Глава 6

  • 1. «В сии дни, когда» и пр.: не вполне определенное хронологическое данное, которое однако же указывает на неотдаленность по времени означаемого им события от ближайшего предшествующего. После новой победы церкви над внешними врагами (гл. 5), неустанною деятельностью апостолов в проповедании Евангелия (Деян. 5:42) число учеников, великое и в предшествующее время, умножалось более и более. Но в это время обнаружилось внутреннее нестроение в недрах самого общества и довольно важное, так как указывало на внутреннее разделение и несогласие членов общества: «произошел ропот» - взаимное неудовольствие, явно во вне обнаружившееся между еллинистами и евреями, т.е. между христианами из еллинистов и евреев. Еллинистами назывались иудеи, жившие в разных странах языческого мира и говорившие на очень распространенном тогда греческом языке. Так как иудеи расселены были и расселялись по преимуществу в странах греко-(еллино)-римского мира: то название еллинистов перенесено было и на тех иудеев, которые жили в странах и не населенных греками. Кажется, под это общее название подходили иногда и прозелиты, т.е. принявшие иудейскую веру язычники (ср. ст. 5). Еллинисты иногда переселялись из языческих стран на жительство в Палестину и Иерусалим, или путешествовали на праздники в Иерусалим и там оставались на более или менее продолжительное время (см. прим. к Деян. 2:5 и д.), или по торговым и другим делам приезжали и жили там. Из них иные, может быть и многие, вступали в общество христианское. Под именем же евреев разумеются здесь христиане из иудеев палестинских, жившие в своей родной земле и говорившие еврейским языком. Между этими двумя составными частями первохристианского иерусалимского общества и произошло взаимное неудовольствие, именно: еллинисты роптали на евреев за то, что их вдовицы пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Из общей денежной кассы, бывшей в распоряжении апостолов, каждый нуждающийся получал то, что ему было нужно (Деян. 4:34-35Деян. 2:45) для ежедневного содержания, и главным образом для пропитания (ст. 2, - «пещись о столах»). – Ничего нет невероятного, что в разных частях города, в местах общественных собраний христиан, устроялись общие трапезы (Деян. 2:46), кроме того, что каждому нуждающемуся давалось потребное. При этом-то и показалось еллинистам, что вдовы их пренебрегаются. Пренебрежение это зависело конечно не от самих апостолов, но от подчиненных им непосредственных распорядителей раздачей милостыни. Откуда происходило это пренебрежение, не довольно ясно. Св. Златоуст полагает, что «это происходило не от недоброжелательства, но вероятно от невнимательности по причине многолюдства… ибо в таком случае не может не быть затруднения». Можно также предполагать, что это пренебрежение еллинистских вдовиц проистекало из высокомерия евреев: живя в своей родной земле, близ храма, имея возможность строже исполнять закон Моисеев с его строгими требованиями чистоты и праведности, не имея особенных случаев заражаться нечистыми языческими нравами, палестинские евреи с некоторым высокомерием относились к собратьям, жившим среди язычников и волей-неволей поддававшимся более или менее влиянию языческой среды. Этого различия двух составных частей общества не мог, как видно, совсем сгладить даже высокий дух христианства в первом обществе иерусалимском, и оно обнаружилось теперь в пренебрежении еллинистских вдовиц со стороны распоряжавшихся раздачей потребного, вероятно из евреев. Что именно вдовы испытывали на себе это пренебрежение, объясняется тем, что некому было, за неимением главы семейства, позаботиться о них и в случае защитить их; но тем больнее было еллинистам видеть, что именно беззащитные вдовы их в пренебрежении.
  • 2-4. «Тогда двенадцать сказали» и пр.: это взаимное неудовольствие грозило значительною опасностью обществу, может быть более важною, чем внешние преследования, как вообще внутренние нестроения опаснее внешних притеснений. Но эти опасности премудро были предупреждены апостолами в самом начале, и вкрадывавшееся в святое общество зло вырвано было с корнем. – «Созвав множество учеников»: т.е. вообще по возможности все христианское иерусалимское общество, а не представителей только его или выборных. Всему обществу предложили апостолы устранить это нестроение, а не своею только властью прекращают его (ср. Злат. и Фефил): – «Не хорошо»: собственно – не угодно, не нравится. – «Оставив слово Божие»: т.е. проповедание слова Божия, что собственно и составляет их главную обязанность. – «Пещись о столах»: заботиться о продовольствии пищей бедных и вдов. У них (апостолов) есть более важное дело – довольствовать духовной пищей верующих и проповедью евангельскою привлекать неверующих к вере; довольствование же бедных пищей телесной они могут предоставить другим безо всякого ущерба для дела: поставить для себя особых избранных лиц, вручив им эту должность, как совершенно впрочем особую, самостоятельную, отдельную от других должностей. – «Выберите» и пр.: апостолы предоставляют всему обществу верующих избрать из среды своей людей и поставить их на эту службу. – «Семь человек»: семь – священное число. – «Исполненных Духа Святого»: ибо и для сего служения нужны особые дары Духа Св., так как служение бедным не есть исключительное служение их телесным потребностям, а и духовным их нуждам. – «Мудрости»: в обыкновенном смысле слова, – устроять все дело умно, употреблять для достижения цели лучшие средства и пр., чисто практически житейская добродетель. – «Служении слова»: евангельской проповеди, в противоположность попечению о столах.
