< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Глава 9

  • Закрыть сопоставления
  • 1. О, кто даст голове моей воду и глазам моим — источник слез!
    я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего.
  • 2. О, кто дал бы мне в пустыне пристанище путников!
    оставил бы я народ мой и ушел бы от них:
    ибо все они прелюбодеи, скопище вероломных.
  • 3. Как лук, напрягают язык свой для лжи,
    усиливаются на земле неправдою;
    ибо переходят от одного зла к другому,
    и Меня не знают, говорит Господь.
  • 4. Берегитесь каждый своего друга,
    и не доверяйте ни одному из своих братьев;
    ибо всякий брат ставит преткновение другому,
    и всякий друг разносит клеветы.
  • 5. Каждый обманывает своего друга, и правды не говорят:
    приучили язык свой говорить ложь,
    лукавствуют до усталости.
  • 6. Ты живешь среди коварства;
    по коварству они отрекаются знать Меня, говорит Господь.
  • 7. Посему так говорит Господь Саваоф:
    вот, Я расплавлю и испытаю их;
    ибо как иначе Мне поступать со дщерью народа Моего?
  • 8. Язык их — убийственная стрела, говорит коварно;
    устами своими говорят с ближним своим дружелюбно,
    а в сердце своем строят ему ковы.
  • 9. Неужели Я не накажу их за это? говорит Господь;
    не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот?
  • 10. О горах подниму плач и вопль,
    и о степных пастбищах — рыдание,
    потому что они выжжены, так что никто там не проходит,
    и не слышно блеяния стад:
    от птиц небесных до скота — все рассеялись, ушли.
  • 11. И сделаю Иерусалим грудою камней, жилищем шакалов,
    и города Иудеи сделаю пустынею, без жителей.
  • 12. Есть ли такой мудрец, который понял бы это?
    И к кому говорят уста Господни — объяснил бы,
    за что погибла страна и выжжена, как пустыня,
    так что никто не проходит по ней?
  • 13. И сказал Господь: за то, что они оставили закон Мой,
    который Я постановил для них,
    и не слушали гласа Моего и не поступали по нему;
  • 14. а ходили по упорству сердца своего
    и во след Ваалов, как научили их отцы их.
  • 15. Посему так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев:
    вот, Я накормлю их, этот народ, полынью,
    и напою их водою с желчью;
  • 16. и рассею их между народами,
    которых не знали ни они, ни отцы их,
    и пошлю вслед их меч, доколе не истреблю их.
  • 17. Так говорит Господь Саваоф:
    подумайте, и позовите плакальщиц, чтобы они пришли;
    пошлите за искусницами в этом деле, чтобы они пришли.
  • 18. Пусть они поспешат и поднимут плач о нас,
    чтобы из глаз наших лились слезы,
    и с ресниц наших текла вода.
  • 19. Ибо голос плача слышен с Сиона:
    «как мы ограблены! мы жестоко посрамлены,
    ибо оставляем землю, потому что разрушили жилища наши».
  • 20. Итак слушайте, женщины, слово Господа,
    и да внимает ухо ваше слову уст Его;
    и учите дочерей ваших плачу,
    и одна другую — плачевным песням.
  • 21. Ибо смерть входит в наши окна,
    вторгается в чертоги наши,
    чтобы истребить детей с улицы, юношей с площадей.
  • 22. Скажи: так говорит Господь:
    и будут повержены трупы людей, как навоз на поле
    и как снопы позади жнеца,
    и некому будет собрать их.
  • 23. Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею,
    да не хвалится сильный силою своею,
    да не хвалится богатый богатством своим.
  • 24. Но хвалящийся хвались тем,
    что разумеет и знает Меня,
    что Я — Господь, творящий милость, суд и правду на земле;
    ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь.
  • 25. Вот, приходят дни, говорит Господь,
    когда Я посещу всех обрезанных и необрезанных:
  • 26. Египет и Иудею, и Едома и сыновей Аммоновых,
    и Моава и всех стригущих волосы на висках, обитающих в пустыне;
    ибо все эти народы необрезаны,
    а весь дом Израилев с необрезанным сердцем.

