- 1. И поднялся Аврам из Египта, сам и жена его,
и всё, что у него было, и Лот с ним, на юг. - 2. И был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом.
- 3. И продолжал он переходы свои от юга до Вефиля, до места,
где прежде был шатер его между Вефилем и между Гаем, - 4. до места жертвенника, который он сделал там вначале;
и там призвал Аврам имя Господа. - 5. И у Лота, который ходил с Аврамом,
также был мелкий и крупный скот и шатры. - 6. И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе,
ибо имущество их было так велико,
что они не могли жить вместе. - 7. И был спор
между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова;
и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле. - 8. И сказал Аврам Лоту:
да не будет раздора между мною и тобою,
и между пастухами моими и пастухами твоими,
ибо мы родственники; - 9. не вся ли земля пред тобою?
отделись же от меня:
если ты налево, то я направо;
а если ты направо, то я налево. - 10. Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую,
что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру,
вся до Сигора орошалась водою,
как сад Господень, как земля Египетская; - 11. и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую;
и двинулся Лот к востоку.
И отделились они друг от друга. - 12. Аврам стал жить на земле Ханаанской;
а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома. - 13. Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом.
- 14. И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него:
возведи очи твои и с места, на котором ты теперь,
посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; - 15. ибо всю землю, которую ты видишь,
тебе дам Я и потомству твоему навеки, - 16. и сделаю потомство твое, как песок земной;
если кто может сосчитать песок земной,
то и потомство твое сочтено будет; - 17. встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее,
ибо Я тебе дам ее [и потомству твоему навсегда]. - 18. И двинул Аврам шатер,
и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне;
и создал там жертвенник Господу.
1.«И поднялся Аврам из Египта…» Выражение очень картинное и вполне подходящее для кочующего пастуха со всеми его стадами.
«и Лот с ним на юг…» В предшествующей главе Лот не упоминался; теперь же он снова вводится в повествование, ввиду отдельного повествования о нем ниже.2.«И был Аврам очень богат…» Или, как в еврейском тексте выражено, «очень тяжел», что служит обычным в Библии указанием на изобилие внешних благ (Исх 12:38); (3Цар 10:2); (4Цар 6:14) и др.).
«серебром и золотом…» Это первое библейское упоминание о металлических ценностях. Надо думать, что Аврам познакомился с ними в Египте, где они были предметом меновой торговли и имели форму пластинок или колец.3-4.- Как видно из сделанных здесь указаний, Аврам возвращался из Египта тем же самым путем, каким некогда и шел в него, причем слова текста: «и продолжал он переходы» прекрасно выражают самый характер кочевой жизни номада, какую проводил этот патриарх.
«и там призывал Аврам имя Господа…» Дойдя до Вефиля, в котором Аврам некогда утвердил алтарь истинному Богу, он снова приносит на нем жертву хвалы и благодарения Богу за благополучный исход своего далекого и опасного путешествия в Египет и за возвращение в землю обетования.5.«И у Лота, который ходил с Аврамом, также был мелкий и крупный скот…» Так божественные благодеяния, данные Авраму, изливались и на его племянника Лота.6.«И непоместительна была земля для них…» «Смотри, - восклицает по этому поводу Иоанн Златоуст, - как избыток богатства тотчас становится причиной разделения, производит разрыв, нарушает согласие, расторгает узы родства!»
Они расходятся в разные стороны.7.«И был спор между пастухами…» Неудовольствие и недо6рожелательство, как это часто бывает, началось снизу, между пастухами Аврама и Лота; при большом количестве скота у того и другого и при совместных пастбищах и особенно водопоях, поводов к ним, конечно, было немало.8.«И сказал Аврам Лоту, да не будет раздора между мною и тобою…» «Как прекрасно рисуется в этих простых словах высокая, благородная личность Аврама! Из этих слов уже ясно, что Лот готов был примкнуть к ссоре пастухов; спокойно и с достоинством Аврам напоминает ему, что они родственники, и намекает тем, что им и неприлично примыкать к ссоре слуг, и опасно ввиду того, что они окружены иноплеменниками» (Властов).9.«не вся ли земля пред тобою?…» Холмы Вефиля, где происходило описываемое событие, занимают возвышенное и господствующее положение над расстилающейся у их подошвы долиной Иордана. Вообще, вся эта речь полна картинности и изобразительности.
