- 1. И услышали Сафатия, сын Матфана,
и Годолия, сын Пасхора,
и Юхал, сын Селемии,
и Пасхор, сын Малхии,
слова, которые Иеремия произнес ко всему народу, говоря: - 2. так говорит Господь: кто останется в этом городе,
умрет от меча, голода и моровой язвы;
а кто выйдет к Халдеям, будет жив,
и душа его будет ему вместо добычи,
и он останется жив. - 3. Так говорит Господь: непременно предан будет город сей
в руки войска царя Вавилонского,
и он возьмет его. - 4. Тогда князья сказали царю: да будет этот человек предан смерти,
потому что он ослабляет руки воинов,
которые остаются в этом городе,
и руки всего народа, говоря к ним такие слова;
ибо этот человек не благоденствия желает народу сему, а бедствия. - 5. И сказал царь Седекия: вот, он в ваших руках,
потому что царь ничего не может делать вопреки вам. - 6. Тогда взяли Иеремию
и бросили его в яму Малхии, сына царя,
которая была во дворе стражи,
и опустили Иеремию на веревках;
в яме той не было воды, а только грязь,
и погрузился Иеремия в грязь. - 7. И услышал Авдемелех Ефиоплянин,
один из евнухов, находившихся в царском доме,
что Иеремию посадили в яму;
а царь сидел тогда у ворот Вениаминовых. - 8. И вышел Авдемелех из дома царского
и сказал царю: - 9. государь мой царь!
худо сделали эти люди, так поступив с Иеремиею пророком,
которого бросили в яму;
он умрет там от голода,
потому что нет более хлеба в городе. - 10. Царь дал приказание Авдемелеху Ефиоплянину,
сказав: возьми с собою отсюда тридцать человек
и вытащи Иеремию пророка из ямы, доколе он не умер. - 11. Авдемелех взял людей с собою
и вошел в дом царский под кладовую,
и взял оттуда старых негодных тряпок и старых негодных лоскутьев
и опустил их на веревках в яму к Иеремии. - 12. И сказал Авдемелех Ефиоплянин Иеремии:
подложи эти старые брошенные тряпки и лоскутья
под мышки рук твоих, под веревки.
И сделал так Иеремия. - 13. И потащили Иеремию на веревках
и вытащили его из ямы;
и оставался Иеремия во дворе стражи. - 14. Тогда царь Седекия послал и призвал Иеремию пророка к себе,
при третьем входе в дом Господень,
и сказал царь Иеремии: я у тебя спрошу нечто;
не скрой от меня ничего. - 15. И сказал Иеремия Седекии:
если я открою тебе, не предашь ли ты меня смерти?
и если дам тебе совет, ты не послушаешь меня. - 16. И клялся царь Седекия Иеремии тайно,
говоря: жив Господь, Который сотворил нам душу сию,
не предам тебя смерти и не отдам в руки этих людей,
которые ищут души твоей. - 17. Тогда Иеремия сказал Седекии:
так говорит Господь Бог Саваоф, Бог Израилев:
если ты выйдешь к князьям царя Вавилонского,
то жива будет душа твоя, и этот город не будет сожжен огнем,
и ты будешь жив, и дом твой; - 18. а если не выйдешь к князьям царя Вавилонского,
то этот город будет предан в руки Халдеев,
и они сожгут его огнем,
и ты не избежишь от рук их. - 19. И сказал царь Седекия Иеремии: я боюсь Иудеев,
которые перешли к Халдеям,
чтобы Халдеи не предали меня в руки их,
и чтобы те не надругались надо мною. - 20. И сказал Иеремия: не предадут;
послушай гласа Господа в том, что я говорю тебе,
и хорошо тебе будет,
и жива будет душа твоя. - 21. А если ты не захочешь выйти,
то вот слово, которое открыл мне Господь: - 22. вот, все жены, которые остались в доме царя Иудейского,
отведены будут к князьям царя Вавилонского,
и скажут они: «тебя обольстили и превозмогли друзья твои;
ноги твои погрузились в грязь, и они удалились от тебя». - 23. И всех жен твоих и детей твоих отведут к Халдеям,
и ты не избежишь от рук их;
но будешь взят рукою царя Вавилонского,
и сделаешь то, что город сей будет сожжен огнем. - 24. И сказал Седекия Иеремии: никто не должен знать этих слов,
и тогда ты не умрешь; - 25. и если услышат князья, что я разговаривал с тобою,
и придут к тебе, и скажут тебе:
«скажи нам, что говорил ты царю, не скрой от нас,
и мы не предадим тебя смерти, —
и также что говорил тебе царь», - 26. то скажи им: «я повергнул пред лице царя прошение мое,
чтобы не возвращать меня в дом Ионафана, чтобы не умереть там». - 27. И пришли все князья к Иеремии и спрашивали его,
и он сказал им согласно со всеми словами,
какие царь велел сказать,
и они молча оставили его, потому что не узнали сказанного царю. - 28. И оставался Иеремия во дворе стражи
до того дня, в который был взят Иерусалим.
