Глава 7

  • 1. «Тогда», как присутствовавшие в синедрионе, вероятно не без удивления, видя ангелоподобную светлость в лице Стефана, молчали, «первосвященник» – председатель собрания, прерывая это молчание, требует от обвиняемого ответа на то, в чем его обвиняют. – «Так ли это»: говорил ли ты то, о чем говорят свидетели (Деян. 6:11, 13-14), признаешь ли справедливость того, в чем тебя обвиняют, или нет?
  • 2-3. «Но он сказал»: вместо прямого ответа на вопрос первосвященника, Стефан произнес перед синедрионом длинную речь, в которой сделал краткий обзор истории еврейского народа от Авраама до Соломона и в заключение сказал несколько изобличительных слов против неправедных судей Стефана. Как относится эта речь к защите Стефана от обвинений, возведенных на него? Стефана обвиняли в произнесении хульных слов на Моисея и на Бога и в том, что по его словам Иисус Назорей разрушит храм и отменит закон. Что же Стефан? Цель речи его должна состоять в том, чтобы показать несостоятельность возведенных на него обвинений и выяснить истинные причины, по которым он подвергается преследованию. Он и достигает сего прежде всего исторически, а потом прямым изобличением своих врагов, причем историческое изложение должно было достигнуть и другой посредствующей цели – из любви к своей отечественной истории заставить слушателей спокойнее слушать слова защищающегося. Сущность речи составляют собственно ст. 51-53, и содержание и ход мысли речи можно выразить так: не как хульник Бога, закона и храма предстою я здесь обвиняемый и преследуемый, но как жертва вашего противления Богу и Его Мессии, противления, которое, по свидетельству всей истории, вы наследовали от отцов ваших и оказываете теперь. Не моя вина, что меня здесь судят, но ваша. Я верую в истинного Бога и чту святой закон Его, но вы всегда противились Богу и закон Его и в этой превратности ваших отношений к ним, причина, что вы теперь судите меня как богохульника и оскорбителя закона и святого места сего. Чтобы яснее представить это пред глаза судей своих, Стефан прежде всего заставляет говорить за себя историю и притом со всем спокойствием и обстоятельностью. Он начинает с избрания родоначальника евреев Авраама и переходит к праотцам их, и уже здесь показывает их противление Богу в истории праведного Иосифа, который однако же оказался спасителем целого рода. Особенно долго остановился он, сообразно с целью своею – оправдаться против обвинения в хуле на Моисея, – на истории этого законодателя евреев, указывая в истории его часто повторявшиеся выражение противления народа ему (ст. 27 д. 39 д.), хотя он был посредником между Богом и народом для освобождения последнего. От скинии завета Стефан переходит к устроению желанного Давидом и совершенного Соломоном храма. Но затем, подтвердив свое воззрение на храм изречением пророка, вдруг прерывает историю и переходит к прямому и смелому нападению и изобличению своих неправедных судей, указывая им их тягчайший грех против Мессии и Бога (ст. 51 и д.). Члены синедриона раздражены были этим изобличением до высшей степени; после же того, как Стефан сказал им о своем видении прославленного Господа, побили его камнями. – Вся эта величественная речь, говоренная в присутствии синедриона, вероятно воспроизведена была каким-либо тайным приверженцем христианства (вроде Никодима, Иосифа Аримафейского или Гамалиила), известна была в первохристианских обществах и таким образом дошла до сведения дееписателя, записавшего ее в своей книге. – В отношении к изложению истории речь эта имеет некоторые особенности, удобно объясняющиеся из обстоятельств ее произнесения. «Мужи братия и отцы»: почтительное обращение к присутствующим; первое – ко всем присутствующим, второе – в частности к членам синедриона и старейшинам. – «Послушайте»: предварение и просьба о некраткой речи. – «Бог славы явился»: Бог, которому подобает, свойственна слава. Слово «слава» в сопоставлении со словом «явился» (ὤφθη) указывает на внешнее явление Бога славы, как лучезарную светлость в которой Иегова-Бог открывался (ср. ст. 55. Исх. 24:16Ис. 6:3Пс. 23:7). Таковым величественным началом своей речи Стефан прямо давал видеть, как несправедливо обвинение его, будто он богохульник (Деян. 6:11), выражая свое благоговение пред Богом, коему подобает всякая слава. Сим же он наносил первый тяжкий удар суетным представлениям иудеев о значении внешнего храма для прославления Бога. «Если он – Бог славы, то очевидно не имеет нужды в прославлении от нас, или посредством храма, ибо Он сам есть источник славы. Посему не думайте прославлять его таким образом» (Злат.). – «В Месопотамии» (ср. прим. к Деян. 2:9), «прежде переселения его в Харран, и сказал» и пр.: Гаран, по-гречески – Харран, по-римски – Курры, был древнейший город в Месопотамии, на древней караванной дороге. По-видимому, это сказание Стефана противоречит сказанию книги Бытия. Дальнейшие слова Божии, какие приводит Стефан, как сказанные при этом явлении (ст. 3), были сказаны, по повествованию Моисееву (Быт. 12:1), Аврааму при явлении ему Бога в Харране, а не прежде переселения его в Харран, как говорит Стефан. По сказанию книги Бытия, Фарра, отец Авраама, со всем семейством, в числе которого был и Авраам, вышел из Ура, города халдейского, в землю ханаанскую и дошедши до Харрана, здесь остановился и умер (Быт. 11:28-32), и здесь Аврааму было откровение, при котором были сказаны слова, передаваемые Стефаном и Моисеем, а не в Уре, в земле халдейской (ст. 4), как говорит Стефан, который таким образом, по-видимому, переставляет события, относя явление к более раннему времени. Дело объясняется тем, что, по свидетельству Филона (de Abraham) и Флавия (Antt. 1, 7. 1), иудеи тогдашнего времени, в особенности александрийские, веровали на основании предания, что первое явление Бога Аврааму было не в Харране, а в Уре халдейском (о чем Моисей прямо не говорит), что вследствие этого явления отец Авраама Фарра со всем семейством отправился из Ура в Ханаан, но на дороге, в Харран, умер, и что по смерти Фарры Бог снова явился Аврааму и повторил повеление о продолжении путешествия. Это предание, что Бог явился Аврааму еще в Уре халдейском, имеет подтверждение себя, а может быть и основание, и в самом повествовании Моисея. После уже этого явления в Харран Бог говорил Аврааму при одном из последующих явлений: «Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение» (Быт. 15:7), из чего следует, что Авраам еще в Уре получил от Бога повеление оставить эту страну и идти в Ханаан. Это же подтверждается и местом из книги Неемии, где приводится молитва Ездры и в ней следующее: «Ты Сам, Господи Боже, избрал Аврама, и вывел его из Ура Халдейского» (Неем. 9:7). Таким образом Стефан, относя явление Иеговы Аврааму по-видимому не к тому времени, к которому относит его Моисей, следует в этом случае преданию иудеев, имеющему подтверждение и в повествовании Моисея и в книге Неемии, или, может быть, даже основывающемуся на них. – «Выйди из земли твоей» и пр.: Стефан приводит слова Божии, сказанные Аврааму при явлении в Харране, как сказанные в Уре, без сомнения потому, что смысл повеления Божия был тот же и тогда и теперь, а между тем, слов Божиих, сказанных в Уре, Моисей не передает. И так, «не было еще ни храма, ни жертвоприношений, но Авраам сподобился божественного видения... Замечай, как он (Стефан) отводит их мысль от чувственного, начав с местности, так как и речь была о месте» (Злат., Феофил.).
