< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

Глава 42

  • Закрыть сопоставления
  • 1. И узнал Иаков, что в Египте есть хлеб,
    и сказал Иаков сыновьям своим: что вы смотрите?
  • 2. И сказал: вот, я слышал, что есть хлеб в Египте;
    пойдите туда и купите нам оттуда хлеба,
    чтобы нам жить и не умереть.
  • 3. Десять братьев Иосифовых пошли купить хлеба в Египте,
  • 4. а Вениамина, брата Иосифова, не послал Иаков с братьями его,
    ибо сказал: не случилось бы с ним беды.
  • 5. И пришли сыны Израилевы покупать хлеб,
    вместе с другими пришедшими,
    ибо в земле Ханаанской был голод.
  • 6. Иосиф же был начальником в земле той;
    он и продавал хлеб всему народу земли.
    Братья Иосифа пришли и поклонились ему лицем до земли.
  • 7. И увидел Иосиф братьев своих и узнал их;
    но показал, будто не знает их, и говорил с ними сурово
    и сказал им: откуда вы пришли?
    Они сказали: из земли Ханаанской, купить пищи.
  • 8. Иосиф узнал братьев своих, но они не узнали его.
  • 9. И вспомнил Иосиф сны, которые снились ему о них;
    и сказал им: вы соглядатаи,
    вы пришли высмотреть наготу земли сей.
  • 10. Они сказали ему: нет, господин наш;
    рабы твои пришли купить пищи;
  • 11. мы все дети одного человека;
    мы люди честные;
    рабы твои не бывали соглядатаями.
  • 12. Он сказал им: нет, вы пришли высмотреть наготу земли сей.
  • 13. Они сказали: нас, рабов твоих, двенадцать братьев;
    мы сыновья одного человека в земле Ханаанской,
    и вот, меньший теперь с отцом нашим, а одного не стало.
  • 14. И сказал им Иосиф: это самое я и говорил вам,
    сказав: вы соглядатаи;
  • 15. вот как вы будете испытаны:
    клянусь жизнью фараона, вы не выйдете отсюда,
    если не придет сюда меньший брат ваш;
  • 16. пошлите одного из вас, и пусть он приведет брата вашего,
    а вы будете задержаны;
    и откроется, правда ли у вас;
    и если нет, то клянусь жизнью фараона, что вы соглядатаи.
  • 17. И отдал их под стражу на три дня.
  • 18. И сказал им Иосиф в третий день:
    вот что сделайте, и останетесь живы,
    ибо я боюсь Бога:
  • 19. если вы люди честные,
    то один брат из вас пусть содержится в доме, где вы заключены;
    а вы пойдите, отвезите хлеб,
    ради голода семейств ваших;
  • 20. брата же вашего меньшого приведите ко мне,
    чтобы оправдались слова ваши
    и чтобы не умереть вам.
    Так они и сделали.
  • 21. И говорили они друг другу:
    точно мы наказываемся за грех против брата нашего;
    мы видели страдание души его, когда он умолял нас,
    но не послушали [его];
    за то и постигло нас горе сие.
  • 22. Рувим отвечал им и сказал: не говорил ли я вам:
    не грешите против отрока?
    но вы не послушались;
    вот, кровь его взыскивается.
  • 23. А того не знали они, что Иосиф понимает;
    ибо между ними был переводчик.
  • 24. И отошел от них [Иосиф] и заплакал.
    И возвратился к ним, и говорил с ними,
    и, взяв из них Симеона, связал его пред глазами их.
  • 25. И приказал Иосиф наполнить мешки их хлебом,
    а серебро их возвратить каждому в мешок его,
    и дать им запасов на дорогу.
    Так и сделано с ними.
  • 26. Они положили хлеб свой на ослов своих, и пошли оттуда.
  • 27. И открыл один из них мешок свой,
    чтобы дать корму ослу своему на ночлеге,
    и увидел серебро свое в отверстии мешка его,
  • 28. и сказал своим братьям: серебро мое возвращено;
    вот оно в мешке у меня.
    И смутилось сердце их,
    и они с трепетом друг другу говорили: что это Бог сделал с нами?
  • 29. И пришли к Иакову, отцу своему, в землю Ханаанскую
    и рассказали ему всё случившееся с ними, говоря:
  • 30. начальствующий над тою землею говорил с нами сурово
    и принял нас за соглядатаев земли той.
  • 31. И сказали мы ему: мы люди честные;
    мы не бывали соглядатаями;
  • 32. нас двенадцать братьев,
    сыновей у отца нашего;
    одного не стало,
    а меньший теперь с отцом нашим в земле Ханаанской.
  • 33. И сказал нам начальствующий над тою землею:
    вот как узнаю я, честные ли вы люди:
    оставьте у меня одного брата из вас,
    а вы возьмите хлеб ради голода семейств ваших и пойдите,
  • 34. и приведите ко мне меньшого брата вашего;
    и узнаю я, что вы не соглядатаи, но люди честные;
    отдам вам брата вашего, и вы можете промышлять в этой земле.
  • 35. Когда же они опорожняли мешки свои,
    вот, у каждого узел серебра его в мешке его.
    И увидели они узлы серебра своего, они и отец их, и испугались.
  • 36. И сказал им Иаков, отец их: вы лишили меня детей:
    Иосифа нет, и Симеона нет,
    и Вениамина взять хотите, —
    все это на меня!
  • 37. И сказал Рувим отцу своему,
    говоря: убей двух моих сыновей, если я не приведу его к тебе;
    отдай его на мои руки;
    я возвращу его тебе.
  • 38. Он сказал: не пойдет сын мой с вами;
    потому что брат его умер, и он один остался;
    если случится с ним несчастье на пути, в который вы пойдете,
    то сведете вы седину мою с печалью во гроб.

