Глава 21

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
  • 1-2. «Расставшись с ними»: греческое выражение сильнее и значит – вырвавшись от них. «Этими словами выражает (писатель) особенное усилие и – не напрасно: ибо иначе им не выйти бы в море» (Злат.). – «Прямо»: не заходя никуда, не останавливаясь еще где-либо. – «Пришли (приплыли) в Кос»: небольшой, славившийся виноделием и приготовлением дорогих материй, островок в юго-западном направлении от Милита. В 15 римских милях (около 23 верст) от него к юго-востоку лежит большой остров Родос. Патра – большой приморский торговый город малоазийской провинции Ликии, с известным в древности оракулом Аполлона. – «Найдя корабль»: от Троады до Патры Павел и его спутники плыли на одном корабле, который, судя по некоторым распоряжениям апостола (Деян. 20:13, 16), был в полном его распоряжении. В Патре они сели как пассажиры на другой купеческий корабль, который с грузом шел в Финикию (Деян. 11:19 и прим.), и отплыли.
  • 3-6. «Быв в виду Кипра и оставив его слева», так как им нужно было плыть в Сирию и именно в Тир, – финикийский приморский город (см. прим. к Мф. 11:21). Слово Сирия принимается здесь в обширном смысле; по римскому разделению провинций, к собственной Сирии присоединялись и Финикия и вся Палестина. – «Найдя учеников»: выражение предполагает искание учеников, т.е. христиан, Павлом и его спутниками, а это заставляет полагать, что христиане там мало были известны и вероятно их было немного (ср. Деян. 11:19Деян. 15:3), так что в большом городе их нужно было искать. – «Семь дней»: Павел рассчитывал теперь уже наверное вовремя прибыть в Иерусалим к празднику Пятидесятницы (Деян. 20:16), и вот он, поспешавший отшествием из Малой Азии (так как не знал, благополучно ли будет морское плавание и не задержится ли чем-либо на морском пути), теперь целую неделю проводит в Тире среди тамошних христиан, вероятно ожидая, когда будет сдан с корабля груз, принят новый и корабль готов будет отправиться далее, ближе к Иерусалиму. – «Они (тирские христиане, т.е. вероятно некоторые из них, обладавшие пророческим даром), по внушению Духа, говорили» и пр.: Дух Святый, свидетельствовавший по всем городам, что в Иерусалиме ждут апостола узы и скорби (Деян. 20:23), открыл то же и некоторым из тирских христиан, и они в любвеобильной заботливости о судьбе апостола сами уже просили Павла не ходить туда, где грозили ему скорби и опасности. Эта просьба не ходить не была внушением Духа, а только их личная просьба, основанная на откровении Духа об опасностях для апостола в Иерусалиме (ср. Феофил.), но великий апостол совершеннее их знал волю о сем Духа Святаго, и зная о предстоявшем ему, шел в Иерусалим по влечению того же Духа (Деян. 20:22). – «С женами и детьми»: при небольшом числе христиан тамошних и при долговременном (сравнительно) пребывании среди них Павла, они стали в самые близкие отношения, и очень естественно, что все – и женщины и дети – пошли провожать дорогого путника, который заведомо шел на скорбь и узы. – «Помолились»: ср. Деян. 20:36.
  • 7-9. «Прибыли в Птолемаиду»: это древний приморский город Акко, южнее Финикии, в пределах собственно Палестины, по древнему разделению – в колене Асировом (Суд. 1:31), несколько севернее горы Кармильской. – «В Кесарию» (Стратонову): см. прим. к Деян. 8:40. «Выйдя»: следовательно путь от Акко до Кесарии совершен был не по морю. Расстояние между обоими городами было не более, как на один день ходу; путь лежал чрез прекрасную долину Ездрелонскую, мимо великолепного Кармила. – «Дом Филиппа, одного из семи диаконов»: см. Деян. 6:5 и прим. к Деян. 8:40. «Благовестник»: евангелист, проповедник евангелия. Под этим наименованием он известен был среди христиан вероятно и после, вследствие своей проповеднической деятельности в Самарии (Деян. 8:5 и д.) по Палестинскому побережью Средиземного моря (Деян. 8:40). Здесь в последний раз упоминается о нем. По церковному преданию, он после был епископом Траллийским (в Малоазийской провинции Карии) и скончался в глубокой старости (Чет.-Мин. окт. 11). Замечание дееписателя, что у него были «четыре дочери девицы, пророчествующие», стоит совершенно отрывочно, не имея связи с предшествующим и последующим, и сделано вероятно только потому, что упомянуто о доме сего Филиппа, причем как замечательность этого дома или семьи Филиппа отмечено, что четыре дочери его имели дар пророчества (о даре сем см. прим. к Деян. 11:27 и парал.).
