- 1-3. «Оставив Афины»: и кажется вскоре после речи в Ареопаге. Пребывание Павла в Афинах (Деян. 17:16) и насмешливое отношение афинян к речи его в Ареопаге произвели столь тяжелое впечатление на пламенный дух Павла, что он, «не ожидая здесь большой пользы» (Злат.), не мог долго оставаться в этом городе и ушел в Коринф. Этот известнейший в древности по своей обширной торговле и богатый город, лежавший на перешейке между Егейским и Ионийским морями, с двумя гаванями на восточной и западной стороне его, был в то время в политическом отношении главным городом Греции (в то время – римской провинции), так как был резиденцией римского правителя-проконсула. – «Иудея, именем Акилу»: что этот Акила с женою своею Прискиллою были в то же время христианами, из повествования этого не видно; напротив, из того, что дееписатель называет его только иудеем и ставит на ряду с иудеями изгнанными из Рима, а равно из того замечания, что Павел остановился у них «по одинаковости ремесла» (а не по одинаковости веры), надобно полагать, что Акила и Прискилла были тогда еще в иудейской вере и только после (вероятно впрочем вскоре) обращены были ко Христу святым апостолом Павлом (о них, как о христианах уже, упоминается ниже, ст. 26). Акила – греческое произношение латинского имени Аквила; вероятно, этот иудей, по тогдашнему обычаю живших в рассеянии, переменил свое еврейское имя на латинское, живя в Риме (как и Савл – Павел). – «Родом Понтянина»: из малоазийской провинции Понта, примыкавшей к Черному морю. – «Недавно пришедшего» (в Коринф) «из Италии»: и именно из Рима, вследствие указа императора Клавдия, повелевшего всем иудеям оставить Рим. Об этом изгнании иудеев из Рима Клавдием говорит римский историк Светоний (в жизнеописании Клавдия, гл. 25), сообщая, что причиной сего были возмущения иудеев, производимые каким-то иудейским возмутителем, присвоившим себе имя Христа. Может быть впрочем Светоний, как язычник, не выразумел хорошо дела, и – вернее церковное предание, что изгнание последовало из-за имени Господа Иисуса , царя Израилева, проповеданного в Риме между иудеями (Чет.-Мин. июл. 14). Вероятно, Акила и Прискилла в Риме имели постоянное место жительства, потому что пребывание их в Коринфе, а потом в Ефесе, было лишь вынужденное именно этим изгнанием иудеев из Рима Клавдием, в последствии же они опять были в Риме (Рим. 16:3), когда многие из иудеев снова возвратились туда по смерти Клавдия (Деян. 28:7 и дал.). Прискилла – уменьшительное имя от латинского женского имени Приска; была ли она природная иудейка, также как муж ее переменившая еврейское имя на латинское, или же природная римлянка, указаний нет. – «По одинаковости ремесла остался у них», т.е. жить во время пребывания своего в Коринфе, или по крайней мере на первое время (ср. ст. 7). «Делание палаток»: из собственных слов Павла известно, что он питался от трудов рук своих, или от своего ремесла (Деян. 20:34. 1Кор. 4:12. 1Фес. 2:9. 2Фес. 3:8); в рассматриваемом месте указывается, что ремеслом его было делание палаток. У евреев был обычай обучать детей своих какому-нибудь ремеслу, хотя бы то были дети богатых родителей; даже приготовлявшихся к званию раввинов (учителей) обучали ремеслам, и именно с специальной целью – сделать их ни от кого независимыми в отношении к средствам содержания. Делание палаток (для путешественников, для военных лагерей и т.п.) было довольно обычным ремеслом и довольно выгодным.
