Глава 19

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
  • 1-7. «Во время пребывания Аполлоса в Коринфе»: в Ахаи (Деян. 18:27); следовательно он в Ефесе не дождался апостола Павла по какой-то причине, может быть потому, что в Ефесе не имелось сведений о времени прибытия сюда апостола. – «Прошедши верхние страны»: сравнительно с низменным морским берегом, на котором стоял Ефес, «верхние страны» суть страны нагорные, лежавшие вне Ефеса. Это – внутренние провинции Малой Азии, между прочими Фригия и Галатия, которые посещал Павел в продолжении этого путешествия (Деян. 18:23). Во время второго своего путешествия Павел возбранен был Духом проповедовать в Проконсульской Азии (Деян. 16:6 и д. и прим.) и только на обратном пути он побыл недолго в Ефесе (Деян. 18:19 и д.); теперь же прямо из Фригии, прошедши с проповедью Проконсульскую Азию, он прибыл в Ефес и оставался здесь долго (ст. 10). – «Нашедши там некоторых учеников»: именем учеников дееписатель называет обыкновенно учеников Христовых – христиан; судя по всему, и эти ученики принадлежали к числу христиан, но из дальнейшего видно, что эти ученики были крещены только в Иоанново крещение, и следовательно дееписатель называет их учениками, т.е. христианами, только в обширном смысле. Они были вероятно из иудеев (ибо ниоткуда не видно, чтобы и между язычниками были ученики Иоанновы) и вероятно пришельцы и притом недавние в Ефес; по прибытии сюда они примкнули к небольшому еще тогда христианскому обществу в Ефесе, ибо веровали в проповеданного Крестителем грядущего Мессию, но не имели полного понятия о Нем, как и Аполлос до времени, и не успели еще или не могли быть точнее наставленными пути Господню (Деян. 18:25-26). Где и кем они крещены были во Иоанново крещение и как стали учениками Иоанновыми – неизвестно, но в Ефесе они держались христианского общества, так что сам Павел счел их сначала за христиан (ст. 2: «уверовав») и лишь из обращения с ними узнал, что они только ученики Иоанновы. Из разговора и обращения с ними Павел заметил в них недостаток чистого христианского духа в жизни и неполноту ведения ими пути Господня (ср. Деян. 18:26) и как видно – удивился сему и недоумевал, что это значит; отсюда такой именно вопрос его к ним. – «Приняли ли вы Святого Духа»: особые дарования Святого Духа, какие принимали все верующие и крестившиеся, через возложение на них рук? – «Уверовав»: Павел не считает их иудеями и полагает, что они уверовали, т.е. в Господа Иисуса Христа, обратились из иудейства в христианство. Ответ их на этот прямой вопрос был также решительный: «мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой». С одной стороны как ученики Иоанна Крестителя, с другой – как иудеи, знакомые с ветхозаветными книгами, каждую субботу по всем городам в синагогах читаемыми, они не могли не знать, есть ли Дух Святой, ибо Иоанн крестя проповедовал, что «грядущий по нем будет крестить Духом Святым» (Мф. 3:11 и парал.), и из ветхозаветных писаний они несомненно должны были знать, что Дух Святой есть; следовательно в их ответе речь не о бытии Святого Духа, не о том, будто они не знают о самом бытии Святого Духа, что Он есть, как Дух Божий; они говорят о Духе Святом в том же смысле, как у Ин. 7:39 – о бытии и действиях Духа Святого в мире, дарован ли Он миру Мессиею, проповеданным от Иоанна, крестил ли сей Мессия мир Духом Святым, как предрекал их учитель – Иоанн Креститель, или еще нет, т.