- 1. Слово, которое было к Иеремии от Господа,
когда царь Седекия прислал к нему Пасхора,
сына Молхиина, и Софонию, сына Маасеи священника,
сказать ему: - 2. «вопроси о нас Господа,
ибо Навуходоносор, царь Вавилонский, воюет против нас;
может быть, Господь сотворит с нами что-либо такое,
как все чудеса Его, чтобы тот отступил от нас». - 3. И сказал им Иеремия: так скажите Седекии:
- 4. так говорит Господь, Бог Израилев:
вот, Я обращу назад воинские орудия, которые в руках ваших,
которыми вы сражаетесь с царем Вавилонским
и с Халдеями, осаждающими вас вне стены,
и соберу оные посреди города сего; - 5. и Сам буду воевать против вас рукою простертою и мышцею крепкою,
во гневе и в ярости и в великом негодовании; - 6. и поражу живущих в сем городе — и людей и скот;
от великой язвы умрут они. - 7. А после того, говорит Господь,
Седекию, царя Иудейского, слуг его и народ,
и оставшихся в городе сем от моровой язвы, меча и голода,
предам в руки Навуходоносора, царя Вавилонского,
и в руки врагов их и в руки ищущих души их;
и он поразит их острием меча и не пощадит их,
и не пожалеет и не помилует. - 8. И народу сему скажи: так говорит Господь:
вот, Я предлагаю вам путь жизни и путь смерти: - 9. кто останется в этом городе,
тот умрет от меча и голода и моровой язвы;
а кто выйдет и предастся Халдеям, осаждающим вас,
тот будет жив, и душа его будет ему вместо добычи; - 10. ибо Я обратил лице Мое против города сего, говорит Господь,
на зло, а не на добро;
он будет предан в руки царя Вавилонского,
и тот сожжет его огнем. - 11. И дому царя Иудейского скажи: слушайте слово Господне:
- 12. дом Давидов! так говорит Господь:
с раннего утра производите суд
и спасайте обижаемого от руки обидчика,
чтобы ярость Моя не вышла, как огонь,
и не разгорелась по причине злых дел ваших
до того, что никто не погасит. - 13. Вот, Я — против тебя, жительница долины,
скала равнины, говорит Господь, —
против вас, которые говорите: «кто выступит против нас
и кто войдет в жилища наши?» - 14. Но Я посещу вас по плодам дел ваших, говорит Господь,
и зажгу огонь в лесу вашем, и пожрет все вокруг него.
1-7.- Когда Навуходоносор осадил Иерусалим, царь Седекия послал спросить пророка Иеремию о судьбе города, говоря, что может быть Господь поможет иудеям. Иеремия говорит, что Бог не только не поможет, а Сам будет воевать против иудеев и предаст и самого царя и всех, кто останется в живых, в руки Навуходоносора.2.Седекия, очевидно, полагал, что Господь может ответить ему то же, что в подобном случае ответил царю Езекии (4Цар 19:2) и сл.). Но Седекия, конечно, не заслуживал милости Божией (ср. (Иер 37:1) сл.; (4Цар 24:19) и сл.). — Собственно осада еще не началась — ожидались схватки с врагами вне города (ст. 4).4.Отряды иудейские, находящиеся вне города, все скроются за его стенами.8-10.- Обращаясь теперь к народу, пророк советует тем, кто хочет спасти свою жизнь, сдаться халдеям.11-14.- Дому царскому, т. е. всем членам двора царского, которые ведают производством суда, Иеремия внушает, чтобы они производили суд по правде. Иначе Господь сокрушит Иерусалимские твердыни.13.Иерусалим был окружен горами, но и сам он на долине Иерусалимской выдавался как скала, так что для того, чтобы к нему подойти, врагам нужно было взбираться на горы, а потом, чтобы взять его, снова приходилось из долины взбираться на холмы, на каких расположен Иерусалим. Отсюда — уверенность жителей Иерусалима в своей безопасности.
Особое замечание. Обращение к царскому дому (ст. 11–14) имеет, вероятно, в виду не Седекию, а Иоакима. В самом деле, тут двор царский призывается совершать правый суд и, таким образом, спасение Иерусалима предполагается еще возможным. Между тем оно не было уже возможно при Седекии (см. ст. 5–7).