- 4-5. «Во всякую субботу» (см. прим. к Деян. 3:14 и парал.) «он говорил» (точнее – беседовал, вел взаимную беседу, а не держал непрерывную речь) «в синагоге» (так как и в синагогах дозволялся разговорный способ поучения; см. Ин. 6:25-59), «убеждал», т.е. старался убедить в истине своего учения, как природных иудеев, так и еллинов, которые имели право входа в синагогу иудейскую, т.е. прозелитов. О плодах этого убеждения дееписатель не замечает; кажется они не были вначале обильны и здесь, как и в Афинах, на что ясно указывают дальнейшие стихи, и кажется пламенный дух Павла начал ослабевать от этого упорного противления его проповеди, так что для подкрепления его нужно было ему нарочитое явление самого Господа (ст. 9-10). О тяжелом настроении своего духа в это время апостол вспоминал после и в своем первом послании к Коринфянам. – «Пришли из Македонии Сила и Тимофей» см. Деян. 17:14 и примеч. – «Понуждаем был духом»: выражение указывает на напряжение духовное Павла в это время; его собственный дух нудил его, в сообществе с его преданнейшими учениками и спутниками, «свидетельствовать иудеям», т.е. доказывать и уверять, «что Иисус», именно Он, а не кто-либо иной, «есть Христос», издревле обетованный Богом и предреченный пророками Мессия иудеев и всего человечества. Напряженность выражения показывает упорное противление иудеев коринфских сему учению Павла и в противодействии этому упорству – напряженное состояние духа самого Павла.
- 6-8. «Противились и злословили»: упорное противление иудеев проповеди апостольской дошло до открытого злословия в синагоге; злословили они вероятно не только проповедников и их учение, но и проповедуемого ими, т.е. самого Господа Иисуса Христа (ср. Деян. 13:45 и прим.). Тогда Павел решился прервать всякие сношения с коринфской синагогой и обратился к коринфским язычникам. – «Отрясши одежды свои»: то же, что – отрясши прах от ног своих (см. Деян. 13:51 и прим.), – выражение решительного разрыва и отделения от неверующих. – «Кровь ваша на главах ваших» (Мф. 23:35. Мф. 24:25 и прим.): на вас, на головы ваши обрушатся страшные (кровавые) бедствия, как неминуемое наказание Божие за ваше неверие и упорство, и вы одни виновны в этих бедствиях, вы одни ответственны за них; «я чист»: я не виновен в этих бедствиях и этом наказании, я проповедал вам единственный путь, которым вы могли избегнуть этого наказания, – путь евангельской истины, вы не пошли по нему, вы и виновны в этом и ответственны, а не я. Наказание, которым угрожает здесь Павел иудеям, есть вечная погибель, которая олицетворяется как вечная смерть (Рим. 1:32. Рим. 6:16, 21, 23. Рим. 7:5, 10, 13 и др.), а потому чувственно представляется здесь под образом крови (изливающейся), так как в крови душа животного (прим. к Деян. 15:20). – «Отныне», если вы так упорно отвергаете проповедь мою, «пойду» с этой проповедью «к язычникам» (Деян. 13:46 и прим.). – «И пошел» (точнее – «перешедши оттуда», т.е. из синагоги прямо), пришел не к какому-либо иудею, даже не к Акиле и Прискилле, а к прозелиту (Деян. 13:16, 26 и прим.), по имени Иусту. Что он перешел в дом, который находился подле синагоги, а не далее, это вполне соответственно с возбужденным состоянием, в каком находился Павел, и с решительностью его характера, и сообразно с его правилом возбуждать ревность в сродниках своих по плоти (Рим. 11:14). «Поселился в соседнем доме, чтобы это самое соседство возбудило в них ревность, если бы они захотели» (Злат.). Этот решительный поступок апостола и решительная речь его произвели на многих решительное действие: подготовленные без сомнения прежними беседами и действиями Павла, «многие уверовали» в Господа и «крестились». Пример подал сам «начальник синагоги» (ср. Деян. 13:15 и прим.) по имени Крисп, который уверовал во Христа и крещен был самим апостолом (1Кор. 1:14). В последствии он был епископом на острове Егине, у берегов Греции, в Саронском заливе (Чет.-Мин. Янв. 4). – «Многие из Коринфян»: иудеи, прозелиты и язычники, потому что дом прозелита, где теперь пребывал и проповедовал Павел, был доступен для всех.
