< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

Глава 45

  • Закрыть сопоставления
  • 1. Иосиф не мог более удерживаться при всех стоявших около него
    и закричал: удалите от меня всех.
    И не оставалось при Иосифе никого,
    когда он открылся братьям своим.
  • 2. И громко зарыдал он, и услышали Египтяне, и услышал дом фараонов.
  • 3. И сказал Иосиф братьям своим: я — Иосиф,
    жив ли еще отец мой?
    Но братья его не могли отвечать ему,
    потому что они смутились пред ним.
  • 4. И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне.
    Они подошли.
    Он сказал: я — Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет;
  • 5. но теперь не печальтесь
    и не жалейте о том, что вы продали меня сюда,
    потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни;
  • 6. ибо теперь два года голода на земле:
    [остается] еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут;
  • 7. Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле
    и сохранить вашу жизнь великим избавлением.
  • 8. Итак не вы послали меня сюда, но Бог,
    Который и поставил меня отцом фараону
    и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской.
  • 9. Идите скорее к отцу моему
    и скажите ему: так говорит сын твой Иосиф:
    Бог поставил меня господином над всем Египтом;
    приди ко мне, не медли;
  • 10. ты будешь жить в земле Гесем;
    и будешь близ меня, ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих,
    и мелкий и крупный скот твой, и все твое;
  • 11. и прокормлю тебя там, ибо голод будет еще пять лет,
    чтобы не обнищал ты и дом твой и все твое.
  • 12. И вот, очи ваши и очи брата моего Вениамина видят,
    что это мои уста говорят с вами;
  • 13. скажите же отцу моему о всей славе моей в Египте
    и о всем, что вы видели,
    и приведите скорее отца моего сюда.
  • 14. И пал он на шею Вениамину, брату своему, и плакал;
    и Вениамин плакал на шее его.
  • 15. И целовал всех братьев своих и плакал, обнимая их.
    Потом говорили с ним братья его.
  • 16. Дошел в дом фараона слух, что пришли братья Иосифа;
    и приятно было фараону и рабам его.
  • 17. И сказал фараон Иосифу: скажи братьям твоим: вот что сделайте:
    навьючьте скот ваш [хлебом] и ступайте в землю Ханаанскую;
  • 18. и возьмите отца вашего и семейства ваши и придите ко мне;
    я дам вам лучшее [место] в земле Египетской,
    и вы будете есть тук земли.
  • 19. Тебе же повелеваю сказать им: сделайте сие:
    возьмите себе из земли Египетской колесниц
    для детей ваших и для жен ваших,
    и привезите отца вашего и придите;
  • 20. и не жалейте вещей ваших,
    ибо лучшее из всей земли Египетской дам вам.
  • 21. Так и сделали сыны Израилевы.
    И дал им Иосиф колесницы по приказанию фараона,
    и дал им путевой запас,
  • 22. каждому из них он дал перемену одежд,
    а Вениамину дал триста сребренников и пять перемен одежд;
  • 23. также и отцу своему послал десять ослов,
    навьюченных лучшими произведениями Египетскими,
    и десять ослиц, навьюченных зерном,
    хлебом и припасами отцу своему на путь.
  • 24. И отпустил братьев своих, и они пошли.
    И сказал им: не ссорьтесь на дороге.
  • 25. И пошли они из Египта,
    и пришли в землю Ханаанскую к Иакову, отцу своему,
  • 26. и известили его, сказав: Иосиф [сын твой] жив
    и теперь владычествует над всею землею Египетскою.
    Но сердце его смутилось,
    ибо он не верил им.
  • 27. Когда же они пересказали ему все слова Иосифа,
    которые он говорил им,
    и когда увидел колесницы, которые прислал Иосиф, чтобы везти его,
    тогда ожил дух Иакова, отца их,
  • 28. и сказал Израиль: довольно [сего для меня], еще жив сын мой Иосиф;
    пойду и увижу его, пока не умру.

1.Сильные чувства и ощущения, наполнявшие душу Иосифа и долго им сдерживаемые, теперь должны были выразиться вовне, соответственным их природе образом - открытием братьям. При этом акте или обнаружении братской любви своей, Иосиф, естественно, не желал иметь свидетелями своих египетских сослуживцев и подчиненных (ср. свидание Иакова с Рахилью, 29, особ. ст. 6-7, и замечания наши к ним) и удалил их, не желая, может быть, и делать их свидетелями преступления своих братьев.

2.Тем не менее слух о прибытии к Иосифу братьев его распространился во дворце фараона (ср. ст. 16).

