Глава 9

  • 1-2. «Савл же, еще дыша угрозами» и пр.: между тем как рассеявшиеся после смерти Стефана ученики Господа, вследствие воздвигнутого на них гонения, распространяли по соседним с Иудеею странам проповедь евангельскую (Деян. 8:1, 4 и д.), Савл, терзавший церковь в начале этого гонения (Деян. 8:3), продолжал свои фанатические действия против учеников Господа («еще дыша» - продолжая дышать). Кажется, между началом этого гонения и событием обращения Савла (о чем вслед за сим повествует дееписатель) прошло не очень краткое время, и в продолжении этого времени страстность действий Савла против христиан не только ослабевала, но более и более усиливалась. На это указывает напряженное выражение: «дыша угрозами и убийством», а равно и задуманное им предприятие – идти в Дамаск. Выражение указывает как бы на дикого плотоядного зверя, задыхающегося от плотоядной страсти; угрозы и убийства стали как бы воздухом, которым дышал Савл, как бы необходимым элементом его жизни. Выражение характеризует таким образом страсть, развившуюся до крайнего фанатизма против христиан, что совершенно естественно в таким положении и в таком характере, как у Савла: страсть ненависти, продолжаясь довольное время и находя себе удовлетворение, растет, усиливается, как бы отождествляется с характером человека, влечет его бесповоротно далее и далее; особенно это имеет место при фанатизме. Что Савл дошел до такой именно степени, свидетельствует то обстоятельство, что он не удовлетворялся уже неистовством против христиан в Иерусалиме и Иудее, а задумал идти в Дамаск. – «Пришел к первосвященнику»: кто был тогда первосвященником, точно указать трудно, так как не одинаково можно определять год обращения Савла. Если это событие последовало не позже 36-го года по Р.Х., то первосвященником был все тот же Иосиф Каиафа, который в 36-м году смещен был с этой должности римским проконсулом Сирии Вителлием. Место Каиафы занял сын прежнего первосвященника, тестя Каиафы, известного из евангельской истории Анана и Анны, Ионафан; но в 37-м году и этот смещен и замещен братом его, другим сыном Анана, Феофилом (Флавий Antt. XVIII, 4 и д.). Вероятнее, что этот последний и был первосвященником в то время, о котором идет речь. – «Выпросил у него письма в Дамаск к синагогам» и пр.: Дамаск, древний главный город Сирии, верст около 200 к северо-востоку от Иерусалима; со времен Селевкидов в нем жило очень много евреев, так что Нерон мог умертвить их там до 10.000 (Флавий Bell. Iudaic. 1, 2. 25. 2, 20. 2), что совершенно согласно с рассматриваемым местом, где упоминается о синагогах, а не одной синагоге. Почему Савл устремился именно в Дамаск, можно только догадываться, так как дееписатель не говорит о сем: вероятно до иерусалимского синедриона и Савла дошли определенные слухи, что в Дамаске, между тамошними евреями, довольно христиан, или они и сами догадывались о сем по многочисленности живших там евреев; может быть у Савла были там личные связи, при помощи которых он там надеялся успешнее, чем где-либо в другом месте, действовать против христиан. Условная форма речи: «если кого найдет последующих сему учению» - ясно указывает на ожидание, даже на уверенность, что таковые там найдутся. Дееписатель не говорит, каким образом и кем принесена была и распространена проповедь евангельская в Дамаске: может быть путешественниками, ходившими на праздники в Иерусалим, принесена она была туда первоначально, а распространена и утверждена была рассеявшимися после смерти Стефана учениками Господа (Деян. 8:4), которые прошли до Финикии и Кипра и Антиохии (Деян. 11:19) и значит могли быть и в Дамаске, лежавшем ближе к Иерусалиму, чем наприм. Антиохия или Кипр. – Для достижения своей цели Савл выпросил у первосвященника письмо к дамасским синагогам, следовательно хотел явиться туда и действовать там как официальный уполномоченный от иерусалимского синедриона, с официальными бумагами от главного представителя синедриона – первосвященника. Письма были к синагогам; предполагается, что христиане, обращенные из иудеев, не отделялись еще от синагог, участвовали в синагогальных собраниях, как и сами апостолы и иерусалимские верующие не отделялись еще от храма, до времени участвовали в храмовых богослужебных собраниях (ср. Деян. 3:1 и парал.). Письмо было, как видно, не одно – ко всем синагогам, но особое к каждой, может быть для усиления и несомненности полномочий Савла. – «Последующих сему учению»: собственно – сему пути (ср. Мф. 22:16 и прим.); путь – известный род жизни и деятельности, сообразный с известным учением; здесь – путь христианской жизни, соответственно вере во Христа и учению Христову. – «Связав, приводить в Иерусалим»: синедрион иерусалимский считал всех евреев во всех странах мира подлежащими его судебной власти в делах веры, и все чужеземные евреи добровольно признавали над собою эту власть и авторитет первосвященника иерусалимского, как главного представителя этой власти. Письма этого представителя власти должны были иметь для дамасских иудеев полный авторитет и они должны были повиноваться им беспрекословно, т.е. Савл, вооруженный ими, мог вязать обращенных в христианство иудеев и приводить в Иерусалим, чтобы предавать их суду синедриона как вероотступников, как нечестивцев, как богохульников. Со стороны гражданской власти в Дамаске не ожидалось, как видно, никаких препятствий к подобному обращению с христианами: римская гражданская власть, под которою стоял тогда Дамаск, отняв у синедриона право смертной казни, остальное в делах религии предоставляла синедриону.
