< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52

Глава 49

  • Закрыть сопоставления
  • 1. О сыновьях Аммоновых
    так говорит Господь:
    разве нет сыновей у Израиля?
    разве нет у него наследника?
    Почему же Малхом завладел Гадом,
    и народ его живет в городах его?
  • 2. Посему вот, наступают дни, говорит Господь,
    когда в Равве сыновей Аммоновых слышен будет крик брани,
    и сделается она грудою развалин,
    и города ее будут сожжены огнем,
    и овладеет Израиль теми, которые владели им, говорит Господь.
  • 3. Рыдай, Есевон, ибо опустошен Гай;
    кричите, дочери Раввы,
    опояшьтесь вретищем,
    плачьте и скитайтесь по огородам,
    ибо Малхом пойдет в плен
    вместе со священниками и князьями своими.
  • 4. Что хвалишься долинами?
    Потечет долина твоя кровью,
    вероломная дочь, надеющаяся на сокровища свои,
    говорящая: «кто придет ко мне?»
  • 5. Вот, Я наведу на тебя ужас со всех окрестностей твоих,
    говорит Господь Бог Саваоф;
    разбежитесь, кто куда,
    и никто не соберет разбежавшихся.
  • 6. Но после того Я возвращу плен сыновей Аммоновых, говорит Господь.
  • 7. О Едоме
    так говорит Господь Саваоф:
    разве нет более мудрости в Фемане?
    разве не стало совета у разумных?
    разве оскудела мудрость их?
  • 8. Бегите, обратив тыл,
    скрывайтесь в пещерах, жители Дедана,
    ибо погибель Исава Я наведу на него, —
    время посещения Моего.
  • 9. Если бы обиратели винограда пришли к тебе,
    то верно оставили бы несколько недобранных ягод.
    И если бы воры пришли ночью,
    то они похитили бы, сколько им нужно.
  • 10. А Я донага оберу Исава,
    открою потаенные места его,
    и скрыться он не может.
    Истреблено будет племя его, и братья его и соседи его;
    и не будет его.
  • 11. Оставь сирот твоих, Я поддержу жизнь их,
    и вдовы твои пусть надеются на Меня.
  • 12. Ибо так говорит Господь: вот и те,
    которым не суждено было пить чашу, непременно будут пить ее,
    и ты ли останешься ненаказанным?
    Нет, не останешься ненаказанным, но непременно будешь пить чашу.
  • 13. Ибо Мною клянусь, говорит Господь,
    что ужасом, посмеянием,
    пустынею и проклятием будет Восор,
    и все города его сделаются вечными пустынями.
  • 14. Я слышал слух от Господа,
    и посол послан к народам сказать:
    соберитесь и идите против него, и поднимайтесь на войну.
  • 15. Ибо вот, Я сделаю тебя малым между народами,
    презренным между людьми.
  • 16. Грозное положение твое
    и надменность сердца твоего обольстили тебя,
    живущего в расселинах скал и занимающего вершины холмов.
    Но, хотя бы ты, как орел, высоко свил гнездо твое,
    и оттуда низрину тебя, говорит Господь.
  • 17. И будет Едом ужасом;
    всякий, проходящий мимо, изумится
    и посвищет, смотря на все язвы его.
  • 18. Как ниспровергнуты Содом и Гоморра и соседние города их,
    говорит Господь,
    так и там ни один человек не будет жить,
    и сын человеческий не остановится в нем.
  • 19. Вот, восходит он, как лев,
    от возвышения Иордана на укрепленные жилища;
    но Я заставлю их поспешно уйти из Идумеи,
    и кто избран, того поставлю над нею.
    Ибо кто подобен Мне?
    и кто потребует ответа от Меня?
    и какой пастырь противостанет Мне?
  • 20. Итак выслушайте определение Господа, какое Он поставил об Едоме,
    и намерения Его, какие Он имеет о жителях Фемана:
    истинно, самые малые из стад повлекут их
    и опустошат жилища их.
  • 21. От шума падения их потрясется земля,
    и отголосок крика их слышен будет у Чермного моря.
  • 22. Вот, как орел поднимется он, и полетит,
    и распустит крылья свои над Восором;
    и сердце храбрых Идумеян
    будет в тот день, как сердце женщины в родах.
  • 23. О Дамаске. —
    Посрамлены Емаф и Арпад,
    ибо, услышав скорбную весть, они уныли;
    тревога на море, успокоиться не могут.
  • 24. Оробел Дамаск и обратился в бегство;
    страх овладел им;
    боль и муки схватили его, как женщину в родах.
  • 25. Как не уцелел город славы,
    город радости моей?
  • 26. Итак падут юноши его на улицах его,
    и все воины погибнут в тот день, говорит Господь Саваоф.
  • 27. И зажгу огонь в стенах Дамаска,
    и истребит чертоги Венадада.
  • 28. О Кидаре и о царствах Асорских,
    которые поразил Навуходоносор, царь Вавилонский,
    так говорит Господь: вставайте, выступайте против Кидара,
    и опустошайте сыновей востока!
  • 29. Шатры их и овец их возьмут себе,
    и покровы их и всю утварь их,
    и верблюдов их возьмут,
    и будут кричать им: «ужас отовсюду!»
  • 30. Бегите, уходите скорее,
    сокройтесь в пропасти, жители Асора, говорит Господь,
    ибо Навуходоносор, царь Вавилонский,
    сделал решение о вас
    и составил против вас замысел.
  • 31. Вставайте, выступайте против народа мирного,
    живущего беспечно, говорит Господь;
    ни дверей, ни запоров нет у него,
    живут поодиночке.
  • 32. Верблюды их отданы будут в добычу,
    и множество стад их — на расхищение;
    и рассею их по всем ветрам, этих стригущих волосы на висках,
    и со всех сторон их наведу на них гибель, говорит Господь.
  • 33. И будет Асор жилищем шакалов, вечною пустынею;
    человек не будет жить там,
    и сын человеческий не будет останавливаться в нем.
  • 34. Слово Господа, которое было к Иеремии пророку против Елама,
    в начале царствования Седекии, царя Иудейского:
  • 35. так говорит Господь Саваоф: вот, Я сокрушу лук Елама,
    главную силу их.
  • 36. И наведу на Елам четыре ветра от четырех краев неба
    и развею их по всем этим ветрам,
    и не будет народа,
    к которому не пришли бы изгнанные Еламиты.
  • 37. И поражу Еламитян страхом пред врагами их и пред ищущими души их;
    и наведу на них бедствие, гнев Мой, говорит Господь,
    и пошлю вслед их меч, доколе не истреблю их.
  • 38. И поставлю престол Мой в Еламе,
    и истреблю там царя и князей, говорит Господь.
  • 39. Но в последние дни возвращу плен Елама, говорит Господь.

