- 1. Иосиф же отведен был в Египет,
и купил его из рук Измаильтян, приведших его туда,
Египтянин Потифар, царедворец фараонов, начальник телохранителей. - 2. И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах
и жил в доме господина своего, Египтянина. - 3. И увидел господин его, что Господь с ним
и что всему, что он делает, Господь в руках его дает успех. - 4. И снискал Иосиф благоволение в очах его и служил ему.
И он поставил его над домом своим,
и все, что имел, отдал на руки его. - 5. И с того времени,
как он поставил его над домом своим и над всем, что имел,
Господь благословил дом Египтянина ради Иосифа,
и было благословение Господне на всем,
что имел он в доме и в поле [его]. - 6. И оставил он все, что имел, в руках Иосифа
и не знал при нем ничего, кроме хлеба, который он ел.
Иосиф же был красив станом и красив лицем. - 7. И обратила взоры на Иосифа жена господина его
и сказала: спи со мною. - 8. Но он отказался и сказал жене господина своего:
вот, господин мой не знает при мне ничего в доме,
и все, что имеет, отдал в мои руки; - 9. нет больше меня в доме сем;
и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему;
как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом? - 10. Когда так она ежедневно говорила Иосифу,
а он не слушался ее, чтобы спать с нею и быть с нею, - 11. случилось в один день, что он вошел в дом делать дело свое,
а никого из домашних тут в доме не было; - 12. она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мной.
Но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон. - 13. Она же, увидев,
что он оставил одежду свою в руках ее и побежал вон, - 14. кликнула домашних своих и сказала им так:
посмотрите, он привел к нам Еврея ругаться над нами.
Он пришел ко мне, чтобы лечь со мною,
но я закричала громким голосом, - 15. и он, услышав, что я подняла вопль и закричала,
оставил у меня одежду свою, и побежал, и выбежал вон. - 16. И оставила одежду его у себя
до прихода господина его в дом свой. - 17. И пересказала ему те же слова,
говоря: раб Еврей, которого ты привел к нам,
приходил ко мне ругаться надо мною
[и говорил мне: лягу я с тобою], - 18. но, когда [услышал, что] я подняла вопль и закричала,
он оставил у меня одежду свою и убежал вон. - 19. Когда господин его услышал слова жены своей,
которые она сказала ему,
говоря: так поступил со мною раб твой,
то воспылал гневом; - 20. и взял Иосифа господин его и отдал его в темницу,
где заключены узники царя.
И был он там в темнице. - 21. И Господь был с Иосифом,
и простер к нему милость,
и даровал ему благоволение в очах начальника темницы. - 22. И отдал начальник темницы в руки Иосифу всех узников,
находившихся в темнице,
и во всем, что они там ни делали, он был распорядителем. - 23. Начальник темницы и не смотрел ни за чем,
что было у него в руках,
потому что Господь был с Иосифом,
и во всем, что он делал, Господь давал успех.
1.После некоторого отступления, гл. 38, от нити рассказа об Иосифе (Быт 37:36), священнописатель продолжает историю последнего.
Если в Ханаане, как показывает история Иуды, 38 гл., потомкам Авраама предстояла опасность сближения и даже слияния с хананеянами, то отведение Иосифа в Египет, в конце концов вызвавшее переселение всего потомства Иакова в Египет, предуказывало на необходимость развития и вступления богоизбранного племени в общество Господне в исключительных условиях жизни в Египте, где потомки Иакова, с одной стороны, позаимствовали многие блага египетской цивилизации, но, с другой стороны, при значительной изолированности своей от египтян (гнушавшихся евреями и другими номадами, (Быт 43:32), сумели сохранить свою национальную цельность и чистоту религиозного наследия.2-3.- Выражение «был Господь с Иосифом» иудейские толковники понимают так, что, оторванный от отца и родной семьи, Иосиф постоянно имел Бога в мысли и сердце своем, почему и Бог, как Отец небесный, являл ему особое попечение (Мидраш делает сравнение, напоминающее причту Господа о попечении Бога об одной заблудшей овце более, чем о 99 не заблудших). «В дому господина», т. е., по иудейскому толкованию, не был принуждаем к черным (земледельческим) работам.4.Благословение Божие на Иосифе и делах его не укрывается от взора язычника - господина его (ст. 3, как благословение Бога над Исааком было примечено филистимлянами, (Быт 26:28); над Иаковом - Лаваном, (Быт 30:27), и он облекает его полным доверием и властью в доме и сделал надсмотрщиком над своими рабами (в Риме такой надсмотрщик называется atriensis; надзиратели этого рода часто встречаются изображенными на египетских скульптурах; ср. (Мф 24:45-47); (Лк 12:42-44).5.«Всюду, куда приходят праведники, идет с ними шехина», замечает Мидраш по поводу слов священного писателя о благословении дома Потифара ради Иосифа.6.Видя особенную благоуспешность дел своих с прибытием Иосифа в дом свой, Потифар вверил ему все отправления жизни, кроме (только) хлеба, который он ел. Последнее выражение Раши понимал как эвфемизм для выражения представления о жене Потифара. Другие видят здесь указание на то, что Потифар, как египтянин (Быт 43:32), гнушался принимать пищу от еврея Иосифа. Может быть, это образное выражение отмечает ленивую беспечность египтянина Потифара. Упоминание в 6 ст. о красоте Иосифа имеет непосредственную связь с речью о злоключениях его, которые явились последствием его привлекательной внешности.
Целомудрие Иосифа, клевета и заключение его в темницу.7.Факт глубокого нравственного развращения жены Потифара всецело подтверждается показанием древних авторов, что Египет издревле почитался страной распутства и повсеместных измен жен мужьям; по Геродоту (2 кн., 111), при сыне Сезостриса в целом Египте напрасно искали жены, верной мужу. С рассказом Быт 39 весьма близкое сродство имеет египетская легенда о «двух братьях» (Vigouroux).8-9.- Увещания Иосифа отличаются полнотой и обстоятельностью: он указывает на следующие моменты, которые должны были бы отрезвить преступную жену:
- чувство благодарности своей к Потифару, которое не могло допустить преступной связи его с женою его;
- чувство чести и личного достоинства («нет больше меня»);
- напоминание женщине о супружеских обязанностях («ибо ты жена ему»); наконец
- чувство вездеприсутствия и страха Божия, равно и святости закона нравственного («как согрешу»).