- 1. И услышал [Иаков] слова сынов Лавановых, которые говорили:
Иаков завладел всем, что было у отца нашего,
и из имения отца нашего составил все богатство сие. - 2. И увидел Иаков лице Лавана,
и вот, оно не таково к нему, как было вчера и третьего дня. - 3. И сказал Господь Иакову:
возвратись в землю отцов твоих и на родину твою;
и Я буду с тобою. - 4. И послал Иаков, и призвал Рахиль и Лию в поле,
к стаду мелкого скота своего, - 5. и сказал им: я вижу лице отца вашего,
что оно ко мне не таково, как было вчера и третьего дня;
но Бог отца моего был со мною; - 6. вы сами знаете, что я всеми силами служил отцу вашему,
- 7. а отец ваш обманывал меня и раз десять переменял награду мою;
но Бог не попустил ему сделать мне зло. - 8. Когда сказал он, что скот с крапинами будет тебе в награду,
то скот весь родил с крапинами.
А когда он сказал: пестрые будут тебе в награду,
то скот весь и родил пестрых. - 9. И отнял Бог [весь] скот у отца вашего и дал [его] мне.
- 10. Однажды в такое время, когда скот зачинает,
я взглянул и увидел во сне, и вот козлы [и овны],
поднявшиеся на скот [на коз и овец] пестрые,
с крапинами и пятнами. - 11. Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков!
Я сказал: вот я. - 12. Он сказал: возведи очи твои и посмотри:
все козлы [и овны], поднявшиеся на скот [на коз и овец],
пестрые, с крапинами и с пятнами,
ибо Я вижу все, что Лаван делает с тобою; - 13. Я Бог [явившийся тебе] в Вефиле,
где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет;
теперь встань, выйди из земли сей
и возвратись в землю родины твоей [и Я буду с тобою]. - 14. Рахиль и Лия сказали ему в ответ:
есть ли еще нам доля и наследство в доме отца нашего? - 15. не за чужих ли он нас почитает?
ибо он продал нас и съел даже серебро наше; - 16. посему все [имение и] богатство, которое Бог отнял у отца нашего,
есть наше и детей наших;
итак делай все, что Бог сказал тебе. - 17. И встал Иаков, и посадил детей своих и жен своих на верблюдов,
- 18. и взял с собою весь скот свой
и все богатство свое, которое приобрел,
скот собственный его, который он приобрел в Месопотамии,
[и все свое,] чтобы идти к Исааку, отцу своему,
в землю Ханаанскую. - 19. И как Лаван пошел стричь скот свой,
то Рахиль похитила идолов, которые были у отца ее. - 20. Иаков же похитил сердце у Лавана Арамеянина,
потому что не известил его, что удаляется. - 21. И ушел со всем, что у него было;
и, встав, перешел реку и направился к горе Галаад. - 22. На третий день сказали Лавану [Арамеянину], что Иаков ушел.
- 23. Тогда он взял с собою [сынов и] родственников своих,
и гнался за ним семь дней, и догнал его на горе Галаад. - 24. И пришел Бог к Лавану Арамеянину ночью во сне и сказал ему:
берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого. - 25. И догнал Лаван Иакова;
Иаков же поставил шатер свой на горе,
и Лаван со сродниками своими поставил на горе Галаад. - 26. И сказал Лаван Иакову: что ты сделал?
для чего ты обманул меня,
и увел дочерей моих, как плененных оружием? - 27. зачем ты убежал тайно, и укрылся от меня, и не сказал мне?
я отпустил бы тебя с веселием и с песнями, с тимпаном и с гуслями; - 28. ты не позволил мне даже поцеловать внуков моих и дочерей моих;
безрассудно ты сделал. - 29. Есть в руке моей сила сделать вам зло;
но Бог отца вашего вчера говорил ко мне и сказал:
берегись, не говори Иакову ни хорошего, ни худого. - 30. Но пусть бы ты ушел,
потому что ты нетерпеливо захотел быть в доме отца твоего, —
зачем ты украл богов моих? - 31. Иаков отвечал Лавану и сказал: я боялся,
ибо я думал, не отнял бы ты у меня дочерей своих [и всего моего]. - 32. [И сказал Иаков:] у кого найдешь богов твоих, тот не будет жив;
при родственниках наших узнавай, что [есть твоего] у меня,
и возьми себе.