3.Открываясь братьям, Иосиф говорит кратко: «я - Иосиф». Но, зная или наблюдая, какое поразительное впечатление производит на них это открытие, он спешит сгладить силу этого впечатления вопросом о здоровье отца - вопросом, который он уже раньше предлагал (Быт 43:27) братьям, но который снова теперь предлагает, чтобы самому себе еще раз услышать приятную весть о дорогом отце, а братьям дать доказательство истинно сыновних чувств своих к Иакову, вместе и братских - в отношении к ним. Последние он затем (ст. 14-15) проявляет с той интенсивностью, какая свойственна жителям Востока вообще. Но братья, пока еще более пораженные, чем обрадованные, в глубоком изумлении молчат: верховный правитель Египта, пред которым они все время трепетали, объявляется их братом, и этот брат их некогда был ими не только оскорбляем, но и постыдно продан в рабство.

4.Первой заботой Иосифа было - успокоить братьев и уверить их, что никакого мщения им с его стороны не последует. Ободряя их (в Вульгате, ст. 4, добавлено: dementer), Иосиф прежде всего просит их приблизиться к нему (вероятно, от страха они пали на землю) и воочию убедиться, что перед ними брат их.

5.С великой деликатностью и истинным великодушием стремится Иосиф сгладить острое чувство вины в братьях через указание на Промысл Божий (ср. ст. 7, 8; (Быт 50:20), обративший дело их к доброму концу и сделавший его средством для спасения всей родной Иосифу семьи. Само собой разумеется, что, высказывая братьям свой благонамеренный софизм, Иосиф имел в виду, что они уже достаточно наказаны, раскаялись, а потому достойны прощения и от брата своего, и от Бога. Священное Писание здесь, как и во многих других местах, фактически выражает ту истину, что божественное промышление, не стесняя и не исключая свободы человеческих действий, пагубные следствия их предотвращает и направляет к добру.

6.Возможно, что, предвидя продолжительный и всеобщий голод, правитель Египта запретил жителям сеять, чтобы не терять напрасно семян (м. Филарет).

7.Спасение дома Иакова от голодной смерти с точки зрения истории спасения представляется более важным, чем спасение египтян и др. окрестных народов, поэтому Иосиф говорит, что целью возвышения его было прежде всего спасение семьи отца его.

8.Повторением своей мысли о том, что Бог послал его в Египет, Иосиф стремится внедрить в братьях это убеждение и еще более успокоить их (ср. (Пс 104:17). Титул «отец царя» для первого царского министра весьма распространен был на древнем Востоке: у персов, греков (1Мак 11:32), без сомнения, и у египтян.

9.Иосиф торопит братьев привести к нему отца - из боязни не застать его в живых (ср. ст. 13).

10-11.- Два основания выставляет Иосиф, которые должны были побудить Иакова к переселению в Египет и поселению в земле Гесем:
  1. здесь он будет ближе к Иосифу и будет разделять с ним его счастье и
  2. Иосиф будет содержать его с семьей в течение предстоящих еще пяти лет голода.
Определение географического положения земли Гесем представляет значительные трудности вследствие отрывочности и случайности библейских данных о Гесеме (обстоятельнейшее и основательнейшее исследование о положении Гесема дано в сочин проф. Ф. Г. Елеонского, «История израильского народа в Египте», Спб. 1884, с. 1-33). Что Гесем лежал на восток от Нила (вопреки мнению Яблонского, Брианта и др.), это видно из неупоминания в книгах Бытия и Исход о переходе евреев через Нил. Близость Гесема к границе - Мемфису или Танису (Цоану) предполагается здесь (ст. 10); близость его к северо-восточной границе - в нескольких других местах (Быт 46:28); (Быт 47:6); (Исх 12:37); (Исх 13:20). Что касается качеств страны Гесема, то существование воды и полеорошения в ней доказывается местами (Втор 11:10); (Чис 11:5); плодородие ее свидетельствуется (Быт 47:4-6) В (Исх 13:17) указывается на близость Гесема к земле филистимской. По LXX, которые в (Быт 45:10) и (Быт 46:34) называют Гесем аравийским (γη Γεσεμ Αραβιας), и коптским переводам, Гесем находился в так называемой египетской Аравии или аравийском номе (упоминается у Геродота, Страбона и Птоломея) - в восточной части нижнего Египта, между Красным морем и Нилом или Пелузийским его рукавом. Эта дата принимается и в современной библейской науке, которая притом отождествляет Гесем с плодородной долиной - вади Тумилат, прорезывающей узкой полосой от востока к западу пространство между Нилом и Горькими озерами.

12-13.- Новое удостоверение братьев в этом, что они в Иосифе видят пред собою брата, требовалось, может быть, тем, что доселе беседа вся происходила через переводчика.

