- 1. И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему
и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских; - 2. встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей,
и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей; - 3. Бог же Всемогущий да благословит тебя,
да расплодит тебя и да размножит тебя,
и да будет от тебя множество народов, - 4. и да даст тебе благословение Авраама [отца моего],
тебе и потомству твоему с тобою,
чтобы тебе наследовать землю странствования твоего,
которую Бог дал Аврааму! - 5. И отпустил Исаак Иакова,
и он пошел в Месопотамию к Лавану, сыну Вафуила Арамеянина,
к брату Ревекки, матери Иакова и Исава. - 6. Исав увидел, что Исаак благословил Иакова
и благословляя послал его в Месопотамию, взять себе жену оттуда,
и заповедал ему, сказав: не бери жены из дочерей Ханаанских; - 7. и что Иаков послушался отца своего и матери своей
и пошел в Месопотамию. - 8. И увидел Исав, что дочери Ханаанские не угодны Исааку, отцу его;
- 9. и пошел Исав к Измаилу и взял себе жену Махалафу,
дочь Измаила, сына Авраамова, сестру Наваиофову,
сверх других жен своих. - 10. Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран,
- 11. и пришел на одно место,
и остался там ночевать, потому что зашло солнце.
И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем,
и лег на том месте. - 12. И увидел во сне:
вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба;
и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. - 13. И вот, Господь стоит на ней и говорит:
Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака;
[не бойся].
Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; - 14. и будет потомство твое, как песок земной;
и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню;
и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; - 15. и вот Я с тобою,
и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь;
и возвращу тебя в сию землю,
ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. - 16. Иаков пробудился от сна своего
и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем;
а я не знал! - 17. И убоялся и сказал: как страшно сие место!
это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. - 18. И встал Иаков рано утром,
и взял камень, который он положил себе изголовьем,
и поставил его памятником,
и возлил елей на верх его. - 19. И нарек [Иаков] имя месту тому: Вефиль,
а прежнее имя того города было: Луз. - 20. И положил Иаков обет,
сказав: если [Господь] Бог будет со мною
и сохранит меня в пути сем, в который я иду,
и даст мне хлеб есть и одежду одеться, - 21. и я в мире возвращусь в дом отца моего,
и будет Господь моим Богом, — - 22. то этот камень, который я поставил памятником,
будет [у меня] домом Божиим;
и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть.
1.Исаак призывает к себе Иакова с целью как бы официального признания его в правах первородства; по выражению равв. Елиезера, это как бы приложение печати к акту благословения, в удостоверение его сознательности.2.На вопрос: почему Иаков после стольких благословений убегает из родительского дома, лишенный всего необходимого, блаженный Феодорит отвечает: «В сих мнимых бедствованиях явственно открывается Божия попечительность… Иаков для того и бежит и идет один, чтобы, возвратившись с великим именем, и самому увидеть, каково промышление Бога всяческих, и других научить сему. Попечительность же Свою об Иакове Бог немедленно обнаружил явлением» (блаженный Феодорит, отв. на вопр. 85; ср. Иоанн Златоуст, с. 574). Страна, куда имеет идти Иаков, в рассказе об отправлении туда Елиезера названная просто родиной Авраама (Быт 24:4,7), теперь Исааком называется прямо Месопотамией (евр. Падан-Арам): страна эта сделалась теперь более известной патриархальному семейству, почему Иаков совершает путешествие один. Наставление Исаака, чтобы Иаков взял себе жену из дочерей Лавана, дается им не без влияния Ревекки (Быт 27:46) и по примеру Авраама (Быт 24:3-4) и во всяком случае свидетельствует о том, что Исаак хорошо понимает, что чистота крови патриархальной семьи требуется сущностью теократического закона.3-4.- Как Бог, возвещая Аврааму рождение от него сына и происхождение многочисленного потомства, называет Себя Богом всемогущим, El-Schaddai (Быт 17:1), так этим же именем Ел-Шаддай называет Бога и Исаак при обещании Иакову потомства и передаче ему всех благ Авраамова наследия. Слав, «в собрание языков» (LXX: εις συναγωγας εθνων) точнее и сильнее, чем в русск. перев., передает Евр выражение zehal-ammim, церковь народов.5.Излишнее, по-видимому, определение Ревекки, как «матери Исава и Иакова», имеет, по еврейским толкователям, тот смысл, что Ревекка обоим сыновьям завещала жениться на родственницах, но только Иаков следует наставлению матери, а затем, по подражанию ему, Исав женился (в 3-й уже раз) на родственнице - дочери Измаила.6-9.- Этот поступок Исава вытекал из желания загладить свою вину пред родителями: «и пошел… к Измаилу», т. е. в дом Измаила, так как сам Измаил тогда уже умер, (не менее как за 14 лет пред тем), почему, может быть, дочь его и называется здесь сестрою Наваиофа, первенца Измаилова (Быт 25:13); в (Быт 36:3) эта женщина названа Васемафой, а не Махалафой, как здесь. Эту разноплеменность (замечаемую и относительно других жен Измаила, ср. (Быт 26:34) и (Быт 36:3) еврейские комментаторы объясняли или действительной двуименностью данной женщины, или переименованием по какому-либо знаменательному случаю: то и другое у древних евреев, как известно, было в обычае.
