Человеку, нередко таинственным образом, сообщается опыт переживания реальности, которая часто радикально отличается от картины окружающей и чувственно воспринимаемой нами действительности. Однако понятия и язык нашей культуры тесно связаны с изменяющимися условиями этой самой действительности.
Из-за этого разрыва между фундаментальными свойствами сообщенного нам опыта и чувственно воспринимаемого мира, мы оказываемся неспособными заявить о приобретенном опыте на языке и в понятиях нашей культуры. Выход был найден в мифе, как особой, включенной в культурный код, форме повествования, которая, чаще в явной, но иногда и в неявной форме, содержит описание физического перехода в мир, открытый, на самом деле, таинственным образом как духовный опыт.
Миф описывает события, происшедшие в иной реальности, в понятийных категориях чувственно воспринимаемого мира. Иногда в нем сообщается о приобретении особых знаний или предметов и, конечно, возврате личности в чувственно воспринимаемый мир. В результате мифотворчества появлялся рассказ о иной реальности, в словах, не способных до конца передать пережитый опыт. Эта последняя особенность побуждала человека к прямому, через переживание, выяснению того, чего не передавала речь и что присуще только мифу.
Алексей Лосев, в своем исследовании «Диалектика мифа», дает определение: «Миф есть для мифологического сознания наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в величайшей степени напряженная реальность. Это - совершенно необходимая категория мысли и жизни. Миф есть логическая, то есть, прежде всего, диалектическая, необходимая категория сознания и бытия вообще. Миф - не идеальное понятие, и также не идея и не понятие. Это есть сама жизнь».
Таким образом, миф, по Лосеву, есть особая форма выражения сознания и чувств древнего человека. С другой стороны, миф содержит ростки, развившихся из него в будущем форм. В любом мифе можно выделить семантическое (смысловое) ядро, которое будет впоследствии востребовано.
Карл Юнг в работе «Архетип и символ» предлагает свое представление о внутреннем, аллегорическом значении, отмечая что мифы это «психические явления, выражающие глубинную суть души».