  • 3-6. «Внезапно осиял его свет с неба»: гонитель уже приближался к цели своего путешествия, когда неожиданно для него случилось с ним чрезвычайное событие. Свет с неба осиял его так внезапно, так непредвиденно, так сильно и ослепительно, что поверг его на землю. Этот свет, превосходящий солнечное сияние (Деян. 22:13), был тот небесный свет славы, который окружает являющегося в славе своей прославленного, вознесшегося на небо Христа Иисуса, который теперь и явился Савлу в сиянии этого света. Дееписатель прямо не говорит здесь, что в этом свете Савл видел небесный образ Господа Иисуса, но дальнейшие черты сказания несомненно удостоверяют и сам ап. Павел прямо свидетельствует, что он видел Господа Иисуса во свете, осиявшем его (ср. ст. 17, 27. Деян. 22:141Кор. 9:11Кор. 15:8). Господь действительно явился ясно для телесных очей его в Его препрославленном небесном теле и виде, а не для внутреннего только духовного взора его: ибо Павел поставляет это явление себе Господа в одну категорию с явлениями Его апостолам по воскресении (1Кор. 15:5-8). Вероятно впрочем, что это явление Савлу небесного лика Господа было кратковременное: ибо Савл упал и глаза его были ослеплены (ст. 8). – «Упал на землю и услышал голос» и пр.: потрясенный силою небесного явления и конечно устрашенный, Савл упал на землю как пораженный молнией, и уже не видя явившегося в небесном свете, услышал Его голос, жалующийся на гонение Его со стороны Савла. – «Что ты гонишь Меня?»: за что, по каким причинам, «за какую обиду от Меня, великую или малую, ты это делаешь?» (Злат.). В гонении последователей Господа сам Он претерпевает гонение (ср. Лк. 10:6 и парал.). Вопрос направлен к совести Савла и должен был возбудить в нем сознание всей неправоты его по отношению к гонимым им христианам и самому Господу их. – «Кто Ты»: из слов явившегося – «что Меня гонишь», Савл мог предчувствовать, кто явился ему и вступил с ним в беседу, но Савл гонитель конечно не верил, что Господь Иисус жив, что Он воскрес и вознесся на небо, а потому спрашивает – «кто Ты»? Вопрос этот ясно показывает, что явление Савлу Господа и все событие обращения его ко Христу было делом совершенно неожиданным для него, что оно не было подготовлено какой-либо внутренней борьбой в Савле прежних иудейских его убеждений с новыми впечатлениями от христианства благоприятными для него, борьбой, которая бы могла повергнуть его в особенное состояние духа, в коем субъективный образ его фантазий он мог принять за объективное явление ему и т.п. Он, как видно, даже не думал в это время об Иисусе Христе, иначе он сейчас же ясно понял бы, кто этот явившийся ему. И вообще подобную внутреннюю борьбу трудно предположить в таком характере, как Савлов в то время: преследуя христиан, он был уверен, что ратует за дело Бога Иеговы (ср. Деян. 22:3Гал. 1:14). Наконец и сам Павел рассказывает об этом событии с ним, как о совершенно неожиданном для него и ничем с его стороны не подготовленном (гл. 22 и 26; ср. Гал. 1:14-15). – На прямой вопрос Савла явившемуся – кто Он, явившийся называет себя по имени. Кроме откровения имени гонимого самое противопоставление Я и ты должно было особенно поразить гонителя и глубоко смирить его: Я – окруженное небесным светом и божественным величием, но гонимое тобою лицо, и ты – бедное, слабое и так легко повергаемое на землю, но гонящее лицо! – «Трудно тебе идти против рожна»: народное присловье, выражающее тщету усилий противодействовать силе неодолимой. «Напрасно ты мнишь (так можно перефразировать изречение) своими ничтожными человеческими силами одолеть дело, совершаемое Моею всемогущею божественною силою». – Объявший Савла и повергший его на землю страх пред небесной славой Явившегося превратился, по открытии ему имени сего явившегося, в ужас и трепет Савла, и он смиренно признает Явившегося своим Господом, а себя – Его рабом: «что повелишь мне делать?» – «Иди в город»: т.е. в Дамаск, близ которого произошло сие необычайное событие.
