Глава 10

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
  • 1-2. «В Кесарии»: см. прим. к Деян. 8:40. – «Сотник из полка, называемого италийским»: полка, состоявшего из природных италийцев, в отличии от воинов, набиравшихся в римскую службу из туземных жителей. Кесария была резиденцией римского прокуратора, правителя Палестины, и при нем был полк из природных римлян или итальянцев, как людей вполне надежных. Вероятно и Корнилий, сотник из этого полка, был природный римлянин или итальянец. Из дальнейших сказаний о нем видно, что он не был иудейским прозелитом, а был просто язычник доброй религиозно-нравственной настроенности (ст. 28, 34 и т.д. Деян. 11:1, 18Деян. 15:7). Этим объясняется та великая важность, какую видимо придает дееписатель этому событию, излагая его с большою подробностью и повторяя его (гл. 11) почти буквально с той же подробностью. Это был первый в апостольской истории пример, что язычник прямо, без всякого посредства иудейства, хотя бы в виде прозелитизма врат, переходил в христианство при видимом Божием благоволении, это была эпоха в истории апостольской церкви и – в виду этого дееписатель так рельефно выставляет на вид такое событие. Необычайность этого события стоит поэтому же в тесной связи с чудесным его характером и ходом. Наконец, самое призвание именно Петра указывает на особенную важность этого события. В Кесарии жил Филипп благовестник (Деян. 8:40 и прим.), но не к нему повелено Корнилию обратиться, а послать в другой город за Петром: первый опыт обращения ко Христу язычника совершается при посредстве первого апостола Христова, важности факта обращения соответствует и все чудесное в совершении этого обращения. – Религиозно-нравственный характер язычника Корнилия дееписатель изображает так: «он был благочестивый и боящийся Бога». Последнее выражение указывает на почитание Корнилием истинного Бога – Иеговы, а потому и благочестие его – не благочестие только вообще набожного язычника, а благочестие с характером истинности. Он был, как видно, из тех язычников, которые сознавали ложь языческой религии и не находили в ней успокоения своего духа и удовлетворения своим духовным потребностям. Встав в соприкосновение с иудеями и их богопочтением (он вероятно бывал с прокуратором и в Иерусалиме во время праздников, да и в Кесарии жило тогда много иудеев, с которыми он мог приходить в соприкосновение), он почуял сердцем его истину, или по крайней мере находил в нем более удовлетворения своим религиозным потребностям, и частным образом почитал Бога Иегову и был богобоязнен. Может быть, и вероятно, что он и не имел совершенно чистых представлений о Боге Иегове, но не удовлетворяемый языческим многобожием чтил единого Бога и это богопочитание выражал добрыми делами. – «Со всем домом своим»: в тех же правилах веры и жизни, каких держался сам, он держал и весь дом свой; это свидетельствует о твердости в нем этих правил. – «Творивший много милостыни народу»: т.е. народу иудейскому, а не вообще народу в смысле простонародия. Такая благотворительность Корнилия иудеям напоминает капернаумского сотника, которого иудеи хвалили Господу особенно за любовь его к еврейскому народу (Лк. 7:5). – «Всегда молившийся Богу»: из дальнейшего видно, что он наблюдал часы молитвы, наблюдавшиеся евреями (ср. прим. к Деян. 3:1), и в этом вероятно смысле говорится здесь о всегдашней его молитве. Вообще видно, что это была личность с весьма добрыми нравственными качествами, хотя еще и не просвещенная чистым познанием истинного Бога.
