- 1. Слово, которое было к Иеремии от Господа:
- 2. встань и сойди в дом горшечника,
и там Я возвещу тебе слова Мои. - 3. И сошел я в дом горшечника,
и вот, он работал свою работу на кружале. - 4. И сосуд, который горшечник делал из глины,
развалился в руке его;
и он снова сделал из него другой сосуд,
какой горшечнику вздумалось сделать. - 5. И было слово Господне ко мне:
- 6. не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев,
подобно горшечнику сему? говорит Господь.
Вот, что глина в руке горшечника,
то вы в Моей руке, дом Израилев. - 7. Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве,
что искореню, сокрушу и погублю его; - 8. но если народ этот, на который Я это изрек,
обратится от своих злых дел,
Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. - 9. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве,
что устрою и утвержу его; - 10. но если он будет делать злое пред очами Моими
и не слушаться гласа Моего,
Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его. - 11. Итак скажи мужам Иуды и жителям Иерусалима:
так говорит Господь:
вот, Я готовлю вам зло и замышляю против вас;
итак обратитесь каждый от злого пути своего
и исправьте пути ваши и поступки ваши. - 12. Но они говорят: «не надейся;
мы будем жить по своим помыслам
и будем поступать каждый по упорству злого своего сердца». - 13. Посему так говорит Господь: спросите между народами,
слыхал ли кто подобное сему?
крайне гнусные дела совершила дева Израилева. - 14. Оставляет ли снег Ливанский скалу горы?
и иссякают ли из других мест текущие холодные воды? - 15. А народ Мой оставил Меня;
они кадят суетным,
споткнулись на путях своих, оставили пути древние,
чтобы ходить по стезям пути непроложенного, - 16. чтобы сделать землю свою ужасом, всегдашним посмеянием,
так что каждый, проходящий по ней,
изумится и покачает головою своею. - 17. Как восточным ветром развею их пред лицем врага;
спиною, а не лицем обращусь к ним в день бедствия их. - 18. А они сказали: «придите, составим замысел против Иеремии;
ибо не исчез же закон у священника
и совет у мудрого, и слово у пророка;
придите, сразим его языком
и не будем внимать словам его». - 19. Внемли мне, Господи,
и услышь голос моих противников. - 20. Должно ли воздавать злом за добро?
а они роют яму душе моей.
Вспомни, что я стою пред лицем Твоим,
чтобы говорить за них доброе,
чтобы отвратить от них гнев Твой. - 21. Итак предай сыновей их голоду и подвергни их мечу;
да будут жены их бездетными и вдовами,
и мужья их да будут поражены смертью,
и юноши их умерщвлены мечом на войне. - 22. Да будет слышен вопль из домов их,
когда приведешь на них полки внезапно;
ибо они роют яму, чтобы поймать меня,
и тайно расставили сети для ног моих. - 23. Но Ты, Господи, знаешь все замыслы их
против меня, чтобы умертвить меня;
не прости неправды их и греха их не изгладь пред лицем Твоим;
да будут они низвержены пред Тобою;
поступи с ними во время гнева Твоего.
1-12.- Иегова, как Верховный Владыка, совершенно вправе и давать обетования и отменять их, подобно тому как горшечник может распоряжаться глиною, находящеюся у него в руках, как ему угодно. Изменяется состояние того или другого народа — изменяется и отношение к этому народу со стороны Иеговы. Но это увещание, переданное пророком народу, встретило со стороны народа полное противодействие.1.Сойди. Горшечники жили внизу, под городом, где они могли добывать себе глину — может быть, около долины Гинном.3.Кружало — гончарный станок, состоящий из двух кругов и приводившийся в движение ногою (у древних египтян — левою рукою). Горшечник правою рукою округлял внешнюю сторону сосуда, а левою постепенно расширял внутренность его.6.Образ Бога как горшечника нередко встречается и у других св. писателей (Иов 10:9); (Иов 33:6); (Ис 29:16); (Ис 45:9); (Ис 64:7); (Прем 15:7); (Сир 36:13); (Рим 9:21).13-17.- Неверность Израиля Иегове, — своему Благодетелю, — дело в высшей степени неестественное и очень печальное для Израиля по своим последствиям, так как Господь отвратит от него лицо Свое и оставит иудеев на произвол их врагов.14.Снег на самых высоких скалах Ливана никогда, даже и в знойное лето, не тает. — Из других мест текущие воды. Это воды, текущие из окрестностей Ливана, из Сирии, — следовательно, чужие для Палестины. Ливан питает их своим снегом и они постоянно текут с его вершин. Пророк, очевидно, противопоставляет эти чужие, иностранные воды водам ханаанским, т. е. народу израильскому, который похож на поток ханаанский, летом засыхающий.17.Восточный ветер в Палестине отличается особенною силою и иссушающей знойностью (Пс 47:8); (Иов 27:1); (Ис 23:8) и (Иер 13:24).18-23.- Ввиду замыслов врагов своих против него пророк просит Бога наказать их по всей справедливости. Эти враги — священники, мудрецы и пророки, считавшие себя законными и способными руководителями избранного народа.18.Священники являлись в народе хранителями закона Моисеева, мудрецы — советниками правителей и руководителями народа, пророки — передавали божественные откровения. — Сразим языком, т. е. выставим против Иеремии серьезное обвинение (ср. ст. 23 и (Иер 19:2,7); (Иер 11:18) и cл.).20.Ср. Пс 34.1–2.
Особые замечания. Приточная речь пророка содержащаяся в этой главе, сказана была, всего вероятнее, в царствование Иоакима. Это доказывается ее сходством с речью XIХ-й главы, которая, по всем данным, произнесена именно в царствование названного царя.