«отделись же от меня: если ты налево, то я направо…» Речь Аврама дышит великодушием и кротостью: желая показать величие своей добродетели, и исполнить желание юноши, чтобы от разлуки их не произошло никакого повода к неудовольствию, предоставляет Лоту полную свободу и говорит: «и вся земля пред тобою, отлучись ты от меня, и какую землю хочешь, ту и возьми» (Иоанн Златоуст).10-11.- Воспользовавшись предоставленной ему свободой выбора, Лот взял себе богатую и плодородную долину Иорданскую, цветущую, по выражению Библии, как сад Господень, т. е. как рай (Быт 2:10); (Ис 51:3), и орошаемую водою Иордана, как Египет водами Нила.12.«Аврам стал жить в земле Ханаанской, а Лот стал жить в городах окрестности…» Аврам, верный своему призванию продолжал оставаться кочующим номадом и жил особняком в западной части Ханаанской земли. Лот же, наоборот, вошел в дружественные отношения с окружающим его населением и даже соблазнившись удобствам их жизни, решил переменить свой прежний кочевой образ жизни на спокойную и приятную жизнь горожанина.13.«Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом…» Вот краткая, но выразительная характеристика тех жителей, в общение с которыми вступил их новый сосед - Лот. «Плодоносная долина Иордана и изнеживающий климат имели такое влияние на жителей Содома и Гоморры, что они превзошли все современные им города в наглом разврате. Заметим еще, что Библия присовокупляет, что они были и злы. Глубокий разврат сопровождается обыкновенно жестокостью и даже каким-то кровожадным сумасшествием (Нерон, Калигула, Гелиогабал и пр.). И надо предположить, что жители Содома пали так глубоко, что в них не осталось уже места для доброго чувства» (Властов).
Бог повторяет Свои обетования Авраму.14.«И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него…» Последняя прибавка в тексте особенно знаменательна: она показывает, что Лот, самовольно избравший себе долю по мирским расчетам, этим самым исключил себя из участия в жребии Аврама, со всеми его испытаниями и искушениями, но и со всеми его наградами и обетованиями.15.«ибо всю землю… тебе дам Я и потомству твоему навеки…» Как бы в награду за смирение, великодушие и бескорыстие, проявленное Аврамом в разделе с Лотом, Господь снова повторяет Свои обетования и утешает Своего верного раба обещанием, что вся эта земля, по которой он теперь скитается, не имея в ней наследства на стопу ноги (Деян 7:5), со временем будет принадлежать ему, или, точнее, его потомству. Это обетование, действительно, и исполнилось над плотским его потомством тогда, когда народ еврейский, под предводительством Иисуса Навина, силой оружия занял землю Ханаанскую, и над духовным Израилем, т. е. верующими во Христа, которые в Нем и через Него сделались наследниками и причастниками всех божественных обетований, ибо, по слову Писания, Аврам и по смерти своей продолжает говорить верою (Евр 11:13,16); ср. (Мф 22:31-32).16.«и сделаю потомство твое, как песок земной…» «Поистине, - восклицает святой Иоанн Златоуст, - обетование было превыше естества человеческого! Господь обещает не только сделать патриарха отцом, хотя столько было препятствий к этому (собственная его старость и неплодство Сары), но и дать ему имя столь многочисленное, что оно сравняется с количеством песка земного и даже будет неисчислимо, - этим сравнением Он хотел показать необычайную великость (обетования)». Исполнилось это обетование и над евреями, известными своей выдающейся плодовитостью (Исх 1:12), и еще больше сбылось оно над христианами, распространившимися по всему лицу земли.17.«встань, пройди по земле сей…» Образец высокой священной поэзии, дышащей изобразительностью и силой. По глубокому замечанию м. Филарета, «мера обетования есть мера веры» - сколько может вместить человек, столько и получит…
Аврам отодвигается к Хеврону и ставит там алтарь.18.«и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне…» Мамре было собственно имя аморреянина, союзника Аврамова (Быт 14:13,24). Город Хеврон лежит в 22 милях на юг от Иерусалима, на пути в Вирсавию. Предполагают, что сначала он назывался Хевроном, затем был переименован в Кириаф-Арбу (Быт 23:2); (Быт 35:27); (Нав 15:3); Суд 1.10), потом снова был восстановлен в своем древнем наименовании (2Цар 15:7) и, наконец, у современных арабов известен под названием «Ел-Халил», т. е. город «друга Божия», каким называется Аврам даже и в Священном Писании (Ис 41:8); (Иак 2:23).