- 1-3. Приступая к написанию своей второй книги, писатель Деяний апостольских делает указание на первую свою книгу. Указание это имеет цель объяснить отношение этой второй книги к первой не только по внешнему содержанию, но по самому тому внутреннему существу этого великого дела – основания, распространения и утверждения в мире нового Царства Мессии или Церкви Христовой, которое составляет существенный предмет той и другой книги, и которое в них обеих раскрывается. «Первой книгой» (собственно – «первым словом»; «слово» вместо «книга» употребляется и в Ветхом Завете, например 1Пар. 29:29 и парал.) своей писатель называет книгу, им же написанную о делах и учении Господа Иисуса Христа, т.е. евангельскую историю или Евангелие, которое написал евангелист Лука для того же Феофила, для которого написана и это вторая книга (см. прим. к Лк. 1:3). Первой книгой Евангелие это может быть названо не в том только смысле, что содержит в себе основоположение всего того, что составляет предмет истории апостольской и церковной. – «О всем, что Иисус» и пр.: писатель указывает на полноту и обстоятельность своего повествования о жизни Господа Иисуса в первой своей книге. Это впрочем не значит, что в этом Евангелии описаны все дела и изложено все учение Господа. Из сравнения его с прочими Евангелиями видно, что хотя оно полнее их, но в них есть много и такого, особенно у Иоанна, чего нет в нем, а Иоанн считает делом как бы невозможным описать все события в жизни Господа (Ин. 21:25). Значит выражение: о всем надобно понимать в смысле только относительной полноты и обстоятельности. Все описать не только невозможно, по словам Иоанна, но и не нужно, потому что христианину собственно нужно не всеведение или даже многоведение, но знание сущности христианской истины, а такая изложена в Евангелии от Луки, вместе с другими Евангелиями и священными книгами вообще. «Выражением «о всем» Лука указывает на то, что он не опустил ни одной из вещей существенных и необходимых, из которых познается божественность и истинность проповеди» (Феофил. «Он говорит обо всем, что особенно важно и нужно». Злат.) – «Что делал и чему учил Иисус»: собственно – что начал делать и чему начал учить Иисус. Дееписатель представляет, что Господь Иисус во всей своей земной деятельности только еще начал творить и учить, положил начало своим делам и учению, а продолжает это и будет продолжать и дела свои и учение через св. апостолов (деятельность которых дееписатель намерен описывать), и – само собой разумеется – будет продолжать через их преемников до скончания века (Мф. 28:20 и прим.). Дела и учение Господа означают здесь всю Его деятельность в насаждении, распространении и утверждении Его царства на земле. – «От начала», т.е. общественной деятельности Христовой; но так как в Евангелии от Луки описаны и некоторые события до времени общественной деятельности Господа, начиная с предвозвещения о рождестве предтечи Его: то выражение – «от начала» имеет здесь то же значение, какое оно имеет и в предисловии к Евангелию от Луки (Лк. 1:3; ср. прим.). – «До того дня, в который Он вознесся»: Евангелие от Луки оканчивается сказанием о вознесении Христовом (Лк. 24:50-53); видимое пребывание Его на земле этим окончилось, окончилась и евангельская история. Вознесение Господа есть таким образом общее и той и другой истории основное великое событие: окончательный пункт евангельской и начальный апостольской истории, поворотный, так сказать, пункт; до сих пор деятельность Господа была видимая на земле, с этого дня начинается невидимая – с неба. – «Дав Святым Духом повеления апостолам»: собственно – заповедав апостолам Духом Святым. Важность этого дня вознесения дееписатель указывает не в том только, что Господь вознесся, но и в том, что вознесся, оставив апостолам завещание, заповедание; это – выражение последней воли Его, оставляющего их видимым образом, отходящего от них телесно в другой мир, и вся деятельность апостолов есть не что иное, как исполнение этого завещания, этой последней воли оставляющего их Учителя. Завещание это относится, без сомнения, к их будущей деятельности в распространении и утверждении христианства во всем мире (ст. 8; ср. Мф. 27:19. Злат., Феофил.). Это завещание дано им от Господа Духом Святым: Господь и по человечеству своему воспринял все дары Духа Святого не в меру (Лк. 4:1, 14, 18. Ин. 3:34); в силе сего Духа Он оставил завещание или выражение последней воли своей и апостолам, Духа, которого имели скоро воспринять в обилии даров Его сами апостолы (ст. 4, 8. Деян. 2:1 и д.), которого Господь обещал послать им от Отца, как имеющего действовать в них в единении с ним (Ин. 16:13-14). Впрочем «так говорится не потому, что Сын имел нужду в Духе, но потому, что там, где творит Сын, содействует и соприсутствует Дух, как единосущный» (Феофил.). – «Которых Он избрал», т.е. избрал быть ближайшими учениками своими, апостолами (об избрании апостолов и назначении их см. Мф. 10:1 и дал. и парал.). Об избрании здесь упоминается не без намерения и не без связи мысли: чтобы получить от Господа повеления или завещания Духом Святым, для этого необходимое условие – прежде быть избранным от Господа в число Его учеников на особенное дело служения Ему. Потому и говорится здесь, что Он заповедал теперь именно им только, избранным прежде от Него для особенных целей. – «Которым и явил Себя живым»: и это было, как и предварительное избрание, необходимым условием для того, чтобы дать повеления или завещание апостолам. Ибо, как они могли быть свидетелями о Нем во всем мире, если бы Он не явил им Себя живым после смерти своей и не уверил их, что Он жив, что Он воскрес? – «По страдании Своем»: понятие страдания здесь заключает в себе вместе и понятие смерти Его, которой окончились Его страдания; следовательно речь можно дополнить: по страдании и смерти Его: чего требует и слово – «живым» (явил Себя). – «Со многими верными доказательствами»: т.