О самом поступке Исава равв. Елиезер говорит: «Если бы он прежних жен отпустил от себя, то я сказал бы, что он правильно поступил, но так как говорится: «Он взял ее сверх жен своих», - то этим показывается, что струп следовал за струпом, боль за болью, терн за терном» (Beresch. г., s. 326).
Сон Иакова и Божие ему обетование.10.Со ст. 10 излагается уже почти исключительно история Иакова (краткое упоминание о смерти Исаака - в (Быт 35:28-29), естественным образом распадающаяся на 3 периода по месту обитания: месопотамский, ханаанский и египетский. Иаков пошел от Вирсавии к северу по Ханаану, затем через Иордан и Галаад (ср. (Быт 31:25), Вассан и затем в направлении к Дамаску и далее. Трудность пути и решимость Иакова вне сомнения.
«Человек, воспитанный дома, пользовавшийся такими услугами... отправляясь в путь, не потребовал ни вьючных животных, ни свиты, ни дорожных запасов, но вступает в путь как бы уже по апостольскому примеру» (Иоанн Златоуст, Бес. на Быт 54, с. 581). По раввинам, выражение ст. 10 указывает, что Иаков с болью оставлял отеческий дом (Абарбанель) и что город (Вирсавия) с уходом благочестивого мужа лишился своей славы (Раши).11.Место остановки Иакова, названное им именем Вефиль, лежит в 12 римских милях от Иерусалима, на пути в Сихем; Иаков мог идти до этого места не один день (по раввинам, Иаков был «сыном дня», т. е. в день выхода из Вирсавии прибыл в Харран, что, конечно, невероятно). Слав.: обрете место точнее отвечает евр. pаgа (и греч. απανταω). Талмудисты понимают это выражение о молитве Иакова и именно на основании данного стиха приписывают Иакову введение вечерней молитвы (Исааку - дневной минха, на основ. (Быт 24:63); а Аврааму - утренней); самое место отождествляют с местом жертвоприношения Исаака. В этих домыслах верна лишь мысль, что Иаков находился в молитвенном настроении. Ночевал он, без сомнения, на открытом месте, так как избегал общения с хананеями после только что полученной заповеди отца - не вступать с ними в родственные отношения (ст. 1).12-15.- Бедственное и тревожное состояние Иакова является благоприятным условием для принятия им первого откровения (во сне). Откровение это прямо отвечало насущным потребностям Иакова:
- утвердиться в вере в божественные обетования Аврааму и Исааку и
- получить уверение в личной безопасности со стороны Исава и других возможных бедствий.
- Лестница от земли до неба, как выражение тесной связи земли с небом: утешительная для человека истина, что он не предоставлен на земле одним мировым силам, но имеет доступ на небо и помощь оттуда!
Правдоподобно сообщение Гункеля (s. 289), что представление о небесной лестнице было распространено на древнем Востоке, особенно в Египте (лестница Гатора, по которой восходят к небу души умерших); но ложно утверждение названного ученого, что видение лестницы не имеет никакой связи с остальной историей Иакова. Связь, напротив, весьма тесная. - Ангелы восходят и нисходят по лестнице, т. е. возносят мольбы, мысли, попечения и проч. человека к Богу, с другой стороны низводят на человека разные виды милости Божьей.
Талмуд и Мидраш (Beresch. г., 333) понимают «восхождение» и «нисхождение» в том смысле, что Ангелы, сопровождавшие Иакова во время путешествия его по Ханаану, взошли на небо, а другие Ангелы, имевшие сопровождать Иакова в Халдею, сошли с неба на землю; некоторой опорой этого толкования служит упоминаемое в (Быт 32:1-2) усиленное ополчение («маханаим») Ангелов. Ст. 12 признается классическим свидетельством веры ветхозаветной в бытие и деятельность Ангелов, как посредников между Богом и людьми (ср. (Ин 1:51). - Но это посредство Ангелов не исключает и непосредственного действия Бога на Своих избранников: Иегова, как Бог завета или Ангел Иеговы.
- внутреннее и искреннее признание Всевышнего своим Богом, с посвящением себя самого на служение Ему;
- особое посвящение и почитание места видения; и
- обещание Богу десятины из всего.