е. они не имели сведений о всем, что произошло в Иерусалиме со времени проповеди и смерти их учителя. Нельзя думать, что они по упорству не веровали в проповеданного Крестителем Господа Иисуса, как Мессию, ибо только что они услышали о Нем, тотчас и крестились (ст. 5); нет, они просто не знали о событиях иерусалимских со времени смерти Крестителя. Как это случилось, представить трудно; может быть с того времени они жили в таком уголке мира, куда проповедь и даже слухи о Христе Иисусе еще не проникали, и только теперь, переселившись в Ефес, они услышали о сем, но до встречи с апостолом им, по не давности их пребывания в Ефесе, никто точно не объяснил сего. Такой ответ этих учеников конечно не мог не удивить апостола и он спрашивает: «во что же вы крестились?» Что было предметом вашей веры и исповедания при крещении, если вы о Духе Святом даже и не слыхали, не только сами не приняли Его? – «В Иоанново крещение»: в то, что составляло предмет крещения Иоаннова и исповедание чего требовалось при этом крещении. В ответ на этот ответ апостол кратко и сжато, но весьма рельефно характеризует крещение Иоанново и его отношение ко Христу. – «Иоанн крестил только крещением покаяния» (см. прим. к Мк. 1:4 и парал.); цель его – приготовление людей (говоря людям) к вере грядущего по нем, то есть во Христа (Мессию) Иисуса, поясняет кратко апостол; следовательно это только приготовительное к христианскому, а не самое христианское крещение. – «Услышав сие», т.е. что проповеданный их учителем Иоанном Мессия действительно пришел и есть именно Иисус из Назарета и что недостаточно одного Иоаннова крещения для вступления в царство Мессии, ученики крестились во имя Господа Иисуса, т.е. крещением христианским (см. прим. к Деян. 2:38 и Мф. 28:19), и по возложении на них рук Павлом (см. прим. к Деян. 8:15-17) приняли Духа Святого, вследствие чего начали говорить иными языками (см. прим. к Деян. 2:4Деян. 10:44-48 и парал.) и пророчествовать (см. прим. к Деян. 11:27; ср. Деян. 13:1. 1Кор. гл. 14).
  • 8-10. Пришедши в синагогу, как обыкновенно делал Павел (Деян. 17:2 и прим.), «он проповедовал месяца три небоязненно»: последнее слово показывает, что хотя иудеи и были расположены к нему и его проповеди, но не все, и возникло мало по малу и развивалось противление ему; не смотря впрочем на это он «небоязненно», смело, без особенных опасений проповедовал целую четверть года. – «О царствии Божием»: см. прим. к Мф. 3:2Ин. 3:3, 5. – «Некоторые» (следовательно не все, может быть меньшинство; ср. Деян. 17:4) «ожесточались»: выражение указывает на постепенное ожесточение, на развитие его мало по малу в продолжение известного времени. Это ожесточение и неверие некоторых возросли наконец до того, что они начали открыто пред народом «злословить» (Деян. 18:6 и парал.) путь Господень (Деян. 18:25-26). Это побудило апостола к такому же решительному действию, как и в Коринфе (Деян. 18:6-7), и даже более: апостол решился не только сам прервать всякие сношения с эфесской синагогой, но отделил от нее учеников, т.е. всех христиан, и перешел для проповеди в училище некоего Тиранна, где и проповедовал ежедневно, а не по субботам только, как в синагоге. Училищами или школами назывались публичные залы философов или риторов, в которых они обучали желающих и приходящих философскому или ораторскому искусству. Так как имя Тиранн чисто греческое: то можно бы предполагать, что это был какой-нибудь ритор или философ, имевший у себя училище, грек и язычник, как и думают некоторые. Но дееписатель, кажется, заметил бы такой необыкновенный поступок Павла, что он из синагоги перешел в дом язычника, чего в обычае у Павла мы не видим и дееписатель не замечает. Если бы этот Тиранн был из чтущих Бога, т.е. прозелитов, то дееписатель указал бы и на сие, как указал на подобное в Коринфе (Деян. 18:7). Посему, кажется, надобно признать, что Тиранн не был ни язычник, ни прозелит. Имя это встречается как известное и у евреев (2Мак. 4:40. Флав. Antt. 16, 10, 3 и у раввинов), и притом евреи в рассеянии принимали и носили имена и римские и греческие. Поэтому вероятнее, что этот Тиранн был иудейский учитель, который имел в своем доме частную синагогу, так называемый Бет-мидраш, которая и названа здесь училищем. («В Бет-Мидраш учили преданиям и их толкованию» - у Лихтф.). Таким образом можно полагать, что отделившись от общественной синагоги иудейской, Павел перешел в частную синагогу иудейского раввина Тиранна, где он мог быть безопаснее. При сем можно предположить, что этот Тиранн