (Иов 32:7,9).11-15.- От лица предков Вилдад приводит два приточных изречения. В первом из них жизнь и судьба нечестивого сравнивается с судьбою двух египетских растений: - гомэ, - папируса, и "аху". Это название встречается только еще в (Быт 41:2) и означает, по словам блаж. Иеронима, всякую зелень, растущую в болоте. Как "гомэ" и "аху" не могут расти без влаги и воды и при отсутствии ее погибают раньше времени, так точно подобная судьба ожидает и забывающих Господа, составляющего надежду человека (Притч 3.26). Их стремление обеспечить свое существование личными силами тщетно; уверенность в этом шатка ("дом паука" ср. (Ис 59:5-6).16-19.- Второе приточное изречение предков, сравнивающее судьбу с судьбою ползучего растения лианы, имеет в виду отметить факт его гибели, несмотря на силу и устойчивость. Лиана - растение неприхотливое и в то же время обладающее такою силою, что, если встречает кучу камней, то переплетает их своими многочисленными корнями: "в кучу камней вплетаются корни его, между камнями врезываются" (ст. 17). Но когда его вырвут, то от него не останется и следа (ст. 18, ср. (Иов 7:10). Таков же точно результат цветущей первоначально жизни нечестивого (ст. 19).20-22.- Вывод из опыта предков и приложение его к Иову. Бог не отвергает человека непорочного и не покровительствует злодею, - "не поддерживает его руки" (Ис 41:13); (Ис 42:6); (Иер 23:14). Под условием обращения Иова к Богу его дальнейшая жизнь будет полна радости (ст. 21; ср. (Пс 125:2-3), а враги его окажутся посрамленными ("облекутся в стыд"; ср. ст. 13-15; (Пс 34:26); (Пс 108:29); (Пс 108:18) и даже исчезнут с лица земли ("шатра их не станет", ср. ст. 18-19; (Пс 51:7).



