< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Глава 8

  • Закрыть сопоставления
  • 1. В то время, говорит Господь,
    выбросят кости царей Иуды, и кости князей его,
    и кости священников, и кости пророков,
    и кости жителей Иерусалима из гробов их;
  • 2. и раскидают их пред солнцем и луною
    и пред всем воинством небесным, которых они любили
    и которым служили и в след которых ходили,
    которых искали и которым поклонялись;
    не уберут их и не похоронят:
    они будут навозом на земле.
  • 3. И будут смерть предпочитать жизни все остальные,
    которые останутся от этого злого племени во всех местах,
    куда Я изгоню их, говорит Господь Саваоф.
  • 4. И скажи им: так говорит Господь: разве, упав, не встают
    и, совратив шись с дороги, не возвращаются?
  • 5. Для чего этот народ,
    Иерусалим, находится в упорном отступничестве?
    они крепко держатся обмана и не хотят обратиться.
  • 6. Я наблюдал и слушал:
    не говорят они правды,
    никто не раскаивается в своем нечестии,
    никто не говорит: «что я сделал?»;
    каждый обращается на свой путь,
    как конь, бросающийся в сражение.
  • 7. И аист под небом знает свои определенные времена,
    и горлица, и ласточка, и журавль наблюдают время,
    когда им прилететь;
    а народ Мой не знает определения Господня.
  • 8. Как вы говорите: «мы мудры, и закон Господень у нас»?
    А вот, лживая трость книжников и его превращает в ложь.
  • 9. Посрамились мудрецы,
    смутились и запутались в сеть:
    вот, они отвергли слово Господне;
    в чем же мудрость их?
  • 10. За то жен их отдам другим,
    поля их — иным владетелям;
    потому что все они, от малого до большого, предались корыстолюбию;
    от пророка до священника — все действуют лживо.
  • 11. И врачуют рану дочери народа Моего легкомысленно,
    говоря: «мир, мир!», а мира нет.
  • 12. Стыдятся ли они, делая мерзости?
    нет, они нисколько не стыдятся и не краснеют.
    За то падут они между падшими;
    во время посещения их будут повержены, говорит Господь.
  • 13. До конца оберу их, говорит Господь,
    не останется ни одной виноградины на лозе,
    ни смоквы на смоковнице,
    и лист опадет,
    и что Я дал им, отойдет от них.
  • 14. «Что мы сидим?
    собирайтесь, пойдем в укрепленные города, и там погибнем;
    ибо Господь Бог наш определил нас на погибель
    и дает нам пить воду с желчью
    за то, что мы грешили пред Господом».
  • 15. Ждем мира, а ничего доброго нет, —
    времени исцеления, и вот ужасы.
  • 16. От Дана слышен храп коней его,
    от громкого ржания жеребцов его дрожит вся земля;
    и придут и истребят землю и всё, что на ней,
    город и живущих в нем.
  • 17. Ибо вот, Я пошлю на вас змеев, василисков,
    против которых нет заговариванья,
    и они будут уязвлять вас, говорит Господь.
  • 18. Когда утешусь я в горести моей!
    сердце мое изныло во мне.
  • 19. Вот, слышу вопль дщери народа Моего из дальней страны:
    разве нет Господа на Сионе?
    разве нет Царя его на нем? —
    Зачем они подвигли Меня на гнев своими идолами,
    чужеземными, ничтожными?
  • 20. Прошла жатва, кончилось лето, а мы не спасены.
  • 21. О сокрушении дщери народа моего я сокрушаюсь,
    хожу мрачен, ужас объял меня.
  • 22. Разве нет бальзама в Галааде?
    разве нет там врача?
    Отчего же нет исцеления дщери народа моего?

1-3.- Умершие идолослужители будут потревожены в своем могильном покое, а оставшиеся в живых иудеи будут уведены в плен.

1.Завоеватели разоряли гробницы царей и знатных людей потому, что искали там зарытых с умершими драгоценных украшений, а может быть из чувства мести.

2.Пред солнцем и луною. Иудеи умершие служили этим светилам, и теперь ни солнце, ни луна оказываются не в состоянии защитить от осквернения останки своих почитателей.

4-6.- Иудеи никак не хотят понять необходимости покаяния и продолжают идти путем беззакония.

7-12.- Будучи неразумнее простых птиц, иудеи однако считают себя умными и хвалятся тем, что у них есть закон Господень. Этот закон они исказили и не исполняют, причем священники и пророки успокаивают народ ложными надеждами. За это Господь обрекает их на погибель.

7.Птицам прирожден инстинкт, по которому они знают куда им нужно лететь, людям — религия, религиозное чувство, влекущее их к Богу. Но евреям это чувство как бы совершенно чуждо. Вот мысль стиха.

8.Закон Господень — это не только Тора, но все вообще откровения Божии, в том числе и устно передававшиеся речи пророков. — Книжники — это люди по тогдашнему образованные, бравшиеся быть учителями народа, но ложно толковавшие откровение. Пример их толкований приведен в 11-м ст. Мнение же Соrnill'я и Marti о том, что здесь Иеремия указывает на вставки, сделанные книжниками, по просьбе священников, во Второзаконие, основано на неправильном понимании выражения Закон Господень, будто бы означающего: Второзаконие.

10-12.- См. объяснение Иер 6.12–14.

13-17.- Господь опустошит Иудею и сами жители ее, в предвидении этого, приходят в полное отчаяние.

14.Иудеи из городов, стоящих на равнинах, собираются бежать в нагорные города, но и там не надеются спастись. Они чувствуют, что против них Сам Господь. — Воду с желчью — т. е. отраву, — по некоторым толкованиям, опиум.

17.Враги иудеев сравниваются с змеями, исцелиться от укушения которых невозможно. — Василиск — см. (Пс 90:13) и Пс. 57.1,Еккл (Пс 10:11)

18-23.- Пророк скорбит о судьбе своего народа, тем более, что он хорошо сознает всю его виновность пред Иеговою, Которого иудеи оставили.

19.Народ представляется пророку уже переселенным в плен. Он с недоумением спрашивает, разве Господь перестал совсем считать Сион Своею царскою столицею, если оставляет этот священный город в запустении, а его обитателей — в далекой стране? Господь на это отвечает, что во всем происшедшем виноваты сами иудеи.

20.Народ говорит о том, что все его надежды на избавление от плена рушились. Так земледелец, ничего не собравший в свои житницы весною, надеется на сбор плодов осенью. Но иногда и эта последняя надежда его обманывает и ему предстоит голодный год.

22.Галаадский бальзам — был лучшим средством для лечения ран. Это собственно смола мастикового дерева, вывозившаяся из Палестины за границу (Быт 37:25). — Там — вероятнее всего, пророк говорит о Сионе, где пребывал невидимо Великий Врач, в руках Которого были все средства к исцелению болезни народа иудейского, т. е. опять Сам Иегова.