< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

Глава 34

  • Закрыть сопоставления
  • 1. Дина, дочь Лии, которую она родила Иакову,
    вышла посмотреть на дочерей земли той.
  • 2. И увидел ее Сихем, сын Еммора Евеянина, князя земли той,
    и взял ее, и спал с нею, и сделал ей насилие.
  • 3. И прилепилась душа его к Дине, дочери Иакова,
    и он полюбил девицу и говорил по сердцу девицы.
  • 4. И сказал Сихем Еммору, отцу своему,
    говоря: возьми мне эту девицу в жену.
  • 5. Иаков слышал, что [сын Емморов] обесчестил Дину, дочь его,
    но как сыновья его были со скотом его в поле,
    то Иаков молчал, пока не пришли они.
  • 6. И вышел Еммор, отец Сихемов, к Иакову, поговорить с ним.
  • 7. Сыновья же Иакова пришли с поля,
    и когда услышали, то огорчились мужи те и воспылали гневом,
    потому что бесчестие сделал он Израилю, переспав с дочерью Иакова,
    а так не надлежало делать.
  • 8. Еммор стал говорить им,
    и сказал: Сихем, сын мой, прилепился душею к дочери вашей;
    дайте же ее в жену ему;
  • 9. породнитесь с нами;
    отдавайте за нас дочерей ваших,
    а наших дочерей берите себе [за сыновей ваших];
  • 10. и живите с нами;
    земля сия [пространна] пред вами,
    живите и промышляйте на ней и приобретайте ее во владение.
  • 11. Сихем же сказал отцу ее и братьям ее:
    только бы мне найти благоволение в очах ваших,
    я дам, что ни скажете мне;
  • 12. назначьте самое большое вено и дары;
    я дам, что ни скажете мне, только отдайте мне девицу в жену.
  • 13. И отвечали сыновья Иакова Сихему и Еммору, отцу его, с лукавством;
    а говорили так потому, что он обесчестил Дину, сестру их;
  • 14. и сказали им [Симеон и Левий, братья Дины, сыновья Лиины]:
    не можем этого сделать,
    выдать сестру нашу за человека, который необрезан,
    ибо это бесчестно для нас;
  • 15. только на том условии мы согласимся с вами [и поселимся у вас],
    если вы будете как мы,
    чтобы и у вас весь мужеский пол был обрезан;
  • 16. и будем отдавать за вас дочерей наших
    и брать за себя ваших дочерей,
    и будем жить с вами, и составим один народ;
  • 17. а если не послушаетесь нас в том, чтобы обрезаться,
    то мы возьмем дочь нашу и удалимся.
  • 18. И понравились слова сии Еммору и Сихему, сыну Емморову.
  • 19. Юноша не умедлил исполнить это,
    потому что любил дочь Иакова.
    А он более всех уважаем был из дома отца своего.
  • 20. И пришел Еммор и Сихем, сын его, к воротам города своего,
    и стали говорить жителям города своего и сказали:
  • 21. сии люди мирны с нами;
    пусть они селятся на земле и промышляют на ней;
    земля же вот пространна пред ними.
    Станем брать дочерей их себе в жены
    и наших дочерей выдавать за них.
  • 22. Только на том условии сии люди соглашаются жить с нами
    и быть одним народом,
    чтобы и у нас обрезан был весь мужеский пол, как они обрезаны.
  • 23. Не для нас ли стада их, и имение их, и весь скот их?
    Только [в том] согласимся с ними, и будут жить с нами.
  • 24. И послушались Еммора и Сихема, сына его,
    все выходящие из ворот города его:
    и обрезан был весь мужеский пол, —
    все выходящие из ворот города его.
  • 25. На третий день, когда они были в болезни,
    два сына Иакова, Симеон и Левий, братья Динины,
    взяли каждый свой меч, и смело напали на город,
    и умертвили весь мужеский пол;
  • 26. и самого Еммора и Сихема, сына его, убили мечом;
    и взяли Дину из дома Сихемова и вышли.
  • 27. Сыновья Иакова пришли к убитым и разграбили город
    за то, что обесчестили [Дину] сестру их.
  • 28. Они взяли мелкий и крупный скот их, и ослов их,
    и что ни было в городе, и что ни было в поле;
  • 29. и все богатство их, и всех детей их, и жен их взяли в плен,
    и разграбили всё, что было в [городе, и всё, что было в] домах.
  • 30. И сказал Иаков Симеону и Левию: вы возмутили меня,
    сделав меня ненавистным для [всех] жителей сей земли,
    для Хананеев и Ферезеев.
    У меня людей мало;
    соберутся против меня, поразят меня,
    и истреблен буду я и дом мой.
  • 31. Они же сказали:
    а разве можно поступать с сестрою нашею, как с блудницею!

