Ассирийская Церковь Востока

О времени появления христианства в верхней Месопотамии точно неизвестно, но достоверно можно сказать, что христиане присутствовали в Месопотамии уже с середины II в. В III в. эта территория была завоевана персами. Несмотря на то, что Церковь здесь была многонациональной, важнейшую роль в ней традиционно играли ассирийцы. Ее географическое положение оказалось причиной того, что она стала известна просто как Церковь Востока.

Около 300 г. епископы были впервые объединены административно под управлением католикоса - епископа царской столицы персов Селевкии-Ктесифон. Позднее он получил дополнительный титул патриарха.

В V в. Церковь Востока тяготела к радикальной антиохийской форме христологии, сформулированной Феодором Мопсуетским и Несторием, и отпала от общения с Церковью Византийской империи. Отчасти это было вызвано большим наплывом несториан в Персию после осуждения несторианской христологии Ефесским Собором в 431 г. и изгнания несториан из Византийской империи императором Зеноном (474-491). К тому же персидским христианам приходилось отделять себя от официальной Церкви Византийской империи, с которой Персия часто воевала. Благодаря этому они могли сохранять свою христианскую веру и вместе с тем не позволяли заподозрить себя в сотрудничестве с вражеской империей.

Соборы этой Церкви в V в. приняли решение о необязательности безбрачия для духовенства, включая епископов. Многие епископы и даже патриархи были женатыми людьми вплоть до начала VI в., когда было решено посвящать в епископы только давших обет безбрачия. Священникам, однако, даже после рукоположения позволялось жениться.

Церковь Востока всегда оставалась в по преимуществу зороастрийской Персии в меньшинстве, что не мешало ей процветать на протяжении многих веков и прославиться своей разнообразной научной деятельностью, сосредоточенной в знаменитой Нисибинской школе. Церковь расширялась благодаря миссионерской деятельности в таких отдаленных странах, как Индия, Тибет, Китай и Монголия, даже после того, как Месопотамия была завоевана в VII в. арабами-мусульманами.

Патриарх перебрался в новый город Багдад, который в 766 г. стал столицей. К 1318 г. в Церкви насчитывалось 30 митрополичьих кафедр и 200 епархий, но во время нашествия Тамерлана в конце XІV в. почти все христиане были уничтожены. К XVI в. от них осталась небольшая община ассирийцев на территории современной восточной Турции. Ослаблению Церкви способствовало появление параллельной католической организации, так называемой Халдейской Католической Церкви.

Во время Первой мировой войны ассирийцы стали жертвами массовых депортаций и казней, турки подозревали их в сотрудничестве с англичанами. Погибло около трети ассирийского населения. Большинство оставшихся в живых бежали в Ирак, надеясь на покровительство Англии, но в 1933 г. по завершении срока действия английского мандата в Ираке конфликт между ассирийцами и иракскими войсками закончился новой резней и дальнейшим рассеиванием общины. Иракские власти, лишив ассирийского патриарха Map Симона XXIII гражданства, выслали его из страны. Он эмигрировал в Сан-Франциско (США).

В 1964 г. в Церкви возникли разногласия, связанные с решением Map Симона принять григорианский календарь, но их истинной причиной была личность Map Симона и многовековой обычай, в согласии с которым его избрали. Около 1450 г. вошло в обычай передавать патриаршество в пределах одного рода, как правило, от дяди к племяннику, в результате чего во главе Церкви нередко оказывались неопытные молодые люди. Сам Map Симон стал патриархом в возрасте 12 лет. Противники этого обычая настаивали также на том, чтобы патриарх жил вместе со своей общиной в Ираке.

Оппозицию Map Симону поддержал ассирийский митрополит Индии Map Фома Дармо. В 1968 г. он прибыл из Индии в Багдад и рукоположил здесь трех новых епископов. Вскоре они собрали собор, на котором избрали его патриархом вместо Map Симона. Map Фома Дармо умер в следующем году, в 1970 г. его сменил Map Аддай Багдадский.

В 1973 г. Map Симон сложил с себя сан патриарха и женился. Поскольку о его преемнике так и не смогли договориться, связанные с ним ассирийские епископы попытались уговорить Map Симона вновь занять свое место, несмотря на то, что он вступил в брак. Пока велись переговоры, 6 ноября 1975 г. Map Симон был убит в Сан-Хосе, штат Калифорния. В 1976 г. патриархом был избран епископ Тегерана (Иран), который принял имя Map Динкха IV и поселился в США.