1-4.- Весть о продаже хлеба в Египте достигает старца, и, по его приказанию, 10 сыновей его, жившие в то время, вероятно, каждый отдельным домом (ср. гл. 38), отправляются в Египет (рассчитывая, может быть, купить на 10 человек хлеба в большем количестве). Но Вениамина - этого единственного, после Иосифа, сына любимой Рахили - Иаков не отпускает из боязни какой-либо опасности для него в пути, извне или даже со стороны самих братьев.

5.На дороге сыновья Иакова соединились в один караван с чужеземцами, шедшими в Египет с тою же целью. Город египетский, куда они пришли, был, по мнению одних толкователей, Мемфис, по другим - Танис.

6.Eвр. schallit (начальник, правитель) происходит скорее от халдейского корня, чем от еврейского, и употребляется преимущественно в священных книгах более позднего происхождения (напр. (Дан 5:29), но это не дает основания считать слово это здесь позднейшей вставкой, так как и в древнейшие времена в еврейском языке были арамеизмы (Быт 31:47). Иосифу в продаже хлеба принадлежало, без сомнения, лишь высшее наблюдение. Возможно, что личное участие его требовалось при продаже хлеба иностранцам и притом сколько-нибудь значительными партиями, - так как по обязанности правителя он должен был наблюдать, чтобы требования иностранцев удовлетворялись лишь по удовлетворении нужд египтян и вовсе не в ущерб последним. Услышав о прибытии каравана из родного Ханаана, он требует прибывших к себе, и в первой сцене свидания исполняются давние сны Иосифа (37). Суровый прием им со стороны Иосифа.