1-9.- Пророк так измучен неуспешностью своих увещаний, что хотел бы подобно Илии уйти в пустыню. Его единоплеменники — прелюбодеи и в прямом и в переносном смысле этого слова. Отвергшись от Бога, они разрывают естественные узы братской любви, изменяют своим друзьям.

1.Этот стих в евр. Библии отнесен к предшествующей главе. — У пророка не хватает слез для оплакивания бедственной судьбы Иудейского царства.

2.Пристанище путников — это так называемый хан — палатка или шалаш в пустыне, где на ночлег останавливаются путешественники и где нет ничего, кроме крова, — никаких необходимых для прожития запасов. Пророк, однако и сюда бы охотно удалился, чтобы только не видать своих соотечественников.

5.Приучали язык свой. Искусство лгать требует большей сноровки, чем желание говорить одну только правду.

7.Речь, идет о грозном суде, какому подвергнет Иегова Свой народ.

10-22.- Пророк сетует о своей стране, которую он видит уже опустошенною, но объясняет эту судьбу иудеев их ожесточенностью, с какою они отвергали закон Иеговы. Потребуется особые плакальщицы, чтобы оплакать великие бедствия, которые обрушатся на Иудею, а потом и весь народ заплачет от горя, — от потери близких.

21-22.- стихи представляют собою небольшое, мастерски составленное, стихотворение, в котором, по-видимому, пророк говорит о чуме, которая является страшным бичом для осажденных городов. Чума не щадит даже детей; и об их погибели Иеремия говорит раньше всего, показывая свое особое сожаление к этим невинным жертвам преступности их родителей.

23-26.- На суде Божием не помогут людям ни вся их мудрость, ни сила, ни богатство. Поэтому не в этих преимуществах нужно искать для себя опоры, а в познании Господа. Кто не хочет творить волю Божию, для того не принесет пользы и обрезание.

25.Обрезанных и необрезанных — правильнее: обрезанных, но (в тоже время можно сказать) — необрезанных. Пророк предрекает гнев Божий тем, которые телесно обрезаны, но в то же время ведут нечистую жизнь, для которых поэтому внешнее обрезание не составляет действительного знамения общения с Богом и потому не может их гарантировать от суда Божия, угрожающего грешникам.

26.Египтяне издревле совершали обряд обрезания. Точно также и родственные евреям едомитяне, аммонитяне и моавитяне имели у себя в эпоху Иеремии обряд обрезания. Впрочем впоследствии у едомитян, этот обряд вышел из употребления и только Иоанн Гиркан принудил их восстановить его. — Стригущие волосы на висках — это арабы, совершавшие этот обряд с целью угождения богам своим. — Эти народы необрезанны, т. е. с вашей точки зрения, их обрезание не имеет никакого значения и не делает их участниками теократической жизни. Точно также и иудеи не могут надеяться на свое обрезание, потому что у них не обрезано сердце, т. е. они далеки сердцем от Бога. Особые замечания к VII–IX гл. Храмовая речь, заключающаяся в VI–IX гл., очевидно, представляет собою в обстоятельном изложении ту речь, какая кратко изложена в (Иер 26:4) и сл., и значит, за нее пророк претерпел те взыскания, о каких говорится в (Иер 26:1) гл. Вся эта речь проникнута живым пророческим одушевлением и несомненно представляет подлинное произведение Иеремии. Только (Иер 8:18) ст., тоже, конечно, принадлежащие Иеремии, не находятся в связи с речью и им собственно следовало бы стоять отдельно. Некоторые толкователи (напр. Оrelli) полагают также, что (Иер 9:2) и 27, в которых содержится откровение, направленное лично к Иеремии и (Иер 8:18) и сл. (Иер 9:2) и сл., где пророк изливает свои чувства, представляет собою вставки, сделанные пророком в храмовую речь тогда, когда он диктовал ее переписчику. Но нет, собственно в этих отрывках ничего такого, что не могло бы быть передано и в слух всего народа во храме.