1.Описываемое в гл. 34 происшествие имело место не ранее, как через 8 лет после описанных в 33 гл. событий: Дина, родившаяся в конце второго семилетия службы Иакова у Лавана (Быт 30:21), здесь (34) является взрослой девушкой лет 16 (6-7 лет было ей при прибытии Иакова в Сокхоф, около 2 лет Иаков жил там и, след., около 8 - в Сихеме), равно как и Симеон и Левий - взрослыми юношами (ст. 5, 7). Несмотря на продолжительное пребывание в окрестностях Сихема, с жителями его семейство Иакова, по-видимому, не сообщалось, и, может быть, даже имела место некоторая неприязнь, которая в кровной мести Симеона и Левия выразилась со всею страшной силой, найдя в обесчещении Дины лишь предлог для себя. По Иосифу Флавию (Ant. 1:21), у сихемлян был праздник, во время которого Дина и пришла в город - посмотреть женские наряды. Мидраш осуждает Дину (и Лию) за то, что она вышла одетой подобно блуднице (Beresch. r. Par. 80, s. 391-392). Такое легкомыслие Дина наследовала будто бы от матери.

2-3.- Сихем, владетельный принц города, который от него получил и самое имя (ср. (Быт 4:17), воспламенился любовью к девушке и под влиянием страсти совершил насилие над нею. Не исключительно, что животной похотью, которая по удовлетворении переходит в противоположное чувство ненависти (ср. (2Цар 13:14-15), страсть Сихема не была. Напротив, он имел намерение вступить с нею в супружество и этой мыслью успокаивал и утешал Дину («говорил по сердцу», ср. (Быт 50:21); (Руф 2:13). Брачное предложение его Иакову и братьям Дины.

4-6.- Сихем обратился с просьбой об устроении этого брака к отцу своему Еммору, Дину же, по-видимому, продолжал держать у себя в доме. Иаков с печалью услышал о бесчестии дочери, но из боязни пред Еммором и Сихемом не решался предпринять что-либо без сыновей своих, единоутробных с Диной, которых, как таковых, чувствительнее всего затрагивал позор их сестры (ср. (Быт 24:50) и д.).

7.Еще и теперь у арабов изнасилование сестры считается большим позором для брата, чем даже осквернение жены для мужа. Имея в виду эту черту восточных нравов, Еммор обращается от имени Сихема с брачным предложением не к Иакову, а к Симеону и Левию, которые, между тем, пришли в сильнейшее раздражение при вести о позоре (nebalah, безумие, затем срамное бесчестие, (Втор 22:21); Суд 20.10; преимущественно грубое оскорбление целомудрия, (2Цар 13:12), а потом и вообще тяжкое, противное основам теократии, преступление, (Нав 7:15) сестры, в котором они усмотрели вопиющее нарушение права нравственного и общественного, нарушение, не извиняемое никакими мотивами («так не надлежало делать», ср. (2Цар 13:12). К страсти их присоединяется и справедливая ревность о чести и чистоте «Израиля», т. е. богоизбранного племени, чистоту крови которого «осквернил» (timme, ст. 5) иноплеменник необрезанный.