  • 7-9. «Люди, шедшие с ним»: первосвященник и синедрион вероятно дали Савлу проводников и помощников, которые должны были вязать и сопровождать из Дамаска в Иерусалим последователей и исповедников имени Христова (ст. 2), и – они-то были первыми непосредственными свидетелями необыкновенного события с Савлом. Но Господу нужен был собственно Савл, и он один удостаивается видения и беседы, а спутники его были в это время в оцепенении от неожиданности и страха, пораженные необычным светом. Что особенно усиливало сие их состояние, это – то, что они слышали голос говоривший, но говорившего не видели. «Всех и бывших с ним осиявает свет, чтобы они свидетельствовали об этом явлении, но ослепляет он не всех, а одного только Павла, чтобы не подумали, что это было общее и как бы случайное несчастье, но чтобы открылось, что это было вполне действие божественного промысла» (Феофил). – «Савл встал с земли»: по повелению Господа – идти в Дамаск. – «С открытыми глазами никого не видел»: Савл, как видно из сего, после облистания его светом с неба и явления ему в этом свете Господа Иисуса, поверженный на землю лежал с закрытыми глазами, и когда вставая открыл их, то почувствовал, что слеп. Павел говорит, что он лишился зрения от славы света осиявшего его (Деян. 22:11), но нельзя не видеть в сем и особенного действия Божия, ибо спутники его, также видевшие свет, не лишились зрения (Деян. 22:9). Это было частью и наказание гонителю, частью символическое означение того, что он доселе с открытыми глазами был слеп духовно в отношении к истине Христовой (ср. Злат.). – «Не ел и не пил»: совершенное воздержание от пищи и пития, т.е. строжайший пост (вместе с молитвой, ст. 11) был выражением глубокого раскаяния Савла в доселешних действиях против христиан и вместе приготовительным средством к совершенной перемене его внутренней и внешней жизни, которой он ожидал по слову явившегося ему (ст. 6).
  • 10-12. «В Дамаске был» и пр.: из рассказа видно, что Анания и Савл не знакомы были лично между собою. Анания говорит, что он знает о Савле только по слухам (ст. 13), а слова Господа к Анании (ст. 12) дают право думать, что и Савл не знал лично Анании. Еврейское имя Анании показывает, что он был христианин из иудеев. Дееписатель называет его здесь только – «некоторый ученик», сам же Павел характеризует его так: муж благочестивый по закону, одобряемый всеми иудеями, живущими в Дамаске (Деян. 22:12), т.е. и по своему обращении ко Христу живший строго по закону и за то пользовавшийся уважением всех дамасских иудеев, несмотря на то, что перешел от них в другую веру. По церковному преданию, он был епископом дамасским и скончался мученически в Елевферополе иудейском (Чет.-Мин. окт. 1). – «Господь» (т.е. Иисус Христос, как видно из стт. 13, 14, 15) «в видении сказал»: было ли это видение в бодрственном состоянии, в исступлении (как Петру - Деян. 10:10 и дал.), или во сне, – из рассказа не видно; выражение - «встань и иди» (ст. 11) не означает, что Анания был в это время на ложе, а значит только, что он пребывал дома в спокойствии. – «На улицу прямую»: так называлась улица без сомнения в отличие от кривых улиц, столь обыкновенных и частых в восточных городах. – «Прямая улица» (с этим именно названием) есть в Дамаске и ныне. – «Тарсянина»: родом из города Тарса, в малоазийской области Киликии. – «Он теперь молится» и пр.: этими и последующими словами Господь указывает причины, почему Он посылает его к Савлу и почему именно теперь (немедленно встань и иди, ст. 10) посылает. Он, т.е. Савл, теперь молится, и твой приход будет ответом на его молитвенные прошения. Савл молился Господу без сомнения о том же, о чем спрашивал Его при явлении – что повелишь мне делать (ст. 6), молился, чтобы Господь открыл ему волю свою о нем. Откровение этой воли и должен был принести ему Анания и притом в самый час молитвы, когда человек особенно способен к принятию откровения воли Божией о нем и был особенно восприимчивым. Вторая причина, почему именно теперь посылается он – Анания – та, что Савл видел в видении (во сне или наяву – опять не говорится) «мужа именем Ананию» и пр. Видение, как показывает слово «видел» (уже), было Савлу несколько прежде, вследствие чего он и встал на молитву и теперь молился, и состояло оно в том, что пришел к нему некто по имени Анания и возложил на него руку, чтобы он прозрел. Господь не говорит: «видел тебя», но – мужа именем Ананию, из чего видно, что явившееся Савлу лицо было ему неизвестно и он узнал только имя его – Анания. Из слов Господа Анания должен был уразуметь, что Савл, к которому он посылается, был слеп.