[Но он ничего у него не узнал.]
Иаков не знал, что Рахиль [жена его] украла их. - 33. И ходил Лаван в шатер Иакова, и в шатер Лии,
и в шатер двух рабынь, [и обыскивал,] но не нашел.
И, выйдя из шатра Лии, вошел в шатер Рахили. - 34. Рахиль же взяла идолов,
и положила их под верблюжье седло и села на них.
И обыскал Лаван весь шатер;
но не нашел. - 35. Она же сказала отцу своему: да не прогневается господин мой,
что я не могу встать пред тобою,
ибо у меня обыкновенное женское.
И [Лаван] искал [во всем шатре], но не нашел идолов. - 36. Иаков рассердился и вступил в спор с Лаваном.
И начал Иаков говорить и сказал Лавану:
какая вина моя, какой грех мой, что ты преследуешь меня? - 37. ты осмотрел у меня все вещи [в доме моем],
что нашел ты из всех вещей твоего дома?
покажи здесь пред родственниками моими
и пред родственниками твоими;
пусть они рассудят между нами обоими. - 38. Вот, двадцать лет я был у тебя;
овцы твои и козы твои не выкидывали;
овнов стада твоего я не ел; - 39. растерзанного зверем я не приносил к тебе,
это был мой убыток;
ты с меня взыскивал, днем ли что пропадало, ночью ли пропадало; - 40. я томился днем от жара, а ночью от стужи,
и сон мой убегал от глаз моих. - 41. Таковы мои двадцать лет в доме твоем.
Я служил тебе четырнадцать лет за двух дочерей твоих
и шесть лет за скот твой,
а ты десять раз переменял награду мою. - 42. Если бы не был со мною Бог отца моего, Бог Авраама и страх Исаака,
ты бы теперь отпустил меня ни с чем.
Бог увидел бедствие мое и труд рук моих
и вступился за меня вчера. - 43. И отвечал Лаван и сказал Иакову:
дочери — мои дочери;
дети — мои дети;
скот — мой скот, и все, что ты видишь, это мое:
могу ли я что сделать теперь с дочерями моими и с детьми их,
которые рождены ими? - 44. Теперь заключим союз я и ты,
и это будет свидетельством между мною и тобою.
[При сем Иаков сказал ему: вот, с нами нет никого;
смотри, Бог свидетель между мною и тобою.] - 45. И взял Иаков камень и поставил его памятником.
- 46. И сказал Иаков родственникам своим: наберите камней.
Они взяли камни, и сделали холм,
и ели [и пили] там на холме.
[И сказал ему Лаван:
холм сей свидетель сегодня между мною и тобою.] - 47. И назвал его Лаван: Иегар-Сагадуфа;
а Иаков назвал его Галаадом. - 48. И сказал Лаван [Иакову]: сегодня этот холм
[и памятник, который я поставил,] между мною и тобою свидетель.
Посему и наречено ему имя: Галаад, - 49. также: Мицпа, оттого, что Лаван сказал:
да надзирает Господь надо мною и над тобою,
когда мы скроемся друг от друга; - 50. если ты будешь худо поступать с дочерями моими,
или если возьмешь жен сверх дочерей моих,
то, хотя нет человека между нами, [который бы видел,]
но смотри, Бог свидетель между мною и между тобою. - 51. И сказал Лаван Иакову: вот холм сей и вот памятник,
который я поставил между мною и тобою; - 52. этот холм свидетель, и этот памятник свидетель,
что ни я не перейду к тебе за этот холм,
ни ты не перейдешь ко мне за этот холм
и за этот памятник, для зла; - 53. Бог Авраамов и Бог Нахоров да судит между нами, Бог отца их.