14-15.- В проявлении взаимных братских чувств Иосиф и братья его обнаруживают чисто восточную порывистость и экспансивность. И только теперь братья решаются говорить с Иосифом по-братски. Иосиф посылает братьев за отцом.

16.Для Иосифа и братьев его было важно, чтобы фараон узнал о прибытии братьев Иосифа заблаговременно и не был предубежден против них: поэтому, Иосиф, вероятно, сам позаботился скорее известить фараона о прибытии братьев. Расположение, каким пользовался Иосиф у фараона, последний переносит и на братьев Иосифа.

17.Подробное изложение речи или повеления фараона Иосифу дается священнописателем ввиду важности данного повеления для последующего поселения отца и братьев Иосифа в Египте и пребывания их потомства в этой стране. Евреи в Египте, в силу этого повеления, занимали законное положение, как призванные в страну верховною ее властью, а не вторгшиеся самолично.

18.«Тук земли» (ср. (Втор 32:14); (Пс 80:17) - «лучшие пажити» (по м. Филарету) или самые лучшие произведения Египта.

19.Тогда как в гористой Сирии и Палестине колесницы почти совсем не употреблялись, широкое употребление их в Ассиро-Вавилонии и позже в Египте (ср. (Быт 41:42-43) не подлежит сомнению. Как ассирийские, так и египетские колесницы на памятниках изображаются двухколесными, со входом сзади. В Египте в колесницы впрягались обычно лошади, появившиеся здесь не позже, как при 12 династии.

20.Фараон и Иосиф советуют семейству Иакова не жалеть о предстоящей потере разной домашней утвари; все это оно имеет найти в Египте. Братья Иосифа отбывают домой.

21-22.- Отправляя братьев за отцом, Иосиф наделяет всех их подарками и припасами. Любимцу своему Вениамину, вероятно, и в возмездие за тяжелое испытание, перенесенное им по воле Иосифа, дает преимущественно значительные награды или подарки.

23.Более всего заботится Иосиф о предоставлении удобств переселения в Египет престарелому отцу своему, столько пострадавшему если не по вине его, то ради особенной близости своей сердцу отца и превратностей судьбы.

24.Отпуская братьев, Иосиф дает им совет не ссориться, не упрекать друг друга на пути. Евр ragaz нередко имеет значение: бояться, трепетать (Исх 15:14); (Втор 2:2,25), почему некоторые толкователи слова Иосифа (ст. 24) передают: не бойтесь в пути (м. Филарет: «не тревожтесь в дороге»). Но по связи речи, по общему смыслу беседы Иосифа, клонившейся (ср. ст. 5-8) к успокоению и примирению братьев, следует в данном случае предпочесть, следуя LXX-ти (οργιζεσθε), Вульг. (irascamini), и др., другое значение того же глагола: ссориться, спорить, гневаться (так в русск. и слав.), бояться братья уже не могли, идя по одному и тому же пути в четвертый раз; но споры и пререкания о причине злоключений Иосифа, отца их и их самих легко могли возникнуть между ними: Иосиф и предостерегает их от всего подобного. Радость Иакова.

25-27.- При внезапном, неожиданном и поразительном известии, что Иосиф не только жив еще, но и занимает чрезмерно высокое положение властителя всего Египта, Иаков, как бы пробудившись от тяжелого сна (Вульг.: quasi de gravi somno evigilans), не смел верить и даже лишился присутствия духа (Симм.: animo deliquit, LXX: εξεστη τη διανοια). Только когда сыновья подробно пересказали ему все касающееся Иосифа, следовательно, и то, что они некогда продали его, что теперь он - первый вельможа Египта, простил их и зовет их с отцом в Египет; когда рассказ их о величии Иосифа и данном им поручении подтвердился увиденными Иаковом колесницами египетскими, «тогда ожил дух Иакова», - он почувствовал в себе обновление жизненной силы (по иуд. толкователям, теперь возвратился к Иакову дух пророческий, оставивший его со дня утраты Иосифа).

28.Исполненный как бы юношеской свежести сил, Иаков быстро и бесповоротно решает вопрос о переселении в Египет. По иудейским толковникам, словом «довольно» Иаков выразил, что для него не имеют значение ни присланные Иосифом дары, ни его величие; что для него важнее всего то, что Иосиф жив. «Как огонь в лампаде, когда оскудевает елей, начинает угасать, но лишь только прибавит кто-нибудь хотя немного елея в лампаду, огонь, уже готовый погаснуть, тотчас издает яснейший свет, так и этот старец, уже готовый угаснуть от скорби (Быт 37:35), теперь… из старца стал юношею, рассеял облако грусти, утишил бурю помыслов и наконец успокоился» (Злат., Бес. 65:697).