е. Он дал ученикам своим много верных, твердых доказательств того, что жив или воскрес от смерти Он сам – распятый и умерший на кресте, а не кто-либо иной. Эти доказательства давал Он в продолжении 40 дней по воскресении являясь им. Ученики, как известно из Евангелий, не понимали речи Господа, когда Он говорил им о своих страданиях, смерти и воскресении (Мк. 9:32 и прим.), даже не понимали, что значит – из мертвых воскреснуть в приложении к их Учителю-Мессии (Мк. 9:10 и прим.), не знали из Писания, что Ему надлежало из мертвых воскреснуть (Ин. 20:9 и прим.); вследствие этого не верили Его воскресению даже тогда, когда Он уже являлся по воскресении некоторым (Мк. 16:11, 14. Лк. 24:11. Ин. 20:25 д.). Таким образом ученики Господа нуждались в верных, непреложных доказательствах воскресения Его, и Он дал им такие доказательства, в продолжении 40 дней являясь им с тем же, только прославленным, телом так что они по виду узнавали, что это Он (Лк. 24:37 д. Ин. 20:25), позволял осязать Себя в удостоверение (Лк. 24:39 д. Ин 20:27), вкушал с ними пищу также с целью удостоверения их (Лк. 24:41-43; ср. Деян. 10:41). Из учения Являвшегося о царствии Божием ученики также должны были уверится, что это Он, их умерший и воскресший Учитель: ибо это учение, без сомнения, было то же, какое они слышали от своего Учителя еще до времени страданий и смерти Его. Все эти доказательства Его воскресения были верные, вполне убедительные для учеников до такой степени, что после не видно в них даже и тени прежних сомнений их в воскресений их Учителя; напротив, с необычайной уверенностью они после всегда и при всяком случае свидетельствовали о несомненной действительности Его воскресения. – «Являясь им» (греческое слово соответствует явлению Его в измененном – прославленном теле; ср. Тов. 12:19): не постоянно пребывал с ними, как до страданий, а только по временам являлся (ср. прим. к Ин. 21:1). Из таковых явлений в новозаветных книгах упоминаются явления: 1) Марии Магдалине (Ин. 20:14; Мк. 16:19), 2) ей же вместе с другими женами (Мф. 28:9), 3) ап. Петру (1Кор. 15:15), 4) двум ученикам, шедшим в Еммаус (Мк. 16:12-13. Лк. 24:13 и дал.), 5) апостолам в отсутствии Фомы (Мк. 16:14. Лк. 24:36. Ин. 20:19-24. 1Кор. 15:5), 6) апостолам при Фоме (Ин. 20:24-29), 7) на море Тивериадском (Ин. 21:1-14), 8) на горе Галилейской 11 ученикам и 500 братьям (Мф. 28:16. 1Кор. 15:6), 9) ап. Иакову (1Кор. 15:7) и 10) всем ученикам при вознесении (ст. 9, 10; Лк. 24:50). – «В продолжение сорока дней» только из этого указания явствует, что между воскресением и вознесением Господа протекло 40 дней, тогда как, по сказанию Евангелий от Марка и от Луки, по-видимому, нельзя предполагать такого промежутка времени. Таким образом сказанием книги Деяний восполняются сказания Евангелий от Марка и от Луки о сем, равно как и о событии дня вознесения, о котором в тех Евангелиях упоминается весьма кратко, а в двух других вовсе не упоминается. – «О Царствии Божием»: см. прим: к Мф. 3:2. Ин. 3:3. Таким образом как до воскресения, так и по воскресении до вознесения главным и важнейшим предметом учения Господа были тайны царствия Божия или царства Мессии, т.е. Церкви Христовой. Вероятно, Господь в это время еще глубже вводил учеников в созерцание этих тайн, но полное познание о них, по слову Христову, они должны были получить с принятием Духа Святого (Ин. 16:12-13); потому и видим, что и в это время понятия их о сем царстве еще не вполне чисты и свободны от современных иудейских погрешностей (ст. 6-7).
- 4-5. «Собрав их» (по другому толкованию греческого слова, которому следует и славянский перевод: «с ними вкушая пищу – ядый»; см. прим. к ст. 3): дееписатель не определяет точно ни времени, ни места этого собрания, так же как и в Евангелии – о явлении Господа после первого дня до вознесения (ср. прим. к Лк. 24:36-37). Если предполагать, что это собрание учеников около Господа одно с тем, о котором говорится далее в ст. 6, и непосредственно после этого Господь вознесся (ст. 8-9): то конечно это было в самый день вознесения Господа и – на горе Елеонской (ст. 12). Этому соответствует, по-видимому, и самая особенность и некоторая торжественность выражения – собрав их, какого евангелисты не употребляют, говоря о явлениях Господа ученикам по воскресении. Но, с другой стороны, евангелисты, как мы нередко замечали, не в строгой хронологии повествуют о событиях, и их выражения «после сего», «после сих слов», «сказав сие» и под., не всегда означают, что описываемое далее случилось непосредственно после предшествующего. Впрочем, как мы тоже не раз замечали, нет нужды всегда усиливаться точно определить, когда что сказано или сделано Господом, или когда случилось событие, если нет определенного указание на это: ибо от того не всегда зависит определение смысла изречений Господа, в чем должна быть для нас вся важность; смысл во всяком случае остается один и тот же, а в этом – вся сила. – «Повелел им не отлучаться из Иерусалима»: это одно из повелений или завещаний Господа (ст. 2), выражавших Его последнюю волю, которое должны были непременно исполнить ученики, и исполнение которого требовало с их стороны немалого самоотвержения. По естественному чувству ученики Господа, без сомнения, не желали бы оставаться в этом городе, где Господь и Учитель их доведен был до смерти крестной, где столько было врагов Его и их, так что они должны были собираться при запертых дверях (Ин. 20:19, 26) страха ради иудейского, где все напоминало им и о их собственной неверности и бегстве от Учителя в самые тяжкие минуты Его жизни (Мф. 26:56 и парал.), где вообще было столько тяжелых для них воспоминаний. Но такова была воля Божия, что от Сиона произойдет закон и слово Господа от Иерусалима (Ис. 2:2 и д.), что на этой святой горе положится основание Церкви Христовой, что здесь именно, где вражда против Бога и Христа Его (Пс. 2:2) достигла крайней меры, будет переизбыточествовать благодать Его, и с излиянием Духа Святого на апостолов отсюда начнется распространение Евангелия по всей вселенной (ст. 8). – «Ждите обещанного от Отца»: с этим для человеческого чувства тяжелым повелением – оставаться во враждебном им городе тотчас соединяется