Иаков поклялся страхом отца своего Исаака. - 54. И заколол Иаков жертву на горе
и позвал родственников своих есть хлеб;
и они ели хлеб [и пили] и ночевали на горе. - 55. И встал Лаван рано утром
и поцеловал внуков своих и дочерей своих, и благословил их.
И пошел и возвратился Лаван в свое место.
1-3.- Новые шесть лет службы Иакова у Лавана обогатили первого, но это обстоятельство возбудило недовольство Лавана и его сыновей: укоризненные речи последних Иакову и недружелюбное отношение к нему Лавана, «забывшего сказанное им прежде (Быт 30:27) Иакову: «за тебя Господь благословил меня» (Злат., Бес. 57:609), - создают Иакову столь же тяжелое положение в Харране, какое ранее было у него на родине, и теперь мысль его решительно обращается к последней. Божественное же откровение, повелевавшее Иакову возвратиться в Ханаан, исторгавшее его также и от опасности со стороны Лавана, как некогда спасен он был от ненависти Исава, окончательно утверждает Иакова в необходимости возвращения на родину. Намерение свое с пространной мотивировкой Иаков сообщает (ст. 4-16) Рахили и Лии и получает их согласие.4.Жен своих Иаков вызывает на поле, чтобы сообщаемое им решение его не оглашено было преждевременно; при этом любимая Рахиль называется ранее Лии. Стада Лавана Иаков нашел возможным оставить и быть при собственном скоте.5.Подготовляя жен к решимости оставить отца и идти в Ханаан, Иаков указывает:
во-первых, довольно нежную, по-видимому, привязанность к дочерям и внукам: первых он называет сердцем своим (см. еврейский текст: «ты похитил мое сердце») и негодует, что Иаков увел их, как военнопленных (26), не дав возможности Лавану проводить своих дочерей и внуков с торжеством и музыкой, обычною на Востоке при встречах и проводах (ср. (1Цар 18:6); Суд 11.34; toph - ударный музыкальный инструмент, «тимпан», род бубна, kinnor - струнный инструмент, арфа или гусли), и даже лишив Лавана удовольствия поцеловать своих внуков (27-28). На последнее, по Мидрашу, Иаков заметил: это ты можешь сделать это еще и теперь, - Лаван и сделал это при прощании, (ст. 55);
во-вторых, богобоязненность и послушание Лавана повелению Божию (ст. 29): «повеление Божие укротило его пыл, обуздало его ярость, и он относится с кротостью и как бы отеческою любовью к Иакову» (Иоанн Златоуст, 57:616-617).29-30.- Но Лаван скоро переходит к угрозе и наконец к обвинению в краже терафимов, называемых им здесь богами. Так, благоговение пред Богом истинным у Лавана омрачалось грубым языческим суеверием, а любовь к детям - эгоизмом и мстительностью.31-32.- В апологии своей Иаков сначала кратко и с кротостью отвечает на упрек Лавана в тайном удалении от него: он опасался, как бы Лаван, нерасположенный к нему, не оставил при себе жен Иакова с детьми, как ранее лишал его законной награды. На второе же обвинение - в похищении терафимов - Иаков отвечает предложением произвести в его стане поголовный обыск, именно при свидетелях из числа спутников Лавана. При этом на случай, если бы терафимы нашлись у кого Лаваном в стане Иакова, он произносит - по праву патриарха и главы семьи (Быт 38:24) - заклятие на виновного (о похищении Рахили он не знал); по Мидрашу, это было необдуманное слово - Рахиль похитила терафимы и умерла (Beresch. r. Раr. 74, s. 362).33-34.- Лаван производит обыск в шатрах Иакова и всех жен его (имевших отдельные шатры). Хитрость и находчивость виновницы всего этого, Рахили состояла в том, что, зная древний обычай, известный и другим народам, а в законодательстве Моисея возведенный на степень закона обязательного (Лев 15.19-20) - женщина нечиста во время менструации, и всякое прикосновение к ней оскверняет, - Рахиль спрятала терафимы под верблюжье седло, и сама села на всем в той уверенности, что Лаван не решится обыскивать ее, как скоро она заявит ему о своем состоянии нечистоты. Замечательно при этом глубокое почтение, с каким дочь обращается к отцу (35 ст.), хотя ни Рахиль, ни Лия не почитали отношения Лавана к ним и Иакову нормальными и справедливыми (ст. 15-16).36-40.