< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52

Глава 46

  • Закрыть сопоставления
  • 1. Слово Господне, которое было к Иеремии пророку
    о народах языческих:
  • 2. о Египте,
    о войске фараона Нехао, царя Египетского,
    которое было при реке Евфрате в Кархемисе,
    и которое поразил Навуходоносор, царь Вавилонский,
    в четвертый год Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского.
  • 3. Готовьте щиты и копья,
    и вступайте в сражение;
  • 4. седлайте коней и садитесь, всадники,
    и становитесь в шлемах;
    точите копья, облекайтесь в брони.
  • 5. Почему же, вижу Я, они оробели и обратились назад?
    и сильные их поражены,
    и бегут не оглядываясь;
    отвсюду ужас, говорит Господь.
  • 6. Не убежит быстроногий, и не спасется сильный;
    на севере, у реки Евфрата, они споткнутся и падут.
  • 7. Кто это поднимается, как река,
    и, как потоки, волнуются воды его?
  • 8. Египет поднимается, как река,
    и, как потоки, взволновались воды его, и говорит:
    «поднимусь и покрою землю, погублю город и жителей его».
  • 9. Садитесь на коней, и мчитесь, колесницы,
    и выступайте, сильные Ефиопляне и Ливияне, вооруженные щитом,
    и Лидяне, держащие луки и натягивающие их;
  • 10. ибо день сей у Господа Бога Саваофа есть день отмщения,
    чтобы отмстить врагам Его;
    и меч будет пожирать,
    и насытится и упьется кровью их;
    ибо это Господу Богу Саваофу будет жертвоприношение
    в земле северной, при реке Евфрате.
  • 11. Пойди в Галаад и возьми бальзама, дева, дочь Египта;
    напрасно ты будешь умножать врачевства,
    нет для тебя исцеления.
  • 12. Услышали народы о посрамлении твоем,
    и вопль твой наполнил землю;
    ибо сильный столкнулся с сильным,
    и оба вместе пали.
  • 13. Слово, которое сказал Господь пророку Иеремии
    о нашествии Навуходоносора, царя Вавилонского,
    чтобы поразить землю Египетскую:
  • 14. возвестите в Египте
    и дайте знать в Магдоле,
    и дайте знать в Нофе и Тафнисе;
    скажите: «становись и готовься,
    ибо меч пожирает окрестности твои».
  • 15. Отчего сильный твой опрокинут? —
    Не устоял, потому что Господь погнал его.
  • 16. Он умножил падающих,
    даже падали один на другого
    и говорили: «вставай и возвратимся к народу нашему
    в родную нашу землю от губительного меча».
  • 17. А там кричат: «фараон, царь Египта, смутился;
    он пропустил условленное время».
  • 18. Живу Я, говорит Царь, Которого имя Господь Саваоф:
    как Фавор среди гор и как Кармил при море,
    так верно придет он.
  • 19. Готовь себе нужное для переселения, дочь — жительница Египта,
    ибо Ноф будет опустошен, разорен, останется без жителя.
  • 20. Египет — прекрасная телица;
    но погибель от севера идет, идет.
  • 21. И наемники его среди него, как откормленные тельцы, —
    и сами обратились назад, побежали все, не устояли,
    потому что пришел на них день погибели их,
    время посещения их.
  • 22. Голос его несется, как змеиный;
    они идут с войском,
    придут на него с топорами, как дровосеки;
  • 23. вырубят лес его, говорит Господь, ибо они несметны;
    их более, нежели саранчи, и нет числа им.
  • 24. Посрамлена дочь Египта, предана в руки народа северного.
  • 25. Господь Саваоф, Бог Израилев, говорит:
    вот, Я посещу Аммона, который в Но, и фараона и Египет,
    и богов его и царей его, фараона и надеющихся на него;
  • 26. и предам их в руки ищущих души их
    и в руки Навуходоносора, царя Вавилонского,
    и в руки рабов его;
    но после того будет он населен, как в прежние дни,
    говорит Господь.
  • 27. Ты же не бойся, раб Мой Иаков,
    и не страшись, Израиль:
    ибо вот, Я спасу тебя из далекой страны
    и семя твое из земли плена их;
    и возвратится Иаков, и будет жить спокойно и мирно,
    и никто не будет устрашать его.
  • 28. Не бойся, раб Мой Иаков, говорит Господь:
    ибо Я с тобою;
    Я истреблю все народы, к которым Я изгнал тебя,
    а тебя не истреблю,
    а только накажу тебя в мере;
    ненаказанным же не оставлю тебя.

