- 1. Иосиф не мог более удерживаться при всех стоявших около него
и закричал: удалите от меня всех.
И не оставалось при Иосифе никого,
когда он открылся братьям своим. - 2. И громко зарыдал он, и услышали Египтяне, и услышал дом фараонов.
- 3. И сказал Иосиф братьям своим: я — Иосиф,
жив ли еще отец мой?
Но братья его не могли отвечать ему,
потому что они смутились пред ним. - 4. И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне.
Они подошли.
Он сказал: я — Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет; - 5. но теперь не печальтесь
и не жалейте о том, что вы продали меня сюда,
потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни; - 6. ибо теперь два года голода на земле:
[остается] еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут; - 7. Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле
и сохранить вашу жизнь великим избавлением. - 8. Итак не вы послали меня сюда, но Бог,
Который и поставил меня отцом фараону
и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской. - 9. Идите скорее к отцу моему
и скажите ему: так говорит сын твой Иосиф:
Бог поставил меня господином над всем Египтом;
приди ко мне, не медли; - 10. ты будешь жить в земле Гесем;
и будешь близ меня, ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих,
и мелкий и крупный скот твой, и все твое; - 11. и прокормлю тебя там, ибо голод будет еще пять лет,
чтобы не обнищал ты и дом твой и все твое. - 12. И вот, очи ваши и очи брата моего Вениамина видят,
что это мои уста говорят с вами; - 13. скажите же отцу моему о всей славе моей в Египте
и о всем, что вы видели,
и приведите скорее отца моего сюда. - 14. И пал он на шею Вениамину, брату своему, и плакал;
и Вениамин плакал на шее его. - 15. И целовал всех братьев своих и плакал, обнимая их.
Потом говорили с ним братья его. - 16. Дошел в дом фараона слух, что пришли братья Иосифа;
и приятно было фараону и рабам его. - 17. И сказал фараон Иосифу: скажи братьям твоим: вот что сделайте:
навьючьте скот ваш [хлебом] и ступайте в землю Ханаанскую; - 18. и возьмите отца вашего и семейства ваши и придите ко мне;
я дам вам лучшее [место] в земле Египетской,
и вы будете есть тук земли. - 19. Тебе же повелеваю сказать им: сделайте сие:
возьмите себе из земли Египетской колесниц
для детей ваших и для жен ваших,
и привезите отца вашего и придите; - 20. и не жалейте вещей ваших,
ибо лучшее из всей земли Египетской дам вам. - 21. Так и сделали сыны Израилевы.
И дал им Иосиф колесницы по приказанию фараона,
и дал им путевой запас, - 22. каждому из них он дал перемену одежд,
а Вениамину дал триста сребренников и пять перемен одежд; - 23. также и отцу своему послал десять ослов,
навьюченных лучшими произведениями Египетскими,
и десять ослиц, навьюченных зерном,
хлебом и припасами отцу своему на путь. - 24. И отпустил братьев своих, и они пошли.
И сказал им: не ссорьтесь на дороге. - 25. И пошли они из Египта,
и пришли в землю Ханаанскую к Иакову, отцу своему, - 26. и известили его, сказав: Иосиф [сын твой] жив
и теперь владычествует над всею землею Египетскою.
Но сердце его смутилось,
ибо он не верил им. - 27. Когда же они пересказали ему все слова Иосифа,
которые он говорил им,
и когда увидел колесницы, которые прислал Иосиф, чтобы везти его,
тогда ожил дух Иакова, отца их, - 28. и сказал Израиль: довольно [сего для меня], еще жив сын мой Иосиф;
пойду и увижу его, пока не умру.
1.Сильные чувства и ощущения, наполнявшие душу Иосифа и долго им сдерживаемые, теперь должны были выразиться вовне, соответственным их природе образом - открытием братьям. При этом акте или обнаружении братской любви своей, Иосиф, естественно, не желал иметь свидетелями своих египетских сослуживцев и подчиненных (ср. свидание Иакова с Рахилью, 29, особ. ст. 6-7, и замечания наши к ним) и удалил их, не желая, может быть, и делать их свидетелями преступления своих братьев.2.Тем не менее слух о прибытии к Иосифу братьев его распространился во дворце фараона (ср. ст. 16).3.Открываясь братьям, Иосиф говорит кратко: «я - Иосиф». Но, зная или наблюдая, какое поразительное впечатление производит на них это открытие, он спешит сгладить силу этого впечатления вопросом о здоровье отца - вопросом, который он уже раньше предлагал (Быт 43:27) братьям, но который снова теперь предлагает, чтобы самому себе еще раз услышать приятную весть о дорогом отце, а братьям дать доказательство истинно сыновних чувств своих к Иакову, вместе и братских - в отношении к ним.
Последние он затем (ст. 14-15) проявляет с той интенсивностью, какая свойственна жителям Востока вообще. Но братья, пока еще более пораженные, чем обрадованные, в глубоком изумлении молчат: верховный правитель Египта, пред которым они все время трепетали, объявляется их братом, и этот брат их некогда был ими не только оскорбляем, но и постыдно продан в рабство.4.Первой заботой Иосифа было - успокоить братьев и уверить их, что никакого мщения им с его стороны не последует. Ободряя их (в Вульгате, ст. 4, добавлено: dementer), Иосиф прежде всего просит их приблизиться к нему (вероятно, от страха они пали на землю) и воочию убедиться, что перед ними брат их.5.С великой деликатностью и истинным великодушием стремится Иосиф сгладить острое чувство вины в братьях через указание на Промысл Божий (ср. ст. 7, 8; (Быт 50:20), обративший дело их к доброму концу и сделавший его средством для спасения всей родной Иосифу семьи. Само собой разумеется, что, высказывая братьям свой благонамеренный софизм, Иосиф имел в виду, что они уже достаточно наказаны, раскаялись, а потому достойны прощения и от брата своего, и от Бога. Священное Писание здесь, как и во многих других местах, фактически выражает ту истину, что божественное промышление, не стесняя и не исключая свободы человеческих действий, пагубные следствия их предотвращает и направляет к добру.6.Возможно, что, предвидя продолжительный и всеобщий голод, правитель Египта запретил жителям сеять, чтобы не терять напрасно семян (м. Филарет).7.Спасение дома Иакова от голодной смерти с точки зрения истории спасения представляется более важным, чем спасение египтян и др. окрестных народов, поэтому Иосиф говорит, что целью возвышения его было прежде всего спасение семьи отца его.8.Повторением своей мысли о том, что Бог послал его в Египет, Иосиф стремится внедрить в братьях это убеждение и еще более успокоить их (ср. (Пс 104:17). Титул «отец царя» для первого царского министра весьма распространен был на древнем Востоке: у персов, греков (1Мак 11:32), без сомнения, и у египтян.9.Иосиф торопит братьев привести к нему отца - из боязни не застать его в живых (ср. ст. 13).10-11.- Два основания выставляет Иосиф, которые должны были побудить Иакова к переселению в Египет и поселению в земле Гесем:
- здесь он будет ближе к Иосифу и будет разделять с ним его счастье и
- Иосиф будет содержать его с семьей в течение предстоящих еще пяти лет голода.