- Теперь, когда обыск Лавана не привел ни к чему, Иаков, склонный, может быть, видеть в подозрении Лавана клевету на себя, со всей энергией высказывает наполняющие его чувства глубокой горечи против Лавана - как за это последнее обвинение (ст. 36-37), так и за все неправды Лавана в отношении к Иакову в течение всей двадцатилетней его службы Лавану, службы самой тщательной и нередко требовавшей самоотвержения, при крайне бессердечном отношении Лавана. Искушенный опытом пастушеской жизни, Иаков наглядно изображает непривлекательные черты своей пастушеской жизни у Лавана, а вместе и пастушества вообще. На обязанности пастуха было следить, чтобы беременные овцы и козы не выкидывали; Иаков при этом не позволял себе, подобно другим пастухам, брать себе в пищу хотя бы изредка ягненка из стада хозяина (38). Напротив, Лаван беспощадно взыскивает за всякое пропавшее животное, хотя бы даже пропажа случилась не днем, когда опасение стада более благоприятно, но и ночью, когда бдительность пастуха естественно ослабляется (39). К тяжелым нравственным условиям службы у Лавана присоединялись и неудобства пастушеского быта физического свойства: крайне резкая смена самого высокого зноя днем и нестерпимого холода ночью. По свидетельству путешественников, во всей западной Азии и теперь, особенно в весенние и осенние месяцы, различие между температурой дневною и ночною приблизительно таково же, как в умеренном климате - между летом и зимой. Противоположение дневного зноя и ночного холода нередко в Библии (Иер 36:30). «Сон убегал от глаз» Иакова - вследствие особой заботливости его о целости стада. «Видишь ли неусыпность пастыря? Видишь ли напряженное старание?» (Иоанн Златоуст, 57:620).41-42.- Тщательное и даже самоотверженное отношение Иакова к обязанностям своей пастушеской службы у Лавана не находило, однако, справедливой оценки у Лавана: напротив, он не прочь был всячески уменьшить заработную плату Иакова (ср. ст. 7). И, по убеждению Иакова, только очевидное и для Лавана попечение Божие о благе Лавана удержало его от совершенного лишения Иакова всего его благоприобретенного имущества. «Так как Богу известно, с каким великим усердием исполнял у тебя службу и какие труды переносил я…, то, призирая на это, Он, как Господь человеколюбивый, вчера обличил тебя, отвратил от меня несправедливые и неразумные покушения с твоей стороны» (Иоанн Златоуст, 57:621). В противоположность политеистическим верованиям Лавана (ст. 30, ср. 53), Иаков (как и в речи своей женам, ст. 5) исповедует Бога вселенной Богом отца и деда своего, причем употребляет параллельные друг другу выражения: «Бог Авраама» и «страх Исаака». Последнее выражение представляет метонимию, обозначая объект страха Исаака, т. е. Бога; такое наименование применено к Богу у пророка Исаии (Ис 8:13). «Страхом Исаковым назвал благочестие, т. е. страх Божий; потому что Божий страх носил Исаак в душе» (блаженный Феодорит, вопр. 92). Чувство страха, благоговения пред Богом, неотъемлемое от религии вообще и ветхозаветной по преимуществу, Исааку усвояется, по-видимому, в специальнейшем смысле - в смысле указания на индивидуальную особенность Исаака. По мнению раввинов, названием этим обозначалось или то, что Исаак при принесении его в жертву испытал в особенно сильной степени страх Божий, или то, что Исаак, как еще живущий, неизбежно испытывал чувство страха Божия, и Иаков не мог сказать о живом еще отце: «Бог Исаака» (ср. Н. Grotii, Annotat. іn V. Т., 1.1, p. 39: non dicit Deus Isaaci, quia vivebat adhuc Isaac).43-44.- Убежденный страстными, по справедливости, упреками Иакова, Лаван не без нежности к дочерям и внукам уверяет зятя своего в отсутствии у него всякого дурного намерения относительно родной ему семьи Иакова и в залог дружелюбия предлагает заключить взаимный союз, сущность и содержание которого указаны ниже, ст. 50 и 52:
- на изменившиеся отношения к нему Лавана;
- на собственную добросовестность и усердие в работе и
- на содействие Божественное, которое проявилось в умножении стад Иакова и которое теперь призывает его к возвращению в Ханаан.
