- 1. А Иаков пошел путем своим.
[И, взглянув, увидел ополчение Божие ополчившееся.]
И встретили его Ангелы Божии. - 2. Иаков, увидев их, сказал: это ополчение Божие.
И нарек имя месту тому: Маханаим. - 3. И послал Иаков пред собою вестников к брату своему Исаву
в землю Сеир, в область Едом, - 4. и приказал им, сказав: так скажите господину моему Исаву:
вот что говорит раб твой Иаков: я жил у Лавана и прожил доныне; - 5. и есть у меня волы и ослы и мелкий скот, и рабы и рабыни;
и я послал известить о себе господина моего [Исава],
дабы приобрести [рабу твоему] благоволение пред очами твоими. - 6. И возвратились вестники к Иакову
и сказали: мы ходили к брату твоему Исаву;
он идет навстречу тебе, и с ним четыреста человек. - 7. Иаков очень испугался и смутился;
и разделил людей, бывших с ним,
и скот мелкий и крупный и верблюдов на два стана. - 8. И сказал [Иаков]: если Исав нападет на один стан и побьет его,
то остальной стан может спастись. - 9. И сказал Иаков:
Боже отца моего Авраама и Боже отца моего Исаака, Господи [Боже],
сказавший мне: возвратись в землю твою, на родину твою,
и Я буду благотворить тебе! - 10. Недостоин я всех милостей и всех благодеяний,
которые Ты сотворил рабу Твоему,
ибо я с посохом моим перешел этот Иордан,
а теперь у меня два стана. - 11. Избавь меня от руки брата моего, от руки Исава,
ибо я боюсь его,
чтобы он, придя, не убил меня [и] матери с детьми. - 12. Ты сказал: Я буду благотворить тебе
и сделаю потомство твое, как песок морской,
которого не исчислить от множества. - 13. И ночевал там Иаков в ту ночь.
И взял из того, что у него было,
[и послал] в подарок Исаву, брату своему: - 14. двести коз, двадцать козлов, двести овец, двадцать овнов,
- 15. тридцать верблюдиц дойных с жеребятами их, сорок коров,
десять волов, двадцать ослиц, десять ослов. - 16. И дал в руки рабам своим каждое стадо особо
и сказал рабам своим: пойдите предо мною
и оставляйте расстояние от стада до стада. - 17. И приказал первому, сказав:
когда брат мой Исав встретится тебе и спросит тебя,
говоря: чей ты? и куда идешь? и чье это стадо [идет] пред тобою? - 18. то скажи: раба твоего Иакова;
это подарок, посланный господину моему Исаву;
вот, и сам он за нами [идет]. - 19. То же [что первому] приказал он и второму, и третьему,
и всем, которые шли за стадами,
говоря: так скажите Исаву, когда встретите его; - 20. и скажите: вот, и раб твой Иаков [идет] за нами.
Ибо он сказал сам в себе:
умилостивлю его дарами, которые идут предо мною,
и потом увижу лице его;
может быть, и примет меня. - 21. И пошли дары пред ним,
а он ту ночь ночевал в стане. - 22. И встал в ту ночь,
и, взяв двух жен своих и двух рабынь своих,
и одиннадцать сынов своих, перешел через Иавок вброд; - 23. и, взяв их, перевел через поток,
и перевел все, что у него было. - 24. И остался Иаков один.
И боролся Некто с ним до появления зари; - 25. и, увидев, что не одолевает его,
коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова,
когда он боролся с Ним. - 26. И сказал [ему]: отпусти Меня, ибо взошла заря.
Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. - 27. И сказал: как имя твое?
Он сказал: Иаков. - 28. И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль,
ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. - 29. Спросил и Иаков, говоря: скажи [мне] имя Твое.
И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? [оно чудно.]
И благословил его там. - 30. И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл;
ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу,
и сохранилась душа моя. - 31. И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл;
и хромал он на бедро свое. - 32. Поэтому и доныне сыны Израилевы не едят жилы,
которая на составе бедра,
потому что Боровшийся коснулся жилы на составе бедра Иакова.