  • 4. «Вышел из земли Халдейской»: именно из города Ура, населенного халдеями, который был также в Месопотамии, только севернее Харрана. – «Оттуда», т.е. из Харрана, «по смерти отца его» (т.е. отца Авраама – Фарры) «переселил» и пр.: по-видимому и здесь Стефан разногласит с указаниями книги Бытия, именно – в хронологическом отношении. По указанию книги Бытия, Фарра жил до рождения Авраама, Нахора и Аррана 70 лет, а всех дней жизни его было 205 лет (Быт. 11:26, 32), Аврааму же, когда он вышел из Харрана, где умер Фарра, было 75 лет (Быт. 12:4); следовательно Авраам должен был выйти из Харрана, когда Фарра еще был жив и жил после того лет 60. Но это опять только кажущееся разногласие. Дело в том, что Авраам был не первородный сын Фарры, как кажется, а третий: первый Арран, второй Нахор, за которым была Милка, дочь Аррана, и третий Авраам, назван же Авраам первым по причине своего превосходства перед братьями. Посему слова Моисея (Быт. 11:26) должно перефразировать так: Фарра жил 70 лет до рождения Аррана. Сколько лет спустя после сего родился Авраам, Моисей не упоминает; слова же Стефана, что Авраам пошел из Харрана после смерти Фарры, дают указание, что Авраам родился на 130 году жизни Фарры, что весьма вероятно. Мнение, что Авраам оставил Харран после смерти Фарры, подтверждается и у Филона (de Abrah.), и конечно сыновний долг заставлял Авраама не уходить оттуда, не отдав последнего долга старцу отцу своему, остановившемуся на пути в Ханаан в Харране вероятно по причине болезни (ср. Злат.). Таким образом и в этом пункте Стефан основывается на предании, которому не противоречат указания книги Бытия, правильно понимаемые. – «В которой вы ныне живете»: в Палестине, называемой землей ханаанскою, в которую пошел из Ура халдейского Фарра с Авраамом и семейством.
  • 5-7. «Не дал ему в ней наследства»: т.е. наследственной поземельной собственности, которой бы он владел как хозяин и мог передать в наследство своему потомству. С этим указанием не стоит в противоречии сказание книги Бытия, что Авраам купил себе в собственность у Ефрона Хеттеянина поле и пещеру (Быт. гл. 23): именно, это обстоятельство, что Авраам должен был купить поле и пещеру у туземцев (для погребения Сарры) показывает, что Бог не дал ему собственности земельной в этой стране, иначе ему не для чего было покупать. Притом здесь речь идет еще только о первом времени пребывания Авраама в этой стране до времени его обрезания (ст. 8), когда у Авраама там действительно не было земли своей ни на стопу ноги. – «Обещал»: это раскрывается далее в ст. 6 и 7. – «Ему и потомству его»: ему в лице его потомства. – «Когда еще был бездетен»: указание, что как дарование наследственной собственности потомству, так и дарование самого потомства Аврааму зависит всецело и единственно от свободной воли Божией и есть собственно дар Божий. Сим же выражением – «обещал» и пр., «Стефан указывает на то, что обетование дано было прежде места, прежде обрезания, прежде жертвы, прежде храма» (Злат.). – «И сказал ему Бог» и пр.: это было при заключении завета Бога с Авраамом, когда Он обещал потомкам его дать землю сию в наследие (Быт. 15:13-14, 18). – «В чужой земле»: т.е. в Египте. – «Лет четыреста»: собственно рабство евреев в Египте, по точному указанию Моисея, продолжалось 430 лет, но в указанном обетовании Божием, которое почти буквально повторяет Стефан (по переводу LXX), указано круглое число. – «Произведу суд над тем народом»: суд в смысле карающего и наказующего божественного действия, именно за притеснение и порабощение потомков Авраамовых. По божественному определению, сии последние должны быть переселенцами в чужой земле – у египтян, но египтяне должны понести наказание за притеснение их, как виновные в сем лично. Этот суд над египтянами произведен был Богом через так называемые казни египетские, после которых народ еврейский вышел из Египта. – «Будут служить Мне на сем месте»: слова, заимствованные Стефаном из откровения Божия Моисею на горе Хорив (Исх. 3:12) и вложенные в уста Бога при откровении Его Аврааму. В кратком обзоре истории народа Стефан мог, без сомнения, позволить себе не упомянуть что эти слова сказаны Моисею, и руководствуясь ассоциацией идей, привести эти слова, при упоминании о суде над египтянами, бывшем при Моисее, и об исшествии народа под водительством Моисея, по Божиему откровению сему последнему. Взводить на Стефана упрек в неточности при сем может только буквалист, более дорожащий буквой, чем смыслом божественных откровений, не умеющий открывать за мертвой буквой духа животворящего.
  • 8. «И дал ему завет обрезания»: при посредстве обрезания заключенный завет. Так называется завет Бога с Авраамом потому, что обрезание Авраама и потомства его было не только внешним знаком (знамением) этого завета, но и существенной его частью (Быт. 17:10-11). Выражение – «дал ему завет» – вместо – заключил с ним завет выбрано, кажется, не без особенного намерения, но с целью указать, что заключение завета есть свободное действие Бога, даже Его дар Аврааму и потомству его, что Бог в своих откровениях и отношениях к человеку не связывается сим последним и даруется только то, что Ему угодно и если Ему угодно. – «По сем» собственно – и так, и таким образом, т.е. стоя уже в таких отношениях к Богу, в отношениях заключенного Богом с ним завета, Авраам «родил Исаака» и пр.: см. прим. к Мф. 1:2.
  • 9-14. «Патриархи»: так называются дети Иакова, как родоначальники двенадцати колен израилевых. – «По зависти продали» и пр.: Иосиф возбудил зависть братьев своих рассказами о бывших ему сновидениях, предвещавших ему превосходство его перед братьями и будущее величие его (Быт. гл. 37). Не без особенного, конечно, намерения Стефан указывает на эту черту зависти, но с целью указать ею на подобное же злобное настроение судей своих против Господа Иисуса, так что в поруганном братьями Иосифе, равно как и далее в Моисее, он указывает исторические прообразы Христа Спасителя, как избавителей своего народа от бед и напастей (ср. Злат.). – «В Египет»: откуда бы до отца его не мог дойти слух о нем. Они сделали все возможное, чтобы удалить Иосифа из семьи навсегда и его, так сказать, уничтожить, но оставленного всеми Бог не оставил его и сделал его спасителем от голода всей его фамилии. Дальнейшее сказание Стефана об Иосифе все точно основывается на сказаниях книги Бытия. – «Мудрость»: явленную Иосифом особенно в толкованиях снов, бывших виночерпию и хлебодару Фараона и самому царю Фараону (Быт. гл. 40, 41). – «Семьдесят пять душ»: Стефан следует в этом счете переводу LXX, который считает именно 75, тогда как в подлинном еврейском тексте считается только 70, каковому счету следует и Флавий (Annt. 2, 7. 4. 6, 5. 6). Число 70 по еврейскому тексту вышло так, что к 66 душам, происшедшим из чресл его, по Быт. 46:26, причисляются еще в ст. 27 Иосиф, два его сына и сам Иаков. Перевод же LXX вероятно причисляет к ним еще внуков и правнуков Иосифа, упоминаемых в Быт. 46:20 – числом 5 – и потому считает не 70, а 75, исчисляя таким образом не только переселившихся в Египет членов семейства Иаковлева, но и тех из членов его, которые пребывали в Египте, т.е. всю фамилию Иакова, за исключением женского пола.