1-6.- Аммонитяне заняли незаконно области, принадлежащие колену Гадову, и за это пророк возвещает им разрушение их городов и отведение в плен. Впрочем, плененные аммонитяне со временем будут возвращены в свою страну.

1.Аммонитяне, потомки Лота, жившие к востоку от Иордана, между реками Арноном и Иавоком, были сначала оттеснены из своих владений аморреями, наследниками всех земель которых, по праву завоевания, явились израильтяне, особенно колено Гадово и Рувимово. Но уже во время войны израильтян с сирийцами оттесненные к востоку аммонитяне воспользовались стесненным положением Израиля и напали на его владения, чтобы расширить свои пределы. (Ам 1:13). Еще более они усилились после того, как жители Израильского царства были уведены в плен Феглафелассаром (Фулом, см. (4Цар 15:29). Когда Израильскому царству был положен конец в 722 г., аммонитяне, конечно, стали еще более смелыми и незначительное число израильтян колена Гадова, оставшееся в своей области, не могло оказать сопротивления захвату их городов аммонитянами. Пророк и говорит, что аммонитяне напрасно так по-хозяйски распоряжаются за Иорданом: там есть еще израильтяне, не уведенные Ассирийцами в плен, и им, а не аммонитянам, принадлежит право наследовать земли тех израильтян, которые уведены в плен. — Малхом — правильнее: Милком — бог аммонитян.

2.Равва Аммон — главный город Амнонитян, при р. Иавоке.