1-2.- «Поелику прекратился и уже миновал страх Иакова пред Лаваном, а место его заступил страх пред братом, то человеколюбец Господь, желая ободрить праведника и рассеять всю его боязнь, даровал ему узреть полк Ангелов» (Святой Иоанн Златоуст, Бес. 58, с. 625).
Основываясь на свидетельстве кн. Яшар о том, что в противовес 400 мужам Исава, высланным им по наущению Лавана, Ревекка выслала на защиту Иакова 72 человека, некоторые еврейские толкователи видели в «Ангелах Божиих» или «ополчении Божием» просто путников, караван которых ободрил Иакова в его страхе.
Иосиф Флавий (Antiqu. 1:20, 81) говорит о некоторых «видениях» (φαντασματα), бывших Иакову при приближении к Ханаану и предвещавших ему «благие надежды» в будущем. Но оба толкования явно извращают прямой смысл библейского текста: «Ангелы Божии» суть те же небесные охранители избранника Божия, каких он видел во сне на пути в Месопотамию (гл. 28). Название их «ополчением Божиим» (machoneh Elohim) соответствует совершенно обычному в Ветхом Завете названию мира ангельского «воинство небесное» (Нав 5:14); (Пс 102:21). Что нередко назывался сонм Ангелов «ополчением Божиим» видно из (1Пар 12:22) Двойственная форма имени «Маханаим» объясняется так, что Иаков разом видит два стана: земной (собственный) и небесный (Ангелов), или же - два сонма Ангелов; последнее толкование предложил, между другими, р. Ярхи: по нему, один сонм был Ангелы-хранители страны Халдейской, сопровождавшие его невредимым до пределов Ханаана, а другой сонм - Ангелы-хранители земли Ханаанской теперь принимавшие Иакова от первых на хранение (ср. толков. (Быт 28:12-13). Верование в охранение Ангелами отдельных лиц (Пс 33:8) и др.) и целых народов и царств (Дан 10:13,21); (Дан 12:1) - учение библейское.
Маханаим - впоследствии город убежища (Нав 21:36) упоминается не раз в истории Давида и Соломона (2Цар 2:8); (2Цар 17:24), 27; 19:32).3.Получив ободрение от небесных вестников-Ангелов (maleachim), Иаков посылает земных вестников (тоже - maleachim, почему раввины высказывали абсурдную мысль о посольстве Ангелов Иаковом) к Исаву, в Сеир. Последнее название, бывшее прозванием Исава (на основании внешнего вида его, (Быт 25:25) др. прозвание его - Едом, (Быт 36:1), вероятно, ввиду случая с чечевицею, (Быт 25:30), здесь употреблено пролептически (как в (Быт 14:6) о гористой и обильной пещерами территории троглодитов хореев, на восток от Иордана, позже занятой племенами Исава (Втор 2:12,4-5,8). Исав с семьею переселился туда позже (Быт 36:6), но, может быть, уже кочевал по своим будущим владениям, представлявшим удобства для его любезного занятия - охоты.4-5.- Названия: «господин» для Исава и «раб» для себя со стороны Иакова, получившего высшее благословение и господство над Исавом, - акт восточной вежливости (ср. (Быт 23:6); (1Цар 24:9), а вместе с указанием на возможность подарков Исаву - и очевидное captatio benevalentiae.6.На это приветствие ответа не было получено, напротив, получилось тревожное известие, что Исав идет на встречу с 400 мужей, - вероятно, из племени Измаила, с которым Исав уже ранее породнился (Быт 28:8-9).7-8.- Боязнь Иакова, несмотря на божественные обетования защиты (Быт 28:13-15); (Быт 31:13), - на что не без основания обращали внимание уже иудейские толкователи - обнаруживает, конечно, несовершенство веры Иакова в Промысл Божий (вера его чрезвычайно уступала в силе и твердости своей вере Авраама, (Быт 15:6). Соответственно этому он употребляет прежде всего чисто человеческое средство защиты ожидаемых враждебных действий от Исава. Можно думать, впрочем, что, кроме естественной привязанности к жизни и страха за себя и семью, внутреннее беспокойство Иакова вызывалось упреками его совести за обман его в отношении Исава. Этот высший мотив, естественно, обращает мысль Иакова к Богу.9-11.- В сознании недостаточности человеческих сил и средств, как орудий защиты от предстоящей опасности, Иаков обращается с молитвою к Богу отцов. Эта, первая в Библии, молитва (если не считать ходатайства Авраама за содомлян, (Быт 18:23) и д.) имеет все признаки истинной молитвы, отличаясь искренностью, детской простотой, благодарностью к Богу, смирением пред Ним и надеждой на Него одного.