утешительное обетование, величайшее обетование – о ниспослании им всесильного покровителя и руководителя от всемогущего Отца. Речь идет очевидно о полном излиянии даров Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы (ст. 5; ср. Деян. 2:2 и д.). Отчасти они получили уже от Господа дары Св. Духа (Ин. 20:21-22 и прим.), но полного излияния на них этих даров они должны были еще ожидать в Иерусалиме, что и совершилось в день Пятидесятницы. Господь называет здесь это сошествие Св. Духа «обещанным от Отца» (ср. Лк. 24:49: «обетование Отца»), так как Бог Отец в Ветхом еще Завете через пророков дал обетование об излиянии Св. Духа во времена Христовы (ср. Ис. 44:3. Иоил. 3:1 и др.). «О чем вы слышали от Меня»: указывается не на подобную речь Господа, записанную у ев. Луки (Лк. 24:49), ибо та речь и рассматриваемая здесь – кажется – одна и та же. Господь указывает на речи свои об этом обещанном от Отца, сказанные еще до страданий Его. Таковы речи Его о помощи им от Духа Божьего в деле их проповеди и во время гонений (Лк. 12:11 и дал. Мф. 10:20 и парал.), таковы в особенности (ср. Злат. и Феофил.) речи Его об ином Утешителе в последней прощальной беседе Его с учениками, где Он с особенной полнотой раскрыл им учение об имеющем прийти к ним Утешителе – Духе Святом (Ин. 14:15-17, 26. Ин. 15:26. Ин. 16:7, 12-16). «Знай же, какую необходимость оставаться в Иерусалиме Господь возложил на них данным обещанием: чтобы по вознесении они не разбежались снова, этим ожиданием, как бы какими узами, Он удерживает всех их там» (Феофил., ср. Злат.). – «Иоанн крестил водою» и пр.: об этом сошествии Св. Духа на апостолов говорили древние пророки, говорил сам Христос, говорил и предтеча Его великий Иоанн Креститель. Господь указывает на изречения Иоанна Крестителя, записанные у евангелистов (Лк. 3:16. Ин. 1:33 и парал.), который говорил, что грядущий по нем (Мессия) будет крестить своих последователей Духом Св. (см. прим. к Мф. 3:4 и парал.), не обозначая Себя, как крестящего апостолов Духом Св., а указывая только на сам факт их духовного крещения. Этот образ крещения указывает на обилие и полноту излияния даров Духа, так что апостолы как бы погрузятся в эту очищающую и оживотворяющую силу Св. Духа. «Не частная это благодать, но все совершенная сила: ибо как погружающийся и крестящийся в водах отовсюду окружается водами, так и Духом крещены они всецело; но вода омывает внешность, а Дух, ничего не исключая, все крещает до внутренности самой души. И чему дивиться? Возьми пример чувственный, который сам в себе мал и неважен, но полезен для людей простых. Если огонь, входя внутрь грубого железа, целый состав его делает огнем и холодное раскаляется, черное начинает светиться; и если огонь, будучи веществом и проникая в вещество железа, действует так беспрепятственно: то чему дивиться, если Дух Святой входит во внутренность самой души?» (Кирил. Иерусал. Твор. в Рус. пер., стр. 308. М. 1855; ср. Феофил.). – «Через несколько дней после сего»: выражение, конечно, нарочито неопределенное. Не указывающее точно дня исполнения великого обетования; оно должно возбуждать радостное желание и ожидание, поддерживать духовное бодрствование и таким образом упражнять и укреплять веру (ср. Злат. и Феофил.). Исполнилось же это через десять дней по вознесении Господа, в день иудейской того года и первой христианской Пятидесятницы (Деян. 2:1).
- 6. «Они сошедшись»: см. прим. к ст. 4. – «Не в сие ли время»: т.е. через несколько дней после сего, когда ученики будут крещены Духом Св. (ст. 5). – «Восстановляешь царство Израилю»: речь идет без сомнения о внешнем, теократическом царстве Мессии, в котором Он будет царем, по подобию царств земных, в котором порабощенный теперь народ будет свободен, велик и славен, которому будут порабощены теперешние поработители его и все языческие народы (ср. прим. к Ин. 14:22). Как видно, с ожиданиями такого Мессианского царства, разделявшимся всем народом еврейским, ученики Господа доселе еще не вполне расстались, – так сильно владели эти ожидания умами современников Господа, что ближайшие ученики, которым Он многократно объяснял тайны царства Своего, не могли оторваться от них. О вознесении господа к Отцу они не могли не знать, ибо Он нередко говорил им о сем, но тем не менее мысль их занята была внешним царством Мессии в народе израильском. Еще не озаренные вполне Духом Св. до дня Пятидесятницы, не ожидали ли они, на основании неверно понятых слов Своего Учителя (Ин. 14:2-3 и д. Ин. 16:16 и д. и др.), что и Он опять придет от Отца с обетованным Утешителем? Только по сошествии на них Св. Духа они совершенно уже расстались с этой своей мечтой о внешнем царстве Мессии по подобию царств земных, как и вообще совершенно переродились духовно. Почему именно теперь они спрашивают у Господа об устроении Им царства? Кажется этот вопрос вызван был теперешней и предшествующими речами Господа. Вопрос о времени вызван был вероятно указанием Господа на близость времени их крещения Духом Св. (ср. Феофил): ибо им без сомнения известно было, что по пророчествам ветхозаветным, в царстве Мессии будет обильное излияние даров Св. Духа (Иоил. 3:1-2; ср. Деян. 2:16 и д.), а слова Господа о крещении их Духом Св. они поняли, как видно, именно в смысле такого обильного излияния на них Духа. Вопрос о восстановлении именно царства Израилю вызван был вероятно тем , что Господь в продолжении сорока дней являясь говорил им о царствии Божием (ст. 3), но они, как видно, не вполне еще понимали Его учение. «Не совсем ясно понимали, что такое это царствие, так как не были еще научены Духом…, все еще привязаны были к предметам чувственным, хотя и не столько, как прежде; они еще не сделались лучшими, впрочем о Христе думали уже выше» (Злат. ср. Феофил.). В вопросе их дышит высокий дух патриотических дум, которым так близка идея свободы, величия и славы их народа, которые так проникнуты надеждой на исполнение божественных обетований, данных отцам их; но тем не менее в этом вопросе выразилось еще несовершенство тогдашнего их представления о царстве Мессии.
