- 1. Когда Пасхор, сын Еммеров, священник,
он же и надзиратель в доме Господнем,
услышал, что Иеремия пророчески произнес слова сии, - 2. то ударил Пасхор Иеремию пророка и посадил его в колоду,
которая была у верхних ворот Вениаминовых при доме Господнем. - 3. Но на другой день Пасхор выпустил Иеремию из колоды,
и Иеремия сказал ему: не «Пасхор» [1]
нарек Господь имя тебе,
но «Магор Миссавив» [2]. - 4. Ибо так говорит Господь: вот, Я сделаю тебя ужасом
для тебя самого и для всех друзей твоих,
и падут они от меча врагов своих,
и твои глаза увидят это.
И всего Иуду предам в руки царя Вавилонского,
и отведет их в Вавилон и поразит их мечом. - 5. И предам все богатство этого города
и все стяжание его, и все драгоценности его;
и все сокровища царей Иудейских отдам в руки врагов их,
и разграбят их и возьмут, и отправят их в Вавилон. - 6. И ты, Пасхор, и все живущие в доме твоем, пойдете в плен;
и придешь в Вавилон, и там умрешь,
и там будешь похоронен, ты и все друзья твои,
которым ты пророчествовал ложно. - 7. Ты влек меня, Господи, — и я увлечен;
Ты сильнее меня — и превозмог,
и я каждый день в посмеянии,
всякий издевается надо мною. - 8. Ибо лишь только начну говорить я, —
кричу о насилии, вопию о разорении,
потому что слово Господне обратилось в поношение мне
и в повседневное посмеяние. - 9. И подумал я: «не буду я напоминать о Нем
и не буду более говорить во имя Его»;
но было в сердце моем,
как бы горящий огонь, заключенный в костях моих,
и я истомился, удерживая его, и не мог. - 10. Ибо я слышал толки многих:
угрозы вокруг;
«заявите, говорили они, и мы сделаем донос».
Все, жившие со мною в мире, сторожат за мною, не споткнусь ли я:
«может быть, говорят, он попадется,
и мы одолеем его и отмстим ему». - 11. Но со мною Господь, как сильный ратоборец;
поэтому гонители мои споткнутся и не одолеют;
сильно посрамятся, потому что поступали неразумно;
посрамление будет вечное, никогда не забудется. - 12. Господи сил! Ты испытываешь праведного
и видишь внутренность и сердце.
Да увижу я мщение Твое над ними, ибо Тебе вверил я дело мое. - 13. Пойте Господу, хвалите Господа,
ибо Он спасает душу бедного от руки злодеев. — - 14. Проклят день, в который я родился!
день, в который родила меня мать моя, да не будет благословен! - 15. Проклят человек, который принес весть отцу моему
и сказал: «у тебя родился сын»,
и тем очень обрадовал его. - 16. И да будет с тем человеком, что с городами,
которые разрушил Господь и не пожалел;
да слышит он утром вопль и в полдень рыдание - 17. за то, что он не убил меня в самой утробе —
так, чтобы мать моя была мне гробом,
и чрево ее оставалось вечно беременным. - 18. Для чего вышел я из утробы,
чтобы видеть труды и скорби,
и чтобы дни мои исчезали в бесславии?
[1 Мир вокруг.]
[2 Ужас вокруг.]
1-6.- Пасхор, надзиратель в храме, услышав предсказание Иеремии, ударил его и запер в колодки на целые сутки. За это Иеремия предсказал ему лично отведение в плен вавилонский и смерть в плену, повторив при этом пророчество об отведении в плен и всего иудейского народа.1.Пасхор — это был сын Еммера и, значит, священник из 16-й священнической череды (1Пар 24:14). Его должность была очень важная. В то же время он приписывал себе пророческое достоинство (6 ст.) и, значит, смотрел на Иеремию как на своего соперника.2.Ворота Вениаминовы называются верхними, вероятно, потому, что вели из внутреннего, священнического двора во двор внешний, а первый двор был расположен выше второго. Или, может быть, они названы так в отличие от городских ворот, носивших тоже название «Вениаминовых» (см. (Иер 17:19).3.Господь таинственно теперь нарекает злому священнику новое имя, вполне отвечающее ожидающей его печальной участи. Это знак того, что судьба Пасхора, указанная в значении нового его имени, не может уже быть изменена.7-18.- Оскорбления, каким подвергся пророк, заставляют его снова жаловаться на свою судьбу. Он даже решился было вовсе перестать пророчествовать, но не мог привести свое решение в осуществление. Господь побуждает его продолжать свое служение и, в надежде на Его помощь, пророк высказывает свою уверенность в погибели его врагов. Но вскоре человеческая немощь опять дает знать о себе и пророк проклинает день своего рождения.7.С евр. точнее: «Ты увлек или уговорил меня, Господи, я поступаю против своей воли?»8.Пророку, при каждом своем выступлении с проповедью, приходится жаловаться на насилия и обиды, ему причиняемые за его проповеди. Он, в самом деле, должен возвещать такие слова Божии, какие его согражданам в высшей степени неприятны и за которые пророку приходится расплачиваться постоянно.14-15.- Проклятия, какие посылает пророк дню своего рождения и человеку, возвестившему отцу о рождении у него сына, должно толковать в том смысле, что пророку стало невыносимо жить на свете.16.Так как тот человек, который возвестил о рождении Иеремии его отцу, едва ли может быть сравнен с городами Содомом и Гоморрою, которые здесь имеет в виду Иеремия, и так как неестественно допустить, чтобы чужой человек мог быть допущен к женщине-родильнице и тем более чтобы он мог умертвить Иеремию, когда тот находился в утробе матери, то лучше признать (с Duhm'ом), что в 16 ст. вместо слова isch = человек стояло слово jom = день, которое и пишется довольно похоже на первое. В таком случае и здесь и в 17-м ст. мысль и выражение становятся ясными. Пророк желает чтобы день его рождения был несчастным днем, чтобы в этот день не рождались больше дети: он лишен будет жизни как Содом и Гоморра: и только рыдания будут слышаться в этот день. Затем, тот день мог, действительно, убить Иеремию, так что он родился бы мертвым, и в таком смысле выражение 17-го стиха является естественным.
Особые замечания. Символическое действие в долине Гинном и история, передаваемая в ХХ-й гл., имели место, вероятно, до 4-го г. царствования Иоакима, когда пророк еще мог выступать с проповедью в храме, чего ему не дозволялось впоследствии. — Пророчество Иеремии о Пасхоре исполнилось, вероятно, при отведении Навуходоносором в 607 г. некоторой части иудеев в Вавилон. В самом деле, в Иер 29.25–26 ст. надзирателем храма назван уже не Пасхор, а некто Софония.



