- 1. Слово Господне, которое было к Иеремии пророку
о народах языческих: - 2. о Египте,
о войске фараона Нехао, царя Египетского,
которое было при реке Евфрате в Кархемисе,
и которое поразил Навуходоносор, царь Вавилонский,
в четвертый год Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского. - 3. Готовьте щиты и копья,
и вступайте в сражение; - 4. седлайте коней и садитесь, всадники,
и становитесь в шлемах;
точите копья, облекайтесь в брони. - 5. Почему же, вижу Я, они оробели и обратились назад?
и сильные их поражены,
и бегут не оглядываясь;
отвсюду ужас, говорит Господь. - 6. Не убежит быстроногий, и не спасется сильный;
на севере, у реки Евфрата, они споткнутся и падут. - 7. Кто это поднимается, как река,
и, как потоки, волнуются воды его? - 8. Египет поднимается, как река,
и, как потоки, взволновались воды его, и говорит:
«поднимусь и покрою землю, погублю город и жителей его». - 9. Садитесь на коней, и мчитесь, колесницы,
и выступайте, сильные Ефиопляне и Ливияне, вооруженные щитом,
и Лидяне, держащие луки и натягивающие их; - 10. ибо день сей у Господа Бога Саваофа есть день отмщения,
чтобы отмстить врагам Его;
и меч будет пожирать,
и насытится и упьется кровью их;
ибо это Господу Богу Саваофу будет жертвоприношение
в земле северной, при реке Евфрате. - 11. Пойди в Галаад и возьми бальзама, дева, дочь Египта;
напрасно ты будешь умножать врачевства,
нет для тебя исцеления. - 12. Услышали народы о посрамлении твоем,
и вопль твой наполнил землю;
ибо сильный столкнулся с сильным,
и оба вместе пали. - 13. Слово, которое сказал Господь пророку Иеремии
о нашествии Навуходоносора, царя Вавилонского,
чтобы поразить землю Египетскую: - 14. возвестите в Египте
и дайте знать в Магдоле,
и дайте знать в Нофе и Тафнисе;
скажите: «становись и готовься,
ибо меч пожирает окрестности твои». - 15. Отчего сильный твой опрокинут? —
Не устоял, потому что Господь погнал его. - 16. Он умножил падающих,
даже падали один на другого
и говорили: «вставай и возвратимся к народу нашему
в родную нашу землю от губительного меча». - 17. А там кричат: «фараон, царь Египта, смутился;
он пропустил условленное время». - 18. Живу Я, говорит Царь, Которого имя Господь Саваоф:
как Фавор среди гор и как Кармил при море,
так верно придет он. - 19. Готовь себе нужное для переселения, дочь — жительница Египта,
ибо Ноф будет опустошен, разорен, останется без жителя. - 20. Египет — прекрасная телица;
но погибель от севера идет, идет. - 21. И наемники его среди него, как откормленные тельцы, —
и сами обратились назад, побежали все, не устояли,
потому что пришел на них день погибели их,
время посещения их. - 22. Голос его несется, как змеиный;
они идут с войском,
придут на него с топорами, как дровосеки; - 23. вырубят лес его, говорит Господь, ибо они несметны;
их более, нежели саранчи, и нет числа им. - 24. Посрамлена дочь Египта, предана в руки народа северного.
- 25. Господь Саваоф, Бог Израилев, говорит:
вот, Я посещу Аммона, который в Но, и фараона и Египет,
и богов его и царей его, фараона и надеющихся на него; - 26. и предам их в руки ищущих души их
и в руки Навуходоносора, царя Вавилонского,
и в руки рабов его;
но после того будет он населен, как в прежние дни,
говорит Господь. - 27. Ты же не бойся, раб Мой Иаков,
и не страшись, Израиль:
ибо вот, Я спасу тебя из далекой страны
и семя твое из земли плена их;
и возвратится Иаков, и будет жить спокойно и мирно,
и никто не будет устрашать его. - 28. Не бойся, раб Мой Иаков, говорит Господь:
ибо Я с тобою;
Я истреблю все народы, к которым Я изгнал тебя,
а тебя не истреблю,
а только накажу тебя в мере;
ненаказанным же не оставлю тебя.
