В принципе, если говорить о возможных отношениях человека к Богу, то они в большой степени совпадают с межличностными отношениями людей.
Здесь имеет смысл говорить не о греховных и враждебных отношениях человека к Богу, но о таких, которые приближают человека к восстановлению его единства с Богом:
Доверие. Отношение, всегда предшествующее служению и вере. Построив его, человек способен узнавать в своей совести, чего от него хочет Бог и признавать закономерность Божией воли. Однако такое признание еще не вызывает действий человека в согласии с волей Божией.
Служение. Отношение, строящееся на доверии. Человек испытывает желание понять (услышать), чего хочет Бог, а услышав Его волю, соглашается исполнять ее. Иногда страшась, как бы без особого расположения, скорее по необходимости, по моральным обязательствам, взятым на себя пред Богом. Такое действие приводит к сближению, к «разогреву» человека, пробуждает в нем ростки веры.
Вера. Отношение, в котором достигается единение энергии божественного воления с волей человека, что обязательно проявляется в действии.
Дружба. Отношение, в котором не только человек делает то, чего желает Бог, но и Бог делает то, что желает человек. Ему становится хорошо от совместных действий с Богом. Исчезает страх. Если человек чего-то и боится, так это потерять дружбу с Господом.
Единство в любви. Если предшествующие отношения, в принципе, были возможны и для ветхозаветных персонажей, то это последнее отношение достижимо лишь для членов Церкви Нового Завета. Бог стал всечеловеком. И это сделало возможным достижение вещественным человеком не только единства воли и энергии, но и единства природы, к которому стремится любовь, приводящая человечество к обожению.