Согласно древнему преданию, первым великим христианским просветителем эфиопов был св. Фрументий, римский гражданин из Тира, который потерпел кораблекрушение на африканском побережье Красного моря. Он приобрел доверие императора Аксума и вскоре обратил в христианство его сына, будущего императора Езану, который и объявил в 330 г. христианство государственной религией. Фрументий был впоследствии рукоположен в епископы св. Афанасием Александрийским и вернулся в Эфиопию, где продолжил евангелизацию страны.
Около 480 г. в Эфиопию прибыли «Девять Святых» и начали здесь свою миссионерскую деятельность. Согласно преданию, они были из Рима, Константинополя и Сирии, которые им из-за оппозиции христологии Халкидона пришлось покинуть. Какое-то время они находились в монастыре св. Пахомия в Египте. Их влияние (наряду с традиционной связью с коптами в Египте), объясняет почему Эфиопская Церковь отвергла Халкидон.
«Девять Святых», как полагают, окончательно покончили с остатками язычества в Эфиопии, привили монастырскую традицию и внесли огромный вклад в развитие религиозной литературы: они перевели Библию и другие религиозные сочинения на классический эфиопский язык. По всей стране распространились монастыри, которые быстро стали важными духовными и интеллектуальными центрами.
Эфиопская Церковь достигла расцвета в XV в., когда появилось много талантливой богословской и духовной литературы, а Церковь активно занималась миссионерской деятельностью.
Крайне отрицательный опыт контактов с католиками-португальцами в XVI в. привел к многовековой изоляции, из которой Эфиопская Церковь только недавно начала выходить.
Эта Церковь уникальна тем, что она сохранила некоторые иудейские обряды, такие как обрезание и соблюдение библейских законов о вкушении пищи, а также празднование, наряду с Воскресением, Субботы. Вероятно, это связано с тем, что христианство пришло в Эфиопию прямо из Палестины через Южную Аравию. Существует мнение, что иудаизм был известен в Эфиопии еще до прихода христианства. В Эфиопии существовали и необычные христологические теории, включая учение о том, что соединение Божественной и человеческой природы во Христе произошло только после Его помазания при Крещении. Эти учения никогда официально не признавались и в большинстве своем исчезли.
Эфиопская литургия имеет александрийское (коптское) происхождение, но она подверглась воздействию сирийской традиции. До недавнего времени литургию служили на древнем языке геэз. Ныне в приходах все чаще используют современный амхарский язык. Сохранилось мощное монашеское движение.
С древних времен все епископы в Эфиопии были египетскими коптами, назначенными Коптским патриархатом. Более того, на протяжении многих веков единственным епископом в Эфиопии был митрополит-копт. С начала XX в. Эфиопская Церковь стала требовать большей автономии и избрания местных епископов. 1911 г. были рукоположены четыре местных епископа-эфиопа в подчинении коптскому митрополиту. В 1948 г. с помощью императора Хайле Селассие (правил в 1930-1974 гг.) было достигнуто соглашение с коптами об избрании после смерти митрополита Кирилла местного митрополита. Когда в 1951 г. он умер, собрание клириков и мирян избрало митрополитом эфиопа Василия. Так была установлена автономия Эфиопской Церкви. В 1959 г. Коптский патриархат утвердил митрополита Василия первым патриархом Эфиопской Православной Церкви.
В университете в Аддис-Абебе существовал эфиопский Православный факультет богословия (Колледж Св. Троицы), однако к 1974 г. правительство его закрыло. В том же году Церковь учредила в Аддис-Абебе Колледж св. Павла для обучения богословию будущих священников. Желание стать священником среди православных эфиопов - дело обычное; в 1988 г. в стране насчитывалось 250 000 священнослужителей.
Эфиопская Церковь, особенно в последние годы, деятельно помогает нуждающимся. Она оказывает помощь беженцам и пострадавшим от засухи, под ее покровительством учреждено множество сиротских приютов.
До социалистической революции 1974 г., свергшей императора и поставившей во главе правительства полковника Менгисту Хайле Мариама, Эфиопская Православная Церковь была государственной Церковью. Вскоре после революции Церковь была отделена от государства и большинство церковных земель были национализированы. Это послужило сигналом для начала антирелигиозной кампании по всей стране.
После падения в мае 1991 г. коммунистического правительства патриарх Меркурий (избран в 1988 г.) был обвинен в сотрудничестве с режимом Менгисту и был вынужден снять с себя полномочия патриарха. 5 июля 1992 г. Святейший Синод избрал пятым патриархом Эфиопской Православной Церкви Абуна Павла. При марксистском режиме он семь лет провел в тюрьме после того, как патриарх Феофил (смещен в 1976 г., убит в тюрьме в 1979 г.) рукоположил его в 1975 г. в епископы без разрешения государства. В 1983 г. Павел был выпущен из тюрьмы и несколько лет провел в США. Патриарх Павел возглавлял Эфиопскую Православную Церковь вплоть до своей смерти в 2012 г. В феврале 2013 г. новым патриархом стал Абуна Матиас.
Приводимые ниже сведения о численности верующих даны Всемирным Советом Церквей. Но согласно заслуживающим доверия эфиопским источникам, она может доходить до 50 млн человек.
Глава: Патриарх Матиас (родился в 1941/42 г., избран в 2013 г.)
Титул: Патриарх Эфиопской Православной Церкви
Резиденция: Аддис-Абеба (Эфиопия)
Численность: 39 000 000
Адрес в интернете: http://www.ethiopianorthodox.org/
Источник: Р. Роберсон «Восточные христианские церкви»