- 1. О сыновьях Аммоновых
так говорит Господь:
разве нет сыновей у Израиля?
разве нет у него наследника?
Почему же Малхом завладел Гадом,
и народ его живет в городах его? - 2. Посему вот, наступают дни, говорит Господь,
когда в Равве сыновей Аммоновых слышен будет крик брани,
и сделается она грудою развалин,
и города ее будут сожжены огнем,
и овладеет Израиль теми, которые владели им, говорит Господь. - 3. Рыдай, Есевон, ибо опустошен Гай;
кричите, дочери Раввы,
опояшьтесь вретищем,
плачьте и скитайтесь по огородам,
ибо Малхом пойдет в плен
вместе со священниками и князьями своими. - 4. Что хвалишься долинами?
Потечет долина твоя кровью,
вероломная дочь, надеющаяся на сокровища свои,
говорящая: «кто придет ко мне?» - 5. Вот, Я наведу на тебя ужас со всех окрестностей твоих,
говорит Господь Бог Саваоф;
разбежитесь, кто куда,
и никто не соберет разбежавшихся. - 6. Но после того Я возвращу плен сыновей Аммоновых, говорит Господь.
- 7. О Едоме
так говорит Господь Саваоф:
разве нет более мудрости в Фемане?
разве не стало совета у разумных?
разве оскудела мудрость их? - 8. Бегите, обратив тыл,
скрывайтесь в пещерах, жители Дедана,
ибо погибель Исава Я наведу на него, —
время посещения Моего. - 9. Если бы обиратели винограда пришли к тебе,
то верно оставили бы несколько недобранных ягод.
И если бы воры пришли ночью,
то они похитили бы, сколько им нужно. - 10. А Я донага оберу Исава,
открою потаенные места его,
и скрыться он не может.
Истреблено будет племя его, и братья его и соседи его;
и не будет его. - 11. Оставь сирот твоих, Я поддержу жизнь их,
и вдовы твои пусть надеются на Меня. - 12. Ибо так говорит Господь: вот и те,
которым не суждено было пить чашу, непременно будут пить ее,
и ты ли останешься ненаказанным?
Нет, не останешься ненаказанным, но непременно будешь пить чашу. - 13. Ибо Мною клянусь, говорит Господь,
что ужасом, посмеянием,
пустынею и проклятием будет Восор,
и все города его сделаются вечными пустынями. - 14. Я слышал слух от Господа,
и посол послан к народам сказать:
соберитесь и идите против него, и поднимайтесь на войну. - 15. Ибо вот, Я сделаю тебя малым между народами,
презренным между людьми. - 16. Грозное положение твое
и надменность сердца твоего обольстили тебя,
живущего в расселинах скал и занимающего вершины холмов.
Но, хотя бы ты, как орел, высоко свил гнездо твое,
и оттуда низрину тебя, говорит Господь. - 17. И будет Едом ужасом;
всякий, проходящий мимо, изумится
и посвищет, смотря на все язвы его. - 18. Как ниспровергнуты Содом и Гоморра и соседние города их,
говорит Господь,
так и там ни один человек не будет жить,
и сын человеческий не остановится в нем. - 19. Вот, восходит он, как лев,
от возвышения Иордана на укрепленные жилища;
но Я заставлю их поспешно уйти из Идумеи,
и кто избран, того поставлю над нею.
Ибо кто подобен Мне?
и кто потребует ответа от Меня?