1-12.- Пророк обращается с призывом к египетскому войску, стоявшему под предводительством фараона Нехао при г. Кархамисе у Евфрата. Пусть египтяне снаряжаются и готовятся к встрече с врагом — халдеями. Но нет, в их рядах заметно смятение и они бегут, причем гибнут, от врагов (Иер 1:6). Это же поражение могущественных египтян изображает пророк далее. Войска египетские устремились было вперед как разливающиеся весною воды Нила. Египет собрал все свои силы на борьбу с халдеями, но Господь решил погубить враждебное избранному народу египетское войско, и Египту ничто не может помочь, ничто не защитит его от грозного суда Божия, совершителем которого явится Навуходоносор.1.Подписание это относится ко всему отделу с XLVI по LI-ую главу, где идут речи о языческих народах.2.Этот стих служит введением только к 8–12 стихам настоящей главы. Он, конечно, прибавлен к речи 3–12 ст. после поражения египтян при Кархамисе. О Кархамисе см. (Ис 10:9) Египетское войско, кажется, здесь уже долго стояло, быть может, осаждая город, когда Навуходоносор, по поручению своего отца напал на него. Это было, вероятно, в 4-й год Иоакима (605 г. до Р. X.).9.Вспомогательными войсками у египтян являются ефиопляне, жившие к югу от Египта, ливияне или, точнее, Пут — жители страны при Красном море и, наконец, лидяне или, точнее, Ливияне (лидян в Африке не было), которые жили к западу от Египта.10.Египтяне в то время являлись врагами избранного народа и, след., врагами Иеговы. Недавно они поразили иудейского царя Иосию, а сына его Иоахаза держат в плену.11.См. объяснение к (Иер 8:22) и к (Иер 30:13)12.Здесь указывается на панику, овладевшую египетским войском, в которой герои или могучие воины стоявшие на колесницах сталкивались друг с другом и падали.13-28.- Здесь содержится другое пророчество о Египте, сказанное, вероятно, в правление фараона Вафрия или Офры. Пророк возвещает, что халдеи проникнут в самую средину Египта, и войска египетские совершенно будут рассеяны (13–19). Если Египет теперь еще кажется могущественным, то это могущество его скоро будет уничтожено. Ничто не спасет Египта — ни боги, ни царь. Однако это унижение Египта будет только временным. После удаления халдеев он снова оживет (20–26). В конце речи (27–28) пророк утешает иудеев, томящихся в плену. Если язычники будут истреблены, то Иаков будет только наказан.13.Эта речь, по-видимому, произнесена в Египте. — О походе Навуходоносора в Египет — см. гл. (Иер 43:13)14.Окрестности твои — т. е. страны Филистимскую, Иудейскую и др.15.Сильный твой — по евр. abireicha — сильные твои, т. е. кони, запряженные в военные колесницы (ср. (Иер 8:16). Глагол поставлен в евр. тексте, как в русском, в ед. числе, потому что выражение abireicha считалось равнозвучащим выражению: войско. LXX, очевидно, слово abir читали как Apis, видя здесь указание на бога египетского.16.Бог сильно поражал египетские войска, и наемники, служившие в этих войсках, видя угрожающую им погибель, решились бежать в свои страны.17.Лучше перевести как у LXX: «назовите имя фараону, царю египетскому» «ты шумел много, а время пропустил!» Это, очевидно, насмешка над много думавшим о себе фараоном Офрою.18.Только один Иегова всегда удерживает Свое царственное достоинство и Свое великое имя, в противоположность слабому фараону. Он уже несомненно, сделает Свое дело — пришлет в Египет «его», т. е. царя Вавилонского, который и будет здесь господствовать, как высокие горы сев. Палестины, — Фавор и Кармил, — господствуют над лежащими около них местностями.19.Нужное для переселения — напр., посох, мешок. — Дочь, жительница, — т. е. обитатели Египта (ср. (Иер 4:31).20.Телица — корова, здоровая, сильная — символ силы (ср. (Ос 10:11). Погибель — по евр. kеrez — может значить и «слепень». Последнее выражение было бы здесь более подходящим.22.Правильнее перевести: «голос Египта теперь похож на слабый шум, какой производит быстро уползающая змея», которую побеспокоили в лесу дровосеки. А прежде, конечно, Египет говорил громко!25.Аммон из Но — это главный бог верхнего Египта, называемый также по имени города Но-Аммоном (Наум 3:6). Но-Фивы. — Фараон однажды упомянут как царь, а однажды, очевидно, как бог, за какого он себя почитал.26.Будет населен, — т. е. самостоятельность Египет утратит только на время.27-28.- Здесь Иеремия повторяет мысли, высказанные им в (Иер 30:10) и сл. Пророк хочет этим повторением возбудить в евреях надежду на будущее спасение. Если гордые египтяне все-таки найдут себе милость у Бога, то смиренные евреи, живущие в чужой земле, имеют большее право рассчитывать на эту милость.
Особые замечания к XLVI, XLVII, XLVIII и XLIX гл. после XLIX-й главы.