  • 15-16. «И отцы наши»: т.е. сыновья Иакова, выше названные патриархами, как родоначальники 12 колен израилевых. – «И перенесены были в Сихем и положены во гробе» и пр.: речь идет собственно только об отцах или 12 сыновьях Иакова, а не о самом Иакове, так как Иаков погребен был Иосифом и братьями его близ Хеврона в пещере, которую Авраам вместе с полем купил там для погребения Сарры (Быт. 50:13; ср. гл. 23). Из книги Иисуса Навина известно, что кости только Иосифа вынесены были из Египта евреями при выходе их оттуда и схоронены в Сихеме (Нав. 24:32), но древнее иудейское предание, распространенное и в апостольские времена, гласило, что кости и братьев Иосифа также погребены были в Сихеме вместе с Иосифом (у Лихтфуда и Ветштейна), и Стефан рассматриваемыми словами подтверждает истинность этого предания. – «Во гробе, который купил Авраам»: участок поля, где погребен был Иосиф (и братья его), купил собственно Иаков (Быт. 33:19Нав. 24:32); но покупку внука Стефан относит к деду, как родоначальнику всего еврейского народа, что исторически конечно не точно; но может быть допущено в кратком перечне событий одного рода.
  • 17-19. Исполниться «обетованию»: указанному Стефаном выше (ст. 6) о том, что потомки Авраама, после времени пришельствия их в земле чужой, выйдут оттуда и освободятся от притеснения (Быт. 15:13-14). «Восстал иной царь»: царь из новой династии. – «Не знал Иосифа»: не в том смысле, что не любил Иосифа или не признавал его заслуг, а в том, что не знал ничего об Иосифе. Прошло около четырех столетий со смерти Иосифа, царь был из другой династии, не туземной, как кажется, и не мудрено, что при тогдашних средствах исторического знания он не имел вовсе сведений об Иосифе и его заслугах для Египта. – «Принуждая бросать детей своих»: выражением сим характеризуется крайняя степень притеснения евреев со стороны Фараона, выразившаяся особенно в повелении его умерщвлять всех детей еврейских мужского пола и бросать их в Нил (Исх. 1:16-22). Оборот речи избран, вероятно, применительно к дальнейшему сказанию о том, как брошен был Моисей (ст. 21).
  • 20-22. «Был прекрасен пред Богом»: в книге Исхода (Исх. 3:2) сказано просто – «прекрасен», Стефан прибавляет – «пред Богом». Естественная красота младенца в такой степени выражала совершенство Божия творения, что считаемый матерью прекрасным, он прекрасен был и пред Богом по преимуществу пред другими людьми. Сказания, сохраненные Филоном (vita Mos.) и Флавием (Antt. 11, 9. 7), еще сильнее, чем Библия, выражаются о красоте младенца Моисея. – «Научен был всей мудрости Египетской»: ни в Пятикнижии Моисеевом, ни в других книгах Ветхого Завета нет упоминания о сем, но там было древнейшее предание, записанное Филоном (vita Mos.), и нет ничего невероятного, что будучи вместо сына царской дочери, Моисей-еврей получил самое высшее, доступное тогда для египтян, и многостороннее образование. Египетское образование состояло тогда главным образом в изучении естественных наук (с магией), астрономии, медицины и математики; представителями его были главным образом жрецы. Внешняя мудрость Моисея в руках Божиих должна была сделаться одним из орудий в деле великого служения его истине Божией. – Выражение – «силен в словах и делах» живо напоминает подобное выражение еммаусских путников о Христе (Лк. 24:19). – «Силен в словах»: выражение не противоречит тому, что сам Моисей говорит о себе, что он человек неречистый, тяжело говорит и косноязычен (Исх. 4:10); последнее относится к недостаткам собственно выговора (вероятно он был заика), но это не препятствовало его речи быть сильною той внутренней силой, которая выражает сильный дух человека. Таким образом выражение – «силен в словах» относится не к внешнему красноречию Моисея, а к духовной силе его слова, которой он обладал в высшей степени. Флавий (Antt. 3, 1. 4) говорит, что Моисей при беседах с народом обладал могучей убедительностью. Под делами, в которых был силен Моисей, разумеются не чудеса собственно, о каковых ничего не известно из Библии за этот период его деятельности, но вообще дела могучие, необыкновенные и непосильные для обыкновенных людей. Всем выражением означается могучая сила духа Моисеева, выражавшаяся и в его речах и в деятельности.
  • 23-25. «Когда исполнилось ему сорок лет»: в книге Исхода точно не означен возраст Моисея в это время, а сказано просто – спустя много времени, когда он вырос (Исх. 2:11). Указание Стефана основывается на предположении, что 120-летняя жизнь Моисея (о чем упоминается во Втор. 34:7) разделяется на три периода, по 40 лет каждый: первые 40 лет он жил при дворе Фараоновом, вторая – в стране Мадиамской (ср. Исх. 7:7), последние сорок лет предводил евреями в пустыне (ср. Исх. 16:35Чис. 14:33 д. Чис. 33:38) до прихода их к земле обетованной (у Лихтфуда). Сему преданию, отчасти основывающемуся и на сказаниях Пятикнижия, следует Стефан и здесь и далее – ст. 30 и 36. – «Поразив Египтянина»: «не по исступлению и не по гневу убил он, но по ревности о Боге» (Феофил.). – «Он думал, поймут» и пр.: замечание самого Стефана о смысле и значении поражения Моисеем египтянина, на которое в тексте сказания о сем Пятикнижия нет указания, даже намека. Стефан представляет этот факт предзнаменованием избавления всего народа еврейского от рабства египетского, которое будет совершено Богом через Моисея; народ так и должен был понять этот факт, но он не понял его (ср. Феофил.). Это непонимание Стефан приписывает, кажется, не неспособности народа понять его, но более недостатку веры народа в Бога (что Бог спасет) и надежды на освобождение.
  • 26-28. Свободно и несколько своеобразно наглядно Стефан передает факт, рассказанный самим Моисеем в книге Исхода (Исх. 2:13-14). – «Явился»: выражение избрано такое, коим обозначаются нередко явления Бога и высших сил; оно означает здесь внезапное явление пред дравшимися Моисея, как вестника Божия, как особенного на сей раз посланника Божия с особым уполномочением. – «Склонял их» и пр.: в подлинном повествовании короче, но в сущности – одно и тоже; у Стефана нагляднее представляется дело. – «Оттолкнул его»: частность, упоминаемая только Стефаном, выражающая грубый поступок обижающего еврея в отношении к будущему освободителю народа от ига египетского.
