- 1. О, кто даст голове моей воду и глазам моим — источник слез!
я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего. - 2. О, кто дал бы мне в пустыне пристанище путников!
оставил бы я народ мой и ушел бы от них:
ибо все они прелюбодеи, скопище вероломных. - 3. Как лук, напрягают язык свой для лжи,
усиливаются на земле неправдою;
ибо переходят от одного зла к другому,
и Меня не знают, говорит Господь. - 4. Берегитесь каждый своего друга,
и не доверяйте ни одному из своих братьев;
ибо всякий брат ставит преткновение другому,
и всякий друг разносит клеветы. - 5. Каждый обманывает своего друга, и правды не говорят:
приучили язык свой говорить ложь,
лукавствуют до усталости. - 6. Ты живешь среди коварства;
по коварству они отрекаются знать Меня, говорит Господь. - 7. Посему так говорит Господь Саваоф:
вот, Я расплавлю и испытаю их;
ибо как иначе Мне поступать со дщерью народа Моего? - 8. Язык их — убийственная стрела, говорит коварно;
устами своими говорят с ближним своим дружелюбно,
а в сердце своем строят ему ковы. - 9. Неужели Я не накажу их за это? говорит Господь;
не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот? - 10. О горах подниму плач и вопль,
и о степных пастбищах — рыдание,
потому что они выжжены, так что никто там не проходит,
и не слышно блеяния стад:
от птиц небесных до скота — все рассеялись, ушли. - 11. И сделаю Иерусалим грудою камней, жилищем шакалов,
и города Иудеи сделаю пустынею, без жителей. - 12. Есть ли такой мудрец, который понял бы это?
И к кому говорят уста Господни — объяснил бы,
за что погибла страна и выжжена, как пустыня,
так что никто не проходит по ней? - 13. И сказал Господь: за то, что они оставили закон Мой,
который Я постановил для них,
и не слушали гласа Моего и не поступали по нему; - 14. а ходили по упорству сердца своего
и во след Ваалов, как научили их отцы их. - 15. Посему так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев:
вот, Я накормлю их, этот народ, полынью,
и напою их водою с желчью; - 16. и рассею их между народами,
которых не знали ни они, ни отцы их,
и пошлю вслед их меч, доколе не истреблю их. - 17. Так говорит Господь Саваоф:
подумайте, и позовите плакальщиц, чтобы они пришли;
пошлите за искусницами в этом деле, чтобы они пришли. - 18. Пусть они поспешат и поднимут плач о нас,
чтобы из глаз наших лились слезы,
и с ресниц наших текла вода. - 19. Ибо голос плача слышен с Сиона:
«как мы ограблены! мы жестоко посрамлены,
ибо оставляем землю, потому что разрушили жилища наши». - 20. Итак слушайте, женщины, слово Господа,
и да внимает ухо ваше слову уст Его;
и учите дочерей ваших плачу,
и одна другую — плачевным песням. - 21. Ибо смерть входит в наши окна,
вторгается в чертоги наши,
чтобы истребить детей с улицы, юношей с площадей. - 22. Скажи: так говорит Господь:
и будут повержены трупы людей, как навоз на поле
и как снопы позади жнеца,
и некому будет собрать их. - 23. Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею,
да не хвалится сильный силою своею,
да не хвалится богатый богатством своим. - 24. Но хвалящийся хвались тем,
что разумеет и знает Меня,
что Я — Господь, творящий милость, суд и правду на земле;
ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь. - 25. Вот, приходят дни, говорит Господь,
когда Я посещу всех обрезанных и необрезанных: - 26. Египет и Иудею, и Едома и сыновей Аммоновых,
и Моава и всех стригущих волосы на висках, обитающих в пустыне;
ибо все эти народы необрезаны,
а весь дом Израилев с необрезанным сердцем.