  • 13-14. «Анания ответствовал» и пр.: с детскою откровенностью и простотой сердца Анания выражает пред Господом свои опасения относительно возлагаемого на него поручения, на основании слухов о Савле и его отношении к иерусалимским христианам. Слух о лютости гонения иерусалимского, причем главным лицом был Савл, дошел уже в Дамаск; его принесли туда или путешествовавшие туда на праздники иудеи, или рассеявшиеся вследствие этого гонения христиане иерусалимские, во всяком случае слух был верный и распространенный от многих. – «Святым Твоим»: т.е. христианам, которые так называются по особенному освящению их во Христе и Церкви. – «И здесь имеет власть» и пр.: откуда Анания получил сведение о полномочиях Савла от синедриона (от первосвященников, - см. прим. к Мф. 2:4), с какими он шел в Дамаск, не видно из повествования. Легко может быть, что иерусалимские христиане, которые могли получить сведение о предпринимаемом Савлом путешествии, его полномочиях и целях, дали знать о сем христианам дамасским письменно или через вестников о предстоящей им опасности, чтобы они были осторожнее. Так как это был уже третий день по прибытии Савла в Дамаск: то подобные известия во всяком случае уже могли быть получены там, и очень может быть, что под влиянием новости или свежести этих известий Анания так живо и решился выразить пред Господом свои опасения и недоумения.
  • 15-16. На выраженные Ананиею опасения Господь отвечает повторением своего повеления – иди, и успокаивает его указанием на будущее великое предназначение Савла. – «Мною избранный сосуд» и пр.: Мною самим выбранный сосуд, как добрый, прекрасный сосуд. В этот сосуд Господь положит имя свое и в нем оно пронесено будет по вселенной, – речь очевидно не собственная, а образная, которой смысл таков: Савл будет проповедником в мире Моего имени, т.е. как Мессии, проповедником учения о Христе Иисусе или вообще Евангелия и христианства, проповедником избранным, добрым, прекрасным. – «Пред народами и царями и сынами израилевыми»: под народами, по строению выражения, разумеются собственно язычники, в противоположность сынам израилевым, т.е. евреям; под царями – вообще правители и власти народные, под какими бы названиями они ни были известны. Примечательно, что на первом месте поставлены язычники; этим давалось уже понять, что новообращенный гонитель будет проповедником христианства преимущественно между язычниками. И евреи не исключаются из круга его проповеднической деятельности, но язычники стоят на первом плане этой деятельности; так при самом обращении Савлу предначертано быть апостолом язычников по преимуществу. – «И Я покажу ему» и пр.: это новое успокоение для опасливого Анании. Смысл и связь таковы: иди, не опасайся; последователи Мои не только не пострадают от него за имя Мое, а напротив, «Я покажу ему», явлю над ним или на нем, сколько сам он постраждет за имя Мое, за которое он прежде так жестоко гнал последователей Моих.
