- 1. И приказал [Иосиф] начальнику дома своего,
говоря: наполни мешки этих людей пищею, сколько они могут нести,
и серебро каждого положи в отверстие мешка его, - 2. а чашу мою, чашу серебряную,
положи в отверстие мешка к младшему
вместе с серебром за купленный им хлеб.
И сделал тот по слову Иосифа, которое сказал он. - 3. Утром, когда рассвело, эти люди были отпущены, они и ослы их.
- 4. Еще не далеко отошли они от города,
как Иосиф сказал начальнику дома своего:
ступай, догоняй этих людей и, когда догонишь,
скажи им: для чего вы заплатили злом за добро?
[для чего украли у меня серебряную чашу?] - 5. Не та ли это, из которой пьет господин мой
и он гадает на ней?
Худо это вы сделали. - 6. Он догнал их и сказал им эти слова.
- 7. Они сказали ему: для чего господин наш говорит такие слова?
Нет, рабы твои не сделают такого дела. - 8. Вот, серебро, найденное нами в отверстии мешков наших,
мы обратно принесли тебе из земли Ханаанской:
как же нам украсть из дома господина твоего серебро или золото? - 9. У кого из рабов твоих найдется [чаша], тому смерть,
и мы будем рабами господину нашему. - 10. Он сказал: хорошо;
как вы сказали, так пусть и будет:
у кого найдется [чаша], тот будет мне рабом,
а вы будете не виноваты. - 11. Они поспешно спустили каждый свой мешок на землю
и открыли каждый свой мешок. - 12. Он обыскал, начал со старшего и окончил младшим;
и нашлась чаша в мешке Вениаминовом. - 13. И разодрали они одежды свои,
и, возложив каждый на осла своего ношу, возвратились в город. - 14. И пришли Иуда и братья его в дом Иосифа, который был еще дома,
и пали пред ним на землю. - 15. Иосиф сказал им: что это вы сделали?
разве вы не знали, что такой человек, как я, конечно угадает? - 16. Иуда сказал: что нам сказать господину нашему?
что говорить? чем оправдываться?
Бог нашел неправду рабов твоих;
вот, мы рабы господину нашему,
и мы, и тот, в чьих руках нашлась чаша. - 17. Но [Иосиф] сказал: нет, я этого не сделаю;
тот, в чьих руках нашлась чаша, будет мне рабом,
а вы пойдите с миром к отцу вашему. - 18. И подошел Иуда к нему
и сказал: господин мой,
позволь рабу твоему сказать слово в уши господина моего,
и не прогневайся на раба твоего,
ибо ты то же, что фараон. - 19. Господин мой спрашивал рабов своих,
говоря: есть ли у вас отец или брат? - 20. Мы сказали господину нашему,
что у нас есть отец престарелый,
и [у него] младший сын, сын старости,
которого брат умер,
а он остался один от матери своей, и отец любит его. - 21. Ты же сказал рабам твоим:
приведите его ко мне, чтобы мне взглянуть на него. - 22. Мы сказали господину нашему:
отрок не может оставить отца своего,
и если он оставит отца своего, то сей умрет. - 23. Но ты сказал рабам твоим:
если не придет с вами меньший брат ваш,
то вы более не являйтесь ко мне на лице. - 24. Когда мы пришли к рабу твоему, отцу нашему,
то пересказали ему слова господина моего. - 25. И сказал отец наш: пойдите опять, купите нам немного пищи.
- 26. Мы сказали: нельзя нам идти;
а если будет с нами меньший брат наш, то пойдем;
потому что нельзя нам видеть лица того человека,
если не будет с нами меньшого брата нашего. - 27. И сказал нам раб твой, отец наш:
вы знаете, что жена моя родила мне двух сынов; - 28. один пошел от меня, и я сказал: верно он растерзан;
и я не видал его доныне; - 29. если и сего возьмете от глаз моих, и случится с ним несчастье,
то сведете вы седину мою с горестью во гроб. - 30. Теперь если я приду к рабу твоему, отцу нашему,
и не будет с нами отрока, с душею которого связана душа его, - 31. то он, увидев, что нет отрока, умрет;
и сведут рабы твои
седину раба твоего, отца нашего, с печалью во гроб. - 32. Притом я, раб твой, взялся отвечать за отрока отцу моему,
сказав: если не приведу его к тебе
[и не поставлю его пред тобою],
то останусь я виновным пред отцом моим во все дни жизни. - 33. Итак пусть я, раб твой,
вместо отрока останусь рабом у господина моего,
а отрок пусть идет с братьями своими: - 34. ибо как пойду я к отцу моему, когда отрока не будет со мною?
я увидел бы бедствие, которое постигло бы отца моего.
1-3.- После дружественной беседы и торжественной общей трапезы с братьями, Иосиф готовит братьям тяжкое испытание: по побуждениям, которые на первый взгляд представляются непонятными, Иосиф приказывает домоправителю положить в мешок своего меньшего брата свою серебряную чашу - для того, чтобы иметь повод требовать от братьев оставления Вениамина в качестве раба (ст. 10) и затем испытать степень привязанности братьев к единоутробному брату Иосифа. Вместе с тем Иосиф каждому из братьев (и Вениамину) приказывает по-прежнему возвратить плату за хлеб. Последнее, по замечанию иудейских комментаторов, имело отклонить подозрение у братьев, будто Вениамин действительно виновен в похищении чаши: теперь появление последней в мешке Вениамина имело полное сходство с загадочным (вторичным) возвращением платы за хлеб каждому из братьев Иосифа.4-6.- Иосиф торопит домоправителя своего отправиться в погоню за его братьями; иначе они сами могли заметить чужую вещь у Вениамина и возвратить ее, - тогда план Иосифа остался бы не выполнен. Братьям Иосифа должна была быть поставлена на вид особая неприглядность их поступка:
- они позволили взять собственность человека, их облагодетельствовавшего;
- взять вещь, необходимую в жизненном обиходе Иосифа; притом
- они уже опытно могли знать (ср. 23:33), что Иосиф владеет даром предвидения, в частности - на взятой ими чаше он «гадает» («nachesch jenachesch» - «обычно гадает»): разумеется весьма употребительное у древних гадание по чаше - киликомантия (κυλικομαντεια, κυαθομαντεια), состоявшая в наблюдении игры лучей света на поверхности воды, налитой в чашу, гидромантия, когда в воду бросались драгоценные вещи и по блеску их отгадывали будущее. Возможно, что о гадании Иосифа говорится им и домоправителем в тоне несерьезном. Ссылка на гадание нужна была лишь для придания обвинению характера уверенности.
- он взял у Иакова его любимца на поруки (ст. 32) и навсегда останется виновным перед отцом (33);
- он не может быть зрителем трагической смерти отца, одним из виновников которой он не может не считать самого себя.