во-первых, довольно нежную, по-видимому, привязанность к дочерям и внукам: первых он называет сердцем своим (см. еврейский текст: «ты похитил мое сердце») и негодует, что Иаков увел их, как военнопленных (26), не дав возможности Лавану проводить своих дочерей и внуков с торжеством и музыкой, обычною на Востоке при встречах и проводах (ср. (1Цар 18:6); Суд 11.34; toph - ударный музыкальный инструмент, «тимпан», род бубна, kinnor - струнный инструмент, арфа или гусли), и даже лишив Лавана удовольствия поцеловать своих внуков (27-28). На последнее, по Мидрашу, Иаков заметил: это ты можешь сделать это еще и теперь, - Лаван и сделал это при прощании, (ст. 55);
во-вторых, богобоязненность и послушание Лавана повелению Божию (ст. 29): «повеление Божие укротило его пыл, обуздало его ярость, и он относится с кротостью и как бы отеческою любовью к Иакову» (Иоанн Златоуст, 57:616-617).29-30.- Но Лаван скоро переходит к угрозе и наконец к обвинению в краже терафимов, называемых им здесь богами. Так, благоговение пред Богом истинным у Лавана омрачалось грубым языческим суеверием, а любовь к детям - эгоизмом и мстительностью.31-32.- В апологии своей Иаков сначала кратко и с кротостью отвечает на упрек Лавана в тайном удалении от него: он опасался, как бы Лаван, нерасположенный к нему, не оставил при себе жен Иакова с детьми, как ранее лишал его законной награды. На второе же обвинение - в похищении терафимов - Иаков отвечает предложением произвести в его стане поголовный обыск, именно при свидетелях из числа спутников Лавана. При этом на случай, если бы терафимы нашлись у кого Лаваном в стане Иакова, он произносит - по праву патриарха и главы семьи (Быт 38:24) - заклятие на виновного (о похищении Рахили он не знал); по Мидрашу, это было необдуманное слово - Рахиль похитила терафимы и умерла (Beresch. r. Раr. 74, s. 362).33-34.- Лаван производит обыск в шатрах Иакова и всех жен его (имевших отдельные шатры). Хитрость и находчивость виновницы всего этого, Рахили состояла в том, что, зная древний обычай, известный и другим народам, а в законодательстве Моисея возведенный на степень закона обязательного (Лев 15.19-20) - женщина нечиста во время менструации, и всякое прикосновение к ней оскверняет, - Рахиль спрятала терафимы под верблюжье седло, и сама села на всем в той уверенности, что Лаван не решится обыскивать ее, как скоро она заявит ему о своем состоянии нечистоты. Замечательно при этом глубокое почтение, с каким дочь обращается к отцу (35 ст.), хотя ни Рахиль, ни Лия не почитали отношения Лавана к ним и Иакову нормальными и справедливыми (ст. 15-16).36-40.- Теперь, когда обыск Лавана не привел ни к чему, Иаков, склонный, может быть, видеть в подозрении Лавана клевету на себя, со всей энергией высказывает наполняющие его чувства глубокой горечи против Лавана - как за это последнее обвинение (ст. 36-37), так и за все неправды Лавана в отношении к Иакову в течение всей двадцатилетней его службы Лавану, службы самой тщательной и нередко требовавшей самоотвержения, при крайне бессердечном отношении Лавана. Искушенный опытом пастушеской жизни, Иаков наглядно изображает непривлекательные черты своей пастушеской жизни у Лавана, а вместе и пастушества вообще. На обязанности пастуха было следить, чтобы беременные овцы и козы не выкидывали; Иаков при этом не позволял себе, подобно другим пастухам, брать себе в пищу хотя бы