  • 3-6. «В видении ясно видел» и пр.: это было очевидно в бодрственном состоянии, а не во сне (Злат.), и, следовательно, в состоянии особенного, произведенного силою Божьею, духовного созерцания, когда человек делается способным к восприятию явлений из области духовного мира. – В этом состоянии Корнилий ясно увидел, что в его горницу вошел ангел Господен. Это было «около 9 часа» (по нашему около 3 ч. пополудни), обычный у евреев час молитвы (см. прим. к Деян. 3:1), когда и Корнилий молился, постившись до этого часа (ст. 30). – Взглянув на него, Корнилий «испугался»: явление было неожиданное, и Корнилия объял страх. Будучи сердечно расположен к иудейской религии, Корнилий без сомнения знал о явлении ангелов людям, может быть разделял и веру иудеев о явлении ангелов пред смертью, – тем понятнее страх его пред явившимся ему ангелом, назвавшим его по имени. – «Что, Господи»: «видение произвело в нем страх, но страх умеренный, чтобы только сделать его внимательным; потом слова ангела рассеяли этот страх, или лучше – заключающаяся в них похвала смягчила неприятное чувство страха» (Злат.). – «Пришли» (собственно – взошли) «на память пред Богом»: человекообразное выражение благоволения Божия к Корнилию за его молитвы и благотворения. Он так нравственно хорош, что Бог обратил на них благоволительный взор свой и вспомнил о них, из чего видно, что Корнилий уже немалое время упражнялся в молитвах и благотворениях. – «Призови Симона»: собственно – «некоего Симона», выражение, указывающее на то, что Симон Петр не был прежде лично известен Корнилию, и даже по слухам. Посему же ангел точно указывает даже дом в Иоппии, в котором в то время пребывал Петр, как гость. – «Он скажет тебе» и пр.: т.е. преподаст тебе учение, уверовав которому, получишь спасение ты и дом твой. В награду за молитвы и милостыни Корнилия ему обещается высшее благо духовное, – обращение ко Христу для вечного в Нем спасения. Он был язычник, и милостыни и молитвы его не спасли бы его сами по себе, хотя они и были делами добрыми; они должны быть освящены христианскою верою и – тогда будут спасительны.
  • 7-8. «Двоих из своих слуг»: греческое слово означает не собственно раба, но лицо более приближенное к господину дома, домочадца; это были вероятно богобоязненные мужи из дома Корнилиева (ст. 2). – «Благочестивого воина», из находящихся в услужении при нем; воин этот имел такое же религиозно-нравственное настроение души, какое замечено в самом господине (ст. 2). – «Рассказав им все»: конечно для того, чтобы они рассказали Петру для убеждения его отправиться вместе с ним к их господину (ст. 22). «Все рассказал, чтобы тем побудить его (Петра) придти к нему, потому что он считал делом неприличным звать его в силу своего авторитета; потому-то и рассказал» (Феофил.).
  • 9-10. «На другой день – около шестого часа»: от Кесарии до Иоппии было верст около 40 или 45. Посланные Корнилием после 9 часа (после трех часов вечера, ст. 3) и вероятно отправившиеся в тот же день вечером могли придти в Иоппию на другой день к полудню (около шестого часа). – «Вошел на верх дома помолиться»: шестой час (полуденный по нашему счету) был у евреев час обычной молитвы (ср. прим. к Деян. 3:1); плоские кровли домов (с барьерами) служили иногда у евреев местом для молитвы и религиозных размышлений и упражнений. Эта молитва совершалась Петром не в горнице, каковые бывали в домах евреев именно для такого назначения, но на кровле дома, под открытым небом, с чем сообразно и видение им отверстого неба. – «Почувствовал голод»: к этому чувству голода, которое естественно около полудня, и приспособлено видение по его внешней форме. – «Он пришел в исступление»: собственно – «напало на него» (неожиданно и непроизвольно) «исступление» (έχστασις). Греческое слово означает вообще такое состояние человека, когда он, что называется, бывает вне себя или выходит из себя от какого-либо особенного чувства, сильно охватившего его; так оно употребляется нередко об изумлении, страхе, ужасе (Мк. 5:42Мк. 16:8Лк. 5:26Деян. 3:10Деян. 19:17; ср. Быт. 15:12 и др.). Но частнее, собственно как один из способов принятия человеком непосредственных божественных откровений чрез видение (Чис. 12:6), исступление или экстаз есть такое необычайное, не по воле человека бывающее и более или менее нечаянное, состояние человека, когда в бодрственном его положении – внешний мир со всеми его явлениями и впечатлениями как бы закрывается совершенно для его внешних телесных чувств, и внутреннему чувству его открываются явления другого, невидимого духовного мира, какие Богу угодно открывать таковому избраннику в видениях, «когда человек не владеет своими чувствами, будучи восхищен в мир духовный» (Феофил., ср. Злат.). Св. апостол Павел весьма характеристически выражается об этом состоянии человека, когда говорит о подобном состоянии, испытанном им самим: в теле ли – не знаю, в не ли тела – не знаю, Бог знает (2Кор. 12:2-3). Такое состояние исступления, экстаза, духовного восторга, напало на Петра во время молитвы на кровле дома в Иоппии. И начало и конец этого чрезвычайного состояния обыкновенно бывают приметны для человека, удостаиваемого этого необычайного и величественного состояния, как и здесь для Петра (ст. 11, 17), хотя не зависят от его воли.