  • 29. «От сих слов»: или из-за страха сих слов. В повествовании книги Исхода говорится полнее, что Моисей только испугался сих слов, подумав, что должно быть распространился слух об убийстве им египтянина, а потом, когда узнал, что Фараон ищет казнить его смертью как убийцу, то он убежал в землю Мадиамскую (Исх. 2:14-15). – «Страна Мадиамская» – неопределенная точно границами страна в каменистой Аравии, от северной части Аравийского залива. О пребывании там Моисея см. Исх. 2:15 и дал.
  • 30-34. «По исполнении сорока лет»: см. прим. к ст. 23. Событие, которое здесь изображается, описано Моисеем в Исх. гл. 3. Стефан изображает его кратко, с некоторыми особенностями. – «В пустыне горы Синая»: в пустыне, в которой находится гора Синай. В книге Исхода местом события называется гора Хорив, а не Синай, но это различие не важное. В указанной пустыне из каменистой и гористой почвы возвышаются над другими – в северной стороне гора Синай (самая высокая из всех окружающих ее), в южной – гора Хорив, обе – как высшие вершины одного горного хребта. Кажется, Хорив было общим названием всей этой группы гор, Синай же – название одной возвышенности этой группы. В истории законодательства и вообще в Ветхом Завете при упоминании о месте законодательства называются то Хорив, то Синай, в Новом же Завете и у Флавия обыкновенно называется Синай. – «Ангел Господень»: ангел Иеговы. Так как сей ангел далее называет себя Богом и говорит во имя Божие, равно как и в других местах: то по справедливости видят в этом ангеле – Ангела великого совета (Ис. 9:6), Слово Божие, второе лицо достопоклоняемой Троицы, по исполнении временем воплотившееся в лице Господа Иисуса Христа, а до воплощения являвшееся при особенно важных событиях в образе Ангела и руководившее к познанию Его, как Бога истинного от Бога истинного (Злат. и Феофил.). – «В пламени горящего» (но не сгорающего, Исх. 3:2) «тернового куста»: огонь, горевший в терновом кусте, но не сжигавший его, был очевидно не естественный, но сверхъестественный огонь; куст горящий, но не сгорающий, был символ жестоко угнетаемого, но от угнетения не уничтожающегося народа еврейского в Египте. – «Моисей дивился видению» и здесь, как и далее, Стефан не буквально следует сказанию о сем Моисееву, но воспроизводит оное несколько своеобразно и ради наглядности присовокупляет некоторые особенные черты. Так он указывает на удивление Моисея, о чем в сказании не упоминается прямо, но что представляется совершенно естественным в положении Моисея: он удивляется видению, прежде чем приближается рассмотреть подробнее предмет видения. – «Был к нему глас» и пр.: по повествованию книги Исхода (Исх. 3:4-6), самому откровению Бога Моисею, как Бога отцов, предшествует повеление снять обувь с ног, по Стефану следует за ним, – различие очевидно не в существе дела; сущность откровения одна и та же по обоим сказаниям. – «Я Бог отцов твоих» и пр.: откровение имени Божия для дальнейшего уполномочения Моисея на совершение великого дела, чтобы Моисей был уверен, что посылает его тот же Бог, который так явственно руководил праотцов еврейского народа. – «Сними обувь» и пр.: сандалии (см. прим. к Мф. 3:11). На востоке в храмы и другие священные места входили (и входят) с босыми ногами в знак глубокого уничижения пред Богом и чистоты, чтобы пыли и нечистоты на обуви не вносить в место священное. Раввины говорят, что и священники во святилище храма Иерусалимского совершали свое служение с босыми ногами (у Ветштейна). «Храма нет, и однако это место свято от явления и действия Христова. Оно даже чудеснее места во Святом Святых, потому что здесь Бог никогда не являлся таким образом» (Злат., ср. Феофил.). – «Я вижу»: собственно – я видя видел (как переведено у LXX – Исх. 3:7) – усиленное человекообразное выражение, означающее продолжительное и сочувственное зрение Богом страданий народа своего в Египте, хотя по премудрым планам мироправления он не мог быть ранее освобожден от этого угнетения (ср. Быт. 15:16). – «Нисшел»: с неба, где престол Божий (Ис. 66:1Мф. 5:34Быт. 11:7Быт. 18:21). – «Пошлю в Египет»: для выведения оттуда страждущего народа (Исх. 2:10). «Посмотри, как Стефан показывает, что Бог руководил их и благодеяниями и наказаниями и чудесами, а они остались теми же» (Злат.).
  • 35. «Сего Моисея» и пр.: лжесвидетели говорили, что Стефан произносил хульные слова на Моисея (Деян. 6:11); Стефан, очертив кратко историю его до призвания Божия, начинает сильными чертами изображать все величие Моисея как избавителя, чудотворца, пророка, законодателя и посредника между Богом и народом, указывая при сем резкие черты непослушания народа Моисею и Богу, несмотря на величие Моисея. На это усиление речи указывают постоянно повторяющиеся выражения: «сего Моисея», «сей Моисей», «это тот Моисей», «это тот» (ст. 35-38). «Которого они отвергли»: именно отвергли как начальника и судью, не признали его таковым, тогда как он в силу последующего божественного избрания был таковым. Этот факт, что один из дравшихся евреев грубо оттолкнул Моисея с укорительными словами, Стефан обобщает и относит к целому народу в том смысле, что слова одного были выражением неблагонадежного и жестоковыйного направления духа целого народа. Сего отвергнутого народом Бог «послал начальником и избавителем»: очевидно усиление речи. Евреи отвергли его как начальника и судью, Бог послал его как начальника и не только судью, но избавителя. Это усиление речи имеет основание свое в том, что Стефан представляет здесь Моисея прообразом Мессии, искупителя человечества, и в противлении народа Моисею видит образ противление народа Иисусу Мессии. Как тогда народ отверг Моисея, так и теперь народ отверг Христа; но как того Бог послал начальником и избавителем народа, так и сего соделал Начальником и Избавителем человечества. Внешнее избавление Моисеем народа от рабства египетского было образом духовного освобождения Христом всего человечества от греха (ср. Лк. 1:68Лк. 2:38Евр. 9:12Тит. 2:14), и Моисей есть таким образом первообраз Христа. – «Чрез Ангела»: буквально – рукой Ангела, т.е. силой Ангела, укрепляющего, охраняющего, помоществующего, силой Сына Божия (ср. прим. к ст. 30).
  • 36. Силой сего Ангела всемогущего, «сей вывел» и пр.: краткое изображение всего великого дела Моисея, как избавителя народа, причем Моисей представляется в особенности чудотворцем, совершившим знамения и чудеса, чем характеризуется особенно самое исшествие евреев из Египта и переход через море. Черту чудотворца Моисея выставляет здесь Стефан особенно может быть потому, что эта черта особенно свидетельствовала о вере Стефана в Моисея, как особенного посланника Божия, вопреки клевете на него лжесвидетелей.
