Благодать / Милость Божия (умилостивить Бога)

Благодать - понятие, которое характерно не только для христианской мысли, но встречается также и в Ветхом Завете, как проявление обетования и надежды, объединяя Бога дающего и человека принимающего. Божий дар, который излучает щедрость Дарующего и осеняет тварь, принимающую его.

Высшим даром Отца является Христос, преданный на смерть за нас. Иисус сочувствовал человеческой скорби, переживал всякое встречающееся Ему страдание, и именно в этом выражалось человеколюбие и милосердие, которыми Бог определял Себя в Ветхом Завете.

Только в Новом Завете смысл «благодати» устанавливается во всей полноте и характеризует новое домостроительство, учрежденное Иисусом Христом, противопоставляясь домостроительству ветхому: то управлялось 3аконом, это управляется благодатью (Рим. 6:14 и далее; Ин. 1:17).

Проявление благодати различно и таинственно в том, как каждый христианин и каждая Церковь принимает ее и живет ею (благодать щедрости, благодать участия в благовествовании). Благодать открывает нам богатство щедрости Божией - Бога, не дающего только что-то взамен. У Апостолов благодать становится неисчерпаемым источником деятельности.

Источник: Словарь Библейского Богословия.

Благодать - (греч. charis, лат. Gratia):

а) Милость Божия к человеку, его любовь, не обусловленная заслугами человека.

б) У многих христианских философов благодать - исходящая от Бога жизненная сила или энергия, производящая любовь к добру и истине, к Богу и ближнему, делающая личность нравственно зрелой, вдохновляющая на поиск истины и на ответственность перед ней и за нее, содействующая ее обретению; благодать даруется Богом для постоянства в совершении добра и в верности истине.

в) По Августину, благодать непринудительным образом касается воли человека, чье сердце раскрылось к Богу, чтобы согласовать ее с волей Отца. Есть также благодать, которая просвещает разум человека, содействует тому, чтобы раскрывались его высшие познавательные способности.

г) У Бонавентуры «благодать есть основание воли», что не всеми принимается безоговорочно.

д) Николай Бердяев противопоставлял христианский Восток христианскому Западу по признаку их отношения к благодати - на Западе больше говорят об оправдании благодатью, тогда как на Востоке - о преображении человеческой природы и рождении новой твари. Однако, между Востоком и Западом больше общего, чем думал Бердяев.

е) Благодать - это «знание, что другие существуют» (Симона Вейль).

ж) Благодать безмерна, она означает, что «сама Жизнь Христа, Дух Божий поднимается в нас» (Оливье Клеман); ответом человека на благодать является доверие и вера.

з) В томизме: «Единственный акт, выполненный в царстве благодати, является более ценным, нежели все, что имеет место в порядке природы» (Стефан Свежавски).

Источник: Краткий религиозно-философский словарь.

Благодать - христианско-богословское понятие для обозначения особой живой и деятельной силы Божией, содействующей спасению каждого человека и подаваемой людям вследствие искупительного подвига Спасителя.

В Новом Завете Б. прямо именуется силою Христовой, которая безвозмездно даруется человеку, независимо от его достоинства и заслуг. Эта сила изливается в души людей непосредственно от Св. Духа, поэтому Б. можно также определить, как силу Св. Духа, даруемую людям для усвоения спасения во Христе. В понятии Б. различают два аспекта: а) это свойство Бога в отношении к падшему человеку как дарование ему спасения, б) это и сама сила Божия, которой совершается спасение человека. Согласно христианскому вероучению, Б. от вечности принадлежит Богу и есть в Нем как предопределение о спасении. Ее действие началось с самого грехопадения, выразилось в обещании искупления и проявилось как любовь к падшему человеку. Обладая Б., Бог слышит молитву верующего, прощает кающегося, дарует ему жизнь. Б. - божественная сила, обитающая в человеке и действующая в нем как земной подвиг человека; она помогает человеку познать Бога, дарует все необходимое «к животу и благочестию», с нее начинается и ею завершается спасение людей. Церковь различает два вида евангельской Б.: а) предваряющую Б., которая просвещает нас, и б) оправдывающую Б., позволяющую внутренне очиститься от грехов и освящающую человека посредством таинств. Действуя внутри самого человека и в единстве с его духовной природой, Б. тем самым отличается от внешних проявлений Бога, например, от чудесных знамений.