- 9-11. «Господь в видении» и пр.: несмотря на утешение, доставленное огорченному упорством иудеев духу Павла обращением начальника синагоги и многих из коринфян, состояние духа великого апостола, как видно, все еще было тягостно. Эта тягость увеличивалась еще кажется опасением бедствий; вероятно апостол предвидел предстоящее возмущение иудеев против него, открытое возмущение, которое могло грозить ему опасностью и которое действительно произошло (ст. 12 и дал.). Для ободрения своего верного служителя сам Господь «в видении ночью» (не во сне, а в видении; см. прим. к Деян. 16:9) «сказал Павлу: «не бойся, но говори и не умолкай»», т.е. в этом городе. Под влиянием тягостного чувства и опасения не думал ли Павел оставить и Коринф, как оставил Афины, или не подумал ли того, что подумал некогда огорченный пророк Иеремия: «не буду я проповедовать» (Иер. 20:7 и т.д.)? Господь воодушевляет его, чтобы он не боялся, и повелевает не умолкать. Слово ободрения подкрепляет Он уверением в своей вселенной помощи: «Я с тобою», и при Моем покровительстве «никто тебе не сделает зла», потому не опасайся бедствий при предстоящем восстании против тебя врагов твоих. Слово повеления Господь подкрепляет указанием на то, что у «Него много людей в этом городе»: точнее – народ мног; народ у Меня, т.е. Мой народ, в противоположность язычникам (ср. прим. к Деян. 15:14), народ Господень из язычников. Под своим народом Господь разумеет не только уже обратившихся к Нему коринфян, но главным образом (ср. Ин. 10:16. Ин. 11:52) имеющих обратиться к Нему, предоставленных к вечной жизни (Деян. 13:48) в этом городе. Им еще нужно проповедать Евангелие, чтобы обратить их, а потому – «говори и не умолкай». – «Год и шесть месяцев»: со времени этого явления ему Господа до отшествия своего из Коринфа (ст. 18) Павел пробыл здесь целых полтора года, образуя из коринфян «народ Господень», т.е. Церковь Христову, чрез поучение их слову.
- 12-13. «Между тем» опасения Павла сбылись, но при сем сбылось и слово Господа, что никто ему не сделает зла: восстали против Павла иудеи, но восстание их кончилось ничем, без вреда для апостола. – «Во время проконсульства Галлиона в Ахаии»: Ахаия, по римскому разделению провинций, обнимала всю собственно так называемую Грецию со включением и Пелопоннеса. Она была сначала сенатской провинцией и управлялась, как и все таковые провинции, проконсулами; Тиверий сделал ее императорской провинцией, и она, подобно всем провинциям императорским, управлялась прокураторами; Клавдий снова отдал ее Сенату и ею опять управляли проконсулы. В 53 и 54 годах по Р.Х. проконсулом в ней был Юний Анней Галлион, брат известного философа Сенеки, воспитателя императора Нерона, умерший также как и Сенека от руки Нерона. Фамилию Галлион он принял от усыновившего его ритора Л. Юния Галлиона, а прежде назывался – Юний Анней Новат. Человек он был, по словам его брата Сенеки, мягкий, не корыстолюбивый, человеколюбивый и талантливый администратор, что частью видно из рассказа дееписателя. Святой Златоуст, на основании рассказа дееписателя, называет Галлиона человеком кротким и благоразумным. – «Напали иудеи единодушно»: очевидно сговорившись, напали целым кагалом, «на Павла», т.е. схватили его и «привели пред судилище», чтобы обвинить его как преступника и подвергнуть наказанию от гражданского правительства. Обвинение состояло в том, что Павел «учит чтить Бога не по закону», т.е. не по закону иудейскому, не по закону Моисееву, выставляя таким образом его не только преступником против закона, но и развратителем якобы других иудеев, внушающим богопочитание, не согласное с законом Моисеевым. – «Людей»: нарочито общее обозначение, имеющее целью увеличить вину Павла как опасного пропагандиста не только между иудеями, но и между язычниками, хотя для последних закон Моисеев не имел никакой важности, а, следовательно, усилить и обвинение, что Павел учит не согласно с ним.