  • 5-6. «Одобрено было всем собранием»: предложение апостолов примирило начавшееся было разделение и неудовольствие, и зло преграждено было таким образом в самом источнике. – «Стефана»: о коем ниже речь. – «Исполненного веры»: вера здесь принимается в смысле особенного дара Св. Духа – веры чудодейственной (1 Кор. 12:9), которою он совершал великие чудеса и знамения (ст. 8). Из остальных избранных более других известен Филипп благовестник, о котором далее повествует дееписатель (гл. 8). О прочих в писаниях апостольских не упоминается, но в церковном предании нечто сохранилось. Прохор был сначала спутником ап. Петра, потом спутником и писцом Иоанна Богослова, епископом Никомидии (в Вифинии) и скончался мученически в Антиохии. Никанор убит иудеями в день убиения архидиакона Стефана. Тимона предание называет епископом Вострским (в Аравии); скончался мученически. Пармен скончался пред глазами апостолов и погребен ими (Чет.-Мин. июл. 28). Николая, прозелита, антиохийца, который, как видно, жил в Иерусалиме. Избрание прозелита в число семи диаконов показывает мудрость избиравших: ибо он без сомнения принадлежал к еллинистам, вдовицы которых были пренебрегаемы, что и возбуждало ропот. Но он, кажется, не удержался на высоте своего служения и имя его не вписано во святых. – «Их поставили пред апостолами»: для действительного поставления их в должность. Не само избравшее общество поставляет их, а предоставляет то апостолам, ибо только они имеют право учреждать и утверждать новое должностное служение в церкви, а не общество. – «Помолясь»: о том, конечно, чтобы благодать Божия, немощное врачующая и недостаточествующее восполняющая, приручествовала избранных на их особенное служение церкви Божией. – «Возложили на них руки»: способ и вместе внешний символический знак излияния на возлагаемого чрез возлагающих особенных даров Св. Духа, потребных на служение в церкви, с чем вместе совершается утверждение избранного в должности. Возложение рук в этом смысле было известно еще со времен Моисея (Чис. 27:18). Возложение рук апостолов на избранных диаконов последовало за молитвою, а потому не есть только простое символическое действие, сопровождающее молитву; это было действие просвещения избранных. «Заметь, как писатель не говорит ничего лишнего; он не объясняет – каким образом, но просто говорит, что они рукоположены были с молитвою, ибо так совершается рукоположение. Возлагается рука на человека, но все совершает Бог, и Его десница касается главы рукополагаемого, если рукоположение совершено как должно» (Злат., ср. Феофил).
  • 7. «И слово Божие росло» и пр.: общее замечание о положении христианского общества после избрания и посвящения семи диаконов. Избранные оправдали доверие общества и умиротворили его, ибо после о разногласиях в этом отношении не упоминается. Апостолы, по поставлении диаконов, не обременяемые заботами о разногласиях в обществе, пребывая постоянно в молитве и служении слова, действовали так сильно, что слово Божие как семя в плодородной почве росло все более и более в народе и число учеников весьма умножалось. – Сила апостольской проповеди была так велика, что «и из священников очень многие покорились вере», т.е. уверовали в Господа Иисуса, как Мессию. Выражение – «покорились вере» указывает, что они как бы насильно приведены были к вере во Христа, сила речи апостольской препобедила их упорство в их предубеждениях относительно Иисуса из Назарета. Дееписатель замечает это обращение священников к вере, как характеристическую черту именно этого времени деятельности апостолов; прежде мы действительно не видим примеров обращения их, а напротив видим их в числе прямых гонителей апостолов (Деян. 4:1). Это была одна из решительных нравственных побед христианства над иудейством, что самые члены древней иерархии увидели наконец падение ее и припали к стопам Единого, распятого на кресте, Первосвященника, исповедуя веру свою в Него, как Мессию.
