- 1. Грех Иуды написан железным резцом,
алмазным острием начертан на скрижали сердца их
и на рогах жертвенников их. - 2. Как о сыновьях своих, воспоминают они о жертвенниках своих
и дубравах своих у зеленых дерев, на высоких холмах. - 3. Гору Мою в поле,
имущество твое и все сокровища твои отдам на расхищение,
и все высоты твои — за грехи во всех пределах твоих. - 4. И ты чрез себя лишишься наследия твоего,
которое Я дал тебе,
и отдам тебя в рабство врагам твоим,
в землю, которой ты не знаешь,
потому что вы воспламенили огонь гнева Моего;
он будет гореть вовеки. - 5. Так говорит Господь: проклят человек,
который надеется на человека
и плоть делает своею опорою,
и которого сердце удаляется от Господа. - 6. Он будет как вереск в пустыне
и не увидит, когда придет доброе,
и поселится в местах знойных в степи,
на земле бесплодной, необитаемой. - 7. Благословен человек, который надеется на Господа,
и которого упование — Господь. - 8. Ибо он будет как дерево, посаженное при водах
и пускающее корни свои у потока;
не знает оно, когда приходит зной;
лист его зелен, и во время засухи оно не боится
и не перестает приносить плод. - 9. Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено;
кто узнает его? - 10. Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности,
чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его. - 11. Куропатка садится на яйца, которых не несла;
таков приобретающий богатство неправдою:
он оставит его на половине дней своих,
и глупцом останется при конце своем. - 12. Престол славы, возвышенный от начала,
есть место освящения нашего. - 13. Ты, Господи, надежда Израилева;
все, оставляющие Тебя, посрамятся.
«Отступающие от Меня будут написаны на прахе,
потому что оставили Господа, источник воды живой». - 14. Исцели меня, Господи, и исцелен буду;
спаси меня, и спасен буду;
ибо Ты хвала моя. - 15. Вот, они говорят мне: «где слово Господне? пусть оно придет!»
- 16. Я не спешил быть пастырем у Тебя
и не желал бедственного дня,
Ты это знаешь;
что вышло из уст моих, открыто пред лицем Твоим. - 17. Не будь страшен для меня,
Ты — надежда моя в день бедствия. - 18. Пусть постыдятся гонители мои, а я не буду постыжен;
пусть они вострепещут, а я буду бестрепетен;
наведи на них день бедствия
и сокруши их сугубым сокрушением. - 19. Так сказал мне Господь: пойди и стань в воротах сынов народа,
которыми входят цари Иудейские и которыми они выходят,
и во всех воротах Иерусалимских, - 20. и говори им: слушайте слово Господне,
цари Иудейские, и вся Иудея,
и все жители Иерусалима, входящие сими воротами. - 21. Так говорит Господь: берегите души свои
и не носите нош в день субботний
и не вносите их воротами Иерусалимскими, - 22. и не выносите нош из домов ваших в день субботний,
и не занимайтесь никакою работою,
но святите день субботний так, как Я заповедал отцам вашим, - 23. которые впрочем не послушались
и не приклонили уха своего,
но сделались жестоковыйными,
чтобы не слушать и не принимать наставления. - 24. И если вы послушаете Меня в том, говорит Господь,
чтобы не носить нош воротами сего города в день субботний
и чтобы святить субботу,
не занимаясь в этот день никакою работою, - 25. то воротами сего города будут входить цари и князья,
сидящие на престоле Давида,
ездящие на колесницах и на конях,
они и князья их, Иудеи и жители Иерусалима,
и город сей будет обитаем вечно. - 26. И будут приходить из городов Иудейских,
и из окрестностей Иерусалима,
и из земли Вениаминовой,
и с равнины и с гор и с юга,
и приносить всесожжение и жертву, и хлебное приношение,
и ливан, и благодарственные жертвы в дом Господень. - 27. А если не послушаете Меня в том,
чтобы святить день субботний и не носить нош,
входя в ворота Иерусалима в день субботний,
то возжгу огонь в воротах его,
и он пожрет чертоги Иерусалима и не погаснет.