  • 10-11. «Пребывали у них многие дни»: вероятно праздник Пятидесятницы был еще не очень близко, так что Павел и в Кесарии, как и в Тире, мог пробыть довольно времени. – «Пришел из Иудеи (в тесном смысле слова, в отличие от Самарии и Галилеи; Кесария Стратонова была в Самарии), и даже можно полагать из Иерусалима (Деян. 14:27), некто пророк, именем Агав»: это тот самый пророк Агав, который будучи в Антиохии, предсказал о голоде, вследствие чего через Варнаву и Павла послано было антиохийскою церковью пособие церквам в Иудеи (Деян. 11:28-30 и прим.). Совершенно в духе и по подобию некоторых из великих пророков Ветхого Завета, Агав пророчество свое сопровождает выразительным символическим действием (ср. Ис. гл. 20. Иер. гл. 13. Иез. гл. 4 и др.): он берет (вероятно снимает) пояс, которым Павел опоясывал свою верхнюю одежду, по обыкновению широкую, – связывает им себе руки и ноги, и – как откровение ему Духа Святаго – изрекает, что узы и предание язычникам ожидают в Иерусалиме того, кому принадлежит этот пояс. – «Свяжут иудеи»: заключил в узы апостола собственно римский тысяченачальник, а не иудеи (ст. 33), но побуждением к сему было возмущение против апостола иудеев (ст. 27 и д.), и таким образом они – главная причина уз Павловых. – «Предадут в руки язычников»: выражение, напоминающее пророчество Господа Иисуса о своих страданиях и смерти (Мф. 17:22Мф. 20:19).
  • 12-14. «Просили» и пр.: и здесь, как и у тирских братий (ст. 4 и прим.), просьба основывалась на любвеобильной заботливости об отвращении опасностей от Павла, а не на прямом откровении Духа, чтобы Павел не ходил в Иерусалим; это было личным желанием и советом братий, а не внушением или требованием Духа Святаго. Павел ясно сознавал в себе другое внушение Духа Святаго – идти непременно в Иерусалим; хотя бы и умереть привелось там. Вследствие сего, просьбы христиан, сопровождаемые слезами, лишь сокрушали любвеобильное сердце апостола, но не могли отклонить его от предпринятого намерения, что он трогательно и высказал просившим и плакавшим. – «Хочу, готов»: неодолимое влечение Духа (Деян. 20:22) вполне согласовалось с его собственным желанием и готовностью не только пострадать, но и «умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса», – там, где он с такою яростью прежде гнал исповедников этого имени, и где пострадал и умер сам Господь. «Никто не был любвеобильнее Павла: он огорчался, видя их плачущими, а о собственных страданиях не скорбел. Вы, говорит, обижаете меня, делая это; я разве скорблю? О вас, говорит, я плачу, а не о своих страданиях; а что касается до них, то я готов и умереть» (Злат.). – «Да будет воля Господня»: Господа Иисуса, за имя коего готов умереть Павел; пусть Господь, призвавший гонителя Савла, творит святую волю свою в отношении к Его ревностнейшему проповеднику Павлу! – Эта преданность воле Божией успокоила взволнованные чувства спутников Павла и кесарийских братий, и они перестали сокрушать сердце его слезными просьбами не ходить в Иерусалим.