был сам расположен к христианству, а потому охотно предложил свое училище для Павла с его учениками, а Павел охотно принял это предложение. – «Два года»: за исключением трех месяцев, упомянутых в ст. 8. – «Все жители Асии»: усиленное (гиперболическое) выражение, вместо – весьма многие (ср. прим. к Мф. 3:5). В цветущий торговый Ефес постоянно из всех провинций Малой Азии, особенно соседних, стекалось великое множество как иудеев, так и эллинов, прозелитов и язычников, то по делам торговли, то как поклонников в знаменитейшем тогда храме Артемиды (Дианы) Ефесской, считавшемся одним из семи чудес света. Известность, какою пользовался там Павел, побуждала многих приходить слушать его проповедь, и ему здесь, как сам он говорит, открыта была великая и широкая дверь (1Кор. 16:8-9). Частная синагога или школа, которую Тиранн предоставил в распоряжение Павла, открывала доступ к слушанию его проповеди и язычникам, что невозможно было в общественной синагоге. Впрочем выражение – «все слышали» конечно не нужно понимать так, что все слышали слово о Христе лично от Павла; пришельцы, лично слушавшие его, конечно по возвращении домой рассказывали родным и знакомым слышанное, и таким образом вся Асия (Проконсульская Азия) наполнилась слухами о Христе Иисусе, проповедуемом от апостола.
  • 11-12. В подкрепление проповеди апостола Бог творил чрез него немало (точнее – немалые, необыкновенные, чрезвычайные) чудес, из коих дееписатель упоминает: 1) об исцелении разных болезней от вещей, употреблявшихся Павлом («платки» – Ин. 11:44 и парал., – «опоясания» – Мф. 10:9), и 2) об изгнании бесов из бесноватых, каковых дееписатель видимо отличает от прочих больных обыкновенными болезнями (см. прим. к Мф. 4:24). Примечательно, что не сам Павел лично совершал эти чудеса, но другие возлагали вещи его, может быть даже без его ведома, на больных и – больные выздоравливали. Так чудотворная сила действует от самих вещей, употребляемых святыми мужами, действует разумеется на тех, которые с верою пользуются ими.
  • 13-16. «Скитающихся иудейских заклинателей»: тогда было много таких скитающихся, которые употребляли разные заклинания и чародейства, разных шарлатанов (ср. Деян. 13:6 и д. и примечания; Флав. Antt. 8, 2-5. Bell. Ind. 1, 1-2); иногда таковые, по милости Божией к бесноватым, вероятно и изгоняли бесов (ср. прим. к Мф. 12:27). Видя необыкновенные действия имени Господа Иисуса Христа в устах Павла, который сим именем изгонял бесов, по обетованию Христову (Мк. 16:17), некоторые из таковых, заклинателей, стали употреблять это достопокланяемое имя как заклинательную формулу, и сами не зная и не веруя в Господа прибавляли – «которого Павел проповедует», т.е. именно этого Иисуса, а не другого. «Так все они делали по любостяжанию. Смотри: веровать не хотели, а изгонять бесов этим именем захотели» (Злат.). Как на примере подобных людей, злоупотреблявших при неверии именем Господа Иисуса, дееписатель указывает на сынов Скевы, причем демон так сильно наказал их за такое злоупотребление. – «Семь сынов Скевы»: кто это был Скева и в каком смысле называется он иудейским первосвященником, неизвестно; может быть это был один из начальников священнических чред (см. прим. к Мф. 2:4), сыновья которого выселились из иудеи и промышляли заклинательством. – Но злой дух, при одном из таковых случаев заклинания, бывший в человеке бесноватом, жестоко посмеялся над заклинателями. – Выражением – «Иисуса знаю и Павел мне известен» демон признает и исповедует силу и власть над собой Господа Иисуса Христа и Его апостола, а выражением – «вы же кто», вы что за люди, высказывает презрение к этим злоупотребляющим именем Иисуса людям, которых силы он не боится и которых власти над собою не признает и смеется над ними; и в доказательство сего бесноватый избил их и нагих выгнал из дома, где это происходило. – «Одолев их»: точнее – «обоих»; все семеро братьев занимались заклинанием, но рассказанный случай был только с двоими из них.
