- 1. В девятый год Седекии, царя Иудейского,
в десятый месяц, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский,
со всем войском своим к Иерусалиму,
и обложили его. - 2. А в одиннадцатый год Седекии,
в четвертый месяц, в девятый день месяца город был взят. - 3. И вошли в него все князья царя Вавилонского,
и расположились в средних воротах,
Нергал-Шарецер,
Самгар-Нево,
Сарсехим, начальник евнухов,
Нергал-Шарецер, начальник магов,
и все остальные князья царя Вавилонского. - 4. Когда Седекия, царь Иудейский, и все военные люди
увидели их, — побежали,
и ночью вышли из города через царский сад
в ворота между двумя стенами
и пошли по дороге равнины. - 5. Но войско Халдейское погналось за ними;
и настигли Седекию на равнинах Иерихонских;
и взяли его и отвели к Навуходоносору, царю Вавилонскому,
в Ривлу, в землю Емаф,
где он произнес суд над ним. - 6. И заколол царь Вавилонский сыновей Седекии
в Ривле перед его глазами,
и всех вельмож Иудейских заколол царь Вавилонский; - 7. а Седекии выколол глаза
и заковал его в оковы, чтобы отвести его в Вавилон. - 8. Дом царя и домы народа сожгли Халдеи огнем,
и стены Иерусалима разрушили. - 9. А остаток народа, остававшийся в городе,
и перебежчиков, которые перешли к нему,
и прочий оставшийся народ
Навузардан, начальник телохранителей, переселил в Вавилон. - 10. Бедных же из народа, которые ничего не имели,
Навузардан, начальник телохранителей, оставил в Иудейской земле
и дал им тогда же виноградники и поля. - 11. А о Иеремии Навуходоносор, царь Вавилонский,
дал такое повеление Навузардану, начальнику телохранителей: - 12. возьми его и имей его во внимании,
и не делай ему ничего худого,
но поступай с ним так, как он скажет тебе. - 13. И послал Навузардан, начальник телохранителей,
и Навузазван, начальник евнухов,
и Нергал-Шарецер, начальник магов,
и все князья царя Вавилонского - 14. послали и взяли Иеремию со двора стражи,
и поручили его Годолии, сыну Ахикама, сына Сафанова,
отвести его домой.
И он остался жить среди народа. - 15. К Иеремии, когда он еще содержался во дворе темничном,
было слово Господне: - 16. иди, скажи Авдемелеху Ефиоплянину:
так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев:
вот, Я исполню слова Мои о городе сем во зло, а не в добро ему,
и они сбудутся в тот день перед глазами твоими; - 17. но тебя Я избавлю в тот день, говорит Господь,
и не будешь предан в руки людей, которых ты боишься. - 18. Я избавлю тебя, и ты не падешь от меча,
и душа твоя останется у тебя вместо добычи,
потому что ты на Меня возложил упование, сказал Господь.
1-14.- В одиннадцатом году правления Седекии Иерусалим был взят Навуходоносором; Седекию схватили во время его бегства из города и выкололи ему глаза, предварительно заставив его видеть казнь его сыновей; иудеи почти все, за исключением бедняков, были отведены в Вавилон. Иеремия же нашел себе благоволение в очах царя Вавилонского, который даровал ему свободу.1.Об осаде Иерусалима см. Иер 32.1–2; Иер 34.1–7 и (4Цар 25:1), где находится почти буквальное повторение нескольких стихов из рассматриваемой главы кн. Иеремии.3.Навуходоносор, как можно заключать из ст. 1-го, сам только открыл действия против Иерусалима, а продолжение их предоставил своим военачальникам. Во время взятия города он находился в г. Риале (в Сирии). Военачальники халдейские, взявши город, рассуждали о дальнейшей судьбе его в средних воротах, которые вероятно вели из среднего города (4Цар 20:4) в северное предместье и, следовательно, принадлежали старой городской стене. Как место центральное они были удобным пунктом, откуда можно было наблюдать за всем городом, и военачальники здесь, очевидно, имели постоянное место собраний. Из военачальников названы здесь четыре лица с ассирийскими именами: Нергал - Шар - ецер (Нергал: защити царя!), Самгар Нево (будь милостив, Нево!), Сарсехим (значение имени неизвестно) и еще другой Нергал - Шар - ецер. Двое из названных обозначены по своим должностям: начальник евнухов (rab - saris) и начальник магов (rab mag). Слово mag могло быть измененным ассирийским словом mahhu = жрец. Что касается родства этого слова с персидским magu, то об этом нельзя сказать ничего достоверного.5.В Ривле, сирийском городе на берегу р. Оронта, Навуходоносор наблюдал за Сирией и за Финикией.10.Бедные из народа были оставлены в Иудее. На них халдеи надеялись, что они будут благодарны халдеям за то, что те наградили их виноградниками и полями.11.О деятельности Иеремии Навузардану и самому Навуходоносору могло быть известно через перебежчиков-иудеев.13.Здесь главою евнухов назван уже не Самгар, а Навузардан (по ассирийски: Nabu - sezibanni = Нево, спаси меня!). Большинство толкователей признает это новое имя вторым именем того же лица, Самгара, и, при том, именем собственным, тогда как слово Самгар признается испорченным ассирийским составным выражением sar mag — начальник магов.14.Об Иеремии здесь сказано, что он, получив свободу, остался жить среди своего народа. Между тем в (Иер 40:1) ст. он является скованным цепями с другими иудеями в г. Раме. Чтобы примирить оба показания книги, достаточно сделать весьма естественное предположение, что Иеремия, получив свободу, немедленно отправился утешать своих несчастных единоплеменников и вместе с ними закован был в цепи, до вторичного освобождения своего в г. Раме, где он мог быть узнан Годолией, которому он поручен был Навузарданом.15-18.- Здесь говорится о награде, какую получил расположенный к Иеремии Авдемелех. Пророк тогда же, по своем освобождении из рук иудейских вельмож, возвестил Авдемелеху, что он спасется во время разрушения Иерусалима.