и какой пастырь противостанет Мне? - 20. Итак выслушайте определение Господа, какое Он поставил об Едоме,
и намерения Его, какие Он имеет о жителях Фемана:
истинно, самые малые из стад повлекут их
и опустошат жилища их. - 21. От шума падения их потрясется земля,
и отголосок крика их слышен будет у Чермного моря. - 22. Вот, как орел поднимется он, и полетит,
и распустит крылья свои над Восором;
и сердце храбрых Идумеян
будет в тот день, как сердце женщины в родах. - 23. О Дамаске. —
Посрамлены Емаф и Арпад,
ибо, услышав скорбную весть, они уныли;
тревога на море, успокоиться не могут. - 24. Оробел Дамаск и обратился в бегство;
страх овладел им;
боль и муки схватили его, как женщину в родах. - 25. Как не уцелел город славы,
город радости моей? - 26. Итак падут юноши его на улицах его,
и все воины погибнут в тот день, говорит Господь Саваоф. - 27. И зажгу огонь в стенах Дамаска,
и истребит чертоги Венадада. - 28. О Кидаре и о царствах Асорских,
которые поразил Навуходоносор, царь Вавилонский,
так говорит Господь: вставайте, выступайте против Кидара,
и опустошайте сыновей востока! - 29. Шатры их и овец их возьмут себе,
и покровы их и всю утварь их,
и верблюдов их возьмут,
и будут кричать им: «ужас отовсюду!» - 30. Бегите, уходите скорее,
сокройтесь в пропасти, жители Асора, говорит Господь,
ибо Навуходоносор, царь Вавилонский,
сделал решение о вас
и составил против вас замысел. - 31. Вставайте, выступайте против народа мирного,
живущего беспечно, говорит Господь;
ни дверей, ни запоров нет у него,
живут поодиночке. - 32. Верблюды их отданы будут в добычу,
и множество стад их — на расхищение;
и рассею их по всем ветрам, этих стригущих волосы на висках,
и со всех сторон их наведу на них гибель, говорит Господь. - 33. И будет Асор жилищем шакалов, вечною пустынею;
человек не будет жить там,
и сын человеческий не будет останавливаться в нем. - 34. Слово Господа, которое было к Иеремии пророку против Елама,
в начале царствования Седекии, царя Иудейского: - 35. так говорит Господь Саваоф: вот, Я сокрушу лук Елама,
главную силу их. - 36. И наведу на Елам четыре ветра от четырех краев неба
и развею их по всем этим ветрам,
и не будет народа,
к которому не пришли бы изгнанные Еламиты. - 37. И поражу Еламитян страхом пред врагами их и пред ищущими души их;
и наведу на них бедствие, гнев Мой, говорит Господь,
и пошлю вслед их меч, доколе не истреблю их. - 38. И поставлю престол Мой в Еламе,
и истреблю там царя и князей, говорит Господь. - 39. Но в последние дни возвращу плен Елама, говорит Господь.
1-6.- Аммонитяне заняли незаконно области, принадлежащие колену Гадову, и за это пророк возвещает им разрушение их городов и отведение в плен. Впрочем, плененные аммонитяне со временем будут возвращены в свою страну.1.Аммонитяне, потомки Лота, жившие к востоку от Иордана, между реками Арноном и Иавоком, были сначала оттеснены из своих владений аморреями, наследниками всех земель которых, по праву завоевания, явились израильтяне, особенно колено Гадово и Рувимово. Но уже во время войны израильтян с сирийцами оттесненные к востоку аммонитяне воспользовались стесненным положением Израиля и напали на его владения, чтобы расширить свои пределы. (Ам 1:13). Еще более они усилились после того, как жители Израильского царства были уведены в плен Феглафелассаром (Фулом, см. (4Цар 15:29). Когда Израильскому царству был положен конец в 722 г., аммонитяне, конечно, стали еще более смелыми и незначительное число израильтян колена Гадова, оставшееся в своей области, не могло оказать сопротивления захвату их городов аммонитянами. Пророк и говорит, что аммонитяне напрасно так по-хозяйски распоряжаются за Иорданом: там есть еще израильтяне, не уведенные Ассирийцами в плен, и им, а не аммонитянам, принадлежит право наследовать земли тех израильтян, которые уведены в плен. — Малхом — правильнее: Милком — бог аммонитян.2.Равва Аммон — главный город Амнонитян, при р. Иавоке.3.Гай — город за Иорданом, к северу от Есевона. Дочери Раввы — маленькие аммонитские города, зависевшие от Раввы. — Скитайтесь по огородам, т. е. вам негде будет жить — города будут разрушены. По другому чтению: «поражайте себя нарезами».4.Долины в земле аммовитян были очень плодородны.