  • 8. Апостольская деятельность и мученическая кончина архидиакона и первомученика Стефана имели такое важное значение в жизни первохристианской церкви, что дееписатель повествует о них с большею подробностью, чем о других событиях того времени. Эта деятельность и смерть были исходным пунктом развития многих дальнейших событий апостольской истории и имели, кажется, особенное влияние на Савла, будущего великого апостола язычников, и дееписатель, спутник (в путешествиях) ап. Павла, довольно выразительно дает после видеть связь деятельности дальнейшей Савла со смертью Стефана (Деян. 7:58Деян. 8:1, 3Деян. 9:1 и д.). Сначала дееписатель кратко характеризует деятельность Стефана. – «Исполненный веры» (см. прим. к ст. 5): собственно – «благодати» (χάριτος), т.е. Св. Духа (ср. Деян. 4:33), или вообще даров Св. Духа, – выражение, указывающее на обилие и многообразие этих духовных даров, действовавших в Стефане. – «И силы»: чудодейственной силы, как видно из дальнейшего указания на совершаемые им знамения и чудеса в народе. Примечательно это указание на чудотворения Стефана. Доселе знамения и чудеса совершались только апостолами; с сего же времени дар чудес сообщается Духом Св. и другим верующим для блага более и более распространяющейся в мире церкви Христовой. – «Совершал великие чудеса и знамения в народе»: служа, по новой своей должности, особенно неимущим, вдовицам, немощным, Стефан мог иметь особенно много случаев оказывать благодеяния народу чудесным врачеванием болезней и недугов, а равно духовным утешением, ободрением, подкреплением, помощью, молитвой и т.п., так что имя Стефана пользовалось, как по всему видно, особенным уважением и любовью народа.
  • 9-10. «Некоторые вступили в спор»: эта могущественная и плодотворная деятельность Стефана в пользу христианства в народе возбудила ревность и зависть к нему неверующих иудеев и именно из еллинистов, бывших может быть знакомыми и ранее со Стефаном, который по всей вероятности и сам был также из еллинистов, как показывает его греческое имя и речь (гл. 7), в коей ветхозаветные места приводятся по греческому переводу Семидесяти Толковников, и как свидетельствует церковное предание, по коему он был родственником Савла, бывшего родом из Тарса Киликийского (Чет.-Мин. декабря 27). Эти неверующие еллинисты восстали (άνέστησαν) и завели споры (греческое выражение говорит не об однократном только споре; а предполагает споры) со Стефаном с целью, как видно из дальнейшего, погубить его клеветою, когда не в состоянии были оспорить его и тем ослабить или прекратить его влияние на народ. Восстали против Стефана и завели с ним споры некоторые из так называемой синагоги либертинцев и киринейцев и из Киликии и Асии. – Синагог было в то время в Иерусалиме, по исчислениям раввинов, около 500. Между ними были и упоминаемые здесь пять синагог – либертинцев, киринейцев, александрийцев, киликийцев и асийцев. Либертинцы – это были иудеи, переселенные римлянами (особенно при Помпее, лет за 60 до Р.Х.), как военнопленные в Рим и потом освобожденные, и как свободные возвратившиеся в свое отечество. (Многие из них впрочем добровольно остались в Риме). Эти возвратившиеся и происшедшее от них поколение и образовали в Иерусалиме особую синагогу, которая и называлась, по названию этих отпущенников (libertini), синагогою либертинцев. Киринейцы и александрийцы – это были переселившиеся в Иерусалим или временно пребывавшие в нем иудеи из Кирены и Александрии. В Кирене (город в Ливии, на западе от Египта) четвертая часть жителей состояла из иудеев (Флавий Antt. 14, 7. 2. 16, 6. 1), а равно и в Александрии (в нижнем Египте) из пяти частей города две населены были иудеями (Флавий Antt. 14, 7. 2. 14, 10. 1. 19, 5. 2). В том и другом городе они жили издавна, или переселяемые как военнопленные или переселяясь сами добровольно. В Александрии был центр еврейско-греческой учености, и вероятно синагога александрийцев в Иерусалиме носила на себе отпечаток этой еллинско-еврейской учености. – Таковы же по происхождению были и две другие упоминаемые здесь синагоги киликийцев и асийцев. Киликия и Асия – две малоазийские области, в коих также много жило иудеев, и переселенцы или временно пребывшие в Иерусалим из них имели здесь также свои особые синагоги. К синагоге киликийцев вероятно принадлежал и Савл, родом из Тарса, главного киликийского города. Таким образом пять синагог еллинистских враждебно восстали против Стефана в лице некоторых членов своих и завели с ними споры. – «Но не могли противостоять»: были побеждаемы Стефаном в споре. Мудрость не означает здесь иудейско-еллинской учености, но означает истинную христианскую мудрость, как особенное дарование Св. Духа (1Кор. 12:8).