  • 17-20. Следствий такого происшествия с заклинателями было много и – важных, когда разнеслась молва о сем по всему Ефесу: 1) «напал на всех страх» пред этой таинственной, всемогущей силой имени Господа Иисуса Христа (ср. Деян. 5:11Деян. 2:43Мк. 1:27 и парал.); 2) «величаемо было имя Господа Иисуса»: превозносили люди это всемогущее имя, которым производились такие великие чудеса (ср. Лк. 7:16), что конечно было весьма благотворно для дальнейшей проповеди о Христе в этом городе; 3) «многие из уверовавших исповедовали дела свои». Под уверовавшими разумеются уверовавшие во Христа именно в это время, вследствие рассказанного события, и кажется в числе этих многих были и заклинатели, бросившие свое ремесло заклинания и обратившиеся ко Христу. Они приходили, т.е. к апостолу, исповедуя и открывая дела свои, т.е. худые дела свои или грехи; это покаяние было следствием их веры и желания присоединиться к христианскому обществу, покаяние предшествовавшее обыкновенно крещению. Впрочем из числа уверовавших нельзя здесь исключать и прежде уверовавших; и они под влиянием чувства страха и величия имени Господа почувствовали потребность облегчить совесть свою покаянием во грехах своих и приходили за сим и с сим к апостолу; 4) «довольно многие чародеи сожгли свои книги»: под чародеями разумеются здесь не только вышеупомянутые заклинатели, но вообще занимавшиеся чародейством (колдовством), маги, прорицатели разных родов и т.п. В Малой Азии именно Ефес был центром всякого рода магии и волшебства, развившихся под влиянием культа Артемиды и первоначально связанных с ним; славились так называемые «ефесские грамотки», – разные волшебные формулы, на папирусе или пергаменте писанные, которые носились как амулеты или в предохранение от бед, или в приманку счастья и т.п. – «Собрав книги свои»: в которых были записаны способы производства разных чародеяний и волхвований, формулы заклинаний, разные молитвы богам и т.д. – «Сожгли»: такие истребления чародейских книг совершались иногда по распоряжению высших властей; так сожжено было сочинение Протагора о богах, так император Август велел собрать и сжечь книги прорицателей. Но в Ефесе сами обладатели этих книг добровольно сожгли их, что гораздо важнее, чем официальное сожжение. – «Сложили цены их»: чародеи сами вычислили, чего стоят сожженные ими книги, ибо только они одни могли ценить бывшую у них (мнимую) драгоценность, другие цены им не знали. Таковые бредни ценились очень высоко, и этим объясняется указанная ниже громадная сумма, какой они стоили. – «Пятьдесят тысяч»: дееписатель не упоминает – чего, какой монеты; так как в обычном употреблении счетов была тогда драхма греческая, то вероятно она здесь и разумеется, т.е. что все сожженные чародейские книги стоили 50.000 драхм; драхма = около 20 коп. серебром; следовательно сожжено всего книг на сумму около 10.000 рублей.