изредка ягненка из стада хозяина (38). Напротив, Лаван беспощадно взыскивает за всякое пропавшее животное, хотя бы даже пропажа случилась не днем, когда опасение стада более благоприятно, но и ночью, когда бдительность пастуха естественно ослабляется (39). К тяжелым нравственным условиям службы у Лавана присоединялись и неудобства пастушеского быта физического свойства: крайне резкая смена самого высокого зноя днем и нестерпимого холода ночью. По свидетельству путешественников, во всей западной Азии и теперь, особенно в весенние и осенние месяцы, различие между температурой дневною и ночною приблизительно таково же, как в умеренном климате - между летом и зимой. Противоположение дневного зноя и ночного холода нередко в Библии (Иер 36:30). «Сон убегал от глаз» Иакова - вследствие особой заботливости его о целости стада. «Видишь ли неусыпность пастыря? Видишь ли напряженное старание?» (Иоанн Златоуст, 57:620).41-42.- Тщательное и даже самоотверженное отношение Иакова к обязанностям своей пастушеской службы у Лавана не находило, однако, справедливой оценки у Лавана: напротив, он не прочь был всячески уменьшить заработную плату Иакова (ср. ст. 7). И, по убеждению Иакова, только очевидное и для Лавана попечение Божие о благе Лавана удержало его от совершенного лишения Иакова всего его благоприобретенного имущества. «Так как Богу известно, с каким великим усердием исполнял у тебя службу и какие труды переносил я…, то, призирая на это, Он, как Господь человеколюбивый, вчера обличил тебя, отвратил от меня несправедливые и неразумные покушения с твоей стороны» (Иоанн Златоуст, 57:621). В противоположность политеистическим верованиям Лавана (ст. 30, ср. 53), Иаков (как и в речи своей женам, ст. 5) исповедует Бога вселенной Богом отца и деда своего, причем употребляет параллельные друг другу выражения: «Бог Авраама» и «страх Исаака». Последнее выражение представляет метонимию, обозначая объект страха Исаака, т. е. Бога; такое наименование применено к Богу у пророка Исаии (Ис 8:13). «Страхом Исаковым назвал благочестие, т. е. страх Божий; потому что Божий страх носил Исаак в душе» (блаженный Феодорит, вопр. 92). Чувство страха, благоговения пред Богом, неотъемлемое от религии вообще и ветхозаветной по преимуществу, Исааку усвояется, по-видимому, в специальнейшем смысле - в смысле указания на индивидуальную особенность Исаака. По мнению раввинов, названием этим обозначалось или то, что Исаак при принесении его в жертву испытал в особенно сильной степени страх Божий, или то, что Исаак, как еще живущий, неизбежно испытывал чувство страха Божия, и Иаков не мог сказать о живом еще отце: «Бог Исаака» (ср. Н. Grotii, Annotat. іn V. Т., 1.1, p. 39: non dicit Deus Isaaci, quia vivebat adhuc Isaac).43-44.- Убежденный страстными, по справедливости, упреками Иакова, Лаван не без нежности к дочерям и внукам уверяет зятя своего в отсутствии у него всякого дурного намерения относительно родной ему семьи Иакова и в залог дружелюбия предлагает заключить взаимный союз, сущность и содержание которого указаны ниже, ст. 50 и 52:
- со стороны Иакова он был обязательством к доброму обращению с дочерьми Лавана и не умножению жен сверх наличного количества (ст. 50) и
- со стороны обоих, Иакова и Лавана, союз этот был ручательством, что ни один, ни другой не будут переходить полагаемой ими границы - холма - с враждебными друг другу целями.