- 14-17. «Когда же Павел» и пр.: прежде чем положить определение по жалобе, обыкновенно по римским законам выслушивался обвиняемый (ср. Деян. 25:16), и Павел хотел было говорить против взводимого на него обвинения. Но не успел еще он открыть уста, как Галлион решил уже дело не в пользу обвинителей: он счел это дело не подсудным себе, как политическому администратору, и предоставил обеим сторонам самим разбираться; а иудеи, по своим разбирательствам, не могли присудить Павла ни к какому наказанию, опасному для жизни и чести обвиняемого; они могли сделать что-либо подобное лишь самовольно, насильственно, чрез возмущение, но в таком городе как Коринф, пред лицем проконсула, они конечно на это ни в каком случае не решились бы. – «Если бы была какая-нибудь обида или злой умысел»: если бы было нарушение прав какой-либо личности, охраняемых законом, или злой умысел против кого-либо или против государственных законов, это входило бы в обязанности судебной проконсульской власти и подлежало бы разбирательству проконсула. – «Но когда», как видно из представленного вами обвинения против человека сего, идут споры «об учении и об именах и о законе вашем»: то это дело не судебной сферы, а вскоре научной, вопросы школы, диспутов, а не суда, и «я не хочу быть судьею в этом», это ваше домашнее дело, а не дело форума – публичного судебного разбирательства. – «Об именах»: вероятно разумеются имена Мессии, предвозвещенные в Ветхом Завете, которые разбирал Павел, доказывая, что Мессия есть именно Иисус из Назарета (ст. 5). – «О законе вашем»: следовательно не о римском, охранение которого лежало на обязанности проконсула. – «Прогнал их»: выражение указывает на насильное отогнание их от судилища. Вероятно иудеи, по своему обычаю, не хотели добровольно удалиться от судилища, шумели и добивались того, чтобы дело было рассмотрено и решено в их пользу, надоедали проконсулу и упорствовали в своих требованиях, а потому проконсул приказал или служителям при суде или может быть военной страже силою разогнать толпу и прогнать ее с места судебных разбирательств. Исполняя повеление проконсула и вероятно раздосадованные назойливостью иудеев, прогонявшие, а с ними и «все еллины», т.е. язычники (не прозелиты и не христиане, чего из повествования не видно), бывшие на месте, схватили «Сосфена, начальника синагоги», как представителя назойливых иудеев и может быть предводителя, более других добивавшегося осуждения Павла, «и прибили его тут же пред судилищем», чтобы дать острастку и прочим иудеям. Сосфен был может быть преемником Криспа в должности начальника синагоги, после обращения того в христианство (ст. 8), может быть один из старейшин, составлявших совет при архисинагоге (ср. прим. к Деян. 13:15), из рассказа не видно. По церковному преданию, этот Сосфен был потом обращен в христианство апостолом Павлом, был его сотрудником, о котором упоминается в первом послании к Коринфянам (1Кор. 1:1) и после был епископом в Колофоне (в Малой Азии. Чет.-Мин. Янв. 4). – «Галлион ни мало не беспокоился об этом»: хотя это была уже «обида» (ст. 14), подлежавшая судебному разбирательству проконсула. Дееписатель делает это замечание для того, чтобы указать полное оправдание обетования Господня Павлу, что «никто не сделает ему зла»: вышло так, что возмущение иудеев против Павла не только не причинило зла ему, но отозвалось не хорошо на предводителе обвинявших, так как судья при сем видимо стоял на стороне обвиняемого и молча дозволил наказать обвинявшего, вместо удовлетворения жалобы против обвиняемого.
