Помысел

Помыслами называют образы в сочетании с мыслями, которые действуют в разумной части души. По словам свв. оцтов, помыслы «мечтательные образы вещей чувственных и мирских» (Прп. Исихий Пресвитер, Добротолюбие, т. 2, с. 191). Таким образом, можно сказать, что помыслы как художники, которые рисуют в разумной части души различные образы и представления.

Преподобный Максим выделяет простые и сложные помыслы: простые помыслы бесстрастны, а сложные - страстные, «как из страсти и помышления сложенные» (Добротолюбие, т. 3, с. 192). Соответственно воспоминание о какой-либо вещи в сочетании со страстью создает страстный (или сложный) помысел. Помысел может получить начало как дурной, но с помощью наших усилий и воздействия Духа Святого преобразиться в добрый, и наоборот.

Свв. отцы отмечали, что необходимо подвизаться ради отделения страсти от помышления, так чтобы остался чистый помысел. Такое отделение достигается «посредством духовной любви и воздержания» (Добротолюбие, т. 3, с. 202-203).

Согласно учению Исаака Сирина, помыслы возникают от четырех причин: от естественной плотской похоти, от чувственного представления мирских предметов (того, что мы видим и слышим), от прежних впечатлений, воспоминаний и от действия бесов (Прп. Исаак Сирин. Указ. соч., с. 23-24).

Причина помыслов - страсти, а причинами страстей являются все греховные дела (Прп. Григорий Синаит. Добротолюбие, т. 5, с. 190). За помыслом следует осуществление греха (Прп. Григорий Синаит. Добротолюбие, т. 5, с. 191). Профилактика возникновения помыслов заключается в том, чтобы препятствовать помыслу войти в ум. Это достигается трезвением (хранением помыслов), вниманием, безмолвием, отсечением дурных помыслов. Свв. отцы отмечают, что чем меньше опыт человека в духовных вопросах, с тем большим опозданием он замечает вхождение помысла. Отгонять помыслы помогает молитва и чтение Библии.

Источник: Митр. Иерофей (Влахос) «Православная психотерапия. Святоотеческий курс врачевания души».