  • 17-19. «Возложив на него руки»: в знак сообщения ему благодати Господней для видимого исцеления его слепоты и исполнения Св. Духа. Примечательно, что сие было еще до крещения Савла (ст. 18); такое же явление исполнения Духом Св. до крещения было над Корнилием и его домашними (Деян. 10:46 и д.). – «Брат Савл»: это братство – не братство по племени и роду, но братство во Христе, которым приветствовал Анания новообращенного. – «Явившийся тебе на пути»: этого Господь не говорил в переданной дееписателем беседе его с Ананиею, и из сего видно, что беседа сия передана дееписателем сокращенно, в сущности; на то же указывает дальнейшее выражение, «чтобы ты исполнился Духа Святаго», какового выражения также нет в приведенном дееписателем речи Господа Анании. «Мне кажется, что он (Павел), подобно как и Корнилий, тотчас по произнесении этих слов сподобился Духа, хотя преподававший и не был из числа двенадцати. Так все касающееся Павла было не человеческим и совершалось не чрез человека, но сам Бог был совершителем этого» (Злат.). – «Как бы чешуя отпала от глаз его»: едва ли правильно будет представлять так, что действительное вещество в роде чешуи спало с глаз Савла; это было лишь внутреннее личное ощущение его, ему показалось, что как бы чешуя отпала от глаз его, после чего он тотчас прозрел. Что это действие прозрения было чудесное, сверхъестественное, на это прямо указывает строй речи и слово – «вдруг» (он прозрел). – «Крестился»: без сомнения принял крещение от рук Анании. Таким образом Савл принял, вместе с благодатью Св. Духа, внешний знак присоединения к христианскому обществу, запечатлев тем истинность и искренность своего обращения в христианство. – «Приняв пищи, укрепился»: «ибо он изнемог от путешествия, от страха, от поста и от скорби. И желая усилить эту скорбь его, Господь попустил ему оставаться слепым, пока не пришел Анания» (Злат., ср. Феофил). – «Был несколько дней в Дамаске»: Павел сам говорит, что по обращении своем он тотчас (εδθέως) отправился в Аравию и потом возвратился опять в Дамаск (Гал. 1:17 и д.); но это конечно не стоит в противоречии с рассматриваемым сказанием дееписателя, ибо усиленное выражение – «тотчас» при рассказе о продолжительном времени не исключает нескольких дней. Дееписатель не упоминает об этом путешествии Савла из Дамаска в Аравию и опять возвращении в Дамаск, а представляет дело так, что он по обращении был довольно времени в Дамаске и отсюда пошел в Иерусалим. Подобный способ повествования в обычае евангелиста Луки, писателя книги Деяний, особенно когда мало или нет совсем известий об опускаемом событии (как напр. ничего неизвестно о пребывании Савла в Аравии): так в своем Евангелии он, сказав о сретении Господа во храме иерусалимском, повествует о возвращении святого семейства в Назарет, опуская событие бегства его в Египет и возвращения уже оттуда в Назарет (Лк. 2:39; см. прим. к сему стиху). Есть впрочем в самом тексте тонкое указание, что описанное здесь (19-25) пребывание Савла в Дамаске было непрерывное: в ст. 19 говорится, что он был там несколько дней, в стихе же 23 говорится, что прошло уже довольно времени. Вероятно удаление Савла в Аравию и возвращение оттуда опять в Дамаск надобно поместить в рассматриваемом сказании дееписателя между 21 и 22 стихами.
  • 20-21. «Тотчас начал проповедовать» и пр.: пламенный дух Савла не терпел медлительности; сделавшись христианином, он тотчас принялся за проповедь учения о Христе и именно в синагогах, в тех синагогах, к которым имел письма от синедриона, уполномочивавшие его к враждебным действиям против христиан. Предметом его первого проповедничества был самый существенный пункт христианского учения, что Иисус из Назарета есть Сын Божий, тот же пункт учения, за исповедание которого Господь некогда так превознес Петра (Мф. 16:16 и д.). – «И все слышавшие», т.е. иудеи дамасские и между ними принявшие христианство, но преимущественно первые, дивились этой перемене в мыслях гонителя церкви Христовой. Из разговоров удивлявшихся иудеев видно, что они уже имели также сведения о цели прибытия Савла в Дамаск и его полномочиях.