  • 37. «Это тот» и пр.: этой чертой Стефан исповедует веру свою в Моисея как пророка и именно как величайшего из пророков, подобного Мессии («как меня»). О пророческом значении этого изречения см. прим. Деян. 3:22-23. В этом пророчестве сам Бог указывает в Моисее прообраз Мессии, и это одно дает уже понятие о всем величии его лица особенно в сопоставлении с предыдущими и последующими чертами.
  • 38. «Который был в собрании» и пр.: изображается посредническая деятельность Моисея при законодательстве синайском, именно как посредника между Богом и народом при Синае, так как устрашенный народ сам просил его быть таким посредником. Моисей представляется здесь в «собрании», среди собрания народа, приготовленного особым образом (Исх. гл. 19), «в пустыне», у подошвы горы Синая, для принятия закона Божия, обращающимся с одной стороны с «Ангелом», и принимающим от него слова жизни, с другой стороны – «с отцами», т.е. всем тогдашним народом еврейским, которому он и передает те «живые слова», следовательно представляется стоящим как бы посреди между Богом и народом, принимающим слова Первого и передающим их второму, получающим закон от Бога и передающим его народу. – «С Ангелом»: изречение закона Моисею в книге Исхода приписывается самому Иегове, Стефан же вместе с Семидесятью Толковниками, чему следует и Флавий (Antt. 15, 5. 3), приписывает его Ангелу, т.е. что Бог изрек и даровал Моисею закон на Синае при посредстве ангела или ангелов (см. прим. к ст. 53). Так и у св. апостола Павла (Гал. 3:19Евр. 2:2). Или же Ангелом называет здесь Стефан самого Бога, как выше при призвании Моисея Он называется Ангелом (ст. 30 и прим.). – «Живые слова»: т.е. изречения или вообще законоположения, которые не мертвы и, следовательно, не недейственны, но живые, жизненные, в которых, как в самооткровении живого Бога, заключается действующая живая сила, как в отношении к влиянию их на нравственное устроение жизни, так и в отношении к исполнению в частности обетований и угроз, в них содержащихся (ср. 1Пет. 1:23Евр. 4:12Втор. 32:47). И ап. Павел говорит, что закон сам по себе духовен, свят, праведен, дарован для жизни (Рим. 7:10, 12); если же он приводит ко греху, к смерти, к проклятию: то это происходит от злоупотребления законом, до которого доводит грех человека (Рим. 7:131Кор. 15:56). Ложные свидетели утверждали, что Стефан не перестает говорить хульные слова на закон (Деян. 6:13), Стефан же сими словами восхваляет закон и исповедует себя чтителем его, как откровения Божия, как слов живых и жизненных.
  • 39-41. «Не хотели быть послушны» и пр.: несмотря на то, что Моисей так возвеличен был Богом, народ тогдашний еврейский не захотел вполне подчиниться его водительству («быть послушным»), а напротив «отринул» (оттолкнул – то же слово, что и в ст. 27) его, что выразилось особенно в факте слияния тельца. – «Обратились сердцами своими к Египту»: по контексту речи (ст. 40) это обращение было обращение к египетскому идолопоклонству, выразившееся в слиянии тельца, по подражанию египетскому быку, обожавшемуся египтянами. Впрочем может быть разумеется здесь и такое обращение к Египту, о каком упоминается в книге Чисел (Чис. 11:5 и д.), именно – как соединенное с недовольством на Моисея и на странствование по пустыне воспоминание о привольной материальной жизни в Египте (несмотря на угнетение), чувственное влечение к египетским мясам, доходившее после до странного желания возвратиться в Египет (Чис. гл. 14). Впрочем здесь, равно как и в повествовании Моисея о сем событии (Исх. гл. 32), прямого желания евреев возвратиться в Египет не выражается, а только чувственные плотские склонности к египетским чувственным удовольствиям. – «Сказавши Аарону» и пр.: изображается кратко событие, описанное в 32 гл. кн. Исхода. – «Сделай нам богов»: так по переводу LXX, с подлинника можно переводить «бога», т.е. изображение Бога, на том основании, что по требованию народа Аарон сделал им одного тельца. – «Который бы предшествовал нам»: т.е. в дальнейшем путешествии в землю обетованную, а не при возвращении в Египет, о каковом возвращении при этом случае в повествовании Моисеевом нет даже и намека. – «С Моисеем» (в греческом – «с Моисеем этим» – презрительное в отношении к Моисею выражение; ср. прим. к Деян. 6:14) «не знаем, что случилось»: вот причина требования народного. Моисея нет более, думает народ, нет предводителя, который вывел из Египта и доселе вел, надобно сделать изображение Бога и нести его при дальнейшем путешествии, чтобы через него сам Бог предводительствовал народом. Очевидно народ хочет сделать изображение Бога Иеговы, что подтверждается и повествованием Моисея, по которому народ об изображении тельца говорил, что это Бог, который вывел его из Египта (Исх. 32:4-8). Но в этом выразилось непокорство народа Моисею и Богу, ибо еще недавно народу дана была прямая заповедь – не делать кумира и никакого изображения, не делать богов серебряных или богов золотых (Исх. 20:4, 23), и притом народ знал, что Моисея Бог воззвал к себе на гору. В сем факте обнаружилось таким образом, что народ не хотел быть послушным Моисею и отринул его (ст. 39). – «И сделали тельца», или быка, т.е. изображение быка. В выборе этого изображения несомненно видно влияние египетского богопочтения, так как быка под именем Аписа обоготворяли в Египте. В подобии этого Аписа (или может быть Мневиса Илиопольского) евреи и полагали изобразить Иегову Бога своего. – «Принесли жертву идолу»: Стефан называет это изображение «идолом» (хотя по мнению народа это было изображение Иеговы) потому, что Бог не может быть изображаем под образом никакой неразумной твари, и, следовательно, в сущности это не было изображение Иеговы, а бездушный идол (ср. Пс. 105:19). Потому далее и говорится, что народ веселился пред «делом рук своих», а не перед Богом Иеговой, изведшим их из Египта, и в этом веселии указывается грех народа против Бога своего, это было греховное веселие народа перед идолом.