  • 15-16. «Приготовившись»: и духом – к предстоящим и предреченным опасностям, и приготовив все потребное для пути и пребывания в Иерусалиме, – одежды, вещи и т. п. Такого приготовления требовал и предстоящий праздник Пятидесятницы и предстоящее обращение с священными предметами Иерусалима и исполнение священных обрядов и обычаев там. – «Провожая нас к Мнасону»: цель этого сопутствия некоторых из кесарийских христиан была та, чтобы ввести апостола и его спутников в дом Мнасона и оставить их на жительстве в этом доме. Кто этот Мнасон, неизвестно; имя греческое; можно думать поэтому, что он христианин если не из язычников, то из еллинистов. Вероятно он хорошо знаком был с кесарийскими учениками и они знали его особенно с хорошей стороны, а потому и хотели в его доме поместить Павла и его спутников, что было весьма предусмотрительно при тех обстоятельствах. Из еллинистов ли он был или из язычников, во всяком случае по духу и направлению и отношению к закону Моисееву он мог быть более сроден духу и направлению Павла, чем верующие ревнители закона, не во всем расположенные к апостолу язычников (ст. 21), и пристанище у него могло быть более надежным и безопасным. Притом он был «давний ученик», не неофит, уже твердый и стойкий, на которого более можно было положиться. Когда именно он принял христианство, во время или около первой христианской Пятидесятницы, или чрез посредство своего соотечественника кипрянина Варнавы, неизвестно, но был старый христианин. «Этот ученик оказал гостеприимство Павлу» (Злат.) и притом радушное, как видно из следующего стиха.
  • 17-19. «Братия радушно приняли нас»: разумеются не апостолы и пресвитеры, о которых речь начинается только далее (ст. 18), а те христиане, с которыми Павел и спутники его прежде всего по прибытии пришли в соприкосновение, Мнасон и его домашние и другие близкие к дому Мнасона, или прежде знакомые с Павлом и его спутниками и проводниками кесарийскими. – Не медля, «на другой же день Павел пришел с нами», т.е. со спутниками, в числе коих был и писатель книги Деяний, «к Иакову», брату Господню, епископу Иерусалимскому (Деян. 12:12Деян. 15:13 и дал. и прим.). Судя по тому, что далее упоминается только о пресвитерах и нигде об апостолах, надобно полагать, что в то время никого из апостолов в Иерусалиме не было; вероятно они были с проповедью в других странах. К Иакову собрались в это время и «все пресвитеры» (см. прим. к Деян. 11:30 и парал.): это очевидно торжественное собрание представителей Церкви по случаю прибытия в Иерусалим великого апостола язычников с его сотрудниками. – «Приветствовав их»: торжественное и сердечное приветствование от лица не только Павла и его спутников, но вероятно и от лица многочисленных новоустроенных ими христианских Церквей из язычников. Конечно в это же время вручено было иерусалимской Церкви собранное Павлом и его сотрудниками по церквам из язычников пособие (см. прим. к Деян. 19:21Деян. 20:1-4), как выражение братской любви и общения Церквей из язычников с матерью Церквей из иудеев. При сем Павел «рассказывал подробно, что сотворил Бог у язычников служением его»: ср. Деян. 14:27Деян. 15:4, 12 и прим. «Опять рассказывает им о случившемся у язычников не из тщеславия (да не будет!), но дабы показать Божие человеколюбие и исполнить их великой радости» (Злат.). Нарочито употребленное слово «служение» выражает пред собранием христиан из иудеев особенное призвание Павла на дело апостольского служения его именно среди язычников.