7-8.- Иосиф легко мог узнать своих братьев, так как при продаже Иосифа они были уже почти взрослыми («с бородами», как замечает Мидраш) и за время разлуки, при однообразии номадического быта, не могли значительно измениться. Затем, Иосиф мог ожидать их прибытия в Египет за хлебом и теперь увидел их всех вместе, притом знал и понимал их язык, хотя, следуя этикету, и говорил с ними через переводчика. Братья, напротив, естественно не узнали Иосифа, который продан был ими 17-ти лет, а теперь имел 38, занимал пост первого египетского вельможи, по костюму, наружности, языку и проч. представлялся им египтянином: в такой обстановке они менее всего ожидали найти своего брата, в смерти которого они притом были убеждены (ст. 22). Что касается сурового обращения Иосифа с узнанными им братьями, то можно допустить, что в Иосифе в первое время боролись два противоположных чувства: горечи и мстительности с одной стороны, любви - с другой (последнее чувство торжествует уже при первом свидании, ст. 24), - Иосиф не знал христианской заповеди о любви к врагам, и предположить в нем недоброе чувство мести возможно. Со всем тем «употребленная им хитрость, без сомнения, имела добрые побуждения, как-то: возбудить угрожающим несчастьем совесть виновных братьев к признанию сделанного ими преступления и к изглажению онаго; получить скорое известие об участи отца и единоутробного брата и, прежде открытия тайны, привести в совершенную безопасность Вениамина, против которого зависть и злоба, обманутые в Иосифе, могли обратить свое оружие» (м. Филарет, Зап. на Быт 2, 212).

9.(ср. 12, 14). Возведенное (неискренно) Иосифом обвинение братьев в шпионстве имело целью, с одной стороны, некоторое наказание и испытание им своих братьев, с другой - предупреждение неудовольствия египтян по поводу сразу благоприятных отношений Иосифа к чужестранцам. В духе египетской политики Иосиф обвиняет братьев своих, пришедших в Египет с северо-востока, в том, что они имеют высмотреть наиболее незащищенные места, с евр. наготу, страны, - а в Египте такой была особенно северо-восточная граница, открытая набегам азиатских кочевников (отсюда, вероятно, проникли в Египет и гиксы); притом братья Иосифа пришли целым караваном; наконец, обычай высылать соглядатаев прежде занятия той или иной земли отмечен не раз и в библейской древности (Чис 21:32); (Нав 2:1); Суд 18.2). В этом смысле братья Иосифа действительно оказались как бы разведчиками новой территории, так как следствием прихода их в Египет было поселение их здесь.

10-16.- В благородном негодовании по поводу обвинения, братья Иосифа со всей силой убеждения в собственной невинности выставляют на вид, что они дети одного отца (который, подразумевается, не рискнул бы послать всех своих сыновей лазутчиками и подвергнуть их через то опасности), люди честные (по LXX, Vulg., слав. - «мирные»), члены малочисленного племени в Ханаане, и потому никак не могут быть опасны для Египта. О смерти Иосифа они говорят по понятной причине глухо, но открывают нужные Иосифу сведения об отце и единоутробном брате его Вениамине. Желая лучше убедиться в добрых чувствах братьев к Вениамину, Иосиф требует прибытия его в Египет. Но глубокое душевное волнение Иосифа при этом выражается в непоследовательности его решений: то он обвиняет их в преступлении (ст. 9, 12, 14), за которое полагалась смерть, то приговаривает их к заключению под стражу (15), то, оставляя всех в Египте, предполагает одного из братьев послать за Вениамином (16), то принимает противоположное решение - одного оставляет заложником, а прочих отпускает (ст. 18-20). Клятва жизнью царя была весьма обычна на древнем и новом Востоке (теперь - у персов), и оттуда, вероятно перешла в (Рим где формулою ее было «per salutem Caesarum»); по Геродоту, существовала и у скифов (4 кн., 68). В Библии не раз отмечен обычай клятвы жизнью царя (1Цар 17:55); (1Цар 20:3); (1Цар 25:26); ср. (4Цар 2:4). LXX: νη την υγιειαν Φαραω, Vulg.: per salutem Pharaonis, слав.: «тако ми здравия фараоня». Симеон в качестве заложника.

17.Заключение братьев под стражу, по намерению Иосифа, имело пробудить в них раскаяние в давнем преступлении их против Иосифа; цель эта, как видно из ст. 21-22, была достигнута; кроме того, упомянутой мерой Иосиф хотел показать братьям неизменность своего решения видеть у себя Вениамина.

18-20.- Во 2-ой беседе своей с братьями Иосиф, еще не освобождая их от подозрения, смягчает, однако, тон речи и приговор свой, требуя оставления в залог лишь одного брата. Эту мягкость своего решения Иосиф мотивирует чувством страха Божия, которое, конечно, ручалось братьям, что правитель Египта не допустит ничего несправедливого в отношении к ним.