  • 42-43. «Бог же отвратился от них»: образное выражение божественного гнева и негодования на израильтян за их непослушание Моисею и отпадение от Бога истинного ради самодельного идола. – «И оставил их служить»: собственно – предал их; это не попущение только Божие (Злат. и Феофил.), но наказание Божие израильтян за почтение ими идола-тельца, наказание, состоящее в том, что за грех идолопоклонства Бог предал их вящему идолопоклонству, по идее наказания греха через вящий грех (ср. Рим. 1:24); в этом выразилась правда Божия, наказующая грех грехом. – «Служить» – воздавать божеское почтение и поклонение, обоготворять – «воинству небесному»: под этим выражением разумеются светила небесные, – солнце, луна и звезды (Быт. 2:1). Поклонение светилам небесным было очень распространенною в древности формой идолопоклонства (сабеизм, астролатрия), особенно в Египте, Халдее, Финикии. В доказательство действительности идолопоклонства евреев в продолжение странствования их по пустыне, Стефан ссылается на изречение о сем пророка Амоса (Ам. 5:25-27). – «В книге пророков»: так называется собрание пророческих книг 12 меньших пророков, которое издревле было известно как одна книга. В указанном месте книги пр. Амоса, заключающейся в этом собрании, Бог, укоряя иудеев за идолопоклонство, указывает на то (в форме вопроса), что евреи даже во время странствования их в пустыне по выходе из Египта «не приносили Ему жертв», т.е. не служили Ему, а служили другим богам. По-видимому это пророческое от лица Божия изречение, приводимое Стефаном, не согласно с показаниями Пятикнижия, где говорится о жертвах, приносившихся Богу евреями в пустыне (Исх. 24:4 и д. Чис. гл. 7, Чис. 9:1 и д. и др.); но у пророка очевидно речь безусловная вместо относительной, как нередко употребляется такая форма речи, при сильных обличениях, в ораторских оборотах речи. Бог так гневается на народ свой за его отступничество и жестоковыйность во время странствования в пустыне и за его склонность к идолопоклонству, что как бы вовсе не приемлет жертв, приносимых Ему, не приемлет их за жертвы, как бы их вовсе и не было, хотя таковые и были. Склонность евреев к идолопоклонству в очах Бога Иеговы как бы совсем отнимала силу у тех жертв, которые приносились Ему. Эта ничтожность в очах Божиих служения Ему евреев в пустыне наглядно представляется через указание на служение их в то время Молоху и Ремфану. – «Молох» – сирский и ханаанский идол, под образом которого служили вероятно Ваалу или Белу, под именем коего обоготворяли солнце, как плодотворное начало жизни на земле (об идоле Молоха см. прим. к Мф. 5:22). – «Ремфан» или Рефан – коптское название обоготворявшейся древними планеты Сатурна; обоготворяли эту планету древние арабы, финикияне и египтяне, как символ времени (греч. Кронос). – Упрекая евреев в идолопоклонстве, Бог через пророка говорит, что они в пустыне приняли (собственно поднимали, чтобы носить перед собой из лагеря в лагерь) «скинию Молохову»: это была вероятно переносная богослужебная палатка, посвященная Молоху, в которой конечно находилось и изображение этого мнимого божества, и которая переносилась из стана в стан, как и скиния свидения или скиния истинного Бога Иеговы. – «Звезду» или изображение звезды мнимого «бога вашего Ремфана»: планету Сатурн, как видно, обоготворяли под образом не идола, а звезды, соответственно внешнему виду планеты. – «Изображения, которые» и пр.: т.н. изображения звезды и скинии; к последней приложимо это название постольку, поскольку можно предполагать, что в ней находился идол Молоха. В Пятикнижии Моисеевом нет упоминания о служении евреев в пустыне Молоху и Ремфану в том виде, как изображает его пр. Амос, а потому можно думать, что пророк от лица Божия говорит так, соответственно с древнейшим преданием, сохранявшимся в народе еврейском, и это один из примеров, что даже пророки пользовались древними преданиями. Впрочем в книге Левит есть запрещение служить Молоху (Лев. 18:21Лев. 20:2), что указывает на существование служения этому мнимому божеству. Все это пророческое изречение приведено почти вполне точно по переводу Семидесяти, не вполне, впрочем, согласному с подлинным текстом в названии указанных божеств (вместо Молоха, в подлиннике – «царя вашего», вместо Ремфана – «Кийюн») и вообще в строении речи; но это несогласие – не в существе дела и зависело кажется от того, что LXX не буквально перевели это место, а пояснили не совсем вразумительный подлинный текст его. – «Переселю вас далее Вавилона»: в подлиннике и в переводе LXX у Амоса, жившего до плена вавилонского, сказано – далее Дамаска, куда евреи времен Амоса угрожаются от Бога быть переселенными за свое нечестие и склонность к идолопоклонству. Стефан заменяет слово Дамаск словом Вавилон, без сомнения, потому, что плен вавилонский был известней слушателям его, чем плен сирский, и Божия угроза за идолопоклонство представлялась таким образом сильнее и внушительнее, не изменяя своей сущности.
  • 44-47. «Скиния свидетельства была» и пр.: своим исповеданием величия Моисея Стефан оправдался во возводимом на него обвинении, будто он говорил хульные слова на Моисея (Деян. 6:11, 14), указав при сем, что напротив отцы их (судей его) были непокорны Моисею и самому Богу, и заключив сие словом пророческим. Теперь начинает он оправдывать себя против другого обвинения его, будто он не переставал говорить хульные слова «на святое место сие», т.е. на храм иерусалимский (Деян. 6:13-14 и прим.), и заключает эту часть оправдания также словом пророческим (ст. 49-50). Внешняя связь речи такова: отцы ваши, т.е. народ еврейский времен Моисея, «носили скинию Молохову», т.е. совершали идолослужение Молоху несмотря даже на то и в то время, когда у них была скиния свидетельства, устроенная по образу, какой Бог показал Моисею на горе. – «Скиния свидетельства»: скиния, в которой Бог по преимуществу свидетельствует о Себе, как об истинном Боге, или открывает Себя как Бога, или что тоже – скиния откровения Божия (ср. Чис. 7:89 и парал. Исх. 25:8, 22). – «По образцу, им виденному» (Исх. 25:9, 40. Описание скинии см. Исх. гл. 25-27): этой чертой Стефан указывает на святость этой скинии в противоположность идолопоклоннической скинии Молоховой. Скиния свидетельства хотя была устроена руками человеческими, дело человеческое, но с другой стороны устроена по непосредственному повелению Божию и по божественному идеальному первообразу. Эта скиния была у евреев не только в пустыне, но и в земле обетованной оставалась у них святилищем Божиим даже до времен Давида и Соломона. – «Отцы наши»: по связи речи разумеется другое поколение отцов, именно современники не Моисея, но преемника его Иисуса Навина, с которым евреи вошли в землю обетованную и заняли ее. – «Взявши ее» (скинию): собственно – приняв оную, т.е. в наследие от отцов, как священный предмет почтения. – «Внесли во владения народов» языческих, т.е. когда евреи покорили себе языческих обитателей земли ханаанской и вступили во владение этой землей. – «Изгнанных Богом»: не собственной силой народа, но Богом. Под изгнанием (ср. Исх. 34:24Втор. 11:23) разумеется вообще покорение этой земли, причем жители ее частью истреблены, частью выселились в другие страны, частью порабощены. – «Так было», т.е. скиния, как место селения Божия, оставалась среди народа до Давида (включительно). – «Молил» (Давид), «чтобы найти жилище Богу Иакова»: эта молитва Давидова о построении «жилища» – постоянного храма, в противоположность подвижной скинии, содержится в 130 псалме (Пс. 130:2-5), который несомненно имеет в виду Стефан, судя по сходству его выражений со словами псалма. Выражение – «Богу Иакова» употреблено Стефаном конечно потому, что оно употреблено в упомянутой молитве псалма Давидова. Но Бог через пророка Нафана открыл Давиду, что не он построит Ему храм, а сын его Соломон (2Цар. 7:4 и дал.), и Соломон действительно построил Ему «дом», т.е. храм иерусалимский, так называемый первый, в отличие от второго, выстроенного на месте того разрушенного, после плена вавилонского и еще после возобновленного Иродом I.