  • 20-21. Выслушав рассказ Павла, все собрание прославило Бога, чем признало великое достоинство дела Павлова среди язычников; но в то же время Иаков и пресвитеры не скрыли от него неблагоприятного для него мнения о нем христиан из иудеев, между которыми распространялись ложные слухи о его деятельности среди язычников, породившее предубеждение против него и могшее иметь для него неприятные последствия, если он сам не предупредит сего. – «Видишь, брат (выражение любви и общения), сколько тысяч уверовавших иудеев»: разумеются не только собственно иерусалимские христиане из иудеев, но вообще верующие из иудеев, которых на празднике Пятидесятницы собралось вероятно, по обычаю, множество в Иерусалиме.Лет двадцать слишком уже тому назад в Иерусалиме уверовало около 8.000 иудеев (Деян. 2:41Деян. 4:4), с тех пор число их все возрастало и теперь без сомнения Иаков мог сказать Павлу: видишь, сколько тысяч. – «И все они ревнители закона»: ревностные исполнители и защитники учреждений, постановлений и обрядов закона Моисеева, не терпящие никакого нарушения, или тем более уничижения их, как богодарованных. Понятна такая ревность по законе именно у христиан из иудеев иерусалимских и палестинских сравнительно с бывшими в рассеянии: здесь был храм, здесь было богослужение, здесь приносились жертвы, здесь праздновались праздники, сюда стекались десятки-сотни тысяч народа; новообращенные не могли вдруг отстать от великолепного храмового богослужения, да и не нужно было, потому что это все не мешало христианской вере и даже было полезно при правильном взгляде на закон Моисеев, и апостолы допускали сие, пока не терпела от сего истина христианская. Епископ иерусалимский Иаков и сам был, по преданию, строгий законник. Другое дело, когда привязанностью к закону нарушалась истина христианская, – тогда апостолы принимали меры против сего (ср. гл. 15). – «А о тебе наслышались они»: точнее – научены или подучены они, т.е. предубеждение их против Павла основывается не на простой только молве народной, а на намеренном и враждебном Павлу подущении, конечно со стороны иудействующих или фарисействующих противников учения и действования его, каковые проявлялись и прежде (Деян. 15:1-2, 4), и с тех пор доселе, как видно, действовали враждебно в отношении к Павлу. Эти иудействующие учители внушали ревнителям закона (а сии верили им), что Павел всех иудеев, живущих между язычниками, учит «отступлению от Моисея» (греческое выражение сильнее и означает – измену или изменничество), проповедуя, чтоб они «не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям», т.е. не исполняли обрядов закона Моисеева. Это очевидно те же противники Павла – учители, которые смущали Церковь антиохийскую и иерусалимскую, требуя даже для язычников, обращающихся ко Христу, обрезания и соблюдения закона Моисеева (гл. 15). После апостольского определения, что язычники свободны от сего, они остановились на том, что иудеи переходя в христианство, не могут и не должны быть свободны от обрезания и возводили на Павла вину, что он отступник от закона и учит отступничеству от Моисея. Пущенное в народ в этом виде обвинение Павла было явной клеветой. Из всего его учения, как оно раскрыто в его посланиях, и из всей его деятельности видно, что он учил лишь той истине (и защищал ее), что спасение верующих во Христа нисколько не обусловливается ни обрезанием, ни исполнением закона Моисеева, а верою в Христа Иисуса, что законом (вместе и с обрезанием) одним не может оправдаться человек пред Богом, что он оправдывается помимо закона верою во Христа и пр. (посл. к Рим., Гал. и Кор.); но чтобы он уничижал закон как богодарованный, учил отступничеству от него – этого не было. Главное – вера во Христа, а закон Моисеев дело не существенное для христианина; исполняй его если хочешь, это хорошо, но не надейся чрез него получить спасение; не хочешь – не исполняй, не лишишься спасения, если будешь веровать во Христа и жить по-христиански. Язычники уверовавшие освобождены апостольским собором от ига закона Моисеева, и – спасутся; значит и иудей, уверовавший во Христа, также может спастись помимо обрезания и исполнения закона Моисеева. Закон тут не важен; и с соблюдением его можно не спастись, и не соблюдая его можно спастись; значит, хочешь – соблюдай, хочешь – нет. Вот учение апостола о законе. Как учил он об обрезании – свидетельствует тот его поступок, что взяв Тимофея себе в сотрудники, он обрезал его (Деян. 16:1-3 и прим.). Таким образом, подущение, что Павел отступник от закона и других учит отступничеству – лукавое подущение и клевета на великого апостола.