21-22.- Приняв объявленное Иосифом решение его, братья, под влиянием того же чувства страха Божия, о котором упомянул Иосиф, и испытывают угрызения совести за вину свою пред Иосифом: в постигшем их бедствии они, согласно библейскому воззрению, видят возмездие за жестокость свою в отношении к брату. «Теперь восстает неподкупный судья - совесть, хотя и никто их не обличает и не приводит на суд: они обвиняют сами себя» (Иоанн Златоуст, Бес. 64, 684).

23-24.- Прекрасная сцена раскаяния братьев, слышанная и понятая Иосифом (для отклонения подозрений он говорил с ними через переводчика; после о переводчике в сношениях Иакова и сыновей с египтянами не упоминается ввиду, вероятно, близости языков еврейского и египетского), до глубины души тронула Иосифа, но он, сделав усилие над собою, оставляет заложником Симеона, - по вышеприведенному вероятному предположению раввинов, главного виновника жестокого поступка братьев с Иосифом. По Мидрашу, он связал Симеона только перед глазами братьев, а по отбытии их освободил, кормил и поил (Beresch. r. 91, s. 450). Возвращение 9 сыновей Иакова к отцу.

25-26.- Иосиф щедро наделяет братьев хлебом (не только по одному мешку на каждого, но столько, сколько могло поместиться у каждого брата в разных узлах) и при этом, может быть из желания избавить братьев от денежного затруднения при новом путешествии в Египет, он приказывает плату за хлеб обратно положить каждому в мешок, - мера, послужившая новым источником смущения братьев его.

27-28.- Ночлег (евр. malon, Vulg.: diverssorium), где остановились братья Иосифа, едва ли мог быть обычным впоследствии на Востоке караван-сараем (ср. (Иер 9:1-2); (Лк 2:7), а, вероятно, сообразно и еврейская этимологии слова, наиболее удобное для ночлега место вблизи водопоя и под сенью пальм. На этом привале один из братьев (по иуд. преданию, Левий), ср. ст. 35, или все 9 братьев разом (пo (Быт 43:21), открывши мешки с кормом для ослов, с удивлением и ужасом нашли серебро, уплаченное ими в Египте. В изумлении от этого они приписывают это Богу.

29-35.- По возвращении к Иакову, сыновья его спешат передать ему все случившееся с ними в Египте, с целью теперь же расположить Иакова к отпущению Вениамина в Египет, почему нарочито оттеняют (ст. 34) и категоричность приказания египетского правителя касательно этого прибытия Вениамина в Египет, и специальное обещание правителя предоставить сыновьям Иакова право беспрепятственной торговли в Египте (об этом выше не было сказано, но верность этого добавления не может быть оспариваема).

36.Исполненный невыразимой скорби ответ Иакова делает вероятным предположение некоторых, что в своем гиперболическом обвинении сыновей своих, как бы они сделали его бездетным, Иаков невольно выразил подозрение свое в причастности сыновей его к предполагаемой смерти Иосифа.

37-38.- Поручительство, предлагаемое Рувимом, еще раз характеризует его доброе сердце и благородный дух, но по форме своей являет некоторого рода грубый героизм, необдуманность и неразумие (Мидраш перефразирует отказ Иакова Рувиму: «неразумный первенец! разве твои сыновья - только твои, а не вместе и мои?» Beresch. r. Par. 101, s. 451), ст. 38. По этой причине, а главным образом вследствие недоверия Иакова Рувиму после известного оскорбления им отца (Быт 35:22), ср. блаженный Феодорит отв. на вопр. 106, удрученный горем отец решительно отказывается отпустить Вениамина в Египет. Давняя рана сердечная по поводу утраты Иосифа теперь была вновь растрогана, и он повторяет высказанную тогда мысль свою о шеоле (место в загробной жизни, ср. 37:35). Так мало ощущал Иаков предстоящий счастливый поворот в судьбе его, когда «ожил дух Иакова» (Быт 45:27)!