< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Глава 10

  • Закрыть сопоставления
  • 1. Слушайте слово, которое Господь говорит вам, дом Израилев.
  • 2. Так говорит Господь: не учитесь путям язычников
    и не страшитесь знамений небесных,
    которых язычники страшатся.
  • 3. Ибо уставы народов — пустота:
    вырубают дерево в лесу,
    обделывают его руками плотника при помощи топора,
  • 4. покрывают серебром и золотом,
    прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось.
  • 5. Они — как обточенный столп, и не говорят;
    их носят, потому что ходить не могут.
    Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла,
    но и добра делать не в силах.
  • 6. Нет подобного Тебе, Господи!
    Ты велик, и имя Твое велико могуществом.
  • 7. Кто не убоится Тебя, Царь народов?
    ибо Тебе единому принадлежит это;
    потому что между всеми мудрецами народов
    и во всех царствах их нет подобного Тебе.
  • 8. Все до одного они бессмысленны и глупы;
    пустое учение — это дерево.
  • 9. Разбитое в листы серебро привезено из Фарсиса,
    золото — из Уфаза,
    дело художника и рук плавильщика;
    одежда на них — гиацинт и пурпур:
    все это — дело людей искусных.
  • 10. А Господь Бог есть истина;
    Он есть Бог живый и Царь вечный.
    От гнева Его дрожит земля,
    и народы не могут выдержать негодования Его.
  • 11. Так говорите им: боги, которые не сотворили неба и земли,
    исчезнут с земли и из-под небес.
  • 12. Он сотворил землю силою Своею,
    утвердил вселенную мудростью Своею
    и разумом Своим распростер небеса.
  • 13. По гласу Его шумят воды на небесах,
    и Он возводит облака от краев земли,
    творит молнии среди дождя
    и изводит ветер из хранилищ Своих.
  • 14. Безумствует всякий человек в своем знании,
    срамит себя всякий плавильщик истуканом своим,
    ибо выплавленное им есть ложь, и нет в нем духа.
  • 15. Это совершенная пустота, дело заблуждения;
    во время посещения их они исчезнут.
  • 16. Не такова, как их, доля Иакова;
    ибо Бог его есть Творец всего,
    и Израиль есть жезл наследия Его;
    имя Его — Господь Саваоф.
  • 17. Убирай с земли имущество твое,
    имеющая сидеть в осаде;
  • 18. ибо так говорит Господь:
    вот, Я выброшу жителей сей земли на сей раз
    и загоню их в тесное место, чтобы схватили их.
  • 19. Горе мне в моем сокрушении;
    мучительна рана моя,
    но я говорю сам в себе: «подлинно, это моя скорбь,
    и я буду нести ее;
  • 20. шатер мой опустошен,
    и все веревки мои порваны;
    дети мои ушли от меня, и нет их:
    некому уже раскинуть шатра моего и развесить ковров моих,
  • 21. ибо пастыри сделались бессмысленными и не искали Господа,
    а потому они и поступали безрассудно, и все стадо их рассеяно».
  • 22. Несется слух: вот он идет,
    и большой шум от страны северной,
    чтобы города Иудеи сделать пустынею, жилищем шакалов.
  • 23. Знаю, Господи, что не в воле человека путь его,
    что не во власти идущего давать направление стопам своим.
  • 24. Наказывай меня, Господи, но по правде,
    не во гневе Твоем, чтобы не умалить меня.
  • 25. Излей ярость Твою на народы, которые не знают Тебя,
    и на племена, которые не призывают имени Твоего;
    ибо они съели Иакова, пожрали его и истребили его,
    и жилище его опустошили.

1-9.- Все языческие приметы и самое языческое служение богам, в особенности поклонение разным истуканам, в высшей степени бессмысленно. С иронией пророк говорит о том, как делаются эти истуканы.

1.Дом Израилев — т. е. находящиеся в плену северные колена (ср. (Иер 3:11) и сл. (Иер 7:12).

2.Пути язычников — образ жизни язычников и особенно их религия. — Знамения небесные — некоторые необыкновенные явления в мире небесных светил.

3.Уставы — т. е. основные положения веры. (Об идолах ср. (Ис 40:19) и сл. (Ис 41:7); (Ис 44:12) и сл.)

5.Как обточенный столп — точнее: как пугало для птиц в огороде. (Ср. (Ис 46:7) и (Ис 41:23).

9.Фарсис — см. (Ис 23:1)Уфаз — Офир (Таргум, Феодотион).

10-16.- В противоположность ничтожеству идолов пророк изображает величие Иеговы, пред которым все идолы падают.

13.О хранилищах ветра см. (Иов 37:22)

17-25.- Пророк предвидит нападение вавилонян на Иерусалим, падение города и отведение народа иудейского в плен. Роптать против такого решения Иеговы не следует, потому что иудеи сами виновны в своей погибели. Притом нельзя смотреть на поражение иудеев как на окончательное.

17.Здесь пророк, очевидно, обращается к жителям Иерусалима.

19.Моя скорбь — т. е. она заслужена мною. Пророк говорит от лица лучшей части иудейского народа.

24.Народ умоляет Бога об уменьшении меры заслуженного им наказания. Особые замечания. Отдел с 1 по 16-й ст. является вполне самостоятельным, тогда как 17–25 ст. по форме и содержание явно примыкают к предыдущим изречениям из времен Иосии и Иоакима и, может быть, образуют заключение к храмовой речи, заключающейся в VI–IX гл. — В тексте LXX не имеются 6, 7, 8 и 10 ст. Довольно сильно различие между подлинным текстом и текстом LXX и в отделе с 17 по 25 ст.