Б. - одно из ключевых понятий Библии, смысл которого заключается в том, что Бог являет незаслуженное человеком милосердие и совершает ради него то, что он не в состоянии сделать сам. В Ветхом завете для обозначения Б. используются два термина: hen - в переводе с иврита означает проявление милосердия вышестоящего по отношению к нижестоящему, этим словом описывается милость и забота Бога по отношению к Израилю (см. Иер. 31:2-3); hesed - это слово означает Б., проявленную в неизменной любви Бога, изобилие Божиих даров, которое дается человеку независимо от его заслуг (см. Пс. 62:4; Пс. 47:10-11). В Новом завете для обозначения Б. используется греческое слово charts, которое означает милосердие Бога и спасительную силу, необходимую для искупления погрязшего в грехах человечества (см. Еф. 2:8). Слово charts - это корень слова charisma, которое буквально означает «свободный дар благодати» (см. Рим. 6:23). Согласно библейскому богословию, грехопадение лишило человека духовной силы, необходимой для искупления греха, поэтому в своем спасении человек должен полностью полагаться на Б. Божию (Деян. 15:11; Рим. 3:23; 5:15; Тит. 2:11, 3:7). Особое внимание новозаветному учению о Б. уделяется в посланиях ап. Павла. Здесь Б. как центральное понятие Нового Завета противопоставляется ветхозаветному закону , который был дан Богом человеку для восстановления утраченной в грехопадении связи с Ним. В результате непослушания людей закон привел к умножению греха (см. Рим. 5:20). Но крестной смертью Иисуса Христа Бог свободной Б. вмешивается в судьбу людей, давая им спасение и искупление от греха и открывая перспективу новой жизни с Богом. Вера в Иисуса Христа дает людям свободный доступ к Б. (см. Рим. 5:2). Б. дается не по делам, а по вере (см. Рим. 11:6). Прощение и примирение людей с Богом оказываются возможными именно в силу того, что Б. дается даром и всем людям без исключения (см. Лк. 3:6; Рим. 5:18). Таким образом, если грех Адама привел к преступлению, разрушению природы человека и смерти, то Б. Бога восстанавливает эту природу и дает вечную жизнь (см. Рим. 5:21). Б. несоизмерима с грехом, поскольку грех есть поступок человека, а Б. - это дар Бога. В западном и восточном христианском богословии ведется длительная дискуссия по поводу смысла и значения учения о Б. Блж. Августин отстаивал учение о Божьей Б. (как единственном условии спасения человека, несоизмеримом с любыми возможными заслугами человека) в полемике с Пелагием, который утверждал, что поскольку первородный грех не переносится на следующие поколения, то и для освобождения от греха не нужна никакая особая помощь со стороны Бога. Эта полемика определила основные направления дискуссии о Б. В католическом богословии было широко распространено учение о спасении, которое обретут все души, пройдя через чистилище и получив в конечном счете доступ к Б., а также об оправдании делами, т.е. целенаправленными действиями человека, которые могут привести к спасению и от которых зависит Б., даваемая человеку. Это учение было подвергнуто критике М. Лютером, утверждавшим, что спасение - это результат действия Б., дарованной всем без исключения, независимой от человеческих усилий и опознаваемой в акте веры; человек не может быть абсолютно уверен в данной ему Б. и в своем спасении, а поэтому никакие дела не могут оправдать и спасти его. Общая позиция протестантизма заключается в том, что только Б. Бога может спасти падшего и греховного человека. В некоторых направлениях протестантизма (например: в кальвинизме) было распространено учение о предопределении, согласно которому еще до сотворения мира Бог избрал одних к спасению, других к проклятию, следовательно, Б. дается людям не одинаково, и никакие человеческие усилия не могут изменить волю Бога. В других протестантских конфессиях существует учение об отпадении от Б., т.е. в нем утверждается, что Б. не воздействует на человека автоматически, но зависит от его поведения и может быть утрачена. В результате дискуссии с протестантизмом в католической теологии в понимании Б. произошел возврат к т. зрения Блж. Августина.

В православной традиции, основоположенной восточной патристикой, понятие Б. рассматривается в рамках учения о спасении и искуплении. Спасение понимается как обожение человеческого естества, которое является благодатным действием Бога, совершаемым с соизволения человека. Искупительная жертва Христа и есть высшее проявление Б., которой Христос дает человеку возможность стать новым творением , равным Богу по Б. Ее невозможно заслужить никакими добрыми делами, поскольку это есть действие Бога, однако спасение возможно лишь при свободном принятии человеком дара Б., которое выражается в подвиге и делах веры. Большинство людей не имеет достаточной силы расстаться со своей греховной природой, но некоторые испытывают на себе действие Б. за подвиг веры и мученичество - такие люди являются святыми и особо почитаются в православии. В целом учение о Б. является христианской постановкой проблемы свободы воли человека, и с этой т. зр. вопрос заключается в том, зависит ли Б., даваемая Богом, от человеческих усилий или же нравственное поведение человека возможно лишь в результате воздействия Б.

Источник: Современный философский словарь.

Благодать - бескорыстный дар, благосклонность как результат чистой благожелательности. Очень важный вопрос, что определяет наступление и действенность благодати: человеческие качества или божественный выбор? Можно предположить, что глубины нравственного начала в человеке питаются абсолютной, сверхчеловеческой божественной реальностью. Не имеет формы нравственного закона , как, например, «категорический императив » И. Канта, который требует своего исполнения из уважения к самому закону, но без любви к Богу и внутренней жизни в нем. Благодать - это богочеловеческая основа человеческого существования, без которой вообще нет нравственной жизни; пробуждение человеческой души, воспоминание о Божественном источнике жизни; дарованное Богом человеку высшее, абсолютное начало духовности и нравственности, благодаря чему человек возвышается над природой, хотя и не теряет в себе физической, телесной стороны своего существования. Благодать выше естественного закона, не отменяет, но совершенствует его.

Источник: Толковый словарь «Евразийская мудрость от А до Я».