В начале молитвы - исповедание Бога Богом спасения и указание на прямое повеление (Быт 31:13) Божие Иакову возвратиться на родину, с обетованием - быть с ним (10). В сравнении с теми великими благодеяниями, которые обещал и даровал уже Господь Иакову, он чувствует свое ничтожество, недостоинство, тем более, что у него налицо - осязательное доказательство промышления Божия о нем, в виде обогащения его в Месопотамии, между тем как туда он направлялся с одним посохом (еврейские толкователи, обращая внимание на конструкцию bemaqeli, с жезлом, или, точнее, посредством жезла, полагали, что Иаков жезлом разделил Иордан). Усиленно молясь о спасении, Иаков выражает боязнь за целость семьи - «чтобы Исав не убил его и матери с детьми» (12). Последнее выражение - ходячая фраза (Ос 10:14); (Втор 22:6), означающая полноту и вместе жестокость, кровожадность истребления.12.Основанием надежды Иакова служат обетования Божии ему и отцам его (Быт 28:13); ср. (Быт 22:17).
Иаков посылает навстречу брату дары.13.Иаков остается ночевать на месте молитвы, по мнению Абарбанеля, в ожидании ответа на нее. Под впечатлением молитвы Иаков отменяет первоначальное намерение свое - спасти бегством от Исава хотя бы половину стана (ст. 7) - и решает идти прямо навстречу Исаву, предпослав прежде дары ему.14-20.- В выборе лучшего из скота и в порядке отправления его - отдельными стадами, наконец, в поручении рабам подготовить Исава к милостивой встрече Иакова видно большое знание Иаковом человеческого сердца и средств действовать примиряюще на самое гневливое сердце.21-23.- Переведя скот и семью через Иавок - на южную сторону его, Иаков сам остается на северной. Поток Иавок, теперь Зерка, берет начало из гор Васана и впадает в Иордан с левой стороны, почти на половине расстояния между Тивериадским озером и Мертвым морем. Остается Иаков один, вероятно, для молитвы.
Иаков борется с Ангелом.24-29.- Таинственный борец, ночью боровшийся с Иаковом, повредивший ему бедро и переименовавший его в Израиля, по словам пророка Осии (Ос 12:3-4), был Богом. Сам Иаков (ст. 30) признает, что видел Бога, лицо Божие. Поэтому иудейское и христианское толкование данного места одинаково признают борца явлением из небесного мира - Ангелом. При этом церковные учители и многие позднейшие толкователи христианские видели в этом Ангеле Ангела несотворенного - Ангела Сущего, ранее являвшегося Иакову при Вефиле (28 гл.) и в Месопотамии (36 гл.) и, по верованию Иакова, охранявшего его всю жизнь (Быт 48:16).
