< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

Глава 13

  • Закрыть сопоставления
  • 1. И поднялся Аврам из Египта, сам и жена его,
    и всё, что у него было, и Лот с ним, на юг.
  • 2. И был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом.
  • 3. И продолжал он переходы свои от юга до Вефиля, до места,
    где прежде был шатер его между Вефилем и между Гаем,
  • 4. до места жертвенника, который он сделал там вначале;
    и там призвал Аврам имя Господа.
  • 5. И у Лота, который ходил с Аврамом,
    также был мелкий и крупный скот и шатры.
  • 6. И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе,
    ибо имущество их было так велико,
    что они не могли жить вместе.
  • 7. И был спор
    между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова;
    и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле.
  • 8. И сказал Аврам Лоту:
    да не будет раздора между мною и тобою,
    и между пастухами моими и пастухами твоими,
    ибо мы родственники;
  • 9. не вся ли земля пред тобою?
    отделись же от меня:
    если ты налево, то я направо;
    а если ты направо, то я налево.
  • 10. Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую,
    что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру,
    вся до Сигора орошалась водою,
    как сад Господень, как земля Египетская;
  • 11. и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую;
    и двинулся Лот к востоку.
    И отделились они друг от друга.
  • 12. Аврам стал жить на земле Ханаанской;
    а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома.
  • 13. Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом.
  • 14. И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него:
    возведи очи твои и с места, на котором ты теперь,
    посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу;
  • 15. ибо всю землю, которую ты видишь,
    тебе дам Я и потомству твоему навеки,
  • 16. и сделаю потомство твое, как песок земной;
    если кто может сосчитать песок земной,
    то и потомство твое сочтено будет;
  • 17. встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее,
    ибо Я тебе дам ее [и потомству твоему навсегда].
  • 18. И двинул Аврам шатер,
    и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне;
    и создал там жертвенник Господу.

1.«И поднялся Аврам из Египта…» Выражение очень картинное и вполне подходящее для кочующего пастуха со всеми его стадами. «и Лот с ним на юг…» В предшествующей главе Лот не упоминался; теперь же он снова вводится в повествование, ввиду отдельного повествования о нем ниже.

2.«И был Аврам очень богат…» Или, как в еврейском тексте выражено, «очень тяжел», что служит обычным в Библии указанием на изобилие внешних благ (Исх 12:38); (3Цар 10:2); (4Цар 6:14) и др.). «серебром и золотом…» Это первое библейское упоминание о металлических ценностях. Надо думать, что Аврам познакомился с ними в Египте, где они были предметом меновой торговли и имели форму пластинок или колец.

3-4.- Как видно из сделанных здесь указаний, Аврам возвращался из Египта тем же самым путем, каким некогда и шел в него, причем слова текста: «и продолжал он переходы» прекрасно выражают самый характер кочевой жизни номада, какую проводил этот патриарх. «и там призывал Аврам имя Господа…» Дойдя до Вефиля, в котором Аврам некогда утвердил алтарь истинному Богу, он снова приносит на нем жертву хвалы и благодарения Богу за благополучный исход своего далекого и опасного путешествия в Египет и за возвращение в землю обетования.

5.«И у Лота, который ходил с Аврамом, также был мелкий и крупный скот…» Так божественные благодеяния, данные Авраму, изливались и на его племянника Лота.

6.«И непоместительна была земля для них…» «Смотри, - восклицает по этому поводу Иоанн Златоуст, - как избыток богатства тотчас становится причиной разделения, производит разрыв, нарушает согласие, расторгает узы родства!» Они расходятся в разные стороны.

7.«И был спор между пастухами…» Неудовольствие и недо6рожелательство, как это часто бывает, началось снизу, между пастухами Аврама и Лота; при большом количестве скота у того и другого и при совместных пастбищах и особенно водопоях, поводов к ним, конечно, было немало.

8.«И сказал Аврам Лоту, да не будет раздора между мною и тобою…» «Как прекрасно рисуется в этих простых словах высокая, благородная личность Аврама! Из этих слов уже ясно, что Лот готов был примкнуть к ссоре пастухов; спокойно и с достоинством Аврам напоминает ему, что они родственники, и намекает тем, что им и неприлично примыкать к ссоре слуг, и опасно ввиду того, что они окружены иноплеменниками» (Властов).