  • 21-22. «Сие совершилось»: т.е. произошло все, что выше сказано о пребывании и деятельности апостола Павла в Ефесе (ст. 1-19). «Прошедши Македонию и Ахию» (ср. Деян. 16:9-10Деян. 18:12 и прим.) «идти в Иерусалим»: цель путешествия собственно Иерусалим, путешествие же через Македонию и Ахию – только эпизод этого путешествия. Дееписатель не сообщает причины предпринятого так путешествия; но из посланий самого апостола (1Кор. 16:1 и д. 2Кор. гл. 8. Рим. 15:25 и д.) видно, что причина была – собирание милостыни для церкви палестинской и доставление ее в Иерусалим; на это Павел указал мимоходом и в своей речи – Деян. 24:17. – «Я должен видеть и Рим»: здесь в первый раз встречается известие о намерении Павла быть в столице всесветной тогда монархии; после Господь определительно указал ему на Рим, как место его проповеди (Деян. 23:11), и он действительно прибыл в Рим как проповедник, но вместе с тем – и как узник. – «Послав Тимофея и Ераста» (2Тим. 4:20): вероятно для расположения македонян к сбору милостыни и для самого сбора. – «Остался на время»: неизвестно впрочем по какой причине.
  • 23-27. «В то время»: когда Павел, послав Тимофея и Ераста в Македонию, остался на время в Ефесе. – «Против пути Господня»: против христианства вообще (ср. прим. к Деян. 18:25-26). – Виновник мятежа Димитрий был серебреник, делавший серебряные небольшие модели храма Артемиды (Дианы) Ефесской. Культ Артемиды был весьма распространен и силен в Малой Азии; храм ее в Ефесе, сожженный Геростратом в день рождения Александра Македонского, возобновлен был с таким великолепием, что считался одним из семи чудес света; маленькие модели этого храма и статуйки Дианы были в большом употреблении у чтителей этой богини: их ставили в комнатах, брали с собой при путешествиях, как амулеты и т.п. Очень естественно, что ремесло Димитрия было очень выгодно и производство им этих вещей было очень велико; у него вероятно было нечто в роде фабрики подобных вещей (кажется за городом, ст. 29); в его ведении были и художники и ремесленники, которые по домам работали или на него, или на сторону. Собрав этих и подобных, отчасти от него зависевших или стоявших под его влиянием, вообще же заинтересованных в этом ремесле людей, Димитрий сказал им возбуждающую речь. В этой речи он поставил на вид два факта и вывел из них заключение. Первый факт, несомненный, как они знали по опыту – тот, что от этого ремесла зависит их благоденствие; второй – тот, что Павел своими проповедями отвратил не малое число людей от почитания богов. – «Не малое число людей, и притом не только в Ефесе, но почти во всей Асии совратил»: свидетельство врага Павла и христианства, подтверждающее рассказ о широком распространении христианства по Асии (ст. 10 и прим.). – «Этот Павел»: презрительно. – «Делаемые руками не суть боги»: народ отождествлял статуи богов с самими богами, или представлял, что боги живут в этих статуях. Учение Павла об идолах и статуях см. Деян. 17:29 и прим.; 1Кор. 8:41Кор. 10:20 и др. – Заключение, которое из этих двух фактов серебреник выводит пред своими рабочими, двоякое: во-первых, ремесло их придет в презрение, не будут покупать их изделий и таким образом нанесен будет ущерб их благосостоянию; во-вторых, храм Дианы ничего не будет значить, его оставят, он будет в пренебрежении и уничтожится величие богини, а это опять грозит тем же подрывом их состояния. Своекорыстие в обоих этих заключениях, но в последнем прикрывается языческим благочестием. «Смотри, как идолослужение везде поддерживается корыстью: не потому (восстают), что их богопочтению угрожала опасность, но потому, что лишались возможности прибытка… Ибо это (слова Димитрия) значит почти то же, что: нам, при нашем ремесле, угрожает опасность умереть с голоду» (Злат.). – «Величие той»: величие приписывалось и другим богам, но Ефесская Диана была более прочих велика во мнении жителей по крайней мере Малой Азии. – «И вселенная»: т.е. весь греко-римский мир, за исключением варваров, у коих свои боги.