  • 22-25. «Савл более и более укреплялся»: вероятно уже по возвращении из Аравии (Гал. 1:17 и д.), где он в тишине уединения, вдали от прежних мест его действий, может был предавался изучению Писания уже при озарении от Св. Духа с новой точки зрения – христианской, как можно гадать о сем по всему характеру и образу деятельности Савла – будущего великого апостола Павла. Укрепившись в своей вере изучением Писания, Савл, по возвращении в Дамаск, в своих синагогальных беседах с иудеями доказывал, что Иисус есть Христос, т.е. Мессия, обетованный иудеям и ими ожидаемый. Доказательства сего он без сомнения приводил из Писания, т.е. рассматривал ветхозаветные пророчества о Мессии и указывал их исполнение в лице и жизни Господа, сличал пророчества и обетования с событиями и т.п. Сила его доказательств и вообще сила его слова была так велика, что он приводил в замешательство иудеев дамасских, т.е. они не могли ни ослабить силы его доказательств, ни противопоставить им других равных по силе, а между тем не хотели согласиться с тем, что неизбежно вытекало из этих доказательств, именно – что Иисус есть Мессия, и потому приходили в замешательство, не зная, что отвечать и делать. Это продолжалось довольно времени, и замешательство породило в иудеях страстную вражду и ненависть к Савлу до того, что они решились убить его, и согласившиеся на сие с этой целью день и ночь стерегли у ворот города, которые конечно были не одни в таком большом городе, как Дамаск, стерегли именно с тем, чтобы убить его, когда он выйдет из города и достаточно удалится от него. Кажется, они имели сведения, что Савл имел в намерении отправиться из Дамаска, может быть в Иерусалим, и поджидали его. Но Савл, предварительно узнавший о сем их умысле, избег опасности при помощи учеников, т.е. христиан дамасских, которые спустили его ночью по стене городской в корзине, в нарочито ли сделанное для сего отверстие в городской стене, или – что вероятнее – в окно дома, примыкавшего к городской стене и имевшего в ней окна, как-то замечают в постройках древних восточных городов. О таком способе избавления своего от опасности в Дамаске упоминает сам апостол Павел в одном из своих посланий (2Кор. 11:32).
  • 26-27. «Савл прибыл в Иерусалим»: это было, по словам самого Павла (Гал. 1:18), уже три года спустя после его обращения; часть этого времени он пробыл в Аравии. Об этом прибытии в Иерусалим и кратковременном пребывании там Павел сам сообщает краткие сведения (Гал. 1:18-24), которые необходимо иметь в виду для правильного понимания рассказа о сем дееписателя. Павел, по его словам, ходил в это время в Иерусалим собственно для свидания с Петром и пробыл у него дней пятнадцать, с другими апостолами не виделся, кроме Иакова, брата Господня, и церквам в Иудее лично известен не был, а только по слухам; из Иерусалима ушел в страны Сирии и Киликии. Дееписатель сообщает более подробные известия о сем с некоторыми особыми новыми чертами. Так, он сообщает, что Савл по прибытии в Иерусалим, «старался пристать к ученикам», т.е. Христовым, или христианам иерусалимским, а не к апостолам, которым уже несколько после представил его Варнава (ст. 27). Это старание Савла войти в сношение с некоторыми христианами иерусалимскими было еще, как видно, до свидания с Петром, может быть именно с целью найти человека, при посредстве которого он мог войти в сношение с Петром, какового человека он и нашел потом в Варнаве. По каким-либо причинам он может быть считал неудобным видеться с Петром без всякого посредства и искал посредника; но все ученики боялись его, не веря, что он сам стал ученик Христов. Иерусалимские христиане слышали, как видно, об обращении Савла, но не верили этим слухам, или не верили в искренность его обращения (дееписатель не говорит, что они не знали об обращении гонителя, а только что не верили). Напуганным жестокостью Савла в начале гонения после Стефана, им казалось невероятным, что этот жестокий гонитель стал учеником Христовым; они могли подозревать здесь хитрость, притворство жестокого человека для того, чтобы лучше выведать учеников Христовых и потом терзать их. Во всяком случае пред ними был прежде всего в их глазах прежний жестокий гонитель, и они на первый раз боялись его, хотя и слышали, что он обратился, но не верили, а потому сторонились от него, не принимали его в общение с собой. Это было конечно только на первый раз и продолжалось недолго по прибытии Савла, пока Варнава не представил его апостолам; тогда страх общества должен был миноваться, и Савл вошел в сношение с обществом Иерусалимских христиан. – «Варнава»: давно уже бывший в общении с апостолами и пользовавшийся великим уважением первохристианского общества (Деян. 4:36-37). По церковному преданию, он прежде еще знаком был с Савлом: они вместе воспитывались в школе Гамалиила, и даже после того, как Варнава сделался учеником Господа (из 70), видались друг с другом и препирались о Христе, но Савл оставался упорен до события с ним пред Дамаском (Чет.-Мин. июн. 11). Теперь, когда Савл по обращении пришел в Иерусалим и тщетно старался пристать к ученикам Христовым, потому что они не верили его обращению, Варнава узнал о его обращении, взяв его (по греческой речи – взяв не к себе, а взяв за руку), привел к апостолам: Павел говорит, что он тогда виделся только с Петром и Иаковом, дееписатель говорит неопределенно – к апостолам, под которыми можно разуметь только двоих из апостолов, Петра и Иакова. Почему же Савл не виделся с другими апостолами, неизвестно; может быть потому, что в то время их не было в Иерусалиме, они были на проповеди по разным странам, городам и весям. Из дальнейших повествований дееписателя о Петре (ст. 32 и д., гл. 10, 12, 17) видно, что и верховные апостолы не постоянно пребывали в Иерусалиме. Во всяком случае причина того, что Савл виделся только с Петром и Иаковом, была не в Савле, ибо видевшийся с Петром и Иаковом – столпами церкви, мог видеться и с другими. – «Рассказал им» и пр.: кажется рассказ Варнавы не был новостью, а только достоверным со стороны известного человека подтверждением того, что известно было прежде по слухам.