  • 11-16. В этом чрезвычайном состоянии экстаза Петр видит «отверстое небо» (ср. Деян. 7:56 и парал.) и из него опускающееся как бы большое полотно, привязанное за четыре угла там вверху в отверстом небе. Рассматривая содержащееся в нем (Деян. 11:6), Петр увидел, что в нем находятся «всякие» (собственно – «все») четвероногие, пресмыкающиеся и птицы. Это было в экстазе, когда невозможное по естественным законам представляется возможным в образах и символах, о чем справедливо некто сказал, что «созерцание сие нельзя измерять человеческим способом, ибо экстаз даровал Петру иные очи». – «Встань, заколи и ешь», повелевал Петру голос, принесшийся из того же отверстого неба. Может быть Петр лежал простертым на земле во время экстаза и видения, что бывало иногда с ветхозаветными пророками при особенно поразительных видениях (ср. Дан. 10:9), или в коленоприклоненном положении, в каком бывали во время молитвы (ср. Деян. 20:36) и в каком может быть молился Петр; посему голос повелевал ему встать; впрочем выражение это означает иногда просто возбуждение к повелеваемому действию (Деян. 8:26Деян. 9:11 и др.). «Заколи и ешь»: приспособление видения к ощущаемому Петром голоду, – возьми какое из животных хочешь, приготовь его как должно и утоляй им голод свой. – «Нет» (собственно – никак, никоим образом, ни за что; более усиленное отрицание, чем простое – нет). – «Господи»: голос шел из отверстого неба, и Петр несомненно мог думать, что с ним говорит Господь Иисус, и потому обращается к Нему с обычным у апостолов еще во время земной жизни с ними Христа Иисуса наименованием Его – Господи. – «Я никогда не ел» и пр.: это не значит, что в полотне пред духовным взором Петра были только скверные или нечистые, запрещенные к употреблению законом Моисеевым (ср. Лев. 11:7Лев. 13:23), животные; там были все или всякие животные, и чистые и нечистые; отрицание же Петра объясняется тем, что голос повелел ему взять и вкушать «какого он хочет» животного, чистого или нечистого – без различия, по его собственному выбору, при чем значит ему не воспрещается вкушать и запрещенных законом в пищу животных. Апостол на эту собственно сторону повеления обратил свое внимание, как на необычайную, и потому с силою отрицается вкушать запрещенное божественным законом чрез Моисея. – «Что Бог очистил» (сделал из нечистого чистым), «того ты» (ты в противоположность Богу) «не почитай нечистым»: в этом – смысл всего видения, которого теперь Петр не понял, но который вскоре затем объяснился для него. Смысл и цель всего видения, как показывают сами дальнейшие события и дальнейшие речи самого Петра, таковы: все разнообразные животные, бывшие в спускавшемся к Петру с неба как бы полотне, символически означают все человечество; чистые животные означают народ еврейский, Богом избранный себе как народ святой, нечистые – мир языческий, не ведущий истины и погрязший в пороках. Последних Бог очистил, и потому под образом зверей они являются вместе наряду с евреями, нераздельно от них (ср. Злат. и Феофил.). Очищение это совершилось крестною смертью Христа как жертвою Богу, принесенною за весь мир Искупителем мира, как за иудеев, так и за язычников; и потому в новом царстве Божием на земле, царстве Мессии или церкви Христовой, нет и не должно быть различия между иудеем и язычником, чистым и нечистым, все очищены честною кровию пречистого Агнца Христа. Потому Петр далее и говорит, что Бог открыл ему, чтобы он «ни одного человека» не почитал скверным или нечистым (ст. 28). Речь очевидно идет лишь об общем, о способности и равноправности всех людей ко вступлению в христианскую церковь, и не исключается сим некая греховная нечистота людей даже в самой церкви Христовой, неизбежная здесь на земле. Таким образом, по смыслу видения, разделение, доселе существовавшее в отношении к царству Божию на земле между иудеями и язычниками, должно теперь в отношении к царству Христову прекратится, и язычники должны и могут входить в церковь Христову без всякого посредства иудейства (ср. Гал. 3:28Кол. 3:9 и парал.). Величайшая важность этого видения посему понятна: им начинается новая эпоха в истории первохристианской церкви, – эпоха призвания язычества в христианство без посредства иудейства. – Видение было «трижды» в ознаменование несомненной истинности сообщавшегося в видении, для уверения Петра в непреложности божественного определения о сем; а за тем сосуд «опять поднялся на небо» – в чистую и святую область, в ознаменование, что чистое и вновь очищенное (прежде бывшее нечистым) одинаково приемлется Богом на небо.
