< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

Глава 44

  • Закрыть сопоставления
  • 1. И приказал [Иосиф] начальнику дома своего,
    говоря: наполни мешки этих людей пищею, сколько они могут нести,
    и серебро каждого положи в отверстие мешка его,
  • 2. а чашу мою, чашу серебряную,
    положи в отверстие мешка к младшему
    вместе с серебром за купленный им хлеб.
    И сделал тот по слову Иосифа, которое сказал он.
  • 3. Утром, когда рассвело, эти люди были отпущены, они и ослы их.
  • 4. Еще не далеко отошли они от города,
    как Иосиф сказал начальнику дома своего:
    ступай, догоняй этих людей и, когда догонишь,
    скажи им: для чего вы заплатили злом за добро?
    [для чего украли у меня серебряную чашу?]
  • 5. Не та ли это, из которой пьет господин мой
    и он гадает на ней?
    Худо это вы сделали.
  • 6. Он догнал их и сказал им эти слова.
  • 7. Они сказали ему: для чего господин наш говорит такие слова?
    Нет, рабы твои не сделают такого дела.
  • 8. Вот, серебро, найденное нами в отверстии мешков наших,
    мы обратно принесли тебе из земли Ханаанской:
    как же нам украсть из дома господина твоего серебро или золото?
  • 9. У кого из рабов твоих найдется [чаша], тому смерть,
    и мы будем рабами господину нашему.
  • 10. Он сказал: хорошо;
    как вы сказали, так пусть и будет:
    у кого найдется [чаша], тот будет мне рабом,
    а вы будете не виноваты.
  • 11. Они поспешно спустили каждый свой мешок на землю
    и открыли каждый свой мешок.
  • 12. Он обыскал, начал со старшего и окончил младшим;
    и нашлась чаша в мешке Вениаминовом.
  • 13. И разодрали они одежды свои,
    и, возложив каждый на осла своего ношу, возвратились в город.
  • 14. И пришли Иуда и братья его в дом Иосифа, который был еще дома,
    и пали пред ним на землю.
  • 15. Иосиф сказал им: что это вы сделали?
    разве вы не знали, что такой человек, как я, конечно угадает?
  • 16. Иуда сказал: что нам сказать господину нашему?
    что говорить? чем оправдываться?
    Бог нашел неправду рабов твоих;
    вот, мы рабы господину нашему,
    и мы, и тот, в чьих руках нашлась чаша.
  • 17. Но [Иосиф] сказал: нет, я этого не сделаю;
    тот, в чьих руках нашлась чаша, будет мне рабом,
    а вы пойдите с миром к отцу вашему.
  • 18. И подошел Иуда к нему
    и сказал: господин мой,
    позволь рабу твоему сказать слово в уши господина моего,
    и не прогневайся на раба твоего,
    ибо ты то же, что фараон.
  • 19. Господин мой спрашивал рабов своих,
    говоря: есть ли у вас отец или брат?
  • 20. Мы сказали господину нашему,
    что у нас есть отец престарелый,
    и [у него] младший сын, сын старости,
    которого брат умер,
    а он остался один от матери своей, и отец любит его.
  • 21. Ты же сказал рабам твоим:
    приведите его ко мне, чтобы мне взглянуть на него.
  • 22. Мы сказали господину нашему:
    отрок не может оставить отца своего,
    и если он оставит отца своего, то сей умрет.
  • 23. Но ты сказал рабам твоим:
    если не придет с вами меньший брат ваш,
    то вы более не являйтесь ко мне на лице.
  • 24. Когда мы пришли к рабу твоему, отцу нашему,
    то пересказали ему слова господина моего.
  • 25. И сказал отец наш: пойдите опять, купите нам немного пищи.
  • 26. Мы сказали: нельзя нам идти;
    а если будет с нами меньший брат наш, то пойдем;
    потому что нельзя нам видеть лица того человека,
    если не будет с нами меньшого брата нашего.
  • 27. И сказал нам раб твой, отец наш:
    вы знаете, что жена моя родила мне двух сынов;
  • 28. один пошел от меня, и я сказал: верно он растерзан;
    и я не видал его доныне;
  • 29. если и сего возьмете от глаз моих, и случится с ним несчастье,
    то сведете вы седину мою с горестью во гроб.
  • 30. Теперь если я приду к рабу твоему, отцу нашему,
    и не будет с нами отрока, с душею которого связана душа его,
  • 31. то он, увидев, что нет отрока, умрет;
    и сведут рабы твои
    седину раба твоего, отца нашего, с печалью во гроб.
  • 32. Притом я, раб твой, взялся отвечать за отрока отцу моему,
    сказав: если не приведу его к тебе
    [и не поставлю его пред тобою],
    то останусь я виновным пред отцом моим во все дни жизни.
  • 33. Итак пусть я, раб твой,
    вместо отрока останусь рабом у господина моего,
    а отрок пусть идет с братьями своими:
  • 34. ибо как пойду я к отцу моему, когда отрока не будет со мною?
    я увидел бы бедствие, которое постигло бы отца моего.