  • 28-30. «Пребывал с ними»: Савл не сокровенно жил у Петра в Иерусалиме, но открыто пребывал с верующими и смело проповедовал Господа Иисуса. Проповедь его обращена была как к иудеям, так и к еллинистам (см. прим. к Деян. 6:1); о последних прямо замечает дееписатель с указанием, что Савл с ними состязался, т.е. спорил и вопреки им доказывал, что Иисус из Назарета есть Христос (Мессия). Естественно было обращаться с проповедью к еллинистам, – тем иудеям из языческих стран, которые были так сказать более сродны его духу, - ибо и сам он по своему происхождению из килийского Тарса был еллинист. – Но и здесь он возбудил такую же ненависть к себе, как и в дамасских иудеях по тем же причинам (ст. 22 и 23 и прим.). – «Братия же», т.е. иерусалимские христиане, которые приняли наконец Савла как брата и допустили в тесное общение с собою, узнав намерение еллинистов убить его, «отправили его в Кесарию» и пр.: Господь сам повелел Савлу оставить Иерусалим (Деян. 22:17-21), и братья, когда узнали о замысле на жизнь Савла, помогли ему избегнуть этой опасности и исполнить повеление Господне; они проводили его в Кесарию (Стратонову; см. прим. к Деян. 8:40) и отсюда – в Тарс. Павел сам говорит (Гал. 1:21), что он на сей раз отошел из Иерусалима в страны Сирии и Киликии, что вполне согласно с рассматриваемым сказанием дееписателя, и т.о. сказания их восполняются одно другим: из Иерусалима Савл препровожден был сначала в Кесарию и отсюда сухим путем через Сирию, держась вероятно ближе берега морского, избегая держаться ближе к Дамаску, где хотели убить его, продолжал путь в Киликию. Может быть в каком-нибудь из городов Сирии прибрежных он сел на корабль и морем отправился в Тарс, что было удобно. Тарс – место родины Савла, и – как естественно было ему, братски принятому старейшими апостолами в Иерусалиме, но преследуемому от иудеев, удалиться теперь прежде всего в любимое место родины, чтобы здесь проповедать обретшего его и обретенного им Христа! И конечно первые христианские общества в Киликии своим происхождением обязаны теперешнему пребыванию Савла в Тарсе киликийском (ср. Деян. 15:23).
  • 31. «Церкви же были в покое»: общее замечание о внешнем и внутреннем состоянии христианских обществ собственно в Палестине в это время. В Иерусалиме собственно разразилось гонение на христиан по смерти Стефана, но с течением времени простерлось вероятно и на другие города и веси палестинские; по обращении же главного неистового гонителя ко Христу, гонение вероятно мало-помалу ослабевало и ко времени прибытия христианина Савла в Иерусалим совсем утихло по всей Палестине, и в Иудее собственно и в Самарии, где недавно с таким успехом проповедано Евангелие Христово, и в Галилее – колыбели христианства. – При внешнем мире - спокойствии от преследований - церкви палестинские назидались, – преуспевали в христианском усовершенствовании и проводили богобоязненную жизнь. Вместе с сим они умножались, т.е. приращалось число членов их (как Деян. 6:1Деян. 7:17), при утешении от Св. Духа, конечно духовном утешении, которое выражалось в каких-либо особенных знамениях благодати духовной и общем радостном настроении и направлении духа верующих (ср. Злат.). Без сомнения, особенным высшим утешением для верующих служили те необычные действия Духа, какие совершались руками апостолов; о двух таковых действиях – исцелении Энея и воскрешении Тавифы – дееписатель повествует вслед за сим.
