Эфиопская Православная Церковь

Согласно древнему преданию, первым великим христианским просветителем эфиопов был св. Фрументий, римский гражданин из Тира, который потерпел кораблекрушение на африканском побережье Красного моря. Он приобрел доверие императора Аксума и вскоре обратил в христианство его сына, будущего императора Езану, который и объявил в 330 г. христианство государственной религией. Фрументий был впоследствии рукоположен в епископы св. Афанасием Александрийским и вернулся в Эфиопию, где продолжил евангелизацию страны.

Около 480 г. в Эфиопию прибыли «Девять Святых» и начали здесь свою миссионерскую деятельность. Согласно преданию, они были из Рима, Константинополя и Сирии, которые им из-за оппозиции христологии Халкидона пришлось покинуть. Какое-то время они находились в монастыре св. Пахомия в Египте. Их влияние (наряду с традиционной связью с коптами в Египте), объясняет почему Эфиопская Церковь отвергла Халкидон.

«Девять Святых», как полагают, окончательно покончили с остатками язычества в Эфиопии, привили монастырскую традицию и внесли огромный вклад в развитие религиозной литературы: они перевели Библию и другие религиозные сочинения на классический эфиопский язык. По всей стране распространились монастыри, которые быстро стали важными духовными и интеллектуальными центрами.

Эфиопская Церковь достигла расцвета в XV в., когда появилось много талантливой богословской и духовной литературы, а Церковь активно занималась миссионерской деятельностью.

Крайне отрицательный опыт контактов с католиками-португальцами в XVI в. привел к многовековой изоляции, из которой Эфиопская Церковь только недавно начала выходить.

Эта Церковь уникальна тем, что она сохранила некоторые иудейские обряды, такие как обрезание и соблюдение библейских законов о вкушении пищи, а также празднование, наряду с Воскресением, Субботы. Вероятно, это связано с тем, что христианство пришло в Эфиопию прямо из Палестины через Южную Аравию. Существует мнение, что иудаизм был известен в Эфиопии еще до прихода христианства. В Эфиопии существовали и необычные христологические теории, включая учение о том, что соединение Божественной и человеческой природы во Христе произошло только после Его помазания при Крещении. Эти учения никогда официально не признавались и в большинстве своем исчезли.

Эфиопская литургия имеет александрийское (коптское) происхождение, но она подверглась воздействию сирийской традиции. До недавнего времени литургию служили на древнем языке геэз. Ныне в приходах все чаще используют современный амхарский язык. Сохранилось мощное монашеское движение.

С древних времен все епископы в Эфиопии были египетскими коптами, назначенными Коптским патриархатом. Более того, на протяжении многих веков единственным епископом в Эфиопии был митрополит-копт. С начала XX в. Эфиопская Церковь стала требовать большей автономии и избрания местных епископов. 1911 г. были рукоположены четыре местных епископа-эфиопа в подчинении коптскому митрополиту. В 1948 г. с помощью императора Хайле Селассие (правил в 1930-1974 гг.) было достигнуто соглашение с коптами об избрании после смерти митрополита Кирилла местного митрополита. Когда в 1951 г. он умер, собрание клириков и мирян избрало митрополитом эфиопа Василия. Так была установлена автономия Эфиопской Церкви. В 1959 г. Коптский патриархат утвердил митрополита Василия первым патриархом Эфиопской Православной Церкви.

В университете в Аддис-Абебе существовал эфиопский Православный факультет богословия (Колледж Св. Троицы), однако к 1974 г. правительство его закрыло. В том же году Церковь учредила в Аддис-Абебе Колледж св. Павла для обучения богословию будущих священников. Желание стать священником среди православных эфиопов - дело обычное; в 1988 г. в стране насчитывалось 250 000 священнослужителей.

Эфиопская Церковь, особенно в последние годы, деятельно помогает нуждающимся. Она оказывает помощь беженцам и пострадавшим от засухи, под ее покровительством учреждено множество сиротских приютов.

До социалистической революции 1974 г., свергшей императора и поставившей во главе правительства полковника Менгисту Хайле Мариама, Эфиопская Православная Церковь была государственной Церковью. Вскоре после революции Церковь была отделена от государства и большинство церковных земель были национализированы. Это послужило сигналом для начала антирелигиозной кампании по всей стране.

После падения в мае 1991 г. коммунистического правительства патриарх Меркурий (избран в 1988 г.) был обвинен в сотрудничестве с режимом Менгисту и был вынужден снять с себя полномочия патриарха. 5 июля 1992 г. Святейший Синод избрал пятым патриархом Эфиопской Православной Церкви Абуна Павла. При марксистском режиме он семь лет провел в тюрьме после того, как патриарх Феофил (смещен в 1976 г., убит в тюрьме в 1979 г.) рукоположил его в 1975 г. в епископы без разрешения государства. В 1983 г. Павел был выпущен из тюрьмы и несколько лет провел в США. Патриарх Павел возглавлял Эфиопскую Православную Церковь вплоть до своей смерти в 2012 г. В феврале 2013 г. новым патриархом стал Абуна Матиас.

Приводимые ниже сведения о численности верующих даны Всемирным Советом Церквей. Но согласно заслуживающим доверия эфиопским источникам, она может доходить до 50 млн человек.


Местонахождение: Эфиопия, немногочисленная диаспора
Глава: Патриарх Матиас (родился в 1941/42 г., избран в 2013 г.)
Титул: Патриарх Эфиопской Православной Церкви
Резиденция: Аддис-Абеба (Эфиопия)
Численность: 39 000 000
Адрес в интернете: http://www.ethiopianorthodox.org/

Источник: Р. Роберсон «Восточные христианские церкви»