- 1. После сего
виночерпий царя Египетского и хлебодар
провинились пред господином своим, царем Египетским. - 2. И прогневался фараон на двух царедворцев своих,
на главного виночерпия и на главного хлебодара, - 3. и отдал их под стражу в дом начальника телохранителей,
в темницу, в место, где заключен был Иосиф. - 4. Начальник телохранителей приставил к ним Иосифа, и он служил им.
И пробыли они под стражею несколько времени. - 5. Однажды виночерпию и хлебодару царя Египетского,
заключенным в темнице, виделись сны,
каждому свой сон, обоим в одну ночь,
каждому сон особенного значения. - 6. И пришел к ним Иосиф поутру, увидел их,
и вот, они в смущении. - 7. И спросил он царедворцев фараоновых,
находившихся с ним в доме господина его под стражею,
говоря: отчего у вас сегодня печальные лица? - 8. Они сказали ему: нам виделись сны;
а истолковать их некому.
Иосиф сказал им: не от Бога ли истолкования?
расскажите мне. - 9. И рассказал главный виночерпий Иосифу сон свой
и сказал ему: мне снилось, вот виноградная лоза предо мною; - 10. на лозе три ветви;
она развилась, показался на ней цвет,
выросли и созрели на ней ягоды; - 11. и чаша фараонова в руке у меня;
я взял ягод, выжал их в чашу фараонову
и подал чашу в руку фараону. - 12. И сказал ему Иосиф: вот истолкование его:
три ветви — это три дня; - 13. через три дня фараон вознесет главу твою
и возвратит тебя на место твое,
и ты подашь чашу фараонову в руку его,
по прежнему обыкновению, когда ты был у него виночерпием; - 14. вспомни же меня, когда хорошо тебе будет,
и сделай мне благодеяние, и упомяни обо мне фараону,
и выведи меня из этого дома, - 15. ибо я украден из земли Евреев;
а также и здесь ничего не сделал,
за что бы бросить меня в темницу. - 16. Главный хлебодар увидел, что истолковал он хорошо,
и сказал Иосифу: мне также снилось:
вот на голове у меня три корзины решетчатых; - 17. в верхней корзине всякая пища фараонова,
изделие пекаря,
и птицы [небесные] клевали ее из корзины на голове моей. - 18. И отвечал Иосиф и сказал [ему]: вот истолкование его:
три корзины — это три дня; - 19. через три дня фараон снимет с тебя голову твою
и повесит тебя на дереве,
и птицы [небесные] будут клевать плоть твою с тебя. - 20. На третий день, день рождения фараонова,
сделал он пир для всех слуг своих
и вспомнил о главном виночерпии и главном хлебодаре
среди слуг своих; - 21. и возвратил главного виночерпия на прежнее место,
и он подал чашу в руку фараону, - 22. а главного хлебодара повесил [на дереве],
как истолковал им Иосиф. - 23. И не вспомнил главный виночерпий об Иосифе, но забыл его.
1.Eвр. текст ст. 1 не называет виночерпия и хлебодара главными или начальствующими, но прибавка эта у LXX и слав. в ст. 1 вполне точна, так как ниже (ст. 2, 7-9) вельможи, провинившиеся перед фараоном, не раз называются и в еврейском тексте - начальником виночерпиев и начальником хлебодаров. Должности эти при восточных царских дворах считались и были очень важными; вся сила восточных деспотов опиралась на множество придворных, совмещавших личную службу царю со службой государственною. В чем состояла вина придворных фараона, библейский текст не говорит. Имея ввиду произвол восточных деспотов, каравших своих слуг и за ничтожные проступки, р. Ярхи полагал, что в чашу виночерпия могла попасть муха, в хлебе, подаваемом фараону хлебодаром, могли оказаться соринка, уголь и т. п. Таргум Ионафана, напротив, с большей вероятностью предполагает подозрение обоих вельмож в намерении отравить царя; в этом обвинении виночерпий оправдался, а хлебодар - нет.2-4.- Навлекшие на себя гнев фараона царедворцы царем были отданы, за неимением нарочитых государственных тюрем в древнем Египте (как и на всем Востоке, даже и в новое время), в темницу при доме Потифара, который получает теперь возможность смягчить участь не только этих вельмож, но и ранее заключенного здесь Иосифа: он приставляет его к вельможам для личных услуг их. Еврейское janim, дни, нередко означают: год (1Цар 1:3,7); (1Цар 2:19), но здесь (ст. 4) слово это, вероятно, означает неопределенное и, может быть, небольшое число дней.5-8.- Эти стихи образуют вступление к пересказу и толкованию снов обоих придворных.
В состоянии тревоги за жизнь свою, всецело зависимую от каприза и произвола деспота-фараона, оба его царедворца, без сомнения, ожидали указания свыше на судьбу свою может быть именно во сне, так как египтяне, по Геродоту (2 кн., 83) гадание и предвидение будущего производили от божества и сновидения считали одним из средств откровения воли божества.
Мидраш (Beresch. r. Раr. 88, s. 432), на основании конструкции предложения ст. 5, говорит, что каждый вельможа видел сон свой и вместе толкование сна своего товарища, чем будто бы и объясняется, что, по ст. 16, хлебодар нашел, что Иосиф хорошо истолковал сон виночерпия. Но, не говоря о неестественности такого предположения, против него прямо говорит ст. 8, по которому истолкования снов не было дано ни одному из вельмож фараона. В этом (8) ст. высказываются неодинаковые воззрения вельмож фараона и Иосифа на источник снотолкования: первые готовы видеть его в научной мудрости и изучении школьном, последний указывает на Бога, как на единственный источник всякой мудрости и просвещения человека, чем внушает им относить последующее свое снотолкование единственно к Богу.