1-3.- После дружественной беседы и торжественной общей трапезы с братьями, Иосиф готовит братьям тяжкое испытание: по побуждениям, которые на первый взгляд представляются непонятными, Иосиф приказывает домоправителю положить в мешок своего меньшего брата свою серебряную чашу - для того, чтобы иметь повод требовать от братьев оставления Вениамина в качестве раба (ст. 10) и затем испытать степень привязанности братьев к единоутробному брату Иосифа. Вместе с тем Иосиф каждому из братьев (и Вениамину) приказывает по-прежнему возвратить плату за хлеб. Последнее, по замечанию иудейских комментаторов, имело отклонить подозрение у братьев, будто Вениамин действительно виновен в похищении чаши: теперь появление последней в мешке Вениамина имело полное сходство с загадочным (вторичным) возвращением платы за хлеб каждому из братьев Иосифа.

4-6.- Иосиф торопит домоправителя своего отправиться в погоню за его братьями; иначе они сами могли заметить чужую вещь у Вениамина и возвратить ее, - тогда план Иосифа остался бы не выполнен. Братьям Иосифа должна была быть поставлена на вид особая неприглядность их поступка:
  1. они позволили взять собственность человека, их облагодетельствовавшего;
  2. взять вещь, необходимую в жизненном обиходе Иосифа; притом
  3. они уже опытно могли знать (ср. 23:33), что Иосиф владеет даром предвидения, в частности - на взятой ими чаше он «гадает» («nachesch jenachesch» - «обычно гадает»): разумеется весьма употребительное у древних гадание по чаше - киликомантия (κυλικομαντεια, κυαθομαντεια), состоявшая в наблюдении игры лучей света на поверхности воды, налитой в чашу, гидромантия, когда в воду бросались драгоценные вещи и по блеску их отгадывали будущее. Возможно, что о гадании Иосифа говорится им и домоправителем в тоне несерьезном. Ссылка на гадание нужна была лишь для придания обвинению характера уверенности.

7-9.- Предъявленное обвинение братья Иосифа совершенно основательно опровергают ссылкой на факт возвращения ими Иосифу платы за хлеб, из какого факта очевидна была честность их и неспособность на приписываемое ими похищение. В сознании своей невинности они сами назначают себе чрезмерно большое наказание: смерть виновника и рабство всех прочих братьев (Быт 31:32), - ни одно, ни другое не требовалось уголовным правом древнееврейским и других древних народов; участие целого общества в ответственности виновника требовалось Моисеевым уголовным правом неоднократно (Втор 21:1-9).

10.Домоправитель принимает предложение братьев лишь в той его части, какою они предлагали сделать обыск у них (ср. 12 ст.): налагаемое ими наказание он смягчает.

11-12.- Обыск, очевидно, для придания ему характера правильности и непреднамеренности, начинается со старшего брата и, естественно, чаша отыскивается лишь у последнего. 10 раз вздох облегчения вылетал из груди обыскиваемых, но тем сильнее было впечатление от результата обыска у 11-го брата.

13.По поводу раздирания одежд сыновьями Иакова Мидраш замечает, что это было им возмездие за то, что они некогда заставили отца своего разодрать одежды (Быт 37:34). Во всяком случае факт раскаяния братьев Иосифа в давнем преступлении не подлежит сомнению.

14.Иуда нарочито выделяется из среды братьев, как имеющий выступить ходатаем за Вениамина и говорить вместо всех братьев, которые, очевидно, все принимают участие в судьбе Вениамина.