8-10.- Указывая на сильную любовь Сихема к Дине (дочь, bath, здесь, ст. 8, - сестра), Еммор предлагает семейству Иакову, кроме брака Сихема с Диной (8) еще: а) взаимные супружеские союзы (9) между сихемлянами и родом Иакова и б) беспрепятственное поселение на территории Сихема с правом гражданства и свободы всяких промыслов (10). Очевидно, Еммор предлагает семье Иакова полное слияние ее с его собственным народом. Такое слияние, независимо от тех внешних мотивов, по которым оно предлагается, было вообще не в целях истории спасения, и потому в последующем кровавом сихемском событии можно усматривать ту отрицательно-добрую сторону, что им предотвращено было пагубное исчезновение богоизбранной семьи Иакова в массе ханаанского населения. Кровожадный поступок Симеона и Левия этим, однако, не оправдывается.

11-12.- Сихем, страстно желая брака с Диной, в свою очередь обещает дать самый большой выкуп (mohar, ср. (Исх 22:16,17); (Втор 22:28-29); (1Цар 18:25) и, кроме того, такой же подарок (mattan) - первый отцу (или в данном случае - братьям) невесты, второй - самой невесте, по обычаям древнего Востока. Фанатическая месть Симеона и Левия.

13-17.- На слова благонамеренной готовности на все условия мира Еммора и Сихема сыновья Иакова, именно единоутробные Дине Симеон и Левий, делают, по-видимому, благовидное предложение, но с лукавою целью (13): объявляя позором для себя вступать в близкие родственные отношения, они требуют от сихемлян поголовного обрезания всех мужеского пола членов населения, - по букве (Быт 17:10,12) В предложении этом, конечно, нельзя видеть серьезного стремления сынов Иакова пропагандировать богоустановленный институт обрезания среди чуждых племен. Самое предложение обрезания не могло ни удивить, ни раздражить евеян: обрезание, по свидетельству Геродота, существовало издревле у египтян, финикиян и др., след., могло быть известно и у хананеян, которые в Библии обычно не называются необрезанными; скорее удивительно, что евеяне оставались необрезанными, когда, напр., сильное племя Измаила, несомненно, имело обрезание. О внутреннем значении и смысле обрезания сыновья Иакова ничего не говорят Сихему и Еммору.

18-24.- Проникнутые желанием устроить брак Сихема с Диной, Сихем и Еммор (последний по особенно сильной любви к сыну, ст. 19) охотно соглашаются на тяжкое условие союза с семьей Иакова (18), и особенно пылавший любовью к Дине Сихем готов был немедленно совершить (по тексту библии - по-видимому, немедленно совершил, ст. 19) обрезание над собой. Но согласно условию (15) у них должен был быть обрезан весь мужеский пол. И вот они, собрав жителей города на обычное место всяких сходок и сделок (ср. (Быт 19:1) и 23), к воротам города, дипломатично ведут с ними переговоры, искусно доказывая им выгоды союза с семьей Иакова - союза, нужного в действительности лишь для личных их целей - для всей сихемской общины: члены фамилии Иакова - люди мирные, дружески настроенные к сихемлянам, они склонны к оседлости и промыслам; к поселению их подле сихемлян препятствий нет - территория Сихема обширна, незаселенна; в смысле заселения ее важное значение могут иметь взаимные браки сихемлян и членов потомства Иакова (21). Выставив на вид выгоды союза, Еммор и Сихем упоминают, наконец, и об условиях союза - поголовной кровавой операции всего мужского населения. Но и это нелегкое условие они, видимо, стараются представить весьма подходящим, не заключающим в себе ничего позорного уже по тому одному, что все члены фамилии Иакова обрезаны (22). Притом это единственное условие, продолжают Еммор и Сихем, доставит их народу все выгоды материального довольства, предоставив в руки их все богатство рода Иакова; и еще раз убеждают своих соплеменников согласиться на принятие обрезания (23). И вот, может быть, не столько красноречие князей, сколько естественное желание народа усилиться посредством союза с сильной и богатой, как полагали, семьей Иакова, окончательно склонили жителей Сихема к обрезанию, тем более что вовсе необычной, неслыханной в окрестных странах того времен операция обрезания не была. Согласились на принятие обрезания «все выходящее из ворот города», т. е. все полноправные, имеющие право голоса в общественных делах, и обрезание было поголовно произведено как над ними, так и над всем мужским населением города. Население это могло быть не особенно велико, как видно из легкости для Симеона и Левия последующей кровавой расправы со всею мужской половиной населения. Кем совершено было обрезание над целою общиной? Вероятно, сыновьями Иакова, при особенно деятельном участии Симеона и Левия, с помощью также и рабов (24).