  • 22-24. «Итак что же»: как же поступить, чтобы уничтожить это предубеждение и изобличить клевету? А это нужно сделать, потому что «верно соберется народ; ибо услышат, что ты пришел», и собравшись захочет убедиться, насколько справедливы слухи, распускаемые о тебе, – правда ли, что ты отступник от закона и учишь отступничеству. Иаков и пресвитеры ничего не высказывают, что из этого может выйти для Павла, но в словах их слышится невольное опасение, что могут выйти нехорошие последствия для Павла, если соберется народ. Надобно предупредить их. Как же? Иаков и пресвитеры предлагают ему совет: очиститься с четырьмя человеками, имеющими на себе обет, и заплатить вместо них за жертву, которую они по закону должны принести в храм по случаю окончания их обета. Этим исполнением закона изобличится клевета и ревнители закона уверятся, что Павел не отступник, а исполнитель закона. – «Есть у нас» и пр.: следовательно в среде христианского иерусалимского общества, т.е. эти четыре человека не иудеи, а христиане из иудеев. – «Имеющие на себе обет»: из дальнейшего, имен из острижения головы для снятия или окончания обета, видно, что это был обет добровольного на время (а не пожизненного) назорейства (см. законы о нем Чис. гл. 6; ср. Деян. 18:18 и прим.). Таким образом в среде иерусалимского христианского общества, как видно из сего, соблюдались христианами законы Моисеевы даже такие, которые даны на добрую волю каждого, как законы, касающиеся добровольных обетов; это не считалось несообразным с христианским духом и христианскою жизнью, при вере во Христа Иисуса. – «Взяв их, очистись с ними» и пр.: Иаков и пресвитеры советуют Павлу принять участие в постановленных законом Моисеевым обрядах окончания их обета, именно – очиститься с ними и взять на себя издержки за жертву, которую они должны принести за себя. Значит ли это, что и сам Павел должен присоединиться к назорейскому обету этих четырех, т.е. наложить на себя этот обряд назорейства хотя на один (ст. 26) или на несколько дней (ст. 27), чтобы вместе с ними сложить с себя этот обет при установленных обрядах? Текст не совсем ясен и позволяет толковать и так и иначе, что впрочем для сущности дела не важно, поелику Павел, нисколько не изменяя своему учению о законе Моисеевом, мог принять участие в этих обетах четверых и так и иначе. Выражение – «очистись с ними», по-видимому, дает мысль, что Павел должен очиститься так же, как и они, т.е. принять на время обет назорейства и потом сложить его, как и они; но об особенных очищениях при снятии обета назорейства закон не говорит (говорится только об особом очищении при возобновлении обета назорейства после осквернения его, Чис. 6:9-12; но здесь не об этом последнем речь); следовательно выражение – очистись с ними – можно понимать в общем смысле очищения, какое совершали все иудеи перед праздниками и в особенных случаях, как-то: омовения, молитвы и особые жертвоприношения (см. Ин. 11:55 и прим.), т.е. соверши очищение вместе с ними, одновременно, в один день. Взятие на себя издержек за жертву назореев не предполагает непременно принятие взявшим на себя обетов назорейства. Таким образом текст дает право думать, что Павел и принял на время обет назорейства, дает право предполагать, что и не принимал, а участие его выразилось только в единовременном очищении с этими четырьмя мужами и во взятии на себя издержек за их жертву. Принятие на себя таковых издержек за бедных назореев, по мнению иудеев, особенно свидетельствовало о ревностном почтении к закону со стороны таковых принимавших (Флавий Antt. 19, 6. 1. Bell. iud. 2, 15. 1). – «Чтобы остригли себе голову»: что вместе с жертвоприношением было зна́ком окончания времени обета и сложения самого обета; это острижение должно совершаться при храме и волосы должны быть брошены в огонь жертвы (Чис. 6:13-29). Из этого законного действия «узнают все, что слышанное ими о тебе», будто ты отступник от закона и других иудеев учишь отступничеству, «несправедливо», как и есть на самом деле, и «что и сам ты продолжаешь соблюдать закон» по доброй воле и других учишь тому же. Это – премудрый совет: с одной стороны, он нисколько не нарушает свободы христианской в добровольном исполнении закона Моисеева в христианском духе; с другой, снисходя немощи пристрастных к закону, умиротворяет страсти; потом изобличает клевету, взведенную на апостола Павла; наконец он вполне сообразен с характером действий Павла, выраженным им в замечательном и знаменательном изречении его: для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев (1Кор. 9:20).