И Иерусалим был взят.
1-13.- Хотя Иеремия и нашел себе некоторую милость у царя (гл. XXXI-я), тем не менее, враги его не дремали и стали внушать царю, что пророк, отнимающий своими предсказаниями всякое мужество у защитников Иерусалима, заслуживает смерти. Бесхарактерный царь отдал Иеремию в их распоряжение и они посадили его в яму, где он мог умереть с голоду. Однако из слуг царских нашелся один, именно евнух Авдемелех, который успел убедить царя в необходимости спасти Иеремию от голодной смерти, и Иеремия был извлечен из ямы и опять посажен под стражу на царском дворе.1.Юхал — то же, что Иоахал см. (Иер 37:3) Пасхор — см. (Иер 20:1) — Иеремия, вероятно, сидя на царском дворе, имел разговоры с приходящим к царю народом.4.Иеремия был виноват с обыкновенной гражданско-государственной точки зрения. Но князья должны были, как верующие в Иегову — Верховного Владыку Израиля, иначе смотреть на «измену» Иеремии. Это, с теократической точки зрения, была не измена, а возвещение воли Божией и указание народу единственного средства ко спасению.5.Седекия здесь явно высказывает недовольство настойчивостью вельмож, и не может не следовать их совету.6.Сын царя — см. (Иер 36:26)7.Ефиоплянин. Из иностранцев обыкновенно брались евнухи для царского гарема. Над евреями закон не позволял производить операций оскопления, какой подвергались евнухи (Втор 23:1).14-28.- Царь снова призывает к себе пророка для беседы, но Иеремия указывает ему на опасность, которая угрожает ему, если он будет давать совет царю, конечно, в прежнем направлении. Когда царь однако заверяет его, что не предаст его на смерть, что бы пророк ни сказал, Иеремия снова предлагает ему сдаться халдеям. Царь высказывает боязнь того, что там, в плену, над ним будут смеяться перебежчики-иудеи, но Иеремия говорит, что, в случае непослушания слову пророка, над царем будут смеяться женщины царского гарема, как над человеком слабохарактерным, поддавшимся неразумным советам вельмож. Царь, однако, не решается последовать совету Иеремии и отпускает его опять во двор стражи, взяв с него слово — держать в тайне от вельмож свой разговор с царем.14.Третий вход в храм неизвестно, где находился. Полагают, что это был особый царский вход из дворца во внешний двор храма.22.В гареме осталось только несколько жен царя. Прочие, по стесненности положения, — не хватало в столице тогда даже и хлеба, — могли быть заблаговременно куда-нибудь отправлены из Иерусалима.27.Иеремия допускает здесь намеренное умолчание об истинном ходе беседы с царем, но делает это не столько в своих видах, сколько для того, чтобы оградить царя от недовольства вельмож.