1-12.- Пророк обращается с призывом к египетскому войску, стоявшему под предводительством фараона Нехао при г. Кархамисе у Евфрата. Пусть египтяне снаряжаются и готовятся к встрече с врагом — халдеями. Но нет, в их рядах заметно смятение и они бегут, причем гибнут, от врагов (Иер 1:6). Это же поражение могущественных египтян изображает пророк далее. Войска египетские устремились было вперед как разливающиеся весною воды Нила. Египет собрал все свои силы на борьбу с халдеями, но Господь решил погубить враждебное избранному народу египетское войско, и Египту ничто не может помочь, ничто не защитит его от грозного суда Божия, совершителем которого явится Навуходоносор.

1.Подписание это относится ко всему отделу с XLVI по LI-ую главу, где идут речи о языческих народах.

2.Этот стих служит введением только к 8–12 стихам настоящей главы. Он, конечно, прибавлен к речи 3–12 ст. после поражения египтян при Кархамисе. О Кархамисе см. (Ис 10:9) Египетское войско, кажется, здесь уже долго стояло, быть может, осаждая город, когда Навуходоносор, по поручению своего отца напал на него. Это было, вероятно, в 4-й год Иоакима (605 г. до Р. X.).

9.Вспомогательными войсками у египтян являются ефиопляне, жившие к югу от Египта, ливияне или, точнее, Пут — жители страны при Красном море и, наконец, лидяне или, точнее, Ливияне (лидян в Африке не было), которые жили к западу от Египта.

10.Египтяне в то время являлись врагами избранного народа и, след., врагами Иеговы. Недавно они поразили иудейского царя Иосию, а сына его Иоахаза держат в плену.

11.См. объяснение к (Иер 8:22) и к (Иер 30:13)

12.Здесь указывается на панику, овладевшую египетским войском, в которой герои или могучие воины стоявшие на колесницах сталкивались друг с другом и падали.

13-28.- Здесь содержится другое пророчество о Египте, сказанное, вероятно, в правление фараона Вафрия или Офры. Пророк возвещает, что халдеи проникнут в самую средину Египта, и войска египетские совершенно будут рассеяны (13–19). Если Египет теперь еще кажется могущественным, то это могущество его скоро будет уничтожено. Ничто не спасет Египта — ни боги, ни царь. Однако это унижение Египта будет только временным. После удаления халдеев он снова оживет (20–26). В конце речи (27–28) пророк утешает иудеев, томящихся в плену. Если язычники будут истреблены, то Иаков будет только наказан.

13.Эта речь, по-видимому, произнесена в Египте. — О походе Навуходоносора в Египет — см. гл. (Иер 43:13)

14.Окрестности твои — т. е. страны Филистимскую, Иудейскую и др.

15.Сильный твой — по евр. abireicha — сильные твои, т. е. кони, запряженные в военные колесницы (ср. (Иер 8:16). Глагол поставлен в евр. тексте, как в русском, в ед. числе, потому что выражение abireicha считалось равнозвучащим выражению: войско. LXX, очевидно, слово abir читали как Apis, видя здесь указание на бога египетского.

16.Бог сильно поражал египетские войска, и наемники, служившие в этих войсках, видя угрожающую им погибель, решились бежать в свои страны.

17.Лучше перевести как у LXX: «назовите имя фараону, царю египетскому» «ты шумел много, а время пропустил!» Это, очевидно, насмешка над много думавшим о себе фараоном Офрою.

18.Только один Иегова всегда удерживает Свое царственное достоинство и Свое великое имя, в противоположность слабому фараону. Он уже несомненно, сделает Свое дело — пришлет в Египет «его», т. е. царя Вавилонского, который и будет здесь господствовать, как высокие горы сев. Палестины, — Фавор и Кармил, — господствуют над лежащими около них местностями.

19.Нужное для переселения — напр., посох, мешок. — Дочь, жительница, — т. е. обитатели Египта (ср. (Иер 4:31).

20.Телица — корова, здоровая, сильная — символ силы (ср. (Ос 10:11). Погибель — по евр. kеrez — может значить и «слепень». Последнее выражение было бы здесь более подходящим.

22.Правильнее перевести: «голос Египта теперь похож на слабый шум, какой производит быстро уползающая змея», которую побеспокоили в лесу дровосеки. А прежде, конечно, Египет говорил громко!

25.Аммон из Но — это главный бог верхнего Египта, называемый также по имени города Но-Аммоном (Наум 3:6). Но-Фивы. — Фараон однажды упомянут как царь, а однажды, очевидно, как бог, за какого он себя почитал.

26.Будет населен, — т. е. самостоятельность Египет утратит только на время.

27-28.- Здесь Иеремия повторяет мысли, высказанные им в (Иер 30:10) и сл. Пророк хочет этим повторением возбудить в евреях надежду на будущее спасение. Если гордые египтяне все-таки найдут себе милость у Бога, то смиренные евреи, живущие в чужой земле, имеют большее право рассчитывать на эту милость. Особые замечания к XLVI, XLVII, XLVIII и XLIX гл. после XLIX-й главы.