- 1. В четвертый год Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского,
было такое слово к Иеремии от Господа: - 2. возьми себе книжный свиток
и напиши в нем все слова,
которые Я говорил тебе об Израиле и об Иуде и о всех народах
с того дня, как Я начал говорить тебе,
от дней Иосии до сего дня; - 3. может быть, дом Иудин услышит о всех бедствиях,
какие Я помышляю сделать им,
чтобы они обратились каждый от злого пути своего,
чтобы Я простил неправду их и грех их. - 4. И призвал Иеремия Варуха, сына Нирии,
и написал Варух в книжный свиток из уст Иеремии
все слова Господа, которые Он говорил ему. - 5. И приказал Иеремия Варуху
и сказал: я заключен и не могу идти в дом Господень; - 6. итак иди ты
и прочитай написанные тобою в свитке с уст моих слова Господни
вслух народа в доме Господнем в день поста,
также и вслух всех Иудеев, пришедших из городов своих,
прочитай их; - 7. может быть, они вознесут смиренное моление пред лице Господа
и обратятся каждый от злого пути своего;
ибо велик гнев и негодование,
которое объявил Господь на народ сей. - 8. Варух, сын Нирии,
сделал все, что приказал ему пророк Иеремия,
чтобы слова Господни, написанные в свитке,
прочитать в доме Господнем. - 9. В пятый год Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского,
в девятом месяце объявили пост пред лицем Господа
всему народу в Иерусалиме
и всему народу, пришедшему в Иерусалим из городов Иудейских. - 10. И прочитал Варух написанные в свитке слова Иеремии
в доме Господнем, в комнате Гемарии, сына Сафанова, писца,
на верхнем дворе, у входа в новые ворота дома Господня,
вслух всего народа. - 11. Михей, сын Гемарии, сына Сафанова,
слышал все слова Господни, написанные в свитке, - 12. и сошел в дом царя, в комнату царского писца,
и вот, там сидели все князья:
Елисам, царский писец,
и Делаия, сын Семаия,
и Елнафан, сын Ахбора,
и Гемария, сын Сафана,
и Седекия, сын Анании,
и все князья; - 13. и пересказал им Михей все слова,
которые он слышал, когда Варух читал свиток вслух народа. - 14. Тогда все князья послали к Варуху Иегудия,
сына Нафании, сына Селемии, сына Хусии,
сказать ему: свиток, который ты читал вслух народа,
возьми в руку твою и приди.
И взял Варух, сын Нирии, свиток в руку свою
и пришел к ним. - 15. Они сказали ему: сядь, и прочитай нам вслух.
И прочитал Варух вслух им. - 16. Когда они выслушали все слова,
то с ужасом посмотрели друг на друга и сказали Варуху:
мы непременно перескажем все сии слова царю. - 17. И спросили Варуха: скажи же нам,
как ты написал все слова сии из уст его? - 18. И сказал им Варух: он произносил мне устами своими все сии слова,
а я чернилами писал их в этот свиток. - 19. Тогда сказали князья Варуху: пойди, скройся, ты и Иеремия,
чтобы никто не знал, где вы. - 20. И пошли они к царю во дворец,
а свиток оставили в комнате Елисама, царского писца,
и пересказали вслух царя все слова сии. - 21. Царь послал Иегудия принести свиток,
и он взял его из комнаты Елисама, царского писца;
и читал его Иегудий вслух царя
и вслух всех князей, стоявших подле царя. - 22. Царь в то время, в девятом месяце, сидел в зимнем доме,
и перед ним горела жаровня. - 23. Когда Иегудий прочитывал три или четыре столбца,
царь отрезывал их писцовым ножичком
и бросал на огонь в жаровне,
доколе не уничтожен был весь свиток
на огне, который был в жаровне. - 24. И не убоялись, и не разодрали одежд своих
ни царь,
ни все слуги его, слышавшие все слова сии. - 25. Хотя Елнафан и Делаия и Гемария
упрашивали царя не сожигать свитка,
но он не послушал их. - 26. И приказал царь Иерамеилу, сыну царя,
и Сераии, сыну Азриилову,
и Селемии, сыну Авдиилову,
взять Варуха писца и Иеремию пророка;
но Господь сокрыл их. - 27. И было слово Господне к Иеремии,
после того как царь сожег свиток и слова,
которые Варух написал из уст Иеремии,
и сказано ему: - 28. возьми себе опять другой свиток
и напиши в нем все прежние слова, какие были в первом свитке,
который сожег Иоаким, царь Иудейский; - 29. а царю Иудейскому Иоакиму
скажи: так говорит Господь: ты сожег свиток сей,
сказав: «зачем ты написал в нем:
непременно придет царь Вавилонский
и разорит землю сию,
и истребит на ней людей и скот?» - 30. за это, так говорит Господь об Иоакиме, царе Иудейском:
не будет от него сидящего на престоле Давидовом,
и труп его будет брошен на зной дневной и на холод ночной; - 31. и посещу его и племя его и слуг его за неправду их,
и наведу на них и на жителей Иерусалима и на мужей Иуды все зло,
которое Я изрек на них, а они не слушали. - 32. И взял Иеремия другой свиток
и отдал его Варуху писцу, сыну Нирии,
и он написал в нем из уст Иеремии все слова того свитка,
который сожег Иоаким, царь Иудейский, на огне;
и еще прибавлено к ним много подобных тем слов.
