< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52

Глава 39

  • Закрыть сопоставления
  • 1. В девятый год Седекии, царя Иудейского,
    в десятый месяц, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский,
    со всем войском своим к Иерусалиму,
    и обложили его.
  • 2. А в одиннадцатый год Седекии,
    в четвертый месяц, в девятый день месяца город был взят.
  • 3. И вошли в него все князья царя Вавилонского,
    и расположились в средних воротах,
    Нергал-Шарецер,
    Самгар-Нево,
    Сарсехим, начальник евнухов,
    Нергал-Шарецер, начальник магов,
    и все остальные князья царя Вавилонского.
  • 4. Когда Седекия, царь Иудейский, и все военные люди
    увидели их, — побежали,
    и ночью вышли из города через царский сад
    в ворота между двумя стенами
    и пошли по дороге равнины.
  • 5. Но войско Халдейское погналось за ними;
    и настигли Седекию на равнинах Иерихонских;
    и взяли его и отвели к Навуходоносору, царю Вавилонскому,
    в Ривлу, в землю Емаф,
    где он произнес суд над ним.
  • 6. И заколол царь Вавилонский сыновей Седекии
    в Ривле перед его глазами,
    и всех вельмож Иудейских заколол царь Вавилонский;
  • 7. а Седекии выколол глаза
    и заковал его в оковы, чтобы отвести его в Вавилон.
  • 8. Дом царя и домы народа сожгли Халдеи огнем,
    и стены Иерусалима разрушили.
  • 9. А остаток народа, остававшийся в городе,
    и перебежчиков, которые перешли к нему,
    и прочий оставшийся народ
    Навузардан, начальник телохранителей, переселил в Вавилон.
  • 10. Бедных же из народа, которые ничего не имели,
    Навузардан, начальник телохранителей, оставил в Иудейской земле
    и дал им тогда же виноградники и поля.
  • 11. А о Иеремии Навуходоносор, царь Вавилонский,
    дал такое повеление Навузардану, начальнику телохранителей:
  • 12. возьми его и имей его во внимании,
    и не делай ему ничего худого,
    но поступай с ним так, как он скажет тебе.
  • 13. И послал Навузардан, начальник телохранителей,
    и Навузазван, начальник евнухов,
    и Нергал-Шарецер, начальник магов,
    и все князья царя Вавилонского
  • 14. послали и взяли Иеремию со двора стражи,
    и поручили его Годолии, сыну Ахикама, сына Сафанова,
    отвести его домой.
    И он остался жить среди народа.
  • 15. К Иеремии, когда он еще содержался во дворе темничном,
    было слово Господне:
  • 16. иди, скажи Авдемелеху Ефиоплянину:
    так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев:
    вот, Я исполню слова Мои о городе сем во зло, а не в добро ему,
    и они сбудутся в тот день перед глазами твоими;
  • 17. но тебя Я избавлю в тот день, говорит Господь,
    и не будешь предан в руки людей, которых ты боишься.
  • 18. Я избавлю тебя, и ты не падешь от меча,
    и душа твоя останется у тебя вместо добычи,
    потому что ты на Меня возложил упование, сказал Господь.

1-14.- В одиннадцатом году правления Седекии Иерусалим был взят Навуходоносором; Седекию схватили во время его бегства из города и выкололи ему глаза, предварительно заставив его видеть казнь его сыновей; иудеи почти все, за исключением бедняков, были отведены в Вавилон. Иеремия же нашел себе благоволение в очах царя Вавилонского, который даровал ему свободу.

1.Об осаде Иерусалима см. Иер 32.1–2; Иер 34.1–7 и (4Цар 25:1), где находится почти буквальное повторение нескольких стихов из рассматриваемой главы кн. Иеремии.

3.Навуходоносор, как можно заключать из ст. 1-го, сам только открыл действия против Иерусалима, а продолжение их предоставил своим военачальникам. Во время взятия города он находился в г. Риале (в Сирии). Военачальники халдейские, взявши город, рассуждали о дальнейшей судьбе его в средних воротах, которые вероятно вели из среднего города (4Цар 20:4) в северное предместье и, следовательно, принадлежали старой городской стене. Как место центральное они были удобным пунктом, откуда можно было наблюдать за всем городом, и военачальники здесь, очевидно, имели постоянное место собраний. Из военачальников названы здесь четыре лица с ассирийскими именами: Нергал - Шар - ецер (Нергал: защити царя!), Самгар Нево (будь милостив, Нево!), Сарсехим (значение имени неизвестно) и еще другой Нергал - Шар - ецер. Двое из названных обозначены по своим должностям: начальник евнухов (rab - saris) и начальник магов (rab mag). Слово mag могло быть измененным ассирийским словом mahhu = жрец. Что касается родства этого слова с персидским magu, то об этом нельзя сказать ничего достоверного.

5.В Ривле, сирийском городе на берегу р. Оронта, Навуходоносор наблюдал за Сирией и за Финикией.

10.Бедные из народа были оставлены в Иудее. На них халдеи надеялись, что они будут благодарны халдеям за то, что те наградили их виноградниками и полями.

11.О деятельности Иеремии Навузардану и самому Навуходоносору могло быть известно через перебежчиков-иудеев.

13.Здесь главою евнухов назван уже не Самгар, а Навузардан (по ассирийски: Nabu - sezibanni = Нево, спаси меня!). Большинство толкователей признает это новое имя вторым именем того же лица, Самгара, и, при том, именем собственным, тогда как слово Самгар признается испорченным ассирийским составным выражением sar mag — начальник магов.

14.Об Иеремии здесь сказано, что он, получив свободу, остался жить среди своего народа. Между тем в (Иер 40:1) ст. он является скованным цепями с другими иудеями в г. Раме. Чтобы примирить оба показания книги, достаточно сделать весьма естественное предположение, что Иеремия, получив свободу, немедленно отправился утешать своих несчастных единоплеменников и вместе с ними закован был в цепи, до вторичного освобождения своего в г. Раме, где он мог быть узнан Годолией, которому он поручен был Навузарданом.

15-18.- Здесь говорится о награде, какую получил расположенный к Иеремии Авдемелех. Пророк тогда же, по своем освобождении из рук иудейских вельмож, возвестил Авдемелеху, что он спасется во время разрушения Иерусалима.