- 1. И было ко мне слово Господне:
- 2. не бери себе жены,
и пусть не будет у тебя ни сыновей, ни дочерей на месте сем. - 3. Ибо так говорит Господь
о сыновьях и дочерях, которые родятся на месте сем,
и о матерях их, которые родят их,
и об отцах их, которые произведут их на сей земле: - 4. тяжкими смертями умрут они
и не будут ни оплаканы, ни похоронены;
будут навозом на поверхности земли;
мечом и голодом будут истреблены,
и трупы их будут пищею птицам небесным и зверям земным. - 5. Ибо так говорит Господь: не входи в дом сетующих
и не ходи плакать и жалеть с ними;
ибо Я отнял от этого народа, говорит Господь,
мир Мой и милость и сожаление. - 6. И умрут великие и малые на земле сей;
и не будут погребены, и не будут оплакивать их,
ни терзать себя, ни стричься ради них. - 7. И не будут преломлять для них хлеб в печали,
в утешение об умершем;
и не подадут им чаши утешения,
чтобы пить по отце их и матери их. - 8. Не ходи также и в дом пиршества, чтобы сидеть с ними,
есть и пить; - 9. ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев:
вот, Я прекращу на месте сем в глазах ваших и во дни ваши
голос радости и голос веселья,
голос жениха и голос невесты. - 10. Когда ты перескажешь народу сему все эти слова,
и они скажут тебе:
«за что изрек на нас Господь все это великое бедствие,
и какая наша неправда, и какой наш грех,
которым согрешили мы пред Господом Богом нашим?» — - 11. тогда скажи им: за то, что отцы ваши оставили Меня,
говорит Господь,
и пошли вослед иных богов,
и служили им, и поклонялись им,
а Меня оставили, и закона Моего не хранили. - 12. А вы поступаете еще хуже отцов ваших
и живете каждый по упорству злого сердца своего,
чтобы не слушать Меня. - 13. За это выброшу вас из земли сей в землю,
которой не знали ни вы, ни отцы ваши,
и там будете служить иным богам день и ночь;
ибо Я не окажу вам милосердия. - 14. Посему вот, приходят дни, говорит Господь,
когда не будут уже говорить: «жив Господь,
Который вывел сынов Израилевых из земли Египетской»; - 15. но: «жив Господь,
Который вывел сынов Израилевых из земли северной
и из всех земель, в которые изгнал их»:
ибо возвращу их в землю их, которую Я дал отцам их. - 16. Вот, Я пошлю множество рыболовов, говорит Господь,
и будут ловить их;
а потом пошлю множество охотников,
и они погонят их со всякой горы,
и со всякого холма, и из ущелий скал. - 17. Ибо очи Мои на всех путях их;
они не скрыты от лица Моего,
и неправда их не сокрыта от очей Моих. - 18. И воздам им прежде всего за неправду их и за сугубый грех их,
потому что осквернили землю Мою, трупами гнусных своих
и мерзостями своими наполнили наследие Мое. - 19. Господи, сила моя и крепость моя
и прибежище мое в день скорби!
к Тебе придут народы от краев земли
и скажут: «только ложь наследовали наши отцы,
пустоту и то, в чем никакой нет пользы». - 20. Может ли человек сделать себе богов,
которые впрочем не боги? - 21. Посему, вот Я покажу им ныне,
покажу им руку Мою и могущество Мое,
и узнают, что имя Мое — Господь.
1-9.- В знак печальной судьбы иудейского народа Иеремия не должен заводить себе семьи. Он должен разорвать и дружеские связи, какие у него были в народе, потому что Иегова отнимает у народа Свою дружбу.2.Семейная жизнь могла бы принести утешение пророку, ненавидимому в обществе израильском, но он, по определению Божию, должен отказаться и от этого утешения.6.Великие и малые — т. е. знатные и простолюдины. — Стричься — точнее, с евр.: делать нарезы на теле (ср. (Иер 41:5); (Иер 47:5) и потом остригать наголо голову (Иер 47:5); (Ис 22:12). То и другое было воспрещено законом Моисеевым (Лев 19:27) и сл. (Лев 21:5), но тем не менее практиковалось у евреев. — Пророку запрещается принимать участие в сетовании той или другой семьи по случаю смерти какого-либо члена этой семьи. Это будет символом того, что скоро не будут оплакивать умерших и даже погребать их за невозможностью это сделать: придется иудеям, оставшимся в живых, думать только о себе…7.В осиротевшую семью, после похорон отца семейства, друзья присылали хлеб и вино, для подкрепления сил хоронивших умершего и в это время, конечно, не вкушавших пищи (Притч 31:6).10-13.- Причиною гнева Божия на народ является измена народа Иегове. Современники Иеремии еще хуже поступили по отношению к Богу, чем их предки, и за это Господь изгонит их из Палестины в отдаленную страну.14-21.- Но чем тягостнее ожидающая иудеев теперь судьба, тем величественнее спасение, какое они получат впоследствии от Иеговы. При виде этого спасения даже язычники обратятся к истинному Богу! Но теперь пока иудейскому народу придется до дна испить чашу наказания.14.Некогда изведение Израиля из плена египетского так подействовало на души евреев, что они и клялись именем Того, Кто совершил это великое чудо.15.Со временем, новое чудо — выведение евреев из плена вавилонского — еще сильнее подействует на евреев и они будут в клятвах своих упоминать Того, Кто выведет их из этого, вавилонского, пленения.16.Рыболовы и охотники — это халдеи, которые забирали иногда население Иудейского государства целыми массами, как рыболовы таскают рыбу сетями, то охотились за отдельными иудеями, скрывавшимися в горах (ср. (Авв 1:15).18.Прежде всего — точнее с евр: раньше (ср. (Ис 65:7), т. е. прежде чем исполнятся обещания 14–15-го ст. — За сугубый грех их. Грех иудеев называется сугубым или двойным для того чтобы обозначить силу этого греха (ср. (Ис 40:2). Трупы гнусных. Идолы называются трупами для того, чтобы указать на их нечистоту, так как труп был самою большою нечистотою в глазах иудея.
Особые замечания — см. после 17-й главы.