3.Гай — город за Иорданом, к северу от Есевона. Дочери Раввы — маленькие аммонитские города, зависевшие от Раввы. — Скитайтесь по огородам, т. е. вам негде будет жить — города будут разрушены. По другому чтению: «поражайте себя нарезами».

4.Долины в земле аммовитян были очень плодородны. Пророчество это изречено в то же время, как и пророчество на моавитян, т. е. около 4-го года Иоакима, так как здесь еще не упоминается о Навуходоносоре. Об исполнении пророчества см. Особое замечание к XLVIII-й гл.

7-22.- Едомитяне, несмотря на то, что в их среде были славные мудрецы, не избегнут погибели и им угрожает судьба Содома и Гоморры.

7.Об Едоме см. (Ис 21:11) Пророчество Иеремии об Едоме часто до буквальности повторяет собою пророчество Авдия об этом народе. Ср. (Иер 49:7) и (Авд 1:8) ст.; (Иер 49:9) и (Авд 1:5); (Иер 49:14) и (Авд 1:1); (Иер 49:15) и (Авд 1:2); (Иер 49:16) и (Авд 1:3) — Жители Фемана, едомской области, известны были своею мудростью (Иов 2:11). Но их мудрость как бы совсем исчезла в виду надвигающейся на их страну опасности.

8.Дедан — соседи едомлян, занимавшиеся торговлею (Иер 25:23). — В пещерах Палестины, очень длинных и малодоступных, жители ее нередко спасались при нашествии неприятелей.

9.По закону Моисееву (Втор 24:21), обиратели винограда должны были оставлять по несколько ягод на лозе для сирот и бедняков.

10.Потаенные места — тайники, куда прятались наиболее ценные вещи. — Братьями и соседями едомитян были амаликитяне, хорреи, симеониты и др. племена.

11.Так как Едом не может уже сам заботиться о своих вдовах и сиротах, то должен вручить их милосердию Иеговы, Который и обещает им защиту.

12.Которым не суждено было — это, конечно, евреи, которые должны были наследовать блага земли обетованной (Исх 3.7–8).

13.Восор — Боцра, гл. город Идумеи (ср. (Ис 34:6).

16.Жилища свои идумеи высекали в скалах, делали там искусственные, недоступные для пришельцев из других мест, пещеры.

19.Он, — конечно, вавилонский царь. — Как лев от возвышения Иордана. — точнее: как лев из высоких зарослей Иордана (ср. (Иер 12:5). — На укрепленные жилища, — т. е. на города идумейские. — Но Я заставлю…, точнее: в самом деле, Я заставлю их (едомлян) поспешно уйти… и т. д. — Пастырь — царь, предводитель.

20.Самые малые… Toчнee: их, самых малых (т. е. униженных) в стаде (народов), повлекут (завоеватели), и даже их жилище придет (как бы человек) в изумление от постигшей их участи (переселения в плен).

21.У Чермного моря. Здесь разумеются страны, лежащие к югу от Едома, до гавани Еланитского залива Черного моря — Елафа. Земля же может означать все государства, лежавшие к северу от Идумеи. Пророчество об Едоме также принадлежит ко времени царя Иоакима (около 4-го года его правления), потому что и здесь Навуходоносор еще не назван по имени. Об исполнении пророчества см. (Ис 21:1) главу.

23-27.- Дамаск и соседние с ним сирийские города Емаф и Арнад также подвергнутся опустошенно и разорению от неприятеля.

23.Дамаск — см. (Ис 17:1) гл. Емаф и Арпад — см. (Ис 10:9)Тревога на море — правильнее: подобно постоянно волнующемуся морю.

24.Сирийцы недавно вытерпели опустошение, произведенное в их стране фараоном Нехао, который подчинил себе Сирию доселе бывшую в вассальных отношениях к царству ассирийскому. Теперь Сирии предстоит вынести ужас второго нашествия — Навуходоносора, который подчинит эту страну себе как наследник Ассирии.

25.Слова жителя г. Дамаска или, может быть, восклицание Дамасского царя. Об исполнении этого пророчества, сказанного также, по-видимому, до сражения при Кархамисе (около 4-го года Иоакима) см. (Ис 17:1) гл.