  • 28-29. «Исполнились ярости»: против Павла и христиан по причине опасности от них почитаемой богине и ее храму. Вместе с яростью против христиан речь Димитрия возбудила фанатизм и энтузиазм на защиту богини, выражением чего и были восклицания: «велика Артемида Ефесская!» «Они были в таком состоянии, как будто криком своим хотели восстановить ее почитание и уничтожить все, сделанное Павлом» (Злат.). С этим восклицанием собранные Димитрием пошли к городу и по городу и – «весь город исполнился смятением», возмутившаяся толпа рабочих возмутила все народонаселение Ефеса, и возмущение было направлено главным образом против проповедников Христовых – Павла и его спутников. – «Схватив македонян и пр.»: Павла, как видно из сего и дальнейшего, толпа не нашла и схватив попавшихся двух спутников его, Аристарха из Фессалоники (Деян. 20:4Деян. 27:2) и Гая, которого нужно отличать от Гая Дервянина (Деян. 20:4), повлекла их на зрелище, в театр. Городские театры в греческих городах бывали местом больших народных собраний для рассуждения о городских делах, и даже мятежнические народные собрания пользовались этими местами. Мятежники повлекли спутников Павла в театр городской вероятно для того, чтобы там потребовать над ними суда и осуждения, или подвергнуть их мятежническому самосуду.
  • 30-32. «Павел хотел войти в народ»: великая смелость и сила духа воина Христова – идти к разъяренной против него толпе. – «Не пустили»: конечно опасаясь за жизнь его от мятежной толпы. И не только ученики опасались за жизнь его в случае появления его в народе, но и некоторые из начальников Асийских, расположенные к Павлу и – как видно – понимавшие, что против него главным образом возмутилась эта толпа. – «Асийские начальники» – это были выборные от городов для устроения торжественных игрищ в честь богов и императора. Каждый город Проконсульской Асии присылал в Ефес к известному времени своего выборного, которые из среды себя выбирали десять членов для устройства помянутых игрищ. Некоторые из этих начальников тогдашних были друзьями Павла, если не христианами, то лично расположенными к великому апостолу. «Просили не показываться на зрелище»: очевидно предостерегая от опасности для него в случае появления его там. «Одни – одно и пр.»: наглядное изображение мятежнического собрания толпы. Что в театре происходит что-то против Павла и его спутников, - это все знали (единодушно, ст. 29; в один голос, ст. 34), но что именно – большая часть собравшихся, особенно пришедших после, не знали.
  • 33-34. «По предложению иудеев и пр.»: и текст не вполне ясен и личность Александра с его предполагаемой речью загадочна. – «Вызван был» – кем? «По предложению иудеев» – почему иудеев, с какой целью? Что он хотел говорить? Кто такой сам Александр? Объяснения не одинаковы. Можно предполагать, что этот Александр был иудей по происхождению и религии, что иудеи опасались, как бы, при этом народном возмущении против христиан, народ не смешал с христианами и иудеев, тем более, что иудеи были известны как враги идолов (в чем теперь обвиняли христиан), и как бы и им не досталось вместе с христианами от мятежной толпы, а потому по их предложению и вызван был ими же Александр, вероятно более других отличавшийся ораторским талантом, чтобы объяснить собравшемуся народу различие между иудеями и христианами, и что они не повинны в том, в чем обвиняется Павел, и не заслуживают ни суда, ни самосуда. Но народ не захотел слушать речи иудея из презрения вообще к иудеям. – Можно предполагать и то, что Александр был христианин из иудеев, который хотел говорить в защиту Павла и христиан от нареканий на них; вызван же был из народа по предложению коварных и злорадных его соплеменников (от которых он отстал по вере), чтобы он сделался жертвой народной ярости, защищая Павла и христиан. Первое предположение кажется вероятнее, последнее искусственно, хотя возможно. Святой Златоуст высказывает еще ту догадку, что Александр-иудей хотел говорить для того, чтобы еще более воспламенить ярость народа против христиан. – Не захотев слушать речи Александра из ненависти греков к иудеям вообще, особенно в этом возбужденном состоянии, беспорядочная толпа продолжала часа два повторять то восклицание, которым рабочие Димитрия начали возмущение.