1-8.- Пророк в 4-й год Иоакима получает от Бога повеление записать все доселе сказанные им пророческие речи для чтения народу. Иеремия диктует свои речи ученику своему, Варуху, и потом повелевает ему прочитать свиток речей в храме, куда по случаю поста собралось очень много народу, и Варух исполняет приказание Иеремии.2.Иеремия, несомненно, и раньше записывал некоторые свои речи. Но теперь он все эти речи, почти исключительно угрожающего характера, вписывает в одну книгу. Почему это нужно было в настоящее время, — на это можно сказать следующее. Во-первых, многие из речей, сказанных им в течение двух слишком десятилетий, видимо приводили теперь к осуществлению, если уже не осуществились, и это обстоятельство должно было оказать особенно сильное впечатление на тех, для кого речи эти предназначались. Во-вторых, Иеремия сам не мог открыто теперь выступать пред народом (ст. 5) и, таким образом, чтение его речей Варухом должно было заменить собою устную проповедь пророка.4.Если Иеремия пользуется в настоящий раз услугами Варуха для написания своих речей, то это объясняется не тем, что сам он не умел писать (ср. (Иер 30:2); (Иер 32:10), а тем, что, диктуя Варуху свои речи, пророк находился в особенно повышенном настроении, какое не давало возможности заниматься кропотливым трудом писания.5.Я заключен. Из 19-го ст. видно, что Иеремия не был заключен в темницу. Этим выражением он хочет сказать только, что ему запрещено выступать перед народом.6.День поста. Неизвестно, какой это был пост. В те трудные времена иногда назначались экстренные посты или дни покаяния для того, чтобы умилостивить разгневанного Иегову.9-26.- О содержании прочитанного Варухом свитка было тотчас доведено до сведения царских советников. Они сами выслушали пророчество Иеремии и пришли в ужас. Посоветовавши Варуху скрыться вместе с Иеремией, советники доложили о свитке царю, который в свою очередь потребовал его к себе. Когда царю читали свиток, он брал его по частям в руки и сжигал на жаровне, показывая этим презрение к Иеремии, а потом велел схватить Иеремию и Варуха, которые однако, с помощью Божией, успели вовремя скрыться.10.Писец Гемария, сын прежнего начальника царской канцелярии, Сафана (4Цар 22:3), брат упомянутого в гл. XXVI (Иер 26:24) защитника Иеремии, Ахикама. Теперь был на месте Сафана Елисам (ст. 12). — Новые ворота — см. (Иер 26:10)22.Жаровни и доселе еще употребляются в Иерусалиме для согревания комнат в зимнее время (девятый месяц соответствует нашему декабрю).24.Под слугами здесь разумеются не те писцы, которые убоялись предсказаний Иеремии (16 ст.), а, вероятно, просто придворные.26.Сын царя — принц из царского дома Давидова, а не сын Иоакима, которому тогда было не более 30-ти лет.27-32.- Иеремия получает от Бога повеление снова написать свои пророчества и возвестить Иоакиму, что за его дерзостное отношение к слову Божию Господь не даст его потомкам сидеть на престоле Давида, а самого царя лишит почетного погребения.30.Иехония, сын Иоакима, царствовал только три месяца, а потом на престол восшел дядя его, Седекия. — О погребении Иоакима — см. (Иер 22:19)32.Не только прежние пророчества вписывает Иеремия в новую книгу, а прибавляет к ним еще новые, особенно сказанные позже.