  • 48-50. «Но Всевышний не в рукотворных храмах живет»: хотя Соломон, по изволению Божию, и построил вместо переносной скинии постоянный храм Богу, но этот храм отнюдь не есть вполне соответственное и исключительное жилище Бога, к которому бы Он был привязан своим присутствием и откровением. Выражение не означает, что в рукотворных храмах, как во храме Соломоновом, Бог не обитает, а значит только, что Он не ограничивается каким-либо храмом или храмами, как видно из приведенных далее слов пророческих. С особенной силой сопоставлены здесь противоположные выражения – «Всевышний» и «рукотворные» (в подлиннике слова «храм» нет): «Всевышний», соответственно выражению – «Бог славы» (ст. 2), означает бесконечное величие и славу Божию; «рукотворные» выражает противоположность сделанного человеком величию Творца. Творец не может быть ограничен и как бы связан делом рук человеческих. – «Как говорит пророк»: величайший из пророков Исайя (гл. Ис. 66:1-2), на словах которого и опирает Стефан мысль свою, имеющую столь важное значение в его речи перед представителями храмового иудейского богослужения. Изречение пророка приведено почти буквально по переводу LXX. Мысль изречения пророческого такова: небо и земля, вся вселенная исполнена Моим присутствием, составляет жилище Мое и покой Мой; потому никакой созданный человеком храм, как бы ни был он великолепен, не может быть исключительным местом присутствия и откровения Моего. Если Я сам Творец всего сущего, то Я не нуждаюсь в человеческой помощи, чтобы устроить место покоя Моего; весь мир есть место покоя Моего. Этим пророческим изречением Стефан разбивает заблуждение отживающего и умирающего иудейства, будто храм иерусалимский есть необходимое и единственное место истинного богопочтения, и таким образом обосновывает истинность того великого переворота, какой должно произвести христианство относительно места богопочтения. Это – тоже, что Христос некогда сказал самарянке; поверь Мне, что наступит время, когда и не на горе сей и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу, – когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине (Ин. 4:21, 23). Лжесвидетели обвиняли Стефана, будто он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие (храм) и переменит обычаи, заповеданные Моисеем относительно храмового богослужения (Деян. 6:14). Стефан словом пророческим указывает, в каком смысле и на каком основании он говорил о сем, и тем защищает себя от сего обвинения, указывая хотя не прямо, что этому храмовому культовому иудейскому богослужению может и должен быть положен конец; на пророческом слове опирает он божественное право на такое изменение положения дел с основанием царства Мессии.
  • 51-53. Собственно защитительная речь Стефана против обвинений, возведенных на него перед синедрионом, и веденная им исторически, кончена, и Стефан вдруг изменяет тон защищающегося на тон обвиняющего своих неправедных судей, тон спокойного обозрения истории – на тон грозного и беспощадного изобличения современного иудейства в лице его представителей – членов синедриона, теперешних судей его. Доселе он изображал древние поколения отцов, теперь обращается к современному поколению народа; доселе изображал древние откровения Божии, теперь обращается к откровению Божию в лице Господа Иисуса Христа, за исповедание которого он предстоит теперь перед неправедным судилищем. Переход к новой речи быстр и стремителен; с одушевлением и величием пророка он представляет на вид представителей народа грех их против Христа и нечестие, и из уст его исходит как пламя попаляющее, когда он указывает, что тот же самый дух противления Богу, который был, по свидетельству истории, в отцах их, свирепствует и в них – убийцах Праведника. – «Жестоковыйные»: понятие выражает непокорность, упорство и своеволие. Так называли часто древние пророки его. – «Необрезанные сердцем и ушами»: упрек, особенно сильно поражающий гордость иудеев, тщеславившихся своим обрезанием, и также часто делаемый им древними пророками. В понятии необрезания заключается понятие нечистоты, язычества; упреком этим иудеи поставляются на ряду с нечистыми язычниками, что особенно тяжко иудею. – «Сердцем и ушами»: два главные органа духовного восприятия, внутренний и внешний. Речь очевидно не собственная, а образная и означает людей, у которых чувство и смысл язычески нечисты и грубы, закрыты для восприятия и понимания святого (ср. Лев. 26:41Втор. 10:16Втор. 30:6Иер. 4:4Иер. 6:10Иер. 9:25Рим. 2:29 и др.). – «Всегда противитесь Духу Святому»: сильное, нарочито как будто избранное выражение порицания этого страстного противодействия представителей народа Духу Св., упорного, неисцеленного. Порицание обобщено и относится ко всему народу, как к собирательной личности, что нередко делал и Христос и апостолы, говоря о целом народе, хотя в среде его всегда бывали люди благочестивые и богобоязненные. Обобщение относится здесь не только к современному поколению, но и ко всем прежним: «всегда, – как отцы ваши, так и вы». Отцы, будучи непокорны носителям божественного Духа (как напр. Моисею), были тем самым непокорны самому этому Духу. Выражением этого непокорства и противления особенно были гонения на пророков, носителей Духа Божия, которых Он исполнял для совершения их великого дела (ср. 2Пет. 1:21). Упрек опять обобщен несколько для силы речи. Усиление речи и в дальнейших словах: «убили предвозвестивших пришествие Праведника» (праведника по преимуществу, т.е. И. Христа – Деян. 3:14); несмотря на то, что они Св. Духом Божиим предвозвестили пришествие Мессии, отцы ваши убили их, – тем повиннее они перед Богом за такое противление Духу Его. – Так убиты были, по преданию, Исайя, Иеремия и др. Что отцы ваши делали с пророками, предвозвестившими пришествие Мессии, то вы сделали с самим Мессией – предатели и убийцы Его и – подразумевается – вы сделали грех настолько тягчайший и оказались настолько нечестивее отцов своих, насколько тяжче грех убиения Мессии убиения пророков Его. – «Предателями» – Пилату и на смерть; «убийцами» – через распятие Мессии (ср. Деян. 2:23Деян. 3:13, 15 и прим.). – «Вы, которые» и пр.: усиление обвинения представителей современного поколения народа вместе со всеми древними поколениями – со времен Моисея. Вы, от которых бы не следовало ожидать такого поведения в отношении к пророкам и Христу, так как вы и отцы ваши получили божественный, при посредстве ангелов данный закон, который имел силу руководить вас ко Христу (ср. Гал. 3:19), при руководстве которого вы могли отличать истинных пророков от ложных и истинного Мессию от лжемессий, при сохранении которого вы могли не быть противниками Св. Духа; но вы закона не сохранили, вы им не руководствовались в его духе и истине, а заключили его в мертвую букву и обряд. – «Вы, которые приняли закон»: приняли отцы, – поколение современное Моисею, а от них по преемству и вы. – «При служении» (или при посредстве) «Ангелов»: в священных книгах, в тех местах, где речь идет о законодательстве синайском, не упоминается об ангелах. Без сомнения, это верование основывается на древнем предании. Следы этого предания находятся уже у LXX в переводе Втор. 33:2: «одесную Его ангелы с Ним», тогда как с подлинника нужно было бы перевести «одесную Его огнь закона для них» (т.е. вероятно Шехина – огненные столпы и облака). Тоже верование выражается кажется в псалме 67 (ст. 18) и у Флавия (Antt. 15, 5. 3), который довольно преданий внес в изображение древней жизни еврейского народа. Наконец это верование утверждает своим авторитетом великий учитель языков, св. апостол Павел (Гал. 3:19Евр. 2:2). «Они, притворно защищая закон, говорили: «он говорил хульные слова на Моисея» (Деян. 6:11); а он показывает, что они сами еще более произносят хулу не только на Моисея, но и на Бога, и что они издревле так поступают; что они сами нарушили обычаи, в которых уже нет нужды; что они, обвиняя и называя его противящимся Моисею, сами противились Духу и – не просто, но с совершением убийства, и что издревле они враждовали против Бога» (Злат.). «Если отцы ваши убивали этих предвозвестников, то нет ничего удивительного, что и я, пропроведующий этого предвозвещенного, буду убит вами, которые слишком гордитесь своими предками» (Феоф.). «Здесь он представляет их непокорными и Богу и ангелам и пророкам и Духу и всем» (Злат., ср. Феофил.).
