В православной традиции судилища и испытания, которые после смерти претерпевает душа человека на пути к престолу Божиему, проходя через воздушное пространство, заполненное темными силами. Воздушные бесовские стражи и судилища называются в отеческих писаниях «мытарствами», а духи, служащие в них, - «мытарями».
Учение о мытарствах, являясь частью аскетического учения, рассматривает их как этап частного суда, посредством которого решается судьба души до Страшного Суда.
Наряду со св. Ефремом Сириным учение о мытарствах находим и у других свв. отцов IV-V вв. - Иоанна Златоуста («Слово о терпении и благодарении и о том, чтобы мы не плакали неутешно об умерших»), Макария Великого (Беседа 16, гл. 13), Исаии Отшельника, Кирилла Александрийского («Слове о исходе души»), Григория Двоеслова («Беседы на Евангелие») и др.
Согласно ряду византийских текстов, душа в сопровождении Ангелов, проходя в определенных местах воздушного пространства, подвергается задержанию и допросу относительно отдельных грехов. Видение преподобной Феодоры из византийского жития Василия Нового (X в.) насчитывает 20 таких грехов (празднословие, лень, тунеядство, воровство, убийство и т. д.) и соответственно 20 мытарств. Не подвергаются мытарствам души святых людей, мучеников, раскаявшихся грешников - их души беспрепятственно идут в рай.
Источники: C. Роуз «Душа после смерти», С. С. Аверинцев «София-Логос. Словарь».