  • 17-18. «Петр недоумевал в себе» и пр.: экстатическое состояние Петра и видение окончилось, он пришел в обычное состояние духа и погрузился в размышление и недоумение о виденном. Как видно, смысла видения он не понял и старался разгадать его, но в это время недоумение его разрешено было приходом к дому Симона кожевника посланных Корнилием и новым откровением Духа Петру. – «Крикнув спросили»: из повествования не видно, чтобы Петр слышал о том, что его ищут стоящие у ворот люди; ему об этом сообщил Дух.
  • 19-20. «Дух сказал ему»: разумеется Дух Святой, так как далее говориться, что Он послал к Петру посланных Корнилием (ст. 20). – «Нимало не сомневаясь»: Петр должен был узнать от посланных, что они – язычники и язычник зовет его к себе, и мог придти в новое недоумение – последовать ли сему приглашению, так как иудею возбранено сообщаться или сближаться с язычником (ст. 28). Для этого и дается Петру новое откровение Духа, чтобы он, не сомневаясь следовал приглашению, и для большей уверительности Дух прямо сообщает ему, что «Он послал их». Состояние экстаза Петрова и видение есть особенное действие Святого Духа (2Пет. 1:21), потому и говорится, что сей же самый Дух послал посланных от Корнилия.
  • 21-23. «За каким делом вы пришли»: Дух Св., повелевая Петру без всякого самомнения идти с посланными за ним, не открыл однако же, зачем они посланы к нему, и вот апостол, объявив им о себе, прямо обращается к ним с вопросом, зачем они пришли. – «Муж добродетельный»: собственно-праведный или правдивый (см. прим. к Мф. 1:19) и добрый, – черта, хорошо характеризующая Корнилия как начальника в отношении к подчиненным и особенно уместная в устах посланных Корнилием, как подчиненных ему. – «Боящийся Бога»: см. ст. 2. – «Одобряемый всем народом иудейским»: за его милостыни народу (ст. 2); это была особенно приличная случаю рекомендация Корнилия, к которому звали Петра. – «Послушать речей твоих»: так как Корнилию было открыто, что верою в проповедь Петра спасается он со всем домом (ст. 6). – «На другой день»: Петр не тотчас отправился, конечно потому, что посланные, прошедши немалое расстояние, нуждались в отдыхе и укреплении сил для обратного путешествия. – «Некоторые из братьев», т.е. христиан иоппийских, числом шесть (Деян. 11:12), «пошли с ним»: таким образом составился небольшой караван человек в десять, который и отправился в путь на великое дело первой проповеди христианской собственно язычнику, и притом одному из начальников иноземного оккупационного военного корпуса.
  • 24-26. «В следующий день»: путешественники прибыли в Кесарию только на другой день по выходе из Иоппии, т.е. на четвертый день после того, как Корнилию было видение (ст. 30). – «Созвать родственников и близких друзей»: без сомнения с такими же нравственными расположениями и стремлениями, как и сам Корнилий, и предуведомленных им о всем деле. Таким образом ко времени прибытия Петра к Корнилию в доме его составилось целое довольно значительное (ст. 27) общество людей, готовых уверовать во Христа по слову Петра – первое общество чистых язычников, готовых присоединиться к христианству и присоединившихся без всякого посредства иудейских культовых учреждений. – «Поклонился, падши к ногам его»: поклонился в ноги, до земли. Как видно из ответа на сие Петра, это не было только обычное (особенно на востоке) выражение почтения и уважения, оказываемое в особенных случаях особенно почитаемым лицам, но в этом земном поклонении выражалось нечто особенное: вероятно Корнилий несвободен был еще от языческих представлений о воплощениях высших сил (богов) в образе людей великих, и может быть считал Петра за нечто высшее, чем обыкновенный человек, за человека обоготворенного. Петр вероятно заметил сие из чего-либо, или догадывался о сем на основании известных ему языческих верований, и – отстраняя такое поклонение себе – кратко выражает ему, что и он, Петр, «тоже человек», такой же, как и прочие, и что не должно воздавать ему такого поклонения, какое воздают язычники почитаемым ими за богов в образе человеческом (Деян. 14:11), и какое, по чистому представлению иудейскому и христианскому, подобает только единому Богу. Тем не менее в этом отстранении поклона нельзя не видеть глубокого смирения Петра.