  • 25-26. «А об уверовавших язычниках мы» и пр.: цель сего напоминания очевидно та, чтобы отклонить всякие сомнения Павла относительно принятия их совета; свобода христиан из язычников, которые так до́роги были сердцу Павла, остается при исполнении сего совета непоколебимою: они свободны от соблюдения закона Моисеева. – «Мы писали» и пр.: указывается на письмо с определением апостольского собора относительно сего предмета (см. Деян. 15:22-29 и прим.). Павел сие знал и проповедовал (ср. Деян. 16:4), напоминается же ему сие для уверения, что это постановление, что это постановление непоколебимо остается, сохраняет полную свою силу. Таким образом совет Иакова и пресвитеров Павлу и исполнение этого совета Павлом есть дело только мудрой предусмотрительности и снисхождения к немощам братий из иудеев. «Слова их означают следующее: как мы заповедали им (христианам из язычников) это, хотя проповедуем иудеям, так и ты, хотя проповедуешь язычникам, поступай здесь согласно с нами… Не бойся; дело в снисхождении» (Злат., Феофил.). Так как этот совет нисколько не противоречил учению Павла о значении Моисеева закона в христианстве и мог достигнуть вполне той цели, которой достигнуть желали Иаков и пресвитеры и сам Павел конечно: то премудрый апостол не медлит приведением его в исполнение. – «В следующий же день» он, очистившись с четырьмя мужами, имевшими на себе обет назорейства (см. прим. к ст. 24), вошел в храм, где по закону должен быть снимаем обет назорейства, и объявил священникам, которые должны были снимать обет и приносить установленную жертву, что время очищения чрез обет назорейства , на которое возложили на себя этот обет четверо мужей, оканчивается через семь дней (см. 27), что по сему случаю надобно принести за них жертву и остричь голову; при сем конечно апостол объявил, что издержки на жертву за каждого из них он принимает на себя (ст. 24). «Павел же, смотри, послушался их и сделал все (предложенное), и – не медлит, но показывая свое послушание на деле, тотчас берет тех, с которыми намеревался совершить очищение, – так пламенно он разделял эту предусмотрительность!... Отсюда видно, что не непременно следовало сделать это, а что это было делом предусмотрительности и снисхождения. Это не могло препятствовать проповеди: ибо они же дали и ту заповедь касательно язычников» (Злат.). А между тем это действие апостола действительно могло рассеять предубеждение против него палестинских христиан из иудеев; впрочем оно не вполне пришло в исполнение, ибо окончание его было предупреждено бурным возмущением против Павла неверующих иудеев, которое, во исполнение предсказаний Духа об узах и скорби Павла в Иерусалиме, дало событиям именно такой оборот и направление.
  • 27-30. «Семь дней оканчивались»: семь дней, которыми должно было окончиться время исполнения принятых на себя четырьмя мужами обетов и по прошествии которых должно было последовать окончательное разрешение их от этих обетов острижением головы и жертвоприношением. Еще не окончились, а только оканчивались, эти семь дней, как произошло возмущение против Павла, окончившееся его узами. Возмущение произвели «асийские иудеи», т.е. иудеи, жившие в Проконсульской Азии (см. прим. к Деян. 16:6 и д.), и именно в Ефесе и его окрестностях (ср. ст. 29). Это были не христиане из иудеев, а неверующие иудеи, которые еще там дома знали Павла (ибо узнали его здесь), знали его учение и конечно еще там ненавидели и преследовали его (Деян. 19:91Кор. 16:9). Увидя Павла во храме (они пришли в Иерусалим вероятно на праздник Пятидесятницы), его – хулителя (мнимого) храма – они вероятно исполнились ярости против него и вместе – радости, что такой удобный случай представляется им сделать решительное зло врагу их, надеясь быть может, что он здесь и смерть свою найдет от раздраженной толпы народа, если им удастся раздражить ее. И им действительно удалось возмутить «весь город» (усиленное выражение) и задержать Павла, чтобы выдать его возмутившейся толпе. – Для возбуждения толпы народной, бывшей во дворах храма, они выставили, с криком о помощи, такие обвинения против апостола, которые могли возбудить фанатизм толпы до высшей степени. Они кричали (чтобы все слышали), что Павел («этот человек» – презрительное выражение) «всех повсюду учит» не только против закона и храма («места сего», ср. Деян. 6:13-14), но и против народа (иудейского), т.