- 7-8. «Не ваше дело» и пр.: Господь премудро устраняет этот неуместный, отзывающийся еще предрассудками, вопрос своих возлюбленных учеников, зная, через несколько дней после сего, когда Он пошлет им иного Утешителя, они не задали бы Ему подобного вопроса, и в успокоение им указывает именно на это событие. Господь говорит, что они не должны допытываться узнать времена и сроки, это не их дело, это им не нужно; они к другому делу предназначены, пусть же и делают это дело, а о временах и сроках пусть не допытываются, они известны только Всеведущему (ср. прим. к Мк. 13:32). «Не потому Отцу приписал знание исполнения времен, чтобы Сам не знал, но потому, что сам вопрос был излишним, и посему Он с пользою для них ответил молчанием» (Феофил., ср. Злат.). Господь не утверждает сим, что они и не должны и не будут знать о сих временах и сроках; если Всеведущий благоволит им открыть это, они будут знать, насколько это нужно. Так в свое время Иоанну открыты были времена и сроки раскрытия царства Божия на земле (в Апокалипсисе), и другим Апостолам было нечто открыто (2Пет. 3:3 и д. Рим. 11:25 и д. 1Фес. 5:1 и д. 2Фес. 2:1 и д.), но допытываться о сем они не должны: ибо должны быть не столько пророками – предвозвестниками будущего, сколько свидетелями о прошедшем (ст. 8). – «Времена и сроки»: выражение указывает на вторую главу книги пророка Даниила (Дан. 2:21), и означает первое слово – продолжительные периоды времени, второе – краткие сроки; по тем и другим раскрываться будет царство Божие на земле. Но знать их точно не их дело, это Отец небесный предоставил Себе. – «Но вы примите силу» и пр.: как бы в утешение за этот отказ, Господь дает ученикам обетование, указывая этим и их непосредственное предназначение. «Примите силу»: новую силу или усиление необычайное той силы, какую они в зачатке уже имели в себе. Эту силу дарует им Дух Св., когда сойдет на них, о чем Господь говорил им и прежде (Ин. 14:16-17, 26. Ин. 15:26. Ин. 16:7 и дал.). В понятии силы заключается здесь понятие необыкновенных даров Св. Духа, исполнившись коими, они почувствуют в себе силу исполнить то великое дело, на которое они призваны Христом, несмотря на всяческие препятствия сему; эта сила их победит всякие препятствия, восторжествует над всем. – «Будете Мне свидетелями»: свидетелями о моей жизни, Моем учении, Моих делах, или что то же – проповедниками Евангелия о Христе; в понятии свидетельства заключается здесь понятие о всей апостольской деятельности учеников Господа в деле распространения и утверждения на земле Его царства. «Это изречение есть вместе и увещание и непреложное пророчество» (Феофил). – «В Иерусалиме» и пр.: в этом городе страданий своих Христос должен быть проповедан прежде всего; он первый должен услышать слово о распятом и воскресшем Мессии, и вместе он должен быть центром, откуда распространится Евангелие о всей земле, возлюбленной некогда Богом (Палестине), и потом по всей земле, по всему миру. – «Иудее и Самарии»: см. прим. к Мф. 2:22. Мф. 10:5. «Так как прежде говорил: на путь к язычникам не ходите. И в город самарянский не входите (Мф. 10:5), желая, чтобы слово Божие проповедано было прежде иудеям, а теперь оно должно было уже разлиться по всему миру: то благовременно присовокупляет – в Иудее и Самарии, потом – и до края земли» (Феофил., ср. Злат.). «До края земли»: выражение не означает до границ земли только обетованной или Палестины, потому что здесь перечислены ее составные части, но – до границ всей земли, всего земного шара, т.е. по всей земле, по всему миру. И еще: выражение это не значит, что сами апостолы лично принесут Евангелие Христово по всей земле, до края земли; слова Господа относятся не только лично к апостолам, но и к их преемникам в деле апостольства, как и обетование Его пребывает с ними «во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Это одно из прямых указаний Господа на всемирное назначение (универсализм) Его религии и вместе краткое и ясное указание на главный и общий предмет всей книги Деяний апостольских.
- 9. «Сказав сие, Он поднялся» и пр.: после беседования с учениками, как говорит ев. Марк (Мк. 16:19), когда благословлял их (Лк. 24:51), может быть теми словами, какие записаны здесь дееписателем (ст. 8), Господь отступил от них, т.е. отделился на некоторое расстояние, и стал возноситься на небо или поднялся в глазах их. Дееписатель, хотя кратко, но подробнее чем Евангелиях, изображает самое вознесение, указывая раздельно две черты: сначала Господь поднялся в глазах учеников, отделился от земли и понеся вверх по воздуху, так что ученики взором могли следить за Ним, парящим по воздуху, а потом – облако взяло Его из вида их, так что Он скрылся совсем от взоров их, взятый или окруженный и поднятый облаком. «Воскрес так, что они не видели, вознесение же Его видели; видели конец воскресения, но не видели его начала; видели начало Его вознесения, но не видели его конца» (Феофил.). Это было на горе Елеонской (ст. 12), по дороге от Иерусалима к Вифании (Лк. 24:50), на той горе, у подошвы которой, в Гефсиманском саду, проявилось глубочайшее унижение Господа при кровавом подвиге гефсиманском в борьбе со страхом смерти.
- 10-11. «Когда они смотрели» и пр.: ученики Господа, без сомнения пораженные величием совершавшегося пред их очами и объятые многоразличными чувствами, безмолвно и неподвижно вперили свой взор в небо во след за удалявшимся в облаке Господом и вероятно долго стояли так («что стоите» и пр., «вознесшийся»; ст. 11), когда уже Господь скрылся от очей их в небесной высоте. – «Предстали два мужа»: без сомнения ангелы; так называет ангелов, которых жены мироносицы видели во гробе воскресшего Господа, ев. Лука в своей первой книге, т.е. в Евангелии (Лк. 24:4; ср. прим. и Мк. 16:5. Мф. 28:2. Ин. 20:12). Что это были ангелы, об этом свидетельствует также внезапное явление их, потом белая, блистающая одежда их – образ и отображение небесной чистоты и святости их. И наконец весть, принесенная ими ученикам о втором пришествии Христовом, как благовестие, ниспосланное с неба на землю. «Мужами же называют ангелов, показывая события в том виде, в каком оно представлялось зрению, так как ангелы и на самом деле приняли на себя образ мужей, чтобы не устрашить» (Феофил.). – «Что стоите» и пр.: вопрос небесных вестников содержит некоторый кроткий и любвеобильный упрек ученикам, что нечего долго оставаться в таком созерцательном и недеятельном положении (стоите и смотрите), вперив взгляд и мысли на небо, как будто с желанием, если возможно, и самим последовать также туда и остаться там; надобно быть не в недеятельном и теперь уже бесцельном созерцании высот воздушных, но деятельно и ревностно готовиться делать дело, к совершению которого они призваны (ср. Феофил.). – «Приидет таким же образом» и пр.: вот к чему должны быть теперь устремлены духовные взоры учеников Господа и готовиться к этому великому дню исполнением заповедей и учения Господня. Под пришествием Господа разумеется здесь не то таинственное духовное пришествие Его к ученикам, о котором Он говорит им в последней прощальной беседе Его с ними (Ин. 14:3, 18. Ин. 16:16), но второе славное Его пришествие, о котором Он сам также говорил ученикам (ср. Мф. 25:31 и прим.); «приидет таким же образом», т.е. в том же прославленном теле, с которым Он вознесся на небо и восседает одесную Бога Отца, приидет также на облаках небесных (Мф. 24:30, ср. Злат.). Итак второе славное пришествие Господа телесное, видимое также несомненно будет, как было несомненно Его телесное вознесение.
