< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

Глава 10

  • Закрыть сопоставления
  • 1. Опротивела душе моей жизнь моя;
    предамся печали моей;
    буду говорить в горести души моей.
  • 2. Скажу Богу: не обвиняй меня;
    объяви мне, за что Ты со мною борешься?
  • 3. Хорошо ли для Тебя,
    что Ты угнетаешь, что презираешь дело рук Твоих,
    а на совет нечестивых посылаешь свет?
  • 4. Разве у Тебя плотские очи,
    и Ты смотришь, как смотрит человек?
  • 5. Разве дни Твои, как дни человека,
    или лета Твои, как дни мужа,
  • 6. что Ты ищешь порока во мне и допытываешься греха во мне,
  • 7. хотя знаешь, что я не беззаконник,
    и что некому избавить меня от руки Твоей?
  • 8. Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом, —
    и Ты губишь меня?
  • 9. Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня,
    и в прах обращаешь меня?
  • 10. Не Ты ли вылил меня, как молоко,
    и, как творог, сгустил меня,
  • 11. кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня,
  • 12. жизнь и милость даровал мне,
    и попечение Твое хранило дух мой?
  • 13. Но и то скрывал Ты в сердце Своем, —
    знаю, что это было у Тебя, —
  • 14. что если я согрешу,
    Ты заметишь и не оставишь греха моего без наказания.
  • 15. Если я виновен, горе мне!
    если и прав, то не осмелюсь поднять головы моей.
    Я пресыщен унижением;
    взгляни на бедствие мое:
  • 16. оно увеличивается.
    Ты гонишься за мною, как лев,
    и снова нападаешь на меня и чудным являешься во мне.
  • 17. Выводишь новых свидетелей Твоих против меня;
    усиливаешь гнев Твой на меня;
    и беды, одни за другими, ополчаются против меня.
  • 18. И зачем Ты вывел меня из чрева?
    пусть бы я умер, когда еще ничей глаз не видел меня;
  • 19. пусть бы я, как небывший, из чрева перенесен был во гроб!
  • 20. Не малы ли дни мои?
    Оставь, отступи от меня,
    чтобы я немного ободрился,
  • 21. прежде нежели отойду, — и уже не возвращусь, —
    в страну тьмы и сени смертной,
  • 22. в страну мрака, каков есть мрак тени смертной,
    где нет устройства, где темно, как самая тьма.

1-2.- Иов не чувствует желания продолжать жизнь (Иов 9:21) и д. ); она ему противна, вызывает одни лишь жалобы. Рассеять, уничтожить подобное настроение и тем возбудить желание жизни мог бы Господь своим ответом, за что страдает и наказывается Иoв (ср. (Иов 3:20-23). Но он выступает только в роли карателя, не объясняет его вины.

3-7.- Тщетны и личные усилия Иова постичь причину постигших его бедствий и тем облегчить свою скорбь. Вины за собою он не знает, а делаемые им предположения в целях выяснить, за что его карает Господь, не могут быть признаны удовлетворительными, так как не совместимы с представлением о Боге. Недопустимо, во-первых, чтобы Господь наказывал создание Своих рук (Быт 2:7); (Пс 2:15) потому, что это доставляет Ему удовольствие (ст. 3). Такое предположение противоречит божественной любви, которой человек обязан своим существованием. Во-вторых, невозможно думать, что наказание - результат ошибки, незнания (ст. 4). Она свойственна ограниченному по уму человеку, судящему по внешности, но не всеведущему Богу, знающему сердце людей (1Цар 16:17); (Сир 24:27-28). Нельзя, наконец, предположить, что жизнь Господа так же кратка, как и жизнь человека, и потому Он, боясь упустить время для наказания, не дает греху Иова обнаружиться, а нарочно изыскивает его вину и безвинного раньше времени и без всякой необходимости подвергает каре (ст. 5-7).

8-12.- Все приведенные предположения не имеют и не могут иметь места. Но в таком случае возникает новое недоумение. Как первый, созданный из глины человек, так точно и Иов - создание Божие, прямое дело рук Господа. По воле Божией из человеческого семени ("молоко") зародился в утробе матери его организм, силою Божьею созданы различные члены один за другим ("Твои руки ... образовали всего меня кругом" - ст. 8), и ею же он превращен затем в полного человека ("кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня", ст. 11; ср. (Пс 24:13), над которым в течение всей остальной жизни непрестанно бодрствовал божественный промысл (ст. 12). И если теперь Божественный Художник уничтожает свое создание (ст. 8), мало того, предмет попечения и забот, то Он совершает непонятный, непостижимый акт самоуничтожения.

13-14.- Проявив в акте создания свою любовь к Иову, Бог одновременно с этим предопределил, постановил, как правило, не прощать ему даже самого малого греха (евр. "хата" в отличие от грехов великих, совершаемых "дерзновенною рукой" (Чис 15:30). Как же примирить эти два взаимно исключающие друг друга начала: любовь и отсутствие всепрощения?

15-17.- При подобном отношении Бога к Иову положение последнего оказывается в полном смысле безвыходным. Если он виновен, то ему нет оснований ждать милости и прощения; если прав, то нет данных "поднять головы своей" (ст. 15), т. е. ободриться. Последнее невозможно потому, что в очах Божьих Иов не перестает быть грешником, заслуживающим наказания. Показателем такого отношения к нему Господа является все более и более усиливающаяся болезнь, она - свидетель его виновности (Иов 16:8), за которую Бог преследует Иова, как лев свою добычу (Ис 38:13); (Ос 5:14); (Ос 13:7), в нанесении страданий проявляет Свое всемогущество.

18-19.- Утверждая, что Господь еще при создании решил не прощать ему греха (ст. 13-14), Иов не понимает, как Бог мог даровать ему жизнь. Последнее предполагает и требует любви, но ее не было, за что ручается определение "не оставлять греха без наказания". Не было любви, не мог появиться на свет и Иов Так возникает новое недоумение.

20-22.- Тревожимый всеми этими неразрешимыми вопросами, утративший веру в Бога, как правосудное, любящее человека существо, Иов ввиду приближения смерти ("не малы ли дни мои?") просит Господа отступить от него, прекратить проявления гнева (ст. 15-17). Тогда он умрет спокойно, не тревожимый сомнениями. И этот сравнительно светлый конец будет возмещением за тот мрак, который ждет его в преисподней, где нет даже следа солнечного света ("офел" ст. 22, ср. (Исх 10:22), где господствует сень смертная.