Пророчество это изречено в то же время, как и пророчество на моавитян, т. е. около 4-го года Иоакима, так как здесь еще не упоминается о Навуходоносоре. Об исполнении пророчества см. Особое замечание к XLVIII-й гл.7-22.- Едомитяне, несмотря на то, что в их среде были славные мудрецы, не избегнут погибели и им угрожает судьба Содома и Гоморры.7.Об Едоме см. (Ис 21:11) Пророчество Иеремии об Едоме часто до буквальности повторяет собою пророчество Авдия об этом народе. Ср. (Иер 49:7) и (Авд 1:8) ст.; (Иер 49:9) и (Авд 1:5); (Иер 49:14) и (Авд 1:1); (Иер 49:15) и (Авд 1:2); (Иер 49:16) и (Авд 1:3) — Жители Фемана, едомской области, известны были своею мудростью (Иов 2:11). Но их мудрость как бы совсем исчезла в виду надвигающейся на их страну опасности.8.Дедан — соседи едомлян, занимавшиеся торговлею (Иер 25:23). — В пещерах Палестины, очень длинных и малодоступных, жители ее нередко спасались при нашествии неприятелей.9.По закону Моисееву (Втор 24:21), обиратели винограда должны были оставлять по несколько ягод на лозе для сирот и бедняков.10.Потаенные места — тайники, куда прятались наиболее ценные вещи. — Братьями и соседями едомитян были амаликитяне, хорреи, симеониты и др. племена.11.Так как Едом не может уже сам заботиться о своих вдовах и сиротах, то должен вручить их милосердию Иеговы, Который и обещает им защиту.12.Которым не суждено было — это, конечно, евреи, которые должны были наследовать блага земли обетованной (Исх 3.7–8).13.Восор — Боцра, гл. город Идумеи (ср. (Ис 34:6).16.Жилища свои идумеи высекали в скалах, делали там искусственные, недоступные для пришельцев из других мест, пещеры.19.Он, — конечно, вавилонский царь. — Как лев от возвышения Иордана. — точнее: как лев из высоких зарослей Иордана (ср. (Иер 12:5). — На укрепленные жилища, — т. е. на города идумейские. — Но Я заставлю…, точнее: в самом деле, Я заставлю их (едомлян) поспешно уйти… и т. д. — Пастырь — царь, предводитель.20.Самые малые… Toчнee: их, самых малых (т. е. униженных) в стаде (народов), повлекут (завоеватели), и даже их жилище придет (как бы человек) в изумление от постигшей их участи (переселения в плен).21.У Чермного моря. Здесь разумеются страны, лежащие к югу от Едома, до гавани Еланитского залива Черного моря — Елафа. Земля же может означать все государства, лежавшие к северу от Идумеи.
Пророчество об Едоме также принадлежит ко времени царя Иоакима (около 4-го года его правления), потому что и здесь Навуходоносор еще не назван по имени. Об исполнении пророчества см. (Ис 21:1) главу.23-27.- Дамаск и соседние с ним сирийские города Емаф и Арнад также подвергнутся опустошенно и разорению от неприятеля.23.Дамаск — см. (Ис 17:1) гл. Емаф и Арпад — см. (Ис 10:9) — Тревога на море — правильнее: подобно постоянно волнующемуся морю.24.Сирийцы недавно вытерпели опустошение, произведенное в их стране фараоном Нехао, который подчинил себе Сирию доселе бывшую в вассальных отношениях к царству ассирийскому. Теперь Сирии предстоит вынести ужас второго нашествия — Навуходоносора, который подчинит эту страну себе как наследник Ассирии.25.Слова жителя г. Дамаска или, может быть, восклицание Дамасского царя.