  • 27-29. «Вошел в дом»: Корнилий, как видно, встретил апостола пред входом в самый дом, может быть у ворот (ст. 25), и потом они беседуя вошли в дом или собственно в ту комнату, где были собраны родственники и друзья Корнилия. – «Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником» (смягчительное выражение вместо – «с язычником»): собственно в законе Моисеевом такого возбранения, чтобы еврей не мог входить в близкие отношения с язычником, нет; но позднейшее раввинство, особенно под влиянием фарисейства, развивая идею святости избранного народа, до того простерло мелочную строгость в ограждении отношений еврея с иноплеменником, что войти в дом язычника считалось уже осквернением (см. прим. к Ин. 18:28), равно как путешествовать с ним, тем более есть с ним и т.п. Конечно бывали исключения в известных случаях (при обращении прозелитов напр. и т.п.), но Петр об общем обычае и утвердившемся правиле, а обычай был именно таков – не сближаться еврею с язычником. – «Но мне Бог открыл» (или «показал», т.е. в символическом видении, бывшем ему, ст. 11-16); вопреки этому обычаю, о котором вы знаете, мне Бог открыл, а Божию откровению без всякого сомнения должно следовать всегда более, чем человеческим обычаям и правилам. – «Не почитал ни одного человека скверным»: так понял Петр смысл видения о вкушении нечистых животных из самого факта приглашения его в дом к язычнику и из повеления Духа Св. идти на приглашение. Люди все грешны и нечисты по природе, но они могут и имеют способность верою во Христа очищаться и быть святыми; по силе сей возможности и не должно никого считать скверным или нечистым в том смысле, в каком еврей считал нечистым язычника необрезанного; пред Христом теперь все равны, и иудеи и язычники, все равно нечисты и все равно могут очищаться пречистою кровью пречистого Агнца Христа. – Вследствие такого откровения Петр, будучи позван к нечистому язычнику, пришел к нему беспрекословно, не считая его нечистым, но веруя в возможность очищения его верою во Христа. – «И так спрашиваю» и пр.: то, что Петр слышал от посланных Корнилием о причине их послания, он хочет слышать из собственных уст пославшего или пославших, «чтобы они сами исповедались и сделались правыми в вере» (Феофил., ср. Злат.). Апостол обращается не только к Корнилию, но ко всем собравшимся у него, предполагая в них единомыслие с Корнилием относительно причины приглашения его ими, или предполагая, что Корнилий не от своего только лица, но от имени всех теперь собравшихся здесь послал за Петром. Вероятно из рассказа самих собравшихся Петр надеялся яснее видеть степень их желания слушать проповедь его и расположения к принятию ее. Во всяком случае это был вопрос, с которого первого естественно было Петру начать благовествование свое в доме язычника.
  • 30-33. В ответ на вопрос Петра Корнилий просто повествует о видении, бывшем ему, как о побудительной причине приглашения Петра, и от лица всех собравшихся изъявлять готовность слушать проповедь апостола. – «Четвертого дня»: т.е. теперешний день был четвертый после того, в который явился Корнилию ангел, что видно из предшествующего повествования. – «Постился и молился»: черты, восполняющие сказанное выше (ст. 3, 22) о благочестии Корнилия. – «Муж в светлой одежде»: см. прим. к Мк. 16:5. – «Все мы предстоим пред Богом» и пр.: благоговейное выражение веры в Бога всевидящего и всезнающего и – готовности с верою внимать благовествованию Петра, как повеленному от Бога. Корнилий не сомневается что и Петр получил относительно сего дела особенное повеление от Бога, как получил таковое и он сам.