Map Динкха дал понять, что с его избранием с наследственной передачей патриаршества будет покончено, что устранило главную причину противостояния двух группировок. Однако раскол не преодолен до конца, хотя в ходе встреч епископов, поддерживающих разные стороны, удалось достичь большого прогресса. В настоящее время Map Динкху поддерживают одиннадцать епископов, a Map Аддая - пять.

Созванный в июле 1994 г. в Австралии Священный Синод Ассирийской Церкви принял несколько важных решений, касающихся ее жизни. Епископы учредили комиссию по межцерковным связям и развитию образования во главе с епископом Бавай Соро для подготовки к богословскому диалогу с другими Церквями и реализации программы религиозного образования. Синод официально утвердил местом пребывания патриарха Мортон-Гров, штат Иллинойс (США).

Важная веха в отношениях с Католической Церковью была достигнута 11 ноября 1994 г., когда Map Динкха IV и папа Иоанн Павел II подписали в Ватикане Совместную Христологическую Декларацию. В ней утверждается, что католики и ассирийцы «объединены ныне в общем исповедании Сына Божия», и предусмотрено обширное пасторское сотрудничество между двумя Церквями, в частности, в области катехизации и обучения будущих священников. Папа и патриарх учредили двустороннюю комиссию по богословскому диалогу, призванную устранять препятствия на пути к полному литургическому общению. Комиссия собирается ежегодно, начиная с 1995 г.

Международный богословский диалог между Ассирийской и Католической Церквями сопровождался улучшением отношений между Ассирийской Церковью Востока и ее католическим двойником - Халдейской Католической Церковью. В ноябре 1996 г. Map Динкха IV и халдейский патриарх Рафаил I Бидавид встретились в Саутфилде, штат Мичиган, и подписали «Совместное патриаршье заявление», которое поручает обеим Церквям наладить совместную работу по воссоединению и закладывает основу сотрудничества в таких пасторских вопросах, как написание общего катехизиса, открытие семинарии в районе Чикаго-Детройта, сохранение арамейского языка и прочие общие пасторские программы для приходов и епархий во всем мире.

15 августа 1997 г. два патриарха встретились в Розелле, штат Иллинойс, и приняли «Совместное синодальное постановление, способствующее соединению», которое подписали члены обоих Священных Синодов. Были подтверждены области пастырского сотрудничества, упомянутые в «Совместном патриаршьем заявлении», указано, что ассирийцы и халдеи должны признать законность обрядов каждой Церкви, учреждена ассиро-халдейская «Смешанная комиссия воссоединения» и провозглашено, что каждая из сторон признает апостольское преемство, таинства и христианское свидетельство другой стороны. В постановлении особо выделены моменты, вызывающие озабоченность того или иного участника диалога. Так, обе Церкви хотели бы сохранить арамейский язык и культуру, но ассирийцы настаивают на сохранении своей независимости и самоуправления, а халдеи ратуют за полное общение с Римом.

В середине 1997 г. было объявлено, что Ассирийская Церковь Востока и Сирийская Православная Церковь готовы начать двусторонний богословский диалог. Во имя улучшения отношений с Ориентальными Православными Церквями Ассирийский Священный Синод в 1997 г. решил удалить из богослужебных текстов анафемы, направленные против других Церквей.

Несмотря на то, что ассирийцы признают решения только двух первых Вселенских Соборов, участники недавних экуменических встреч, проходивших под эгидой «Pro Oriente Foundation», пришли к заключению, что, в сущности, вера Ассирийской Церкви согласуется с христологическим учением Халкидонского Собора 451 г. Официально Церковь пользуется терминологией, характерной для антиохийской школы богословия, согласно которой во Христе - две природы и две «qnoma» (это сирийское понятие не имеет греческого эквивалента и относится к конкретной индивидуализированной природе, но не к личности); причем обе «qnoma» - в одной личности Христа. Тем не менее, Синод епископов потребовал, чтобы их Церковь перестали называть несторианской, поскольку в прошлом это название использовалось как оскорбительное. В настоящее время ассирийцы не поддерживают литургическое общение ни с одной другой Церковью.

Восточно-сирийский обряд Ассирийской Церкви происходит от древней сирийской литургии, которую некогда служили в Эдессе. Возможно, он содержит также утраченные ныне элементы древне-персидского обряда. Службы проходят преимущественно на сирийском языке.


Местонахождение: Ирак, Иран, Сирия, Ливан, Северная Америка, Австралия, Индия
Глава: Mар Динкха IV (родился в 1935 г., избран в 1976 г.)
Титул: Католикос-Патриарх Церкви востока
Численность: 400 000
Резиденция: Мортон-Гров, штат Иллинойс (США)
Адрес в интернете: http://cired.org/

Источник: Р. Роберсон «Восточные христианские церкви»