Из-за греха люди не могут вступить в общение с Богом, Который призывает каждого человека к этому. Для ответа на Божий призыв первым условием является покаянное самосознание.
Покаяние - это «огонь», в котором грех сгорает, а для кающегося человека покаяние проявляется как страдание. Поэтому покаяние занимает значительное место в библейском откровении. Наиболее применяемое в Библии выражение, описывающее покаяние (глагол «шуб»), означает перемену пути, возвращение - отвращение от зла и возвращение к Богу, перемену внутреннюю и внешнюю.
Вначале в истории Израиля покаяние подразумевало скорее покаянный обряд: в частности пост (Суд. 20:26; 3 Цар. 21:8 слл.), раздирание одежды (3 Цар. 20:31 сл.; 4 Цар. 6:30; 19:1 сл.; Ис. 22:12; ср. Иона 3:5-8), стон и вопли в знак печали (Суд. 2:4; Иоил. 1:13; 2:17). Также в Псалтири сохранены образцы плача и мольбы (ср. Пс. 59; 73; 78; 82; Плач 5 и т.д.). Однако постепенно произошло доктринальное развитие понимания покаяния параллельно с пониманием греха. Так, псалмы болящих и гонимых нередко переходят в исповедание грехов (Пс. 6, 2; 31; 37; 102, 3 сл.; 142:1 сл.); в текстах проявляется глубокое ощущение коренной нечистоты человека (Иов. 9:30 сл.; 14:4).
Наиболее совершенным выражением этих чувств является Псалом 50 («Помилуй меня, Боже»), где присутствует диалог с Богом, переходящий в молитву, признание своих прегрешений, прошение об очищении. Обряд покаяния сосредоточивается отныне на «сердце сокрушенном» (стих 18 сл.).
В Новом Завете призыв к обращению начинается в проповеди Иоанна Крестителя, который призывает к покаянию в преддверии прихода Царства небесного: «Кайтесь, ибо близко Царство небесное» (Мф. 3:2).
Иисус в начале Своего служения повторяет этот призыв в тех же выражениях. Господь пришел, чтобы «призвать грешных к покаянию» (Лк. 5:32). При этом Христос не упоминает о покаянных обрядах, неодобрительно относясь к лишь внешним знакам, без внутренней перемены (Мф. 6:16 слл.). Важной есть именно внутренняя перемена сердца, искание Царства Божиего (Мф. 6:33), выражающиеся в смирении и доверии Богу: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику» (Лк. 18:13).
Таким образом, одно из ключевых откровений Евангелия - это покаяние грешников: «На небе радость будет больше об одном грешнике кающемся, чем о девяноста девяти праведниках, которые не нуждаются в покаянии» (Лк. 15:7, 10) В церковной жизни верующего человека акт обращения совершается раз и навсегда в крещении. Однако крещеный человек может снова впасть в грех. В этом случае вновь необходимо покаяние, результатом которого является исповедание своих грехов в таинстве исповеди. Покаяние подготавливает человека к тому, чтобы предстать перед Судом Божиим в конце времен, к которому движется вся история.
Источник: Словарь Библейского Богословия.