е. выставляли его врагом не только закона и храма, но и самой народности еврейской. Этого обвинения не выставляли в свое время даже против первомученика Стефана. Вероятно обвинение это имело основание в деятельности Павла среди язычников, которую теперь и выставили, как направленную против народности иудейской; но во всяком случае обвинение страшное для обвиняемого, находящегося среди возбужденной толпы. Другое не менее страшное в тех обстоятельствах обвинение («притом») состояло в том, что он Еллинов, т.е. язычников, «ввел в храм» и тем «осквернил святое место сие». «Еллинов» – множественное вместо единственного (ст. 29) для усиления обвинения и возмущения. «Ввел в храм»: т.е. во двор израильтян, куда запрещалось входить язычникам (см. прим. к Мф. 21:12), и где присутствие нечистого язычника могло и должно было считаться осквернением святого места сего. Если первое из сих обвинений было клеветой на Павла, основывающейся хотя отчасти на недоразумении и неразумии обвинителей, не хотевших или не могших понимать учение апостола, то второе обвинение было уже явной клеветой, основывавшейся только на том, что им показалось. Они пред тем видели в городе Павла вместе со спутником его Трофимом из Ефеса (Деян. 20:4) и подумали, что он его вводил во двор израильтян. Таким образом ложное подозрение выставлено ими как уверение в действительном факте, которого однако же вовсе не было; подумали и – уверяют, что это действительно было. Такими тяжкими обвинениями они привели в движение «весь город» (опять усиленное выражение). Мятежная толпа, схватив Павла, повлекла его вон из храма, т.е. из двора израильтян, и тотчас заперты были левитами, прислуживавшими при храме, двери или врата, ведущие из двора израильтян во двор жен или во двор язычников. Двери были заперты для того, чтобы не осквернить святого места смертоубийством, так как буйная толпа хотела убить Павла (ст. 31).
  • 31-34. «До тысяченачальника полка»: главный командир римского отряда войска, который занимал во время праздников в усиленном составе военный пост в Иерусалиме и помещался в так называемой крепости Антониевой, примыкавшей с северо-западной стороны к внешней стене храма иерусалимского, соединяясь с галереями ее посредством лестниц (ст. 35). Имя тысяченачальника или трибуна было Клавдий Лисий (Деян. 23:26). – «Тотчас», немедленно он устремился с воинами на место возмущения, которое так близко было от местопребывания римских войск, и мятежная толпа, испугавшись воинов и опасаясь кровавой расправы за возмущение, «перестала бить Павла». – Тысяченачальник заметил, против кого направлено возмущение и, приблизившись к побиваемому Павлу, освободил его из рук толпы и «велел сковать его двумя цепями», считая его уже потому виновным, что против него возмутился народ, и питая смутную догадку, что это должно быть попался в руки народа известный возмутитель египтянин (ст. 38 и прим.). Для разъяснения дела он обратился к толпе с вопросами, кто этот человек и что он сделал, предполагая, что возмутившемуся народу известно, против кого он возмутился и за что именно. – Но «по причине смятения» ничего не мог узнать верного, потому что, как обыкновенно бывает в подобных случаях (ср. Деян. 19:32), одни кричали одно, другие другое, – тем более, что не одна клевета взведена была на Павла и одни повторяли одно, а другие другое, конечно с прикрасами, как бывает в подобных случаях. Вследствие сего тысяченачальник велел связанного Павла «вести в крепость», судя по греческому слову – в ту часть крепости Антониевой, где было помещение (казарма) римских войск; там он надеялся от самого узника разузнать, кто он, и этим же самым взятием (арестом) Павла отнимал у мятежной толпы повод к продолжению возмущения, ибо, как ни велика была толпа и как ни разъярена была она, все же не могла осмелиться напасть на крепость, чтобы освободить оттуда ненавистного ей человека и растерзать его.