  • 34-35. «Отверз уста» (см. Деян. 8:35) «и сказал»: речь Петра состоит: 1) из общего вступительного изречении о принятии в царство Божие людей добродетельных и набожных из всех народов без различия (34-35); 2) из краткого изображения деятельности Господа Иисуса до Его смерти (36-39) и по воскресении (40-42) и 3) из ссылки на пророческие изречения о спасении всех во Христе (43). – «Истинно познаю»: выражение, указывающее на высшую степень уверенности или убеждения несомненного. Этим самым фактом откровения Божия Корнилию чрез ангела и откровения самому Петру относительно дела Корнилиева Петр убедился или познал истинно и несомненно, «что Бог нелицеприятен». Это не значит, что прежде Петр не был в сем уверен, а значит только, что его уверенность в сем получила новое несомненное подтверждение в таком поразительном событии, каково настоящее. Понятие «нелицеприятия» Божия поясняется далее тем, что «во всяком народе», следовательно не в одном только иудейском, избранном и руководимом законом народе, но во всяком из языческих, оставленных Богом ходить в путях своих, народов, «боящийся Бога» (см. прим. к ст. 2) и «поступающий по правде», справедливо, соответственно с требованиями естественного закона совести, «приятен Ему», благоугоден Ему, к таковому человеку Бог благоволит. Выражением сего благоволения служит приведение таковых людей в церковь Христову тем или другим путем, как и теперь приводится ко Христу Корнилий. Выражение это не значит, что можно веровать как угодно и чему угодно и быть приятным Богу, только бы бояться Его и поступать по правде естественной, — не значит, что вера христианская не необходима для того, чтобы быть приятным Богу, но значит, судя по связи всей речи и по отношению к событию, при котором оно изречено, что Бог таковым людям дарует средства ко спасению во Христе, так как таковые имеют способность быть христианами, а не то, чтобы быть блаженными без Христа, получить блаженство вне церкви Христовой. Таким образом в этом изречении выражается мысль не о безразличии (индифферентизме) религиозном, а о безразличии народов в деле веры во Христа и в достижении чрез то оправдания или праведности пред Богом. Угодный Богу во всяком народе делается праведным пред Богом чрез Христа, а потому так или иначе приводится ко Христу. «Как? Неужели приятен Ему и принадлежащий к Персам (например)? Если он достоин: то будет приятен так, что сподобится веры. Потому он не презрел и евнуха из Эфиопии. Но что, скажут, думать о людях богобоязненных и между тем оставленных в презрении? Нет, ни один богобоязненный не оставляется в презрении. Ибо не может быть презрен кто-либо из таких людей» (Злат.).
  • 36-39. «Он послал слово» и пр.: после вступительного изречения Петр начинает оглашать слушателей учением о Христе, но оглашение – краткое, излагающее лишь сущность евангельской проповеди, может быть потому, что слушатели его отчасти были знакомы с событиями евангельской истории («вы знаете», ст. 37), может быть потому, что Петр не успел сказать всего, что хотел сказать (ср. Деян. 11:15), так как речь его была прервана (ст. 44), или может быть дееписатель излагает только сущность речи апостола. Общее дело явления в мир Иисуса Христа апостол характеризует так, что Он принес от Бога Отца слово мира сынам Израилевым. Как и в речи в день Пятидесятницы (гл. 2), Петр выставляет на вид преимущественно человеческую сторону деятельности Господа Иисуса и соответственно сему избирает выражения так, что Бог Отец все совершает во Христе и чрез Христа. – «Он послал слово сынам Израилевым»: образное выражение, означающее, что Бог Отец послал в мир Сына своего в лице Господа Иисуса Христа с проповедью о новом царстве Божием на земле, устрояемом Мессиею Иисусом. Эта проповедь есть проповедь или благовествование о мире чрез Иисуса Христа; под именем мира разумеется здесь вообще спасение в царстве Мессии, так как речь идет вообще о содержании благовествования Христова, а это общее содержание есть именно спасение мира чрез Христа; мир с Богом, мир между иудеями и язычниками, мир в совести и пр. суть уже частные понятия, заключающиеся в общем понятии о мире – спасении всех чрез Христа. – Упомянув в первый раз пред собравшимися здесь язычниками имя Иисуса Христа, который послан был со словом к сынам Израилевым, апостол тотчас присовокупляет, что «Он есть Господь всех», т.