- 12-14. «Тогда»: получив вразумление и обетование от ангелов. – «Возвратились в Иерусалим», с радостью великой, как говорит ев. Лука в своем Евангелии (Лк. 24:52; см. прим.). – «С горы, называемой Елеон» и пр.: о местоположении горы Елеонской см. прим. к Мф. 21:1. Выражение указывает, по связи речи, что преславное вознесение Господа последовало с этой горы, иначе непонятно было бы, зачем потребовалось бы дееписателю упомянуть здесь о ней именно. Так как Феофил, для которого написана эта книга (ст. 1), кажется не знаком был лично с топографией Палестины и в частности Иерусалима (см. предисловие к Лк. 2): то, упомянув об Елеоне, как месте вознесения Господа, писатель делает замечание о местоположении его в отношении к Иерусалиму, говоря, что он находится близ Иерусалима, в расстоянии только субботнего пути. Раввинская строгость относительно покоя в субботний день, простиравшаяся до крайних мелочей, как то видим, и из Евангелий, не дозволяла совершать длинные путешествия в день субботний, чтобы не нарушать покоя субботы; дозволялось в субботу пройти не более 2.000 шагов, т.е. около версты (см. прим. к Мф. 24:20); такое пространство называлось субботним путем или путем субботы. Определение такого именно пространства основывалось будто бы на том, что таково было расстояние от крайних палаток еврейского лагеря до скинии, во время странствования евреев по пустыне при Моисее. Флавий определяет расстояние Елеона от Иерусалима то 6 стадиями (несколько более версты), то 5 стадиями (несколько менее версты); субботний путь длиннее несколько, чем то и другое из указываемых Флавием расстояний; это конечно зависит от того, с какого пункта горы вести счет. Может быть дееписатель ведет счет от той вершины горы, с которой совершилось вознесение Господа, и от того вышло расстояние длиннее, чем по счету Флавия. В Евангелии от Луки (Лк. 24:50) говорится, что Господь вывел учеников своих из Иерусалима до Вифании и вознесся, но это не противоречит рассматриваемому указанию книги Деяний на Елеон или одну из вершин Елеона, как на место вознесения Господа: ибо в Евангелии не сказано, что именно вблизи Вифании воспоследовало вознесение; оно значит только, что место вознесения находилось на пути из Иерусалима в Вифанию; рассматриваемое же место книги Деяний точнее определяет местоположение события вознесения – на горе Елеонской, на одной из вершин ее. Вифания отстояла на 15 стадий от Иерусалима (Ин. 11:18; ср. прим.), т.е. около 2,5 верст; путь субботний равнялся около 1 версты, следовательно вознесение последовало с места, лежащего почти на полпути от Иерусалима до Вифании. – «И пришедши», т.е. в Иерусалим с горы Елеонской, по вознесении Господа, ученики Его, или все свидетели вознесения, «изошли в горницу, где и пребывали»: слово, переведенное у нас словом «горница», означает верхнюю комнату дома; здесь, более удаленные от шума уличного, они беспрепятственнее могли предаваться молитве и молению (ст. 14) и приготовляться к крещению Духом Св., о котором говорил им Господь (ст. 5), как имеющим вскоре последовать. Вероятно, эта горница была в доме, владельцы которого были расположены ко Господу и ученикам Его, и сами были последователями Его; может быть та же горница, где была совершена тайная вечеря («большая» горница, Лк. 22:12). – «Где и пребывали»: речь идет не о постоянном, безысходном пребывании учеников в этой горнице, не расходясь; выражение общее, характеризующее вообще внешнее состояние (внутреннее – в ст. 14) учеников Господа по Его вознесении до Пятидесятницы. Оно значит: по возвращении с Елеона ученики Господа не разошлись каждый в место свое, но взошли в известную горницу, которая с тех пор и стала местом постоянных их молитвенных собраний, где они и пребывали в молитве и молении. В своем Евангелии Лука говорит, что, возвратясь с Елеона, ученики Господа «пребывали всегда в храме» (Лк. 24:53), «прославляя и благословляя Господа»; здесь же говорит, что они пребывали в горнице. Но эти указания не стоят в противоречии или разногласии между собою: из сопоставления их открывается, что ученики Господа пребывали в молитве и в храме и в горнице известного частного дома, т.е. были или в храме или в горнице в постоянной молитве к Богу. Они всегда были во храме, как благочестивые богочтители, во времена общественных молитв в храме, где их благочестивое чувство находило удовлетворение и усладу в священнодействиях еще не замененного иными священнодействиями богослужения; в остальное время они пребывали в собрании в горнице, проводя время, как и во храме, в молитвах и молениях. Таковые собрания были без сомнения по временам, но очень часто, что и означается словом «пребывали». Имена апостолов перечислены здесь те же (за исключением отпавшего Искариота) и почти в том же порядке, как и в Евангелиях (ср. Мф. 10:2-4. Мк. 3:17-18. Лк. 6:14-16 и прим.). Это перечисление здесь имеет цель – в начале книги указать те лица, которые составляли средоточие первого христианского общества, и деяния которых предполагает дееписатель описывать в книге своей. – «Единодушно пребывали в молитве и молении»: общее обозначение того духовного религиозного настроения, в каком находились ученики Господа после Его вознесения, как и в Евангелии от Луки (Лк. 24:51). Возвратились с Елеона они с «радостию великою» (Лк. 24:50), и эта радость выражалась в единодушии и молитве. Притом они были как овцы среди волков; молитва и единодушие необходимы были для них и посему. «Прекрасно! Молитва – сильное оружие против искушений. Этому они с одной стороны уже достаточно научены были самим Учителем, а с другой – к тому же их располагало и настоящее искушение; потому они и восходят на горницу, что сильно боялись иудеев» (Злат.). Наконец, молитва и моление были для них лучшим средством приготовления их к принятию обетованного им Духа и к исполнению того великого служения, на которое они призваны Христом. Вместе с апостолами упоминаются здесь жены; это, без сомнения те жены, которые сопутствовали Господу в Его путешествиях по Палестине с проповедью Евангелия и служили Ему имением своим, о коих повествует ев. Лука в своем Евангелии (Лк. 8:2-3), и которые пришли с Ним из Галилеи в Иудею на последний праздник Пасхи (Лк. 23:55. Лк. 24:1). Между ними упоминает дееписатель выразительно о пречистой Матери Господа. Здесь были названы братья Господа (ср. прим. к Мф. 1:25. Мф. 13:55 и парал.), которые еще не так давно не веровали в Него, как Мессию (Ин. 7:5 и прим.), а теперь уже были в числе верующих. Были здесь, без сомнения, и другие верующие, о которых упоминается далее (ст. 16).
