- 1. Слушайте слово, которое Господь говорит вам, дом Израилев.
- 2. Так говорит Господь: не учитесь путям язычников
и не страшитесь знамений небесных,
которых язычники страшатся. - 3. Ибо уставы народов — пустота:
вырубают дерево в лесу,
обделывают его руками плотника при помощи топора, - 4. покрывают серебром и золотом,
прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось. - 5. Они — как обточенный столп, и не говорят;
их носят, потому что ходить не могут.
Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла,
но и добра делать не в силах. - 6. Нет подобного Тебе, Господи!
Ты велик, и имя Твое велико могуществом. - 7. Кто не убоится Тебя, Царь народов?
ибо Тебе единому принадлежит это;
потому что между всеми мудрецами народов
и во всех царствах их нет подобного Тебе. - 8. Все до одного они бессмысленны и глупы;
пустое учение — это дерево. - 9. Разбитое в листы серебро привезено из Фарсиса,
золото — из Уфаза,
дело художника и рук плавильщика;
одежда на них — гиацинт и пурпур:
все это — дело людей искусных. - 10. А Господь Бог есть истина;
Он есть Бог живый и Царь вечный.
От гнева Его дрожит земля,
и народы не могут выдержать негодования Его. - 11. Так говорите им: боги, которые не сотворили неба и земли,
исчезнут с земли и из-под небес. - 12. Он сотворил землю силою Своею,
утвердил вселенную мудростью Своею
и разумом Своим распростер небеса. - 13. По гласу Его шумят воды на небесах,
и Он возводит облака от краев земли,
творит молнии среди дождя
и изводит ветер из хранилищ Своих. - 14. Безумствует всякий человек в своем знании,
срамит себя всякий плавильщик истуканом своим,
ибо выплавленное им есть ложь, и нет в нем духа. - 15. Это совершенная пустота, дело заблуждения;
во время посещения их они исчезнут. - 16. Не такова, как их, доля Иакова;
ибо Бог его есть Творец всего,
и Израиль есть жезл наследия Его;
имя Его — Господь Саваоф. - 17. Убирай с земли имущество твое,
имеющая сидеть в осаде; - 18. ибо так говорит Господь:
вот, Я выброшу жителей сей земли на сей раз
и загоню их в тесное место, чтобы схватили их. - 19. Горе мне в моем сокрушении;
мучительна рана моя,
но я говорю сам в себе: «подлинно, это моя скорбь,
и я буду нести ее; - 20. шатер мой опустошен,
и все веревки мои порваны;
дети мои ушли от меня, и нет их:
некому уже раскинуть шатра моего и развесить ковров моих, - 21. ибо пастыри сделались бессмысленными и не искали Господа,
а потому они и поступали безрассудно, и все стадо их рассеяно». - 22. Несется слух: вот он идет,
и большой шум от страны северной,
чтобы города Иудеи сделать пустынею, жилищем шакалов. - 23. Знаю, Господи, что не в воле человека путь его,
что не во власти идущего давать направление стопам своим. - 24. Наказывай меня, Господи, но по правде,
не во гневе Твоем, чтобы не умалить меня. - 25. Излей ярость Твою на народы, которые не знают Тебя,
и на племена, которые не призывают имени Твоего;
ибо они съели Иакова, пожрали его и истребили его,
и жилище его опустошили.
1-9.- Все языческие приметы и самое языческое служение богам, в особенности поклонение разным истуканам, в высшей степени бессмысленно. С иронией пророк говорит о том, как делаются эти истуканы.1.Дом Израилев — т. е. находящиеся в плену северные колена (ср. (Иер 3:11) и сл. (Иер 7:12).2.Пути язычников — образ жизни язычников и особенно их религия. — Знамения небесные — некоторые необыкновенные явления в мире небесных светил.3.Уставы — т. е. основные положения веры. (Об идолах ср. (Ис 40:19) и сл. (Ис 41:7); (Ис 44:12) и сл.)5.Как обточенный столп — точнее: как пугало для птиц в огороде. (Ср. (Ис 46:7) и (Ис 41:23).9.Фарсис — см. (Ис 23:1) — Уфаз — Офир (Таргум, Феодотион).10-16.- В противоположность ничтожеству идолов пророк изображает величие Иеговы, пред которым все идолы падают.13.О хранилищах ветра см. (Иов 37:22)17-25.- Пророк предвидит нападение вавилонян на Иерусалим, падение города и отведение народа иудейского в плен. Роптать против такого решения Иеговы не следует, потому что иудеи сами виновны в своей погибели. Притом нельзя смотреть на поражение иудеев как на окончательное.17.Здесь пророк, очевидно, обращается к жителям Иерусалима.19.Моя скорбь — т. е. она заслужена мною. Пророк говорит от лица лучшей части иудейского народа.24.Народ умоляет Бога об уменьшении меры заслуженного им наказания.
Особые замечания. Отдел с 1 по 16-й ст. является вполне самостоятельным, тогда как 17–25 ст. по форме и содержание явно примыкают к предыдущим изречениям из времен Иосии и Иоакима и, может быть, образуют заключение к храмовой речи, заключающейся в VI–IX гл. — В тексте LXX не имеются 6, 7, 8 и 10 ст. Довольно сильно различие между подлинным текстом и текстом LXX и в отделе с 17 по 25 ст.



