- 1. Иосиф пал на лице отца своего,
и плакал над ним, и целовал его. - 2. И повелел Иосиф слугам своим — врачам,
бальзамировать отца его;
и врачи набальзамировали Израиля. - 3. И исполнилось ему сорок дней,
ибо столько дней употребляется на бальзамирование,
и оплакивали его Египтяне семьдесят дней. - 4. Когда же прошли дни плача по нем,
Иосиф сказал придворным фараона,
говоря: если я обрел благоволение в очах ваших,
то скажите фараону так: - 5. отец мой заклял меня, сказав: вот, я умираю;
во гробе моем,
который я выкопал себе в земле Ханаанской,
там похорони меня.
И теперь хотел бы я пойти и похоронить отца моего и возвратиться.
[Слова Иосифа пересказали фараону.] - 6. И сказал фараон: пойди и похорони отца твоего, как он заклял тебя.
- 7. И пошел Иосиф хоронить отца своего.
И пошли с ним все слуги фараона,
старейшины дома его и все старейшины земли Египетской, - 8. и весь дом Иосифа, и братья его, и дом отца его.
Только детей своих и мелкий и крупный скот свой
оставили в земле Гесем. - 9. С ним отправились также колесницы и всадники,
так что сонм был весьма велик. - 10. И дошли они до Горен-гаатада при Иордане
и плакали там плачем великим и весьма сильным;
и сделал Иосиф плач по отце своем семь дней. - 11. И видели жители земли той, Хананеи, плач в Горен-гаатаде,
и сказали: велик плач этот у Египтян!
Посему наречено имя [месту] тому: плач Египтян, что при Иордане. - 12. И сделали сыновья Иакова с ним, как он заповедал им;
- 13. и отнесли его сыновья его в землю Ханаанскую
и похоронили его в пещере на поле Махпела,
которую купил Авраам с полем в собственность для погребения
у Ефрона Хеттеянина,
пред Мамре. - 14. И возвратился Иосиф в Египет,
сам и братья его и все ходившие с ним хоронить отца его,
после погребения им отца своего. - 15. И увидели братья Иосифовы, что умер отец их,
и сказали: что, если Иосиф возненавидит нас
и захочет отмстить нам за всё зло, которое мы ему сделали? - 16. И послали они сказать Иосифу:
отец твой пред смертью своею завещал, говоря: - 17. так скажите Иосифу: прости братьям твоим вину и грех их,
так как они сделали тебе зло.
И ныне прости вины рабов Бога отца твоего.
Иосиф плакал, когда ему говорили это. - 18. Пришли и сами братья его, и пали пред лицем его,
и сказали: вот, мы рабы тебе. - 19. И сказал Иосиф: не бойтесь,
ибо я боюсь Бога; - 20. вот, вы умышляли против меня зло;
но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть:
сохранить жизнь великому числу людей; - 21. итак не бойтесь:
я буду питать вас и детей ваших.
И успокоил их и говорил по сердцу их. - 22. И жил Иосиф в Египте сам и дом отца его;
жил же Иосиф всего сто десять лет. - 23. И видел Иосиф детей у Ефрема до третьего рода,
также и сыновья Махира, сына Манассиина,
родились на колени Иосифа. - 24. И сказал Иосиф братьям своим: я умираю,
но Бог посетит вас и выведет вас из земли сей в землю,
о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову. - 25. И заклял Иосиф сынов Израилевых,
говоря: Бог посетит вас,
и вынесите кости мои отсюда. - 26. И умер Иосиф ста десяти лет.
И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте.
1.Картина оплакивания Иосифом отца невыразимо трогательна. «Видишь ли нежную любовь сына? Видишь ли любовь пламенную» (Иоанн Златоуст, 721).2-3.- Бальзамирование - этот специфически египетский обычай - совершается над телом Иакова не столько в силу его положительного завещания бальзамировать его, как полагали раввины, сколько - для выражения почтения к нему, как отцу первого сановника Египта, а также для предохранения тела от тления ввиду предстоявшего перевезения его в Ханаан.