- 15-17. «В те дни»: между днем вознесения Господа и днем Пятидесятницы, в один из тех дней, когда было собрание учеников и последователей Господа (ст. 16). – «Петр став посреди учеников»: Петр «уста апостолов, всегда пламенный и верховный в лике апостолов» (Злат. толкование на Мф. 16:15), первенствует среди собрания учеников, как «такой, которому Христос вверил стадо свое» (Феофил., ср. Злат.), и первый предлагает восполнить число 12 апостолов избранием нового апостола на место отпавшего Искариота. Дееписатель при сем замечает, что собрание, в коем Петр говорил свою первую речь, было «около 120 человек». Цель замечания кажется та, чтобы указать пример единодушия собиравшихся учеников Господа и – что апостолы такие важные дела, каково избрание нового апостола, делали не одни своей властью и силой, но при общем участии верующих. Так и было: ибо те, которые поставили Иосифа и Матфея (ст. 23), помолились о них (ст. 24) и бросили жребий (ст. 26), были, как видно по связи речи, не одни апостолы, но все собравшиеся. «Смотри, как Петр делает все с общего согласия, и не распоряжается ничем самовластно и как начальник» (Злат., ср. Феофил.). – «Около 120 человек»: не известно все ли последователи Господа, веровавшие в Него, как Мессию, были здесь в собрании; вероятно нет, их было, надобно предполагать, более; может быть это были только те, которые жили в Иерусалиме и были свидетелями вознесения Господа, возвратившиеся с Елеона. Ап. Павел свидетельствует, что Господь по воскресении своем явился однажды 500 братиям вместе (1Кор. 15:6); и дееписатель, при этом указании на число, кажется, не имеет ввиду указать общее число всех последователей Христовых, а только – что в этом собрании, о котором идет речь, их было столько. Правда, может быть явление Господа, упоминаемое ап. Павлом, произошло в Галилее (Мф. 28:16 и д. и прим.), и тех лиц на этот раз не было в Иерусалиме, а речь идет о тех только, кто на этот раз был в этом городе; во всяком случае число последователей Господа вероятно было значительно более, чем указываемое здесь. – «Петр – сказал» и пр.: речь ап. Петра обнимает два предмета, тесно связанные один с другим, – отпадение бывшего апостола и необходимость замещения его в сонм апостолов другим лицом. Это глубокое падение апостола Господня – предателя и его страшная смерть могли разбудить такие безотрадные, тяжелые помышления и так легко могли подать повод к соблазну, что нужно было перед обществом учеников Господа осветить это дело ясным светом слова Божия. Господь на тайной вечере кратко разъяснил это апостолам в свете слова Божия (Ин. 13:18), ап. Петр разъясняет это теперь верующим подробнее: это дело не случайное, оно должно было совершиться, оно было предсказано пророком Давидом по внушению Духа Св. – «Мужи братия»: выражение более почтительное и торжественное, чем простое и фамильярное – братия. – «Надлежало исполниться тому» и пр.: слово Божие непреложно, как слово непреложного Бога, и если в нем есть пророчество об ученике – предателе Господа, то ему надлежало исполниться непременно. Эта необходимость исполнения не уничтожает свободного самоопределения человека, ибо самое предопределение, выражающееся в пророчестве, основывается на Божественном предведении дел свободы человека (ср. Рим. 9:18). – «Что в Писании предрек Дух Святой»: «все писание богодухновенно» (2Тим. 3:16) и в частности пророчества, содержащиеся в нем, ибо изрекали его, как говорит ап. Петр в послании своем, «святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет. 1:21). «Утешает их пророчеством. Так при всяком поступал и Христос. Таким же точно образом и Петр показывает, что в этом событии нет ничего странного, но что оно уже было предсказано» (Злат.). – «Устами Давида»: разумеются пророчества Давида, указанные далее в ст. 20; но предварительно буквального приведения их апостол указывает на самый факт. В котором они исполнились, с некоторыми частными, но существенными его обстоятельствами. – О вдохновении Давида от Духа Св. при написании псалмов засвидетельствовал сам Господь (Мф. 22:43, см. прим.). – «Об Иуде» Искариоте, «бывшем вожде» и пр.: указывается на самое исполнение Иудой своего предательского замысла, когда он привел в сад Гефсиманский спиру и лукавым лобзанием указал ей Господа (Ин. 18:2 и дал. и парал.). Об отношении указываемых апостолом пророческих слов Давида см. в прим к ст. 20. – «Он сопричислен был к ним» : т.е. как действительный апостол Христов, избранный самим Господом наравне со всеми прочими 11 учениками и апостолами. – «Получил жребий служения сего», т.е. апостольства, как и прочие апостолы. Жребий – в смысле определенной по жребию собственности или состояния. Это не значит, что апостолы, и в частности Иуда, были избраны Господом в апостолы по жребию; это только образ выражения, заимствованный от употреблявшегося в известных случаях у евреев метания жребия, которым решалось то или другое дело; выражение значит: Иуда избран был быть апостолом Христовым. Выражение «жребий служения» (по-гречески χλῆρος τῆς διαχονίας) послужило вероятно основанием к названию людей, особенно предназначенных в Церкви Христовой на дело служения Богу, т.е. лиц духовного сословия, клиром, как поставляемых на это служение через преемственное от апостолов избрание и посвящение.