е. не только иудеев, но и язычников, и, следовательно, слово Его, относясь первоначально к иудеям, относится столько же и к язычникам, как слово Господа и язычников. – «Вы знаете происходившее» и пр.: теперешним слушателям Петра могли быть известны события евангельской истории хотя отчасти, по крайней мере важнейшие, потому что они жили недалеко от главных мест сих событий – в самой Палестине, а молва о делах Христовых наполняла не только Палестину, но и окрестные страны, и – потому еще, что они, как расположенные к иудейской вере, могли особенно интересоваться событиями совершившимися тогда в религиозной области иудейства. – «Начиная от Галилеи»: где начал Господь открытое служение свое в качестве Мессии после своего крещения (Ин. 2:1 и дал.). – «Помазал Иисуса»: почему Иисус и называется Мессиею или Христом, т.е. помазанником (ср. прим. к Мф. 1:1). «Помазал» «разумеется по человечеству. Так как Он уничижил Себя и приискренне приобщился нашей плоти и крови (Евр. 2:14): то о Нем и говорится, что Он как человек принимает то, что имеет по естеству, как Бог» (Феофил.). Помазание сие совершилось особенно при крещении Иисуса из Назарета, когда Господь и по человечеству своему восприял все дары Св. Духа (см. прим. к Мф. 3:13-17 и парал.). – «Благотворя и исцеляя» и пр.: краткая характеристика деятельности Господа и именно благотворительной. – «Бог был с Ним»: прикровенно и осторожно говорит апостол о божестве Христовом пред язычниками, чтобы прямо выраженное, оно не подало повода им думать о божестве Господа в смысле языческих представлений о воплощениях богов. Ради немощи слушателей менее говорится о лице Христа, чем должно (ср. Злат.). – «И Мы свидетели всего» и пр.: см. прим. к Деян. 1:8 и парал. Как очевидцы, они – свидетели вполне достоверные, и потому Корнилий и собравшиеся у него без всякого сомнения могут поверить верному из сих свидетелей, теперь проповедующему им. – «Убили, повесив на древе»: см. прим. к Деян. 3:15Деян. 5:30 и парал.
  • 40-42. «Сего Бог воскресил»: см. прим. Деян. 2:32 и парал. – «Дал Ему являться»: оборот речи такой же, как и в выражении – «Бог Его воскресил»; все приписывается Богу Отцу, хотя Христос силою божества своего воскрес и являлся по воскресении. – «Свидетелям»: т.е. апостолам и другим ученикам Его и ученицам, как это видно из евангелий. – «Предизбранным от Бога»: избрание Христом апостолов во свидетели всей Его жизни и воскресения апостол созерцает как совершившееся по предизбранию и предопределению Бога Отца, соответственно изречениям самого Господа (Ин. 17:6, 9, 11Ин. 6:37; ср. Рим. 1:11Кор. 1:1Гал. 1:1, 15). – «С Ним ели и пили по воскресении Его»: см. Лк. 24:41-43Ин. 21:12. Это вкушение пищи было для апостолов несомненным доказательством действительности воскресения Господа, и апостол указывает здесь именно на сие обстоятельство для непреложного уверения Корнилия, что они, апостолы, вкушавшие с Ним пищу, суть несомненные свидетели действительности воскресения Его и истинной, а не призрачной, жизни Его по воскресении (ср. Злат.). – «Он», т.е. воскресший Христос, «повелел нам проповедовать людям» (собственно – народу, т.е. иудейскому первоначально, а потом и всем народам; ср. Мф. 28:18) – проповедовать, т.е. евангелие царства Божия или учение о Христе, как искупителе мира (это общее содержание их проповеди), и «свидетельствовать» (частнее), «что Он есть предопределенный Богом» (в предвечном свете Божием) «судья живых и мертвых» (ср. Ин. 5:21-30 и парал.), т.е. всего человечества, всех времен и народов. Петр указывает именно эту черту проповеди, заповеданной Господом, чтобы указать конец и цель последнего дела Христова в мире. – «Живых», т.е. тех, которые будут оставаться в живых при втором пришествии Христовом на всеобщий суд; «мертвых», т.е. всех прежде сего времени умерших, которые воскреснут (ср. 1Фес. 3:13-17 и парал.).
  • 43. «Все пророки свидетельствуют»: обобщение понятия о всех пророках в том же смысле, как и в Деян. 3:24; в этом сущность их пророчеств (высказанная или подразумеваемая) о Христе, как Спасителе мира. – «Всякий верующий» (ср. прим. к Ин. 3:15), т.е. не только иудей, но и язычник, принявший веру Христову, – прямое отношение к собравшимся в доме Корнилия и готовым уверовать во Христа язычникам. – «Прощение грехов именем Его»: прим. к Деян. 2:38; ср. Рим. 3:25Рим. 10:10 и парал.