  • 32-35. «Обходя всех»: т.е. посещая христианские общества разных мест Палестины. Это - первое упоминание о подобных посещениях, указывающее на входивший уже в употребление обычай и конечно не одного апостола Петра, но и других апостолов. Посещения эти имели целью, без сомнения, утверждение веры членов церкви, расширение обществ обращением других членов, разрешение возникавших вопросов жизни и пр. т.п. – «К святым», т.е. христианам (ср. прим. к ст. 13), «живущим в Лидде»: это – небольшой тогда городок, недалеко от моря, близ Иоппии (Яффы), к северо-западу от Иерусалима; позднее это был довольно значительный город, называвшийся Диосполис. – «Эней»: ни из чего не видно, чтобы он был христианин до своего исцеления; дееписатель называет его – некоторый человек, тогда как далее, повествуя о Тавифе, называет ее ученицей (ст. 36). Греческое имя указывает, что Эней был грек по происхождению. – «Исцеляет тебя Иисус Христос (Мессия)»: вероятно Энею, хотя и не христианину, известно было это имя, славы коего исполнена была тогда вся Палестина. – «Встань, и – тотчас встал»: вместе с словами Петра совершилось самое дело выражаемое словом, – исцеление расслабленного. Петр не спрашивает больного о вере его в Господа Иисуса (как и Деян. 3:1 и д.), а дарует ему исцеление, или видя духовным оком готовность его к вере, или надеясь самим фактом исцеления возбудить в нем веру. – «Видели его», т.е. исцеленного, которого знали прежде расслабленным. – «Сарон»: под именем Сарона разумеется не местечко этого имени (ныне деревня Сарон), но вся так называемая равнина Саронская, прилегающая к морю, плодоносная и густо населенная полоса земли от Кесарии Стратоновой до Иоппии. «Все» – вместо «многие», гиперболически (см. прим. к Мф. 3:5).
  • 36-37. «В Иоппии»: ныне Яффа – древний и торговый приморский город, к северо-западу от Иерусалима. – «Ученица», т.е. христианка; была ли она девица, или вдовица, или замужняя, из повествования не видно, вероятнее – вдовица, судя по ее благотворениям по преимуществу вдовицам (ст. 39). – «Тавифа, что значит Серна»: это было имя, а не прозвище иоппийской ученицы; как собственное женское имя, оно встречается и у греков и у Флавия и у раввинов. Серна по своему красивому виду, грациозным движениям и прекрасным глазам считалась у евреев и других восточных народов символом женской красоты, и посему может быть сделалась собственным женским именем (как мужское имя – Лев). – Дееписатель замечает, что она была вообще женщина добродетельная и – особенно была милостива к бедным, что предполагает в ней если не богатую, то во всяком случае не бедную женщину. – «В те дни»: когда Петр пребывал в Лидде. – «Положили в горнице»: в верхней комнате дома, служившей обыкновенно между прочим для уединенных молитвенных упражнений. Что таковая комната обыкновенно назначалась для приготовления умерших к погребению, этого ниоткуда не видно; может быть в ней положили труп Тавифы в ожидании Петра, за которым предполагалось послать.
  • 38-39. «Ученики послали к нему» и пр.: кажется все общество христианское в Иоппии опечалено было утратой такой благотворительницы бедным, какова была Тавифа, и потому послали к Петру, чтобы он не помедлил прийти. Вероятно общество, зная о чудотворениях, совершаемых Петром, питало хотя неуверительно надежду, что великий ученик Христов может совершить чудо над умершей и возвратить ее к жизни. Об этом же свидетельствует плач вдовиц, показавших Петру платья и рубашки, какие они получали от милости усопшей, и наконец самая решимость Петра. Кажется несомненно, что эти вдовицы были христианки, и если дееписатель отличает их от учеников, то потому только, что им, вдовицам, особенно благотворила Тавифа и они особенно болезновали о смерти ее.
  • 40-42. «Петр выслал всех вон» (ср. Мф. 9:24-25Мк. 5:40Лк. 8:54): чтобы не смущаясь никакими внешними впечатлениями предаться молитве о воскрешении умершей (ср. Злат.). Бог услышал его молитву, и Тавифа, по его слову, воскресла. Естественно, что слух об этом необычайно великом чуде пронесся по всей Иоппии, и тамошнее христианское общество увеличилось многими новыми членами.
  • 43. «У Симона кожевника»: по всей вероятности христианина. По раввинским правилам ремесло кожевника считалось нечистым; но апостол Симон Петр и Симон кожевник христианин стояли без сомнения выше таких предрассудков.