Бальзамирование совершают врачи (евр.: ropheim, ενταφιασται, слав.: погребатели) из числа придворных Иосифа. По Геродоту, подробно описавшему бальзамирование, оно совершалось специалистами, ταφιχευται, и имело 3 формы, различавшиеся по степени кропотливости работы и дороговизны материалов (первый и самый дорогой способ обходился в талант серебра, 2-й только в 50 мин). Продолжительность операции бальзамирования была, по Диодору Сицилийскому и Геродоту, от 30 до 70 дней; по библейскому рассказу - 40 дней, которые с прибавлением 30 других дней плача (30 дней оплакивали евреи Аарона, (Чис 20:29), и Моисея, (Втор 34:8), обозначаются, как 70 дней плача над Иаковом.4-6.- По личному своему делу и находясь притом в состоянии (ср. (Есф 4:2) нечистоты (по соприкосновению с мертвым), Иосиф не решается просить у фараона отпуска лично, а делает это через придворных фараона, сообщая им (в свободном пересказе) завещание Иакова (Быт 47:29-31) о погребении его в Ханаане и отклоняя тем подозрение египтян в государственной измене, весьма возможное при напряженно враждебном отношении их к хеттеям Палестины. Фараон разрешает Иосифу путешествие в Ханаан, но (ст. 7-8), вероятно, не ради одной помпы погребальной процессии и из одного внимания к семейному горю Иосифа, но и для гарантии себя от отложения Иосифа и возможной попытки его остаться в Ханаане, посылает с ним большой конвой и многих придворных, равно и для последней же цели оставляет в Египте детей евреев и скот их, чего требовал от Моисея и евреев и позднейший фараон, угнетатель евреев (Исх 10:11).
Перевезение тела Иакова в Ханаан.7-9.- Далекое путешествие не могло быть предпринято без значительного вооруженного конвоя; отсюда Иосифу и его братьям сопутствуют не только вельможи фараона (ст. 7), но и «колесницы и всадники». Традиция добавляет, что караван действительно имел столкновение с потомками Исава и победил их.10.Ввиду того, что место остановки каравана указывается «на той стороне Иордана», beeber hajiarden, т. е. по наиболее распространенному библейскому словоупотреблению - на восточной стороне Иордана (ср. (Втор 1:1); (Нав 2:10), по блаженному Иерониму - место это называлось Бет-огла и находилось между Иерихоном и Иорданом. В тексте библейском оно названо Goren-haatad, в переводе на русский «гумно терновника», может быть местность, изобиловавшая терновником, atad, ср. Суд 9.14 (из соединения goren с сл. Kidon имеется название, в (1Пар 13:9), goren-kidon). Таким образом торжественно-погребальный кортеж с телом Иакова избрал для своего путешествия в Ханаан тот же окольный - юго-восточный путь (вместо прямого - южного), каким впоследствии вступали в землю Ханаанскую евреи под водительством Моисея и Иисуса Навина. На названном месте, не бывшем, впрочем, местом погребения Иакова, Иосиф и его спутники совершили по Иакову семидневный плач, относимый некоторыми толкователями уже на время после погребения Иакова. Плач продолжается 7 дней, как было, напр., при трауре по Саулу (1Цар 31:13).11.Имя Abel (в выражении Abel-Mizzaim) встречается, подобно Goren, в нескольких именах местностей, напр., Аве-Ситтим на равнинах Моавитских (Чис 33:49), Авел-Беф-Мааха (2Цар 20:14,15), Авел-Мехола (Суд 7.22). Жители Палестины, естественно, называют всех членов каравана египтянами, не отличая от них евреев (традиция представляет участвующими в плаче еще потомков Измаила и Хетурры), но возможно, что до могилы в Хевроне провожали тело Иакова лишь ближайшие родственники и вообще только евреи (ст. 13).12-13.- Отмечается та точность, с какою Иосиф и братья его выполнили предсмертное завещание Иакова (Быт 47:29); (Быт 49:29). Традиция при этом представляет сыновей Иакова окружающими гроб Иакова по три с каждой стороны (вм. Иосифа ставит Ефрема и Манассию, Левия тоже отдаляет от гроба, вероятно, по вниманию к священству, от него происшедшему, для которого в трауре были ограничения).