1-9.- Пророк так измучен неуспешностью своих увещаний, что хотел бы подобно Илии уйти в пустыню. Его единоплеменники — прелюбодеи и в прямом и в переносном смысле этого слова. Отвергшись от Бога, они разрывают естественные узы братской любви, изменяют своим друзьям.1.Этот стих в евр. Библии отнесен к предшествующей главе. — У пророка не хватает слез для оплакивания бедственной судьбы Иудейского царства.2.Пристанище путников — это так называемый хан — палатка или шалаш в пустыне, где на ночлег останавливаются путешественники и где нет ничего, кроме крова, — никаких необходимых для прожития запасов. Пророк, однако и сюда бы охотно удалился, чтобы только не видать своих соотечественников.5.Приучали язык свой. Искусство лгать требует большей сноровки, чем желание говорить одну только правду.7.Речь, идет о грозном суде, какому подвергнет Иегова Свой народ.10-22.- Пророк сетует о своей стране, которую он видит уже опустошенною, но объясняет эту судьбу иудеев их ожесточенностью, с какою они отвергали закон Иеговы. Потребуется особые плакальщицы, чтобы оплакать великие бедствия, которые обрушатся на Иудею, а потом и весь народ заплачет от горя, — от потери близких.21-22.- стихи представляют собою небольшое, мастерски составленное, стихотворение, в котором, по-видимому, пророк говорит о чуме, которая является страшным бичом для осажденных городов. Чума не щадит даже детей; и об их погибели Иеремия говорит раньше всего, показывая свое особое сожаление к этим невинным жертвам преступности их родителей.23-26.- На суде Божием не помогут людям ни вся их мудрость, ни сила, ни богатство. Поэтому не в этих преимуществах нужно искать для себя опоры, а в познании Господа. Кто не хочет творить волю Божию, для того не принесет пользы и обрезание.25.Обрезанных и необрезанных — правильнее: обрезанных, но (в тоже время можно сказать) — необрезанных. Пророк предрекает гнев Божий тем, которые телесно обрезаны, но в то же время ведут нечистую жизнь, для которых поэтому внешнее обрезание не составляет действительного знамения общения с Богом и потому не может их гарантировать от суда Божия, угрожающего грешникам.26.Египтяне издревле совершали обряд обрезания. Точно также и родственные евреям едомитяне, аммонитяне и моавитяне имели у себя в эпоху Иеремии обряд обрезания. Впрочем впоследствии у едомитян, этот обряд вышел из употребления и только Иоанн Гиркан принудил их восстановить его. — Стригущие волосы на висках — это арабы, совершавшие этот обряд с целью угождения богам своим. — Эти народы необрезанны, т. е. с вашей точки зрения, их обрезание не имеет никакого значения и не делает их участниками теократической жизни. Точно также и иудеи не могут надеяться на свое обрезание, потому что у них не обрезано сердце, т. е. они далеки сердцем от Бога.
Особые замечания к VII–IX гл. Храмовая речь, заключающаяся в VI–IX гл., очевидно, представляет собою в обстоятельном изложении ту речь, какая кратко изложена в (Иер 26:4) и сл., и значит, за нее пророк претерпел те взыскания, о каких говорится в (Иер 26:1) гл. Вся эта речь проникнута живым пророческим одушевлением и несомненно представляет подлинное произведение Иеремии. Только (Иер 8:18) ст., тоже, конечно, принадлежащие Иеремии, не находятся в связи с речью и им собственно следовало бы стоять отдельно. Некоторые толкователи (напр. Оrelli) полагают также, что (Иер 9:2) и 27, в которых содержится откровение, направленное лично к Иеремии и (Иер 8:18) и сл. (Иер 9:2) и сл., где пророк изливает свои чувства, представляет собою вставки, сделанные пророком в храмовую речь тогда, когда он диктовал ее переписчику. Но нет, собственно в этих отрывках ничего такого, что не могло бы быть передано и в слух всего народа во храме.