- 18. «Павел отплыл в Сирию и с ним Акила и Прискилла» (точнее – Прискилла и Акила), «остригши голову, по обету»: и текст несколько не ясен, и событие в нем упомянутое несколько загадочно. Неясность текста в том, к кому относить выражение – «остригши голову»: состав речи позволяет относить и к Павлу и к Акиле; к Павлу потому, что он здесь главное действующее лицо, о котором повествуется, к Акиле – потому, что выражение – «остригши голову» стоит рядом с его именем и, следовательно, может быть относимо прямо к нему, тем более, что имя жены его поставлено здесь впереди его имени как бы именно для того, чтобы показать, что помянутое выражение относится прямо к нему. И надобно сказать, что из самого текста нельзя решить дела положительно в ту или другую сторону, из посторонних соображений – тоже, и вопрос может быть решен только так: может быть Павел остриг голову по обету, может быть Акила, и из толкователей одни защищают первое мнение, другие – последнее. Павел после участвовал в подобном действии в Иерусалиме по совету старейших апостолов (Деян. 21:22 и дал.), следовательно мог поступить так и теперь, нисколько не противореча своим убеждениям относительно необязательности еврейских обрядовых законов в христианстве, тем более, что даже на добровольное обрезание в христианстве он смотрел как на дело безразличное (ср. Деян. 16:3 и прим.); следовательно можно приписать ему действие острижения головы по обету, нисколько не соблазняясь подобным его действием. Потому же можно приписать его и Акиле, хотя в то время он вероятно был уже христианином (ср. ст. 26). – Что значит самое острижение головы по обету? Действие указывает по видимому на закон о назорействе по обету (Чис. гл. 6). По этому закону, давший Богу обет назорейства на известное определенное время не должен в продолжение этого времени, между прочим, стричь волосы на голове своей; по окончании же времени обета, назорей должен принести при скинии (а по построении храма – при храме) узаконенную жертву, остричь голову и волосы сжечь на огне своей жертвы; этим снимается с него обет назорейства. В случаях осквернения назорея (определенных в законе) он также должен остричь голову, очиститься, принести жертву и снова начать назорейство свое. Но все эти обряды по закону должны совершаться при скинии (а потом при храме), следовательно в Иерусалиме, следовательно нейдут к рассматриваемому случаю, когда острижение головы совершилось вдали от Иерусалима и храма; предположение же, что для живших в рассеянии и для путешествующих разрешалось исполнять указанные обряды назорейства вдали от храма – не более, как предположение, не имеющее твердого основания, тем более, что жертвы можно было приносить только во храме, а жертва при сем – главное дело. Посему надобно полагать, что упоминаемый в рассматриваемом месте обет не есть обет назорейства, и острижение головы не есть ни окончание, ни возобновление этого обета. А за сим остается предполагать, что этот обет в настоящем случае есть «частный обет», и острижение головы есть окончание этого обета; но в чем состоял этот обет, какие были побуждения к нему, какая цель и пр. – остается неизвестным и догадки в сем отношении не приводят ни к чему твердому, да и не нужны они, так как самое действие в христиански-нравственном отношении столь незначительно, или лучше сказать безразлично, что дееписатель не считает даже нужным пояснить значение его. – «В Кенхреях»: это кенхрейская гавань Коринфа к востоку от него, откуда Павел и его спутники отплыли в Сирию.
- 19-21. «Достигши Ефеса»: это — главный город малоазийской провинции Ионии, входившей в состав так называвшейся тогда Проконсульской Азии (Асии, см. прим. к Деян. 16:6), большой приморский город, производивший обширную торговлю, сделавшийся вскоре главным христианским городом Малой Азии, как Антиохия – Сирии, особенно когда его сделал центром своей деятельности апостол Иоанн Богослов (см. предисл. к Ин. 1). Посещение апостолом Павлом Ефеса на обратном пути в Иерусалим из второго его путешествия апостольского, о котором упоминается здесь, было первым посещением этого города апостолом язычников. – «Вошел в синагогу», по обычаю своему (Деян. 17:2 и парал.), и «рассуждал с иудеями»: об успехе этой проповеди Павла дееписатель прямо не говорит; но о нем можно судить по тому, что иудеи тамошние «просили» апостола «побыть у них долее», следовательно Павел был принят ими хорошо и проповедь его имела между ними добрый успех. – «Приближающийся праздник»: какой именно, не упоминается; большею частью полагают, что это был праздник или Пасхи, или Пятидесятницы. – «Нужно непременно»: почему именно – не указывается и догадки были бы излишни, тем более, что пребывание это было весьма кратковременное (ст. 22). – «К вам же возвращусь»: что через несколько времени он и исполнил (Деян. 19:1). – «Если будет угодно Богу»: Иак. 4:13-16.