Об исполнении этого пророчества, сказанного также, по-видимому, до сражения при Кархамисе (около 4-го года Иоакима) см. (Ис 17:1) гл.28-33.- Арабские племена, покоренные Навуходоносором, должны ждать еще новых нападений халдеев.28.Кидар — арабы-кочевники см. (Иер 2:10) и (Ис 21:16,17) Асор — это племена арабские, ведшие жизнь оседлую (Асор — по eвp. hazor = укрепление) и управлявшиеся особыми шейхами, имевшим власть царя (отсюда: царства Асорские). Эти племена, жившие между Каменистой Аравией и Вавилонией и близ Персидского залива, были покорены Навуходоносором после битвы при Кархамисе (ср. Ис 21.13–17).31.Арабы-скотоводы были незнакомы с городскими обычаями и не заводили у себя дверей и запоров.32.Стригущих волосы — см. (Иер 9:25)
Об исполнении этого пророчества можно читать в паралл. месте кн. Исаии (гл. (Ис 21:13) и сл). Навуходоносор, разоряя Аравию, имел при этом в виду заставить ее прекратить торговые сношения с Финикиею и все богатства свои отправлять на продажу в Вавилон, чего и достиг отчасти (Платон, Древний Восток, с. 636).34-39.- Еламу пророк возвещает суд Божий, в силу чего он отчасти будет рассеян по разным странам, отчасти же поражен вражескими мечами. Но в далеком будущем милость Божия возвещается и Еламу.34.Елам — см. (Иер 25:25) Это пророчество сказано на семь лет позднее, чем большинство пророческих речей этой группы.35.Очень вероятно, что еламитяне составляли часть войск Навуходоносора, разрушивших Иерусалим и за это им возвещается суд Божий. — Лук Елама — см. (Ис 22:6)37.Какие народы здесь названы врагами еламитян — решить трудно. С падением Ассирийского царства еламитяне почувствовали себя свободными, но скоро Навуходоносор должен был сделать попытку подчинить себе и это государство. Некоторые толкователи, впрочем, видят этих врагов в персах, которые завоевали Елам, и еламитяне принимали уже участие в разорении персами Вавилона (Ис 21:2).
Особые замечания. Критики весьма сомневаются в подлинности отдела с XLVI по XLIX-ю главу, а также и в подлинности относящегося сюда «индекса», как называют главу ХXV-ю. Говорят, что все это собрание пророчеств возникло после плена вавилонского и даже — как, напр., пророчество об Еламе, под которым будто бы необходимо разуметь Персию, — во времена Александра Македонского. Основания для такого подозрения следующие: Иеремия здесь высказывает не отвечающее его понятиям мнение о Боге только как о Боге мести, Который непременно решил погубить язычников. Он ни слова не говорит о возможности раскаяния для язычников, а без такой проповеди о раскаянии самое его пророчество представляется крайне односторонним. Точно также Иеремия — говорят — не мог угрожать разным народам погибелью, не разъясняя их отношений к его собственным соплеменникам. Наконец, указывают на то, что ясное спокойное развитие мыслей, какое мы находим в других речах Иеремии, здесь отсутствует; мысль здесь стремится порывами, скачками и часто встречаются повторения ранее высказанных пророчеств.
Но все эти рассуждения о том, что и как должен был говорить Иеремия, едва ли могут считаться серьезными основаниями к тому, чтобы объявить означенные пророчества не подлинными. Ведь уже в 1-й главе (ст. 10) языческие народы выставляются как предмет особого внимания пророка, и очень естественно, что он их судьбе посвятил целый отдел своей книги. Затем, к чему было бы Иеремии здесь особенно обстоятельно раскрывать мысль о виновности разных народов пред праведным Богом? Это было достаточно ясно и не требовало постоянных повторении в каждом отдельном случае. Далее, что не могло быть речи о проповеди покаяния языческим народам с целью педагогического на них воздействия, какое возможно было по отношению к иудеям, это ясно для всякого непредубежденного человека. Впрочем, тогда уже исполнялось время долготерпения Божия по отношению к этим народам, и Иеремия мог возвещать им только суд Божий, хотя и не окончательную гибель (см. (Иер 46:26); (Иер 48:47); (Иер 49:6,39). — О подлинности L-LI-й глав сказано отдельно.