- 18-19. «Приобрел землю неправедною мздою»: особый оборот речи, означающий, что на деньги, за какие Иуда неправедно продал Христа, и которые потом возвратил первосвященникам. Куплен был этими последними участок земли (ср. прим. к Мф. 27:7-8). – «Когда низринулся» и пр.: см. прим. к Мф. 27:5. – «И сие сделалось известным» и пр.: т.е. что на деньги Иудины приобретен участок земли, и что предатель умер такой страшной смертью. – «Так что земля та» и пр.: оборот речи не показывает, что участок тот назван землей крови Иудиной вследствие его страшной кровавой смерти; он назван так потому, что куплен «ценою крови», т.е. на деньги, заплаченные за предательство на смерть Христа (ср. прим. к Мф. 27:6). Следовательно выражение «так что» относится в речи Петра собственно к выражению, что Иуда приобрел землю неправедною мздою, а не к последующему выражению, что расселось чрево его и дал. – На «отечественном» их наречии: ап. Петр без сомнения говорил эту речь на отечественном своем, еврейском наречии, а потому выражение сие в речи его не могло иметь места. Посему вероятно, что это есть пояснительное к речи замечание самого писателя книги Деяний, предназначавшего эту вторую книгу свою для Феофила, вероятно не разумевшего еврейского наречия (см. предисл. к Ев. от Лк. 2), равно как и пояснение значения еврейского слово «акелдама» – земля крови, в каковом пояснении не нуждались слушатели ап. Петра – евреи. Такие пояснительные замечания встречаются нередко в писаниях апостолов, предназначаемых первоначально для читателей из уверовавших язычников греко-римского мира, которым не известно было наречие еврейское (Мк. 3:17. Мк. 5:14. Мк. 7:11, 34. Ин. 1:41 и др.)
- 20. «В книге же Псалмов написано» и пр.: указывая, что ниспадение Иуды из лика апостолов было не случайное, апостол сказал уже выше, что это было предречено от Духа Св. устами Давида (ст. 16 и прим.); здесь приводятся самые подлинные слова этого пророчества об Иуде. Пророческие слова приведены из двух псалмов – Пс. 68:26 и Пс. 108:8. Первое из этих мест приведено с легким изменением против подлинника, второе с буквальной точностью. В обоих этих псалмах изображается невинно страждущий от врагов своих праведник и содержатся в виде молитвы прещения его на этих врагов и главным образом против одного из них. Кто бы ни был этот страждущий, сам ли Давид, как прообраз Мессии, или другое лицо, во всяком случае псалмы эти имеют типологически-прообразовательное значение (ср. о сем прим. к Ин. 13:18-19 и парал.), и во всей полноте изображаемое в них исполнилось в лице и обстоятельствах невинно страждущего Мессии. Враги невинного страдальца, изображаемые в сих псалмах, против которых изрекаются прещения, суть враги Господа Иисуса Христа, предавшие Его смерти и особенно один из них, представитель их – предатель Его Иуда Искариот. Уверенный, что об этом именно враге Господа говорят пророческие слова приводимых псалмов, ап. Петр в первом из приведенных изречений переменяет множественное число (подлинника) на единственное, и прещение против одного врага, – представителя всех прочих врагов – Искариота. – «Да будет двор его пуст» и пр.: запустение двора или места жительства есть символ гнева Божия на обитавших там (ср. Ис. 34:10-15 и парал.); изгнание с такого места есть кара Божия. В приложении этого образного выражения к Искариоту оно означает: апостольское место его в сонме апостолов будет праздно, оставлено занимавшим его, который, как враг Мессии, должен был быть извергнут из него по суду правды Бога, гневающегося на врагов Сына Его и карающего их, и не должен более занимать его. Но оно не навсегда должно быть праздно, вместо недостойного оно должно быть замещено достойным; об этом также есть пророчество: «достоинство его да приимет другой», место врага изгнанного должен занять друг. Принимая слова пророческие в теснейшем смысле, св. Златоуст и блж. Феофил под двором разумеют село (купленное: «ибо что могло бы быть пустее кладбища, и кладбища общественного, каковым стало это село»?) и дом Иуды, а под достоинством – начальство, священство.
- 21-22. «Итак надобно»: вследствие того, что пророчество об извержении Иуды из сонма апостолов пришло в исполнение, надобно, чтобы и другое пророчество, соединенное с тем, о замещении опустевшего места, исполнилось, т.е. надобно избрать нового апостола на место Искариота и тем восполнить установленное самим Господом двунадесятое число Его апостолов. Кажется, нельзя сомневаться, что это делалось апостолами и Петром не по их собственное воле и желанию, а по повелению самого Господа, не записанному впрочем в Евангелиях, как и многое осталось не записанным (Ин. 21:25). А почему Он сам по воскресении своем не избрал нового апостола на место Иуды и представил это ученикам своим сделать после вознесения своего и даже до сошествия Св. Духа, – всякие догадки об этом были бы тщетны. – «Один из тех» и пр.: необходимым и единственным условием для избрания в звание апостола Петр поставляет не какие-либо особенные внутренние качества избираемого – чрезвычайные дарования умственные или нравственные, а то, чтобы избираемый был свидетелем-очевидцем всей деятельности Господа в продолжение всего времени общественного служения Его. Он уверен, что избранному дарованы будут иным Утешителем все силы, необходимые для благоуспешного прохождения его будущего служения (Ин. 14:26 и парал.), как и всем немощным мира (1Кор. 1:26-27). Очевидцем же всей жизни Господа избираемый должен быть потому, что он вместе с прочими в звании апостола должен быть свидетелем о Господе (ст. 8), следовательно должен иметь непосредственное и личное познание о всей жизни и деятельности Спасителя, как непосредственный слушатель Его учения и очевидец Его дел и жизни. Впрочем, это по-видимому внешнее только условие со стороны избираемого не есть на самом деле только внешнее: постоянное пребывание человека с Господом и Его учениками в продолжении лет трех с половиной свидетельствовало о вере его в Господа, любви к Нему, верности и постоянстве, в силу которых такому человеку с уверенностью можно было доверить исполнение дела апостольского, даже по одним человеческим соображениям и расчетам (Лк. 22:28-29). Кто так долго, с таким постоянством и верностью находился среди учеников Господа, на того можно было положиться в деле апостольского служения. – «Один из тех»: а не многие и не несколько, потому что нужно было избрать только одного, на место отпадшего апостола, для восполнения числа двенадцати. – «Находились с нами»: собственно – ходили вместе с нами, сопутствовали нам в наших странствованиях и путешествиях или вообще – пребывали с нами. – «Когда пребывал и обращался с нами»: собственно – когда входил и исходил с нами, выражение указывающее на постоянное обращение или пребывание Господа с учениками и вместе на постоянное странствование их вместе. «Начиная от крещения» и пр.: означение начала и конца общественной деятельности Господа, сделанное в пояснение слов – «во все время» (ст. 21); крещением Господа от Иоанна началось и вознесением окончилось общественное служение Господа на земле видимым образом, хотя Он пребывает и пребудет в церкви своей на земле до скончания века (Мф. 28:20). – «Был вместе с нами свидетелем воскресения Его»: т.е. чтобы таковой был апостолом наравне с нами. Этим выражением указывается на главный предмет апостольского служения и апостольской проповеди; сам Господь назвал их служение «свидетельством о Нем» (ст. 8), главный предмет этого свидетельства о Нем – воскресение Его (ср. 1Кор. гл. 15 ), как главнейший предмет спасающей веры (Рим. 10:9). Надобно, чтобы апостол был свидетелем действительности воскресения распятого и умершего Мессии. С дугой стороны, надобно избираемому быть свидетелем воскресения, «а не чего-либо другого потому, что кто явится достойным свидетельствовать о том, что евший и пивший с ними и распятый Господь восстал, тому гораздо более можно и должно поручить свидетельствовать и о прочих событиях; потому что искомым было воскресение, так как оно совершилось в тайне, а прочее явно» (Феофил., ср. Злат.).