  • 11-12. «Тогда», т.е. когда убедились в своем бессилии поразить Стефана в споре, спорщики подучили некоторых (конечно из своих же единомышленников, враждебно расположенных к Стефану) взвести на него клевету в богохульстве. Цель этого подущения была, во-первых, возбудить народ против Стефана, а вместе с ним и против христиан вообще, и, во-вторых, – предать Стефана суду синедриона, что и было достигнуто. Примечательно здесь то, во-первых, что им удалось возбудить народ, который доселе так был расположен к апостолам и христианам и был постоянно на их стороне против преследований их синедрионом (ср. Деян. 5:13, 26), и, во-вторых, – то, что так поспешно собрался синедрион на суд над Стефаном. Не были ли зачинщиками этой вражды к Стефану и христианам хитрые враги Христа, заправлявшие делами синедриона? Опасаясь снова явно и открыто преследовать апостолов (Деян. 5:26) и убежденные, по-видимому, на время мудрым советом Гамалиила (Деян. 5:40), не хотели ли они, снова распаляемые завистью и ненавистью к христианам, повести дело хитрее, возбудив народное негодование, направить его не против апостолов лично, а против одного из новопоставленных диаконов, с тем, чтобы при разгаре народного негодования обратить его потом на целое общество христианское с апостолами во главе? Дело принимало в этом случае тот желательный для врагов христианства оборот, что против христиан употреблялось не официальное преследование судебной власти, а недовольство – возмущение народное, почин гонения представлялся принадлежащим не заведомым врагам Христа и апостолов, а народу, народному неудовольствию. Как они могли возбудить против Стефана расположенный к христианам народ, – указывает дееписатель: они взвели обвинение на Стефана в богохульстве, – самом тяжком преступлении по закону Моисееву. Народ, как и при судебном обвинении самого Господа, легкомысленно дал веру этой клевете и хитро доведен был до возмущения против мнимого богохульника и тех, к среде которых он принадлежал. – «Нападши»: может быть когда он, исполняя свои обязанности, шел по улице к бедным. – «Схватили и повели в синедрион»: который, как видно, быстро собрался в чрезвычайное заседание.
  • 13-14. «Представили ложных свидетелей»: ложных потому, что они приписывали Стефану не то, что он говорил действительно. Как при осуждении Господа Иисуса Христа лжесвидетели перетолковали одно изречение Его о разрушении храма (Мф. 26:61; ср. Ин. 2:19), чтобы представить Его богохульником, так и теперь ложные свидетели вероятно перетолковали какое-либо (неизвестное впрочем) изречение Стефана, в котором он вероятно выражал преобразующее действие христианства в его отношении к ветхозаветной теократии. Это было вероятно при спорах его с еллинистами и бывало кажется неоднократно («не перестает»). «Он быть может беседовал очень откровенно и говорил о прекращении закона, или вероятнее – не говорил, а намекал, потому что если бы он говорил ясно, то эти некоторые не имели бы нужды в лжесвидетелях» (Феофил). – «Святое место сие»: святое по преимуществу место есть храм иерусалимский. – «И на закон», т.е. Моисеев, на котором держалась вся ветхозаветная теократия. – «Как он говорил»: дальнейшие слова – не собственные слова Стефана, но вложенные лжесвидетелями в уста его, или перетолкованные ими по-своему слова его. – «Назорей» (в подлиннике с прибавкой «сей»): презрительное в устах лжесвидетелей наименование Господа (ср. Деян. 7:40Деян. 19:26Лк. 15:30) – «Иисус, этот Назорей, разрушит место сие», т.е. храм: обвинение – то же, которое взводили на самого Господа (Мф. 26:61), как уголовное преступление. – «Переменить обычаи» и пр.: обычаи, основывающиеся на богодарованном законе Моисеевом, следовательно, переменить или изменить или отменить самый закон, самую основу теократии, – явное, по мнению лжесвидетелей и всех иудеев, богохульство!
  • 15. «Смотря на него»: естественно, что взоры всех присутствовавших в синедрионе обращены были на этого обвиняемого в столь тяжком преступлении христианина. Но в лице его они не только не видели страха или уныния или враждебного выражения, возбуждаемого клеветой, но «видели лицо его, как лицо Ангела». – Выражение указывает не на естественное только мужественное спокойствие Стефана или торжествующее одушевление, но на необычайную сверхъестественную светлость его лица, выражавшую нечто ангелоподобное. Если и прежде Стефан исполнен был Духа Св. и благодати (ст. 8): то в эту решительную и торжественную минуту он, без сомнения, удостоился особенного озарения от Духа Св., от которого преобразился даже внешний вид его, став ангелоподобным. Если даже при естественном особенном воодушевлении в особенно великие минуты жизни изменяется, просветляется, одухотворяется внешний вид человека: то преимущественно это должно быть при особенном наитии Духа Св. на человека, и потому нет ничего неестественного в том, что самые враги Стефана в эту минуту поражены были (почему и замечает о сем дееписатель) ангелоподобной светлостью лица его (ср. Злат. и Феофил).