- 22. «Побывав в Кесарии»: так называемой Стратоновой, приморском городе Палестины (см. прим. к Деян. 8:40 и Деян. 10:1), где апостол высадился на берег после морского плавания из Ефеса, чтобы отсюда идти в Иерусалим. – «Приходил» в Иерусалим, «приветствовал церковь»: дееписатель весьма кратко упоминает об этом посещении апостолом Иерусалима, не говорит ни о какой деятельности его там, ни об обращении с иудеями, ни о посещении храма и т.п., говорит только, что он приветствовал тамошнюю Церковь. Вероятно это пребывание его в Иерусалиме в настоящий раз было весьма кратковременно, и он поспешил уйти оттуда. Что за причина, неизвестно точно. По всей вероятности, тогда уже среди иерусалимских иудеев обнаруживалось сильное раздражение против него, разразившееся сильным возмущением их против него во время следующего посещения им Иерусалима (Деян. 21:27 и т.д.), и Павел, узнав о сем, оставил на сей раз Иерусалим, так как ему нужно было, конечно по внушению Духа, еще раз предпринять новое путешествие в языческие страны с проповедью о Христе, что он и сделал (ст. 23 и д.), – «Отошел в Антиохию» Сирскую (см. прим. к Деян. 11:19 и парал.). «Он питал к этому городу особенную любовь – это человеческое чувство: потому что здесь ученики стали называться христианами; здесь он был предан благодати Божией; здесь он успешно окончил дело касательно учения об обрезании» (Злат.).
- 23. «Отправился»: начало нового, третьего апостольского путешествия Павла. – «Проходил страну Галатийскую и Фригию»: см. прим. к Деян. 16:6. – Целью посещения этих стран было – утверждение в вере и христианской жизни основанных там прежде христианских обществ (ср. Деян. 14:21-22 и Деян. 16:6). О посещении Писидии, Памфилии и Ликаонии, где прежде основаны были Павлом и Варнавою христианские общества (гл. 13-14), не упоминается здесь, по краткости ли рассказа, или потому, что на сей раз Павел не был там. – Кто были спутниками Павла в сем путешествии, также здесь не упоминается, но из дальнейшего видно, что с ним были Тимофей и Ераст (Деян. 19:22).
- 24-26. «Некто иудей, именем Аполлос» и пр.: Аполлос был сильным деятелем в утверждении христианства, особенно в Коринфе, как видно из первого послания апостола Павла к Коринфянам, и – в этом вероятно причина того, что дееписатель, прерывая рассказ о путешествии Павла, сообщает эпизодически сведения о начале деятельности Аполлоса в это время в Ефесе и в Ахаии (ср. ст. 12, 27), – «Аполлос» (сокращенное имя из Аполониос, Аполлоний) был «иудей из Александрии». Александрия – в Египте – приморский город, построенный Александром Великим-Македонским, обширный и богатый торговый город, был в то время во множестве населен иудеями (ср. прим. к Деян. 6:9), был вместе центром развития иудейско-еллинской науки, представителем коей в то время был знаменитый иудей Филон. – «Муж красноречивый» (греческое слово означает и красноречивого и ученого человека) и «сведущий» (точнее – сильный) «в Писаниях , т.е. в в ветхозаветных книгах Св. Писания и, следовательно, сильный в понимании и истолковании ветхозаветных писаний и вместе с тем ученый и красноречивый. Вероятно, что развитием в себе этих свойств и качеств он обязан был александрийско-иудейской школе Филона. – «Пришел в Ефес»: вероятно именно в это время, когда апостол совершал свое третье путешествие по Малой Азии, и еще до прибытия его в Ефес отправился в Грецию (Деян. 19:1). «Вот и ученые мужи начинают проповедовать… Видишь ли успех проповеди?» (Злат.). – «Он был наставлен в начатках пути Господня» (точнее – в пути Господнем); путь Господень – учение и жизнь соответственно заповедям Господа (ср. Деян. 9:2 и прим.), т.