Общее заключение к рассказу о путешествии в Ханаан.15.По смерти отца бывшего связующим звеном, посредником и примирителем между Иосифом и его братьями, последние стали опасаться, что под благорасположением, какое оказывал им Иосиф при жизни отца, могла скрываться тайная вражда (еврейский глагол satam, ср. (Быт 27:41), которая теперь, по смерти отца, может разрешится мщением им со стороны Иосифа (Быт 42:28).16-17.- Не решаясь прямо предстать для объяснений пред Иосифом, братья его выбирают из себя представителей (по традиции, Дана и Неффалима - сыновей Валлы, с которыми был особенно близок в детстве Иосиф по (Быт 37:2), приносят покаяние в преступлении своем против Иосифа и именем отца умоляют простить их. «Смотри, - замечает святой Иоанн Златоуст, - как они становятся обвинителями самих себя, замечая, как велика обличительная сила совести» (с. 722-723). Искренно признавая свою вину, они умоляют о прощении не только ради памяти умершего отца, но и во имя единого у всех них Бога, Которого рабами все они были (мотив, сильный сам по себе, получал особенную убедительность в стране идолопоклонства - Египте).18.Узнав, что Иосиф тронут их раскаянием, братья уже явились к нему и, довершая свое раскаяние, падают пред ним ниц, выражая мысль, что если ранее один из них хотел остаться рабом, то теперь готовы сделать это все они.19-21.- Ответ Иосифа повторяет уже высказанную им, при первом открытии им братьям (Быт 45:5,7), мысль, что зло человеческое бессильно остановить благотворное действие путей Промысла Божья, который и действие злой воли обращает к благим последствиям. Ст. 19 с еврейского: «разве я вместо Бога?» - мысль, органически связанная с приведенной, - Иосиф только орудие Промысла, может ли он идти в разрез с его действиями - мстить (ср. (Втор 32:35). По-русски: «ибо я боюсь Бога» взято из (Быт 42:18), и тоже может быть приведено в связь с той основной мыслью - как древнебиблейской традицией, в сущности проходящей и через всю Библию и весьма знаменательно выдвинутой в конце книги Бытия. В отношении личности Иосифа ответ его также весьма характерен для его великодушия, покорности воле Божией, особого прозрения в тайну путей Божиих.
«Этот дивный, всеми добродетелями украшенный муж, так был далек даже от памятования их поступков, что был смущен словами их» (святой Иоанн Златоуст), и сердечною речью успокаивал сердца их.
Предсмертное завещание и смерть Иосифа.22-23.- Заключительные замечания о жизни Иосифа, которой посвящена значительная часть кн. Бытия. Он видел при жизни своей третье поколение своих потомков, и некоторых из них усыновил и воспитал. Последние стихи главы и всей книги, 24-26, проникнуты живой и возвышенной верою Иосифа в великое будущее Израиля - в изведение этого народа из Египта в качестве свободного народа - в целях устроения ветхозаветного Царства Божия. По этой-то вере (Евр 11:22) Иосиф, подобно отцу своему (Быт 29:29), завещает братьям своим - тем, какие еще не умерли, и вообще всем членам потомства Иакова вынести из Египта, при будущем выходе евреев отсюда, кости его (перевозить труп Иосифа в Ханаан теперь же, очевидно, уже не представлялось возможности: привилегированное положение евреев в Египте близилось к концу). Моисей, действительно, при исходе Израиля из Египта, захватил с собою и кости Иосифа (Исх 13:19), а Иисус Навин похоронил их в Сихеме (Нав 24:32).24-26.- По египетскому обычаю, тело Иосифа было бальзамировано и положено в саркофаге (евр. arou), обыкновенно делавшемся из дерева сикоморы - смолистой акации. Со смертью Иосифа евреи в Египте, поставленные, правда, на путь самостоятельного развития в целый народ с своеобразными национальными особенностями, лишились могущественной опоры своего почетного положения. Теперь им предстояла горькая жизнь в «доме рабства» (Исх 20:2).