  • 35-40. Мятеж утишил наконец блюститель порядка, собственно – книжник или писец. Это был чиновник в роде городского секретаря, обязанностью которого было составление официальных бумаг, обнародование известного рода дел, иногда чтение их в народных собраниях, хранение всякого рода письменных документов и т.п. Это была должность не очень видная, но очень важная, и чиновник исполнявший ее был лицом влиятельным. Может быть этот ефесский блюститель порядка пользовался особым уважением ефесских жителей; по крайней мере он успел утишить смятение народное и распустил собрание. – В речи своей к народу блюститель порядка указывает прежде всего на то, что культ Артемиды стоит крепко в Ефесе и взятые народом спутники Павла в оскорблении его не повинны (ст. 35-37); потом, если кто имеет жалобу на взятых людей: то для разбора законных жалоб есть законные власти (ст. 38-39); и наконец выражает опасение за незаконное собрание народа (ст. 40) и этими резонами убеждает народ разойтись. – «Какой человек не знает»: выражение общепризнанности и следовательно непреложности факта, что Ефес есть служитель Артемиды, что почтение этой богини стоит крепко в этом городе, и так крепко, что нечего опасаться с этой стороны какой-либо беды. – «Служитель»: греческое слово означает первоначально прислужника и стража при храме; потом оно прилагалось как особенно почетное имя к тем городам, особенно малоазийским, где культ того или другого бога или богини был особенно развит. – «Диопета»: упавшего от Зевса. Этим именем означается статуя Артемиды в ефесском храме, так как она, по народной легенде, упала с неба – от Юпитера или Зевса. – Если же Ефес, продолжает оратор, есть несомненно служитель великой Артемиды, то не из-за чего производить возмущения и поступать опрометчиво, а народ, по мнению его, поступил именно опрометчиво, схватив спутников Павла невинных. Вот если бы они например обокрали храм или хулили прямо и открыто Артемиду, они были бы виновны, но они этого не делали. Блюститель порядка видимо стоит на стороне Павла и его спутников; как и асирийские начальники (ст. 31), он вероятно был расположен лично к апостолу. Таким образом эту религиозную причину для мятежа он считает недостаточною и неосновательною. – Устраняя эту причину для народного мятежа, оратор как бы выискивает другие причины и дает наставления, как направить дело, если есть эти другие причины. Если например у кого есть жалобы на кого-нибудь: то для разбора их и удовлетворения по ним есть судебные, т.е. законные судебные, собрания и есть представители судебной законной власти – проконсулы; пусть жалуются друг на друга законным властям и законным образом, а не мятежнически. – «если же ищете чего-нибудь другого» (очевидно намек на речь Димитрия о грозящем упадке ремесла его), «то это по жалобе будет рассмотрено в законном собрании». Последним выражением оратор дает разуметь, что теперешнее народное собрание, как незаконное, не компетентно для решения этого дела, и что поднимать этот вопрос на теперешнем народном собрании совершенно бесполезно. – В заключение оратор указывает на опасность, которой подвергается само городское начальство – быть обвиненным в возмущении, так как оно не может представить никакой причины для оправдания теперешнего народного собрания. Это очевидно угроза римской расправой за возмущение: римское правительство может счесть подобное народное собрание за возмущение, и в таком случае может последовать грозная расправа как с городским ефесским начальством, так и с народом, которая может обойтись дорого опасающимся упадка Димитриева ремесла. Эта разумная и искусно рассчитанная речь произвела свое действие: мятеж кончился.