  • 35-36. «На лестнице»: ведшей в крепость и по всей вероятности, как и лестницы, ведшие к внешним воротам самого храма, открытой со всех сторон, широкой каменной лестнице. Ярость народа выражалась в том, что он теснил уводивших от него Павла воинов с криками – смерть ему, – теми же криками, которые раздавались некогда близ сего же места против Господа (Лк. 23:18).
  • 37-39. «При входе в крепость» и пр.: прежде нежели ворота крепости затворились за Павлом и скрыли его от народа, он хотел сказать речь этому, так несправедливо поступившему с ним, но так любезному для него, народу своему, и обратился за позволением к тысяченачальнику, во власти коего теперь находился. Обратился он к начальнику по-гречески, что удивило его и показало ему ошибочность его предположения, что Павел одно лицо с бывшим возмутителем египтянином. – «Не ты ли тот египтянин» и пр.: точнее – так значит ты не тот египтянин и пр.? Из знания Павлом греческой речи трибун приходит к заключению, что он ошибся в своей догадке, будто Павел тот египтянин, догадке, которая пришла ему на мысль, когда он увидел возмущение народа против Павла и велел связать его двумя цепями (ст. 33). Вероятно трибун имел сведения, что тот египтянин по-гречески не говорил. Египтянин, о котором говорит здесь римский тысяченачальник, был, по свидетельству Флавия (Bell. iud. 2, 13. 25. Antt. 20, 8.6) – чародей, выдававший себя за пророка и имевший много приверженцев; он хотел уничтожить римское господство в Иудее и один раз привел своих собранных в пустыне приверженцев на гору Елеонскую, чтобы видеть оттуда падение, по его слову, стен иерусалимских и занять потом Иерусалим. Тогдашний римский прокуратор в Иудее Феликс рассеял шайку египтянина, убив 400 человек и взяв 200 в плен, но сам египтянин спасся бегством. Тысяченачальник вероятно и подумал о Павле сначала, что это возвратившийся египтянин, с которым толпа, раздраженная его прежним обманом, чинит свою расправу, но из греческой речи Павла понял свою ошибку. – Римлянин говорит о четырех тысячах разбойников, Флавий же говорит, что у египтянина было около 30.000 приверженцев; но цифра Флавия обнимает всех приверженцев этого возмутителя, тогда как тысяченачальник говорит об одной только вооруженной шайке его, которую впрочем и Флавий отличает от общего числа приверженцев его. – «Разбойников»: собственно – сикариев; слово происходит от латинского sica – кинжал, какими вооружены были эти разбойники (ср. у Злат.). При дурном правителе-прокураторе Феликсе разбойничество в Иудее и Иерусалиме сильно развилось, особенно во время праздников (Флавий Antt. 20. 6 и д. Bell. iud. 11, 13. 3). Эти разбойники составляли главный контингент шаек египтянина. – «Павел же сказал» и пр.: Павел, устраняя ложную догадку тысяченачальника, говорит, что он не египтянин, но природный иудей из небезызвестного киликийского города Тарса и после сего просит позволения говорить народу. – «Прошу тебя, позволь» и пр.: «это – доказательство истинности слов его, что он всех приводит в свидетели, – что так готов оправдывать себя и решается противустать словом толпе иудеев» (Злат.).
  • 40. Разуверившись в своей прежней догадке и уверившись, что перед ним не возмутитель египтянин, тысяченачальник позволяет Павлу говорить речь, вероятно в надежде более разъяснить дело и утишить народное волнение. – «Дав знак рукою»: см. Деян. 13:16. – «Сделалось глубокое молчание»: такие крутые переходы от шума к тишине и обратно обыкновенно бывают в народной толпе взволнованной. – «Стоя на лестнице» (ср. ст. 35): «весьма благоприятствовало ему и место, так как он говорил с высоты, и то, что он был связан. – Что может сравниться с этим зрелищем, когда Павел говорил связанный двумя цепями?» (Злат.). – «На еврейском языке»: т.е. на тогдашнем сирохалдейском наречии. «Прежде всего располагает их к себе родным их языком» (Злат.). Это должно было возбудить еще большее внимание и содействовать водворению глубокой тишины (Деян. 22:2).