Истолкование сна виночерпия.9.Геродот отрицает существование и культуру виноградной лозы в Египте (2 кн., 77) и говорит, что египтяне вместо вина пьют пиво, приготовляемое из ячменя. Это свидетельство Геродота было одним из оснований для библейских критиков отодвигать составление кн. Бытия, рассказывающей в рассматриваемой главе (ср. (Чис 20:5); (Пс 77:47); (Пс 104:33) о виноградниках и виноградном вине в Египте, к позднейшему времени. Но свидетельство Геродота весьма неопределенно, в других же местах своей истории он говорит об употреблении виноградного вина (οινος αμπελινος) жрецами и при жертвах (2 кн., 37,39), и даже, подобно Диодору Сицилийскому, Страбону, Плинию, отождествляет Озириса с Дионисом-Вакхом (2кн., 42,48,144). Вероятно, поэтому, в указанном месте Геродот говорит лишь о сравнительно меньшем развитии виноделия в Египте, в сравнении с Грецией. Если бы даже понимать это свидетельство в строгом смысле, то и тогда заключение от времен Геродота ко временам Иосифа было бы малостоятельно: 13 веков, разделяющих отца истории от библейского патриарха, могли существенно изменить физиономию Египта (теперь виноградничество в Египте не процветает вследствие запрещения вина исламом). Но наука египтология теперь имеет неоспоримое доказательство в пользу Библии и против Геродота: в окрестностях Бени-Гассана, Фив и великих пирамид на монументах найдены многочисленные изображения картин и виноградничества, и виноделия. То и другое, несомненно, восходит ко временам еще до Иосифа.10-13.- Выслушав живое и наглядное изображение виночерпием сна (10-11 ст.), в котором он являлся исполняющим обязанности своего звания, Иосиф дает толкование сна (12-13): через 3 дня фараон «вознесет главу» виночерпия, т. е., вспомнив о заслугах его и найдя его невиновным, восстановит его в прежнем достоинстве (ср. (4Цар 25:27).14-15.- К толкованию своему, в истинности которого Иосиф, очевидно, совершенно убежден, Иосиф присоединяет просьбу виночерпию - по освобождении своем напомнить фараону и содействовать его освобождению из темницы, причем, кратко и в общих чертах передавая свою историю, Иосиф говорит, что как продан («украден» - поступок братьев Иосифа был человекохищением) он из «земли евреев» (территории, занятой потомками Авраама в Ханаане) безвинно, так и в Египте попал в темницу без всякого преступления. Забвение виночерпием этой просьбы Иосифа (ст. 23) было последним тяжелым испытанием его.
Истолкование сна хлебодара.16-17.- Услышав благоприятное для товарища (евр. tob здесь - счастливый, благоприятный, неточно LXX: ορθως, Vulg.: prudenter; слав.: прямо, - хлебодар не мог быть убежден в правильности толкования, которое еще ничем не могло быть проверено), хлебодар рассказывает Иосифу свой сон, представляющий и черты сходства с сном виночерпия - несение служебных обязанностей, число 3 («корзины решетчатые», ст. 16; так вероятнее всего следует передавать евр. sallejchori, а не «корзины хлебные», как у LXX, Vulg. и др. переводах). Несение корзин на голове - совершенно в духе древнеегипетских житейских обычаев: по Геродоту (2 кн., 38) мужчины у египтян носят тяжести на головах, женщины - на плечах.18-19.- В своем толковании второго сна Иосиф обращает внимание на то обстоятельство, что хлебодар в несении своего служебного долга встретил препятствие, ущерб от птиц, и истолковывает, по внушению Божию, последний сон в неблагоприятном смысле: через 3 дня фараон обезглавит (в евр. «вознесет голову», как и в ст. 13, но в смысле прямо противоположном) этого вельможу и птицы будут пожирать сам труп его.
Исполнение толкования Иосифом снов.20-22.- День рождения древние цари и другие знатные люди всегда пировали устроением пиров и проч.; Геродот (1 кн., 133) свидетельствует это о царях персидских; ср. евангелский рассказ об Ироде (Мф 14:6-7). У египетских царей день рождения был вместе и днем объявления амнистии разным преступникам; в данном случае, вспомнив об обоих заключенных вельможах, фараон дает амнистию, восстановление в прежнем достоинстве, только виночерпию, согласно изъяснению его сна Иосифом (ст. 21); хлебодара же, по противоположному объяснению Иосифа, казнил (казнь эта со днем рождения фараона совпала случайно и не была постоянной принадлежностью этого дня).23.Психологически вполне понятно забвение знатным и теперь вполне счастливым вельможей бедного раба - Иосифа, его услуги и просьбы. Талмудисты в этом обстоятельстве видели божественное наказание Иосифу за его грех человеконадеяния, вместо надежды на одного Бога, и ссылались при этом на (Пс 39:5) Но подлинный высший прагматизм истории Иосифа, бесспорно, лучше понимает святой Иоанн Златоуст, говоря: «Иосифу нужно было (2 года) ожидать благоприятного времени, чтобы выйти из темницы со славой. Если бы виночерпий, вспомнив о нем прежде сновидений фараона, своим ходатайством освободил его из темницы, то его добродетель для многих, быть может, осталась бы неизвестной. А теперь благопромыслительный и премудрый Господь, как искусный художник, зная, сколько времени золото должно оставаться в огне и когда его нужно вынимать оттуда, попускает виночерпию забыть об Иосифе в продолжение двух лет, для того, чтобы настало время и для сновидения фараона, и по требованию самой нужды праведник сделался известным по всему царству фараона» (Бес. 63, с. 675).