25.Здесь изображается страшная картина кровавой мести двух сыновей Иакова сихемлянам и буйного разграбления их имущества всеми братьями. Третий день после совершения обрезания характеризуется наибольшим воспалением раны после операции (Vulg.: Die tertio, quando gravissimus vulnerum dolor est). Воспользовавшись мучительными страданиями и беспомощностью жителей Сихема, их неспособностью к защите и сопротивлению, Симеон и Левий (называемые здесь нарочито братьями Дины, так как они имели мстить за поруганную честь единоутробной сестры их) в сообществе, без сомнения, слуг своих, вооружившись мечами, отважно (евр. betach; слово это может быть, по конструкции речи, отнесено и к городу, и в таком случае дает ту мысль, что жители города беспечно, спокойно встретили нападающих, в которых доверчиво видели только союзников) произвели поголовную резню всего мужского населения. Это кровавое дело тем легче могло быть выполнено, что у сихемлян, если верить Иосифу Флавию, был тогда праздник, и стража и жители были в опьянении. Мидраш, желая как бы сгладить вину двух патриархов еврейских, говорит, что кровавая расправа Симеона и Левия была сигналом для вооружения и самого Иакова против окрестных племен (Beresch. r. Раr. 80, s. 395), причем ссылается на (Быт 48:22) Но библейский текст не только ничего не говорит об участии Иакова в преступлении двух его сыновей, но прямо свидетельствует, что Иаков был крайне огорчен поступком Симеона и Левия (30) и излил всю горечь осуждения и проклятия этому поступку на смертном одре (Быт 49:5-7).

26.Погибли и виновники несчастья своего народа - Еммор и Сихем, причем возвращена была из дома Сихемова Дина, находившаяся у него или со дня захвата ее Сихемом (ст. 2), или непосредственно после обрезания (братья-мстители нарочито могли оставить Дину в доме Сихема, чтобы вернее усыпить его бдительность).

27-29.- За кровавой местью сихемлянам последовало со стороны Симеона и Левия разграбление города, в чем приняли участие и другие сыновья Иакова по тому же мотиву мести целому городу за преступление его князя. В книге Иудифь (Иудф 9:2-3) избиение сихемлян и разграбление их города представляется делом суда Божья над первыми за насилие Дине. Но если сыновья Иакова и послужили орудиями суда Божия над сихемлянами, то это кровавое дело нисколько не обеляется никакими усилиями национально-еврейского самолюбия, так как, независимо от кровавого его характера, в нем заключались еще:
  1. вероломное нарушение союза с сихемлянами;
  2. кощунственное пользование обрезанием для целей мщения и
  3. своеволие в отношении к отцу, повергавшее все его семейство в опасность со стороны соседей.
Огорчение Иакова.

30.На эту сторону дела пока и обращает их внимание Иаков, высказывая порицание их поступку, полную же оценку его с нравственной стороны он дал на смертном одре (Быт 49:5-6).

31.Ответ Симеона и Левия показывает отсутствие в них раскаяния, что, кроме характера эпохи, освящавшей кровную месть, говорит и о личной бессердечности их.