1-4.- Господь не может забыть о преступлении Иуды, в котором Иуда даже и не желает раскаяться. Поэтому Он отдаст страну иудейскую на опустошение, а народ отдаст в плен.1.Как гравер алмазным острием вырезает на металле или на хрустале ясные и четкие буквы, так грех Иуды отпечатлелся на сердце его и на рогах его жертвенников. Господь таким образом видит в глубине сердца у Иуды тяготение к язычеству. Что касается алтарей в честь языческих богов, то они, конечно, уже были уничтожены при царе Иосии, но тем не менее Господь не забыл о них и об украшавших их рогах, сделанных по подобию рогов на истинном жертвеннике храма Иеговы.2.Современники Иеремии жалеют об отмененном при царе Иосии идолослужении, и жертвенники языческие, рощи, холмы, где приносились языческие жертвы, дороги им по воспоминаниям как бы родные дети.3.Гора Божия — это Иерусалим, видимый издалека для идущих по окружающей его равнине. Впрочем, еврейское выражение, переведенное в русском тексте словами: «гору Мою», можно относить к предыдущему стиху и переводить так: «на горах поля».5-11.- Несчастен тот, кто надеется на людей, а не на Бога. Если он чего и достигнет, то Бог отнимет это у него. Напротив, надеющийся на Бога будет благоденствовать, как дерево, растущее при воде.5.Очень вероятно, что пророк имеет здесь в виду царя Иоакима, который возлагал большие надежды на помощь со стороны египтян и, вопреки советам пророка Иеремии, вступал в заговоры против Вавилонского царя.6.Вереск в пустыне — растение, посаженное в степи, конечно, растет плохо, потому что не имеет орошения.9-10.- Пророк и здесь имеет в виду хитрые замыслы иудейских политиков, которые однако Господь ясно видит.11.Здесь пророк говорит о куропатке, высиживающей чужие яйца, с точки зрения тогдашних представлений, которые могут и не сходиться с научными наблюдениями.12-18.- Противники пророка издеваются над ним, не видя пока исполнения его угроз, и пророк просит Бога придти к нему на помощь и наказать его врагов, так как он был всегда верным исполнителем воли Иеговы.12.Пророк говорит здесь от лица лучшей части иудейского народа, которая с отвращением относится к языческим алтарям, преклоняясь только пред алтарем истинного Бога, стоящим в Иерусалимском храме.13.Написаны на прахе. Как легко изглаживается написанное на песке, так быстро исчезает благополучие отступников от Иеговы.16.Пророк вовсе не имел злобного чувства по отношению к своим согражданам. Ему тяжело было постоянно предсказывать им несчастия.19-27.- Пророк должен восстановить в сознании народа понятие о святости закона Моисеева, в частности проповедовать всем о необходимости соблюдать закон о субботнем покое. К этому присоединяется обетование благополучия чтущим субботу и угрозы ее нарушителям.19.Ворота сынов народа. Вместо сынов народа — по евр. benei-am — лучше читать: Вениамином. Слово benei-am может быть признано сокращением слова: Benjamin. Это были ворота городские, устроенные в северной стороне стены — по направлению к колену Вениаминову. — Цари иудейские — см. (Иер 23:18)21.Цари, конечно, не сами носили ноши, но заставляли носить других.
Особые замечания. Речь, содержащаяся в (Иер 26:1) – (Иер 17:18) ст., может считаться продолжением и заключением сказанной во время засухи (XIV–XV гл.). Насмешки над словами пророка (Иер 18:15) показывают, что халдеи еще не причинили серьезного вреда иудейской стране. Вероятно, следовательно, эта речь сказана в сравнительно спокойные годы правления Иоакима. — Что касается Иер 17.19–27, то этот отрывок представляет собою самостоятельное целое. Можно полагать, что это — одна из проповедей, с какими обращался Иеремия во дни царя Иосии к народу, по поводу нахождения книги закона Моисеева. Из него видно, что пророк Иеремия, так ревностно стоявший за внутреннее благочестие, в тоже время считал необходимым и исполнение внешних предписаний закона Моисеева. Исполнение закона о субботе является пробным камнем для народа и должно свидетельствовать о том, насколько он верен Иегове.