Мнение некоторых раввинов, будто боролся с Иаковом Ангел-хранитель Исава или даже демон мстил Иакову за Исава, конечно, странно, но заключает в себе некоторый элемент истины, поскольку ставит таинственное борение Иакова с враждебными отношениями его к брату. Иаков доселе боролся с братом, и средствами не всегда безукоризненными. Теперь Ангел Господень «влагает смелость в Иакова, который боялся брата» (блаженный Феодорит, там же). Но Иаков достигает этого благодатного ободрения путем борьбы с Ангелом Божиим, борьбы, бывшей не только напряжением физической силы Иакова (Ос 12:3), beono, «в силе, крепости своей»), но и еще большим напряжением сил духовных, молитвою веры: по пророку Осии, Иаков в борении своем с Ангелом Божиим «и превозмог, но плакал и умолял Его» (Ос 12:4). Указание на духовный момент борьбы заключается и в повествовании Моисея - в просьбе Иакова благословить его (ст. 26).
По этой внутренней стороне своей, борьба Иакова с Ангелом Господним, есть тип духовного борения веры, не поддающейся никаким испытаниям и трудностям жизни; вместе же с тем она есть и предизображение всей будущности потомства Иакова, отселе получающего (ст. 28) имя Израиля, - всей ветхозаветной теократической истории. Вообще, по характеру и значению своему богоборство Иакова напоминает ночное видение Авраама (гл. 15), в котором также (но более конкретно) предизображалась будущая история избранного народа, складывавшаяся также из противодействия народа божественному призванию, обладания им непреходящими духовными благами и временных испытаний и потерь материальных.
Что борьба Иакова не была сновидением или вообще явлением визионерным, видно уже из употребленного в еврейском тексте глагола abaq (ст. 24-25; Евр 25-26) - сражаться подобно атлету (покрываясь пылью), а еще более из повреждения состава бедра его (nervus ischiadicus) и хромоты его вследствие того (ст. 25, 31). Так, «и по пробуждении Иакова стегно его оставалось поврежденным, и он продолжал хромать, чтобы не почесть ему видения мечтою, но в точности дознать истину сновидения» (блаженный Феодорит). Вместе с тем это должно было научить Иакова, что победа дарована ему только по снисхождению таинственного Борца. И Иаков, как бы уразумев смысл борьбы, не хочет расстаться с борьбой и Борцом без благословения с Его стороны (ст. 26). Но Ангел Господень - применительно к воззрениям древних, что богоявления посещают человека только ночью, говорит Иакову о необходимости удаления Его с восходом зари (по раввинскому объяснению, Ангел спешит, чтобы с ангельскими сонмами принести Богу утреннюю хвалу, Beresch. r. Par. 78, s. 378).
Просимое Иаковом благословение дается ему в перемене его имени, сообразно обстоятельствам дела и внутренней настроенности Иакова. Отселе прекращается его борьба хитростью - «запинание» в отношении к людям и обстоятельствам (в получении благословения, в отношениях к Лавану и проч.), и начинается священное борение его духом за высшее богодарованное призвание; посему вместо прежнего природного имени «Иакова» ему и потомству его даруется священное, теократическое имя «Израиль» - по объяснению самого текста «богоборец» (святой Иоанн Златоуст толкует: «видящий Бога», - по значению подходило бы и это объяснение, но этимологически оно едва ли возможно), - путем постоянства подвига молитвы (ср. (Евр 5:7) принимающий духовные блага от Бога, что вместе с тем будет залогом победы Иакова-Израиля и над врагами. Получив новое имя от Ангела Господня, Иаков вопрошает и Его об имени, но Он не называет Себя.
По сравнению с мазоретским текстом у LXX, в слав. и рус. есть в ст. 29 прибавка к еврейскому тексту: «оно чудно», - сходная с Суд 13.18, подтверждающая, что боролся он с Ангелом Божиим, и видимо имевшая место в оригинальном списке.30.Географическое положение Пенуэла точно неизвестно; упоминается впоследствии в истории Гедеона (Суд 8.8) и Иеровоама (3Цар 12:25).31-32.- Обычай неупотребления «вертлюжьей жилы» животного, доселе соблюдаемый евреями, восходит ко времени до Моисея, который, не внося его в законодательство свое, отмечает, однако, существование его и дает видеть важность его, коренящуюся в важности исторического события, послужившего его опорою.