15.Иосиф, желавший от братьев именно такого отношения к Вениамину, начинает обвинять их не столько в низости, сколько в нерассудительности: братья, уже знакомые с проницательностью Иосифа, не могли, говорит он, думать скрыть от него похищение. Что касается его волхвования (ср. ст. 5), то, по блаженному Феодориту (вопр. 107), он «сказал это, не в самом деле употребляя гадания и волхвования, но применяя слова к настоящему обстоятельству. Достойна же удивления точность в словах его. Даже и притворно пред братьями не согласился приписать себе волшебство, приписывает же кому-то другому, облеченному тою же властью, ибо не сказал: я волхвую, но: волхвованием волхвует человек, подобный мне».

16-17.- Сознавая себя и братьев своих неповинными, Иуда, однако, выставляет на вид, что у них найдено вещественное доказательство похищения («corpus delicti»), поэтому только непосредственное действие суда Божия может объяснить наличность их виновности: так Иуда апеллирует уже не к справедливости, а к милости Божьей и к милосердию правителя Египта. Но Иосиф, повторяя сказанное домоправителем его (ст. 10), настаивает на оставлении в рабстве одного Вениамина, а прочим братьям предоставляет идти свободными и невредимыми к отцу: здесь самый решительный пункт их искуса, - представлялся благовидный повод отделаться от любимца. Но в эту напряженную минуту с новою энергиею выступает на защиту Вениамина Иуда. Иуда ходатайствует за брата.

18.Речь Иуды - одна из возвышеннейших и прекраснейших речей, содержащихся в Ветхом Завете, а вместе и одно из самоотверженных действий любви лиц ветхозаветной библейской истории. При чрезвычайной искренности и глубине чувства речь Иуды отличается и особенной психологической тонкостью и искусством, а равно и замечательной полнотой освещения главного предмета - происшествия с Вениамином. Ст. 18 образует вступление и, кроме просьбы о внимании (ср. (Быт 50:4), содержит и искусное captatio benevolentiae.

19-24.- Имея в виду в конце речи (30-31 ст.) изобразить глубокую печаль отца своего в случае оставления его в Египте, Иуда еще ранее (25-29) говорит о том душевном страдании, какое пережил Иаков уже при втором отъезде их в Египет, а сам этот отъезд ставит в зависимость от распоряжения Иосифа привести Вениамина, причем нарочито выставляет, что не они, братья Вениамина, первые заговорили о нем, а Иосиф сам вопрошал их о нем и вообще о семейном их положении и сам дал им понять, что примет Вениамина с любовью («взглянуть», ст. 21, ср. (Быт 49:29), - с чем, предполагается, совершенно расходится настоящее положение Вениамина, - и сильным давлением на них (заключением на 3 дня под стражу, (Быт 42:47) заставил их вынудить отца отпустить Вениамина.

25-29.- С особенной трогательностью изображает Иуда преимущественную привязанность Иакова к Вениамину ввиду, особенно, потери Иосифа (последнее упоминание должно было особенно живо затронуть сердце Иосифа).

30-31.- На образном языке еврейском любовь Иакова к Вениамину представляется так: душа Иакова связана неразрывными связями с душой Вениамина, так срослась с ней, что с исчезновением Вениамина, погибнет и жизнь Иакова. Такой нежности родительской любви к детям не знал мир языческий. Говоря о том, что возвращение братьев к Иакову без Вениамина повлечет за собою смерть отца, Иуда употребляет тоже выражение: «сведут седину (отца) в гроб», которое Иаков сам употребил в ответе сыновьям (Быт 42:32). Этим выражением Иуда, неведомо для себя, и Иосифа сопричисляет к виновникам будущей смерти Иакова. Это последнее более всего могло усилить впечатление речи Иуды на Иосифа.

32-34.- В этот момент высшего напряжения Иуда предлагает самого себя в рабы вместо Вениамина по двум основаниям:
  1. он взял у Иакова его любимца на поруки (ст. 32) и навсегда останется виновным перед отцом (33);
  2. он не может быть зрителем трагической смерти отца, одним из виновников которой он не может не считать самого себя.
Этими двумя основными идеями своими - изображением горя и страданий Иакова и выражением благородного мужества и решимости на самопожертвование - Иуда окончательно побеждает сердце и разум Иосифа, от сострадательности которого теперь все зависело: он получает и полное нравственное удовлетворение видя, что братья раскаялись, и глубокое душевное потрясение. Все это побуждает его открыться братьям, что он далее и делает.