Возводит свое происхождение к ранним христианским общинам Антиохии, упомянутым в Деяниях Апостолов. В начале христианской эпохи Антиохийская Церковь являлась одним из крупнейших центров христианства. Тем не менее, Халкидонский Собор 451 г. вызвал в общине раскол. Учение Собора было навязано византийскими властями в городах, но сельское население в большинстве своем его отвергло.
В VI в. епископ Эдессы Яков Барадай, несмотря на противодействие византийских властей, посвятил большое количество епископов и священников для окормления тех, кто отверг Халкидон. Впоследствии эту Церковь стали называть «яковитской», она имела свою собственную литургию (так называемую «западно-сирийскую» или «антиохийскую») и другие обряды. В богослужении эта Церковь использует разговорный сирийский язык. Некоторые общины Церкви возникли за пределами Византийской империи, в Персии.
Завоевание этой области персами, а затем арабами положило конец гонениям со стороны Византии и создало условия, способствующие дальнейшему развитию Сирийской Церкви. В Средние века имело место великое возрождение сирийского православного образования, процветали богословские, философские, исторические научные школы. В апогее своего расцвета Церковь насчитывала двадцать митрополичьих кафедр и 103 епархии и распространялась вплоть до Восточного Афганистана. Известно об общинах сирийских православных христиан, не окормляемых епископом, которые проживали в этот период в Туркестане и Синцзяне.
Нашествие Тамерлана в конце XIV в., при котором большинство сирийских церквей и монастырей было разрушено, положило начало медленному упадку Церкви. Жестокие удары нанесли Церкви гонения и резня в Восточной Турции во время Первой мировой войны, что привело к рассеянию общины по всему миру.
По сей день сирийские православные продолжают свое странствие. В 1950-60-х гг. многие из них эмигрировали из Ирака и Сирии в Ливан. В Ираке они двигались из северного города Мосул в Багдад. Наибольшие потери община понесла в южной Турции, где проживает незначительное число сирийцев. В начале XX в. многие православные сирийцы эмигрировали по политическим и экономическим причинам в Западную Европу и Америку.
У сирийцев сильна монашеская традиция. Несколько монастырей сохранилось в провинции Мардин в Турции и в других районах Ближнего Востока. Не так давно был основан монастырь в Нидерландах, единственный в диаспоре.
До 1034 г. сирийские патриархи находились в Антиохии, затем они пребывали в монастыре Map Барсаума (1034-1293 гг.), в монастыре Дер эз-Запфаран (1293-1924 гг.), в сирийском городе Хомс (1924-1959 гг.) и, наконец, в столице Сирии - Дамаске (с 1959 г.).
Богословское образование в существенной степени связано с монастырями. Главный богословский институт патриархии - Сирийская Православная Семинария св. Ефрема, основанная в 1939 г. в Мосуле (Ирак), но в 1960-х гг. перебравшаяся в Ливан. В 1968 г. были открыты новые факультеты в Атшане, близ Бейрута, но гражданская война в Ливане заставила перенести занятия в Дамаск. Новые отделения Семинарии св. Ефрема в Сайдная, близ Дамаска, были освящены в 1996 г.
С середины XVII в. к сирийскому патриархату принадлежит автономная Церковь в Индии, часть которой называется ныне Маланкарская Сирийская Православная Церковь. Ее предстоятель, католикос Map Василий Павел II, умер в сентябре 1996 г. Шесть лет место его преемника было вакантно и только в 2002 г. новым предстоятелем был избран Мар Василий Фома I.
Местонахождение: Сирия, Ливан, Турция, Израиль, Индия, диаспора
Глава: Патриарх Игнатий Ефрем II Керим (родился в 1965 г., избран в 2014 г.)
Титул: Сирийский Православный Патриарх Антиохии и всего Востока
Резиденция: Дамаск (Сирия)
Численность: 2 250 000
Адрес в интернете: http://syrian-orthodox.com/
Источник: Р. Роберсон «Восточные христианские церкви»