9.«не вся ли земля пред тобою?…» Холмы Вефиля, где происходило описываемое событие, занимают возвышенное и господствующее положение над расстилающейся у их подошвы долиной Иордана. Вообще, вся эта речь полна картинности и изобразительности. «отделись же от меня: если ты налево, то я направо…» Речь Аврама дышит великодушием и кротостью: желая показать величие своей добродетели, и исполнить желание юноши, чтобы от разлуки их не произошло никакого повода к неудовольствию, предоставляет Лоту полную свободу и говорит: «и вся земля пред тобою, отлучись ты от меня, и какую землю хочешь, ту и возьми» (Иоанн Златоуст).

10-11.- Воспользовавшись предоставленной ему свободой выбора, Лот взял себе богатую и плодородную долину Иорданскую, цветущую, по выражению Библии, как сад Господень, т. е. как рай (Быт 2:10); (Ис 51:3), и орошаемую водою Иордана, как Египет водами Нила.

12.«Аврам стал жить в земле Ханаанской, а Лот стал жить в городах окрестности…» Аврам, верный своему призванию продолжал оставаться кочующим номадом и жил особняком в западной части Ханаанской земли. Лот же, наоборот, вошел в дружественные отношения с окружающим его населением и даже соблазнившись удобствам их жизни, решил переменить свой прежний кочевой образ жизни на спокойную и приятную жизнь горожанина.

13.«Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом…» Вот краткая, но выразительная характеристика тех жителей, в общение с которыми вступил их новый сосед - Лот. «Плодоносная долина Иордана и изнеживающий климат имели такое влияние на жителей Содома и Гоморры, что они превзошли все современные им города в наглом разврате. Заметим еще, что Библия присовокупляет, что они были и злы. Глубокий разврат сопровождается обыкновенно жестокостью и даже каким-то кровожадным сумасшествием (Нерон, Калигула, Гелиогабал и пр.). И надо предположить, что жители Содома пали так глубоко, что в них не осталось уже места для доброго чувства» (Властов). Бог повторяет Свои обетования Авраму.

14.«И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него…» Последняя прибавка в тексте особенно знаменательна: она показывает, что Лот, самовольно избравший себе долю по мирским расчетам, этим самым исключил себя из участия в жребии Аврама, со всеми его испытаниями и искушениями, но и со всеми его наградами и обетованиями.

15.«ибо всю землю… тебе дам Я и потомству твоему навеки…» Как бы в награду за смирение, великодушие и бескорыстие, проявленное Аврамом в разделе с Лотом, Господь снова повторяет Свои обетования и утешает Своего верного раба обещанием, что вся эта земля, по которой он теперь скитается, не имея в ней наследства на стопу ноги (Деян 7:5), со временем будет принадлежать ему, или, точнее, его потомству. Это обетование, действительно, и исполнилось над плотским его потомством тогда, когда народ еврейский, под предводительством Иисуса Навина, силой оружия занял землю Ханаанскую, и над духовным Израилем, т. е. верующими во Христа, которые в Нем и через Него сделались наследниками и причастниками всех божественных обетований, ибо, по слову Писания, Аврам и по смерти своей продолжает говорить верою (Евр 11:13,16); ср. (Мф 22:31-32).

16.«и сделаю потомство твое, как песок земной…» «Поистине, - восклицает святой Иоанн Златоуст, - обетование было превыше естества человеческого! Господь обещает не только сделать патриарха отцом, хотя столько было препятствий к этому (собственная его старость и неплодство Сары), но и дать ему имя столь многочисленное, что оно сравняется с количеством песка земного и даже будет неисчислимо, - этим сравнением Он хотел показать необычайную великость (обетования)». Исполнилось это обетование и над евреями, известными своей выдающейся плодовитостью (Исх 1:12), и еще больше сбылось оно над христианами, распространившимися по всему лицу земли.

17.«встань, пройди по земле сей…» Образец высокой священной поэзии, дышащей изобразительностью и силой. По глубокому замечанию м. Филарета, «мера обетования есть мера веры» - сколько может вместить человек, столько и получит… Аврам отодвигается к Хеврону и ставит там алтарь.

18.«и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне…» Мамре было собственно имя аморреянина, союзника Аврамова (Быт 14:13,24). Город Хеврон лежит в 22 милях на юг от Иерусалима, на пути в Вирсавию. Предполагают, что сначала он назывался Хевроном, затем был переименован в Кириаф-Арбу (Быт 23:2); (Быт 35:27); (Нав 15:3); Суд 1.10), потом снова был восстановлен в своем древнем наименовании (2Цар 15:7) и, наконец, у современных арабов известен под названием «Ел-Халил», т. е. город «друга Божия», каким называется Аврам даже и в Священном Писании (Ис 41:8); (Иак 2:23).