28-33.- Арабские племена, покоренные Навуходоносором, должны ждать еще новых нападений халдеев.

28.Кидар — арабы-кочевники см. (Иер 2:10) и (Ис 21:16,17) Асор — это племена арабские, ведшие жизнь оседлую (Асор — по eвp. hazor = укрепление) и управлявшиеся особыми шейхами, имевшим власть царя (отсюда: царства Асорские). Эти племена, жившие между Каменистой Аравией и Вавилонией и близ Персидского залива, были покорены Навуходоносором после битвы при Кархамисе (ср. Ис 21.13–17).

31.Арабы-скотоводы были незнакомы с городскими обычаями и не заводили у себя дверей и запоров.

32.Стригущих волосы — см. (Иер 9:25) Об исполнении этого пророчества можно читать в паралл. месте кн. Исаии (гл. (Ис 21:13) и сл). Навуходоносор, разоряя Аравию, имел при этом в виду заставить ее прекратить торговые сношения с Финикиею и все богатства свои отправлять на продажу в Вавилон, чего и достиг отчасти (Платон, Древний Восток, с. 636).

34-39.- Еламу пророк возвещает суд Божий, в силу чего он отчасти будет рассеян по разным странам, отчасти же поражен вражескими мечами. Но в далеком будущем милость Божия возвещается и Еламу.

34.Елам — см. (Иер 25:25) Это пророчество сказано на семь лет позднее, чем большинство пророческих речей этой группы.

35.Очень вероятно, что еламитяне составляли часть войск Навуходоносора, разрушивших Иерусалим и за это им возвещается суд Божий. — Лук Елама — см. (Ис 22:6)

37.Какие народы здесь названы врагами еламитян — решить трудно. С падением Ассирийского царства еламитяне почувствовали себя свободными, но скоро Навуходоносор должен был сделать попытку подчинить себе и это государство. Некоторые толкователи, впрочем, видят этих врагов в персах, которые завоевали Елам, и еламитяне принимали уже участие в разорении персами Вавилона (Ис 21:2). Особые замечания. Критики весьма сомневаются в подлинности отдела с XLVI по XLIX-ю главу, а также и в подлинности относящегося сюда «индекса», как называют главу ХXV-ю. Говорят, что все это собрание пророчеств возникло после плена вавилонского и даже — как, напр., пророчество об Еламе, под которым будто бы необходимо разуметь Персию, — во времена Александра Македонского. Основания для такого подозрения следующие: Иеремия здесь высказывает не отвечающее его понятиям мнение о Боге только как о Боге мести, Который непременно решил погубить язычников. Он ни слова не говорит о возможности раскаяния для язычников, а без такой проповеди о раскаянии самое его пророчество представляется крайне односторонним. Точно также Иеремия — говорят — не мог угрожать разным народам погибелью, не разъясняя их отношений к его собственным соплеменникам. Наконец, указывают на то, что ясное спокойное развитие мыслей, какое мы находим в других речах Иеремии, здесь отсутствует; мысль здесь стремится порывами, скачками и часто встречаются повторения ранее высказанных пророчеств. Но все эти рассуждения о том, что и как должен был говорить Иеремия, едва ли могут считаться серьезными основаниями к тому, чтобы объявить означенные пророчества не подлинными. Ведь уже в 1-й главе (ст. 10) языческие народы выставляются как предмет особого внимания пророка, и очень естественно, что он их судьбе посвятил целый отдел своей книги. Затем, к чему было бы Иеремии здесь особенно обстоятельно раскрывать мысль о виновности разных народов пред праведным Богом? Это было достаточно ясно и не требовало постоянных повторении в каждом отдельном случае. Далее, что не могло быть речи о проповеди покаяния языческим народам с целью педагогического на них воздействия, какое возможно было по отношению к иудеям, это ясно для всякого непредубежденного человека. Впрочем, тогда уже исполнялось время долготерпения Божия по отношению к этим народам, и Иеремия мог возвещать им только суд Божий, хотя и не окончательную гибель (см. (Иер 46:26); (Иер 48:47); (Иер 49:6,39). — О подлинности L-LI-й глав сказано отдельно.