  • 54. «Слушая сие» и пр.: эти сильные обличения в неверии, в непокорности, в неисполнении закона, в пролитии крови пророков, в убиении Христа, обличения так прямо и одушевленно сказанные в лицо представителей народных, возбудили в них до высшей степени злобу и ярость против смелого обличителя их исповедника распятого ими Мессии Иисуса. «Они рвались сердцами своими» от гнева (ср. Деян. 5:33) и «скрежетали зубами» от ярости и злобы (ср. Иов. 16:9Пс. 34:16Пс. 36:12).
  • 55-56. «Будучи исполнен Духа Святого» и пр.: чем более сердца судей неправедных распалялись злой страстью, чем более исполнялись они злого духа бесовского, тем более душа верного свидетеля Христова исполнялась Духа Святого, который с особой силой осенял его, объял его и восхитил в горняя. Несмотря на своих яростных и злобных судей, Стефан возводит взор свой к небу, как и Христос в самые торжественные минуты перед своими страданиями (Ин. 17:1) и объятый Духом Св., в пророческом восторге, в видении, видит он то, что телесными очами не может быть видимо и что никто из бывших с ним кроме его не видел. Он «увидел славу Божию» (ср. ст. 2 – «Бог славы»), – небесный свет, в котором Бог особенно являет свое присутствие, и «Иисуса стоящего одесную Бога», в Его прославленном богочеловеческом виде. И что он видит, то и изрекает тотчас, как смелый исповедник. – «Небеса отверстые»: множественное число («небеса», а не небо) указывает на отверзение для духовного ока Стефана внутреннейшего святилища неба, высочайшего неба (ср. 2Кор. 12:2). – «Сына Человеческого, стоящего»: примечательно здесь наименование Господа Иисуса Сыном человеческим, наименование, которое так любил употреблять о Себе сам Господь и которым не именуют Его апостолы ни в Евангелиях, ни в книге Деяний, ни в посланиях. Вероятно, при сем предносилось духовному взору Стефана подобное видение пророка Даниила, когда он видел подобного Сыну человеческому (Дан. 7:13 и дал.). Сын человеческий является Стефану стоящим одесную Бога. Этим стоянием Господа изображается, что Он, восстав с своего божественного трона, как бы готовым является принять душу верного свидетеля своего (ср. ст. 59). Или, как объясняет св. Григорий Великий: «седение есть положение повелевающего и господствующего, а стояние – воюющего и помогающего. Стефан увидел стоящим того, кого имел помощником себе» (Бесед. 29, – на день Вознесения).
  • 57-58. «Но они, закричавши» и пр.: эти слова, в которых Стефан передал о своем видении прославленного Иисуса, довели ярость присутствующих до крайней степени и произвели возмущение. Они сами не видели этого видения и почли слова Стефана о сем видении явным богохульством, как некогда сочли богохульством слова Самого Господа: «узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы» (Мф. 26:64 и д.). Потому они «закричали громким голосом», чтобы заглушить смелый голос мнимого богохульника, и «затыкали уши свои», чтобы не слышать его мнимого богохульства. Затем «единодушно» – всей массой – ринулись на Стефана, заседание синедриона было прервано и фанатики повели Стефана за город, чтобы побить камнями. Так как право наказывать смертной казнью было отнято римским правительством и иудейского синедриона (см. Мф. 27:2Ин. 18:31 и прим., ср. Флав. Antt. 20, 9. 1) и не видно, чтобы синедрион постановил формальное определение о побиении Стефана: то надобно признать, что это побиение было своевольным делом возмущения фанатиков, в котором не участвовал синедрион формально, но без сомнения подстрекал, сочувствовал и не препятствовал тайно. Формально начатый суд синедриона окончился своевольным возмущением и побиением Стефана камнями, совершенно революционным действием озлобленных фанатиков. Чего смотрела римская власть? Как допустила она такой своевольный поступок и последовавшее затем кровавое гонение на христиан (Деян. 8:1 и прим.)? – Но это было возмущение внезапное и притом, как видно, очень сильное. Римский гарнизон, в обыкновенное время небольшой в Иерусалиме и только на время праздников усиливаемый, вероятно не мог справиться с возмущением; прокураторы же обыкновенно жили в Кесарии (Стратоновой); нужно было время, чтобы повестить туда о происшедшем и получить подкрепление для подавления восстания. – «Выведши за город, стали побивать», как богохульника (мнимого), по закону, который гласит: выведи злословившего (имя Господне) «вон из стана», – и все общество «побьет его камнями» (Лев. 24:14-16). – «Свидетели положили свои одежды»: свидетели преступления, подлежащего смертной казни через побиение преступника камнями, должны были, по закону (Втор. 17:7), первые бросить камни, а потом уже за ними все общество (ср. прим. к Ин. 8:7-8). Чтобы широкие восточные верхние одежды не препятствовали метко нанести первые удары камнями, свидетели снимали эти одежды. При побиении Стефана свидетели, вероятно те ложные свидетели, которые обвиняли его перед синедрионом в богохульстве (Деян. 6:11-13), также сняли одежды свои верхние и «положили их у ног Савла». Этот Савл впоследствии великий ап. Павел, тогда ревностнейший гонитель христиан, одобрявший убиение Стефана (Деян. 8:1. ср. Деян. 22:19-20).
  • 59-60. «Молился и говорил» и пр.: двоякую молитву приносит ко Господу перед своей кончиной убиваемый первомученик, одну о себе самом, другую – о своих убийцах; первая о том, чтобы Господь, за исповедание имени Коего он приемлет мученическую смерть, принял дух его в Свои небесные обители; другая, которую он произнес уже стоя на коленях, вероятно сбитый с ног бросаемыми в него камнями и, следовательно, перед самой уже кончиной, о том, чтобы Господь простил этот грех убийцам его. – Это те же молитвы, которые принес Отцу своему небесному распятый Христос в самые последние минуты своей жизни (Лк. 23:34, 46; см. примеч.), а Стефан первомученик приносит к прославленному Богочеловеку, своему Учителю, Господу и Богу. – «Почил»: прекрасно дееписатель мученическую кончину первомученика называет успением сна.