- 23-25. «И поставили двоих»: из числа тех, которые удовлетворяли высказанному условию избрания в звание апостола, которые обращались с Господом и апостолами во все время общественного служения Его, избраны были двое и поставлены среди собрания, как избранные и предназначенные к апостольству. «Поставили двоих: почему не многих? Чтобы не вышло большего нестроения, притом же и дело касалось не многих» (Феофил). Избрание совершилось без сомнения апостолами с согласия всего общества собравшегося (почему и сказано – «поставили»), может быть по указанию самого Петра, державшего речь к собравшимся, которые убедились сей речью в необходимости избрания нового апостола на место отпавшего, и избрания именно из числа таких лиц, о каких сказал Петр (ср. Злат.). Избраны были Иосиф – сын Себы (Варсава), прозванный Иустом, и Матфей – оба неизвестные в евангельской истории. «Может быть они были из числа семидесяти, бывших с двенадцатью апостолами, и из других верующих, но более пламенно веровавшие и более благочестивые, чем прочие» (Феофил). – «И помолились»: окончательное избрание одного из двух предизбранных в апостола, ни апостолы, ни собрание не берут на себя, а предоставляют самому Господу, испрашивая в молитве указания Его воли. Таким образом в избрании нового апостола совершается двоякое действие – человеческое и божественное: апостолы и общество верующих предизбрали двоих из среды себя, Господь по молитве их указал одного из них для сопричисления к лику двенадцати апостолов. – «И сказали»: без сомнения Петр от лица всего собрания произнес следующую молитву ко Господу. – «Господи, сердцеведец всех»: молитва обращена не к Богу Отцу непосредственно, но ко Господу Иисусу Христу; так как избираемый избирался быть апостолом Христовым: то и молитва об указании избираемого обращается к Нему. Как при жизни своей на земле Господь избрал Себе апостолов, так и теперь, хотя Он вознесся на небо, но, обещавшись всегда пребывает в церкви своей, должен сам избрать и двенадцатого апостола (ср. Злат.). «Сердцеведец»: знающий душу человека во всех ее внутренних тайниках и потому знающий вполне, кто из двух предизбранных способнее понести возлагаемое на него служение. Веру свою во всеведение и сердцеведение Господа Петр твердо выражал еще при жизни с апостолами Господа, особенно в знаменательной беседе с Ним по Его воскресении на берегу Галилейского озера (Ин. 21:15 и дал.). В другой речи своей Петр называет сердцеведцем Бога (Деян. 15:7 и дал.); следовательно употребляя теперь это слово в приложении ко Христу, он выражает тем исповедание божества Его. – «Покажи»: посредством жребия (ст. 26). «Не сказали – избери, но покажи, говорят, избранного; они знали, что у Бога все наперед определено» (Злат., ср. Феофил). – «Принять жребий служения сего»: см. прим. к ст. 17. – «И апостольства»: более определенное обозначение слова – служения, т.е. служения, которое есть апостольство. – «Иди в место свое»: т.е. место осуждения, геенну. Он призван был занять, вместе с другими апостолами, место в славном царстве Мессии на небе, но страшная измена Учителю своему низвергла его в место мучения во аде: таков смысл этого выражения по контексту речи.
- 26. «И бросили о них жребий»: собственно «дали им жребий»: вероятно небольшие листки бумаги, на которых написаны были имена избранных; эти жребии клались в сосуд, встряхивались и чей первый жребий выпадал из сосуда, тот считался избранным (ср. 1Пар. 24:5 и дал. 1Пар. 25:8 и д.). «Почему предпочитают избрание посредством жребия?» – «Они еще не считали себя достойными того, чтобы самим сделать выбор, а потому и хотят узнать (об этом выборе) посредством какого-нибудь знака». – «И Дух Св. еще не сходил на них…, и жребий имел великое значение» (Злат., Феофил.). Определение по жребию есть установление ветхозаветное и в решении дел по жребию видели действие самого Бога (ср. Лев. 16:8 и д. Чис. 17:1 и д. Чис. 34:13. Нав. 14:2. 1Цар. 10:20). Так и здесь: в том, что жребий пал Матфею, все собрание верующих уразумело волю Господа, что Матфей должен занять место отпадшего Искариота, и посему он сопричислен был к одиннадцати апостолам, как двенадцатый. – Матфей затем проповедовал Евангелие в Иудее и Ефиопии и скончался в Иерусалиме, быв побит камнями (память его 9 августа. См. Чет.-Мин.). – Иосиф (или Иосия, он же Иуст) был после епископом Елевферополя (в Иудее и здесь скончался мученически (пам. 30 окт. См. Чет.-Мин.).
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > Толкование на Четвероевангелие и книгу Деяний святых апостолов > Деяния святых апостолов > Глава 1