  • 44-46. «Когда Петр еще продолжал»: или – как выражается сам Петр пересказывая о сем – когда начал говорить (Деян. 11:15). Как видно Петр имел в виду, огласив слушателей общим учением о Христе, преподать им оное подробнее; но речь его внезапно была прервана явлением совершенно неожиданным ни для кого: «на всех слушавших сошел Дух Святой». Это единственный пример во всей апостольской истории, что Дух Св. сошел на присоединяющихся к христианскому обществу еще «до крещения их». Этим указывалась Петру и прочим апостолам необычайная важность настоящего события – первого присоединения к христианскому обществу язычников без посредства иудейства, и наглядно узаконялся именно такой способ принятия язычников в церковь христианскую, т.е. без посредства иудейства. Необычайной важности события для дальнейшей истории христианства соответствовала необычайность действия Духа Св. Когда сим торжественно узаконен был способ принятия язычников в христианство: то далее уже не требовалось такой необычайности действия Духа и – далее мы не видим сего в апостольской истории. Каким образом сошел Дух Св. на собравшихся в доме Корнилия, – в видимых ли знаках, как на верующих в день Пятидесятницы, или о сошествии Его присутствующие заключили только по необычайным действиям Духа – дару языков (ст. 46), который несомненно означал принятие Св. Духа слушавшими Петра (ср. Деян. 2:4), – из повествования не видно. Вероятнее последнее: ибо дееписатель кажется упомянул бы яснее, если бы в видимых каких-либо знаках (как в день Пятидесятницы – в виде огненных языков) сошел Дух Св. Выражение апостола Петра: «как и мы» (ст. 47), «как и на нас вначале» (Деян. 11:15) указывают не на внешний способ сошествия Св. Духа тогда и теперь, а на самое сошествие или дар, в каком выразилось тогда и теперь принятие Св. Духа верующими (ср. Деян. 11:17). – На прибывших с Петром из Иоппии верующих «из обрезанных» (ср. ст. 23), т.е. из иудеев, это сошествие Св. Духа на собравшихся в доме Корнилия произвело особенно сильное впечатление: они «изумились», в высшей степени удивились, что дар «Св. Духа излился и на язычников»; для них это было неожиданно и необъяснимо. Доселе особого откровения о принятии язычников в церковь Христову без посредства иудейства не было, и как особенно выразилось после (ср. Деян. 11:1 и дал. и особ. гл. 15, см. прим.) – было убеждение, что язычники должны быть принимаемы в церковь Христову как прозелиты иудейства, и этим объясняется изумление пришедших с Петром христиан из иудеев, – тем более, что они изумляются не тому, что Дух Св. сошел теперь на обращавшихся до крещения их, а тому, что Он сошел на язычников (ср. Деян. 11:18) – не иудеев и не прозелитов, а прямо на язычников. – «Ибо слышали их» и пр.: сошествие Св. Духа на слушавших слово Петра в доме Корнилия было несомненно явно для пришедших с Петром (как и для самого Петра), ибо они «слышали их говоривших языками и величавших Бога», – те же явления, что и в день Пятидесятницы (см. прим. к Деян. 2:4, 7, 11).
  • 47-48. «Кто может запретить» и пр.: из того, что Дух Св. сошел на собравшихся в доме Корнилия, Петр выводит несомненное заключение, что нет никаких препятствий им присоединиться к христианскому обществу чрез крещение без всякого посредства других иудейских культовых учреждений. Как никто не мог воспрепятствовать Духу Св. сойти на них, так никто не может воспрепятствовать им принять крещение; всякое сомнение в законности принятия их в церковь Христову чрез крещение устраняется сошествием на них Духа Св. еще до крещения. Крещение принявших уже Духа Св. Петр считает необходимым – по непреложной заповеди Господа (Мф. 28:18), по которой вступление в общество Его последователей может совершиться только посредством крещения (ср. Деян. 2:28). – «Которые», будучи еще язычниками, «как и мы», сущие от обрезания, «получили Святаго Духа», и, следовательно, иудеи и язычники оказались равными в сем отношении. – «Велел им креститься»: как видно, не сам крестил их, а кто-либо из пришедших с ним, так как совершать таинство крещения не было непременною обязанностью самих апостолов (1Кор. 1:17). – «Во имя Иисуса Христа»: см. прим. к Деян. 2:38. – «Просили его» и пр.: и он конечно удовлетворил их просьбе, пробыл у них несколько дней и – как видно из дальнейшего (Деян. 11:3) – вкушал с ними пищу. Конечно, в продолжение этих нескольких дней Петр утвердил их в вере христианской. Более о Корнилии дееписатель ничего не сообщает. По церковному преданию, Корнилий после был епископом в Кесарии, проповедовал Христа в разных странах и скончался мученически (Чет.-Мин. Янв. 4 и сент. 13).