е. он научен был христианству, но не вполне, и нуждался еще в точнейшем объяснении этого пути Господня (ст. 26), ибо он «знал только крещение Иоанново». Вероятно, что он и сам был крещен только крещением Иоанновым, как и ученики ефесские, упоминаемые далее (Деян. 19:2-3), и учениками Иоанновыми наставлен был в пути Господнем; следовательно ему не доставало крещения во имя Господа Иисуса Христа, а вместе с тем точнейшего и подробнейшего познания учения Господа, и – конечно дара Духа Святого (см. прим. к Деян. 19:2-5). Несмотря на это недостаточное наставление в истинах христианских, он, «горя духом» (Рим. 12:11), т.е. имея пламенную ревность к наставлению и других в пути Господнем, «говорил и учил о Господе правильно»: зная крещение Иоанново, он конечно знал, что это крещение было крещением покаяния для веры в грядущего по нем Мессию (Мф. 3:1 и дал. и парал.), следовательно имел понятие о Мессии Иисусе, только неполное, и, следовательно, мог учить правильно, только не полно, так как неполнота знания и учения не есть неправильность знания и учения. Имея такое неполное, но правильное познание о Месии, он смело начал проповедовать в синагоге Ефесской; но слушавшие его проповедь Акила и Прискилла, наставленные в пути Господнем более полно великим апостолом Павлом, сейчас же приметили, что он недостаточно наставлен в сем пути, «взяли его к себе», может быть как пришельцу дали ему приют у себя, и «точнее объяснили ему путь Господень» (собственно – путь Божий, так как все дело Христово есть вместе и дело Божие): сообщили ему точнейшее и подробнейшее познание об учении и делах и лице Господа Иисуса Христа. Вероятно, он здесь же принял и крещение во имя Господа Иисуса и благодать Святого Духа (ср. Злат.), ибо в Ахаии он является уже облагодатствованным проповедником (ст. 27).
- 27-28. «Вознамерился идти в Ахаию» (см. прим. к ст. 12): причиною сего были вероятно рассказы Акилы и Прискиллы о деятельности там апостола Павла и состоянии христианского общества в Коринфе, куда главным образом направлял путь свой Аполлос (Деян. 19:1). – «Братия», т.е. ефесские христиане, тогда еще немногочисленные (ст. 19 и д.), «писали к ученикам», т.е. христианам, бывшим в Ахаии, рекомендательное письмо, «располагая их принять его» приветливо, вероятно как красноречивого, ученого, ревностного и опытного в писаниях учителя христианского. – «Благодатью много содействовал уверовавшим»: теперь природные богатые дарования его усилились еще благодатью, т.е. дарованиями особенными Святого Духа, и его деятельность в Ахаии была сильна и плодотворна в укреплении веры уже уверовавших по слову Павла. Особенно сильно он содействовал верующим тем, «что сильно опровергал иудеев всенародно», не только в синагогах, «доказывая писаниями», т.е. ветхозаветными, особенно конечно изъяснением пророчеств, что Иисус из Назарета, а не кто-либо другой, есть Христос, т.е. Мессия (ср. Деян. 18:5 и прим.). Таким образом насажденное Павлом Аполлос поливал (1Кор. 3:6). «В том, что он опровергал всенародно, являлось его дерзновение; в том, что – твердо, открывалась сила; в том, что доказывал божественными писаниями, выражалась опытность; ибо и дерзновение само по себе нисколько не приносит пользы, если нет силы, и сила – без дерзновения» (Злат.). После Аполлос был епископом в Смирне (в Малой Азии) пред известным Поликарпом (Чет.-Мин. янв. 4).
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > Толкование на Четвероевангелие и книгу Деяний святых апостолов > Деяния святых апостолов > Глава 18