Страсть - проявление греха как последствия грехопадения людей. Одним из значений страсти (греч. «пафос») у свв. отцов является наклонность или навык ко греху, постоянное и сильное влечение, стремление ко греху. Это греховные навыки души, которые от долгого времени и частого упражнения в грехе стали как бы природными, естественными качествами.
Вследствие грехопадения силы, которыми Бог наделил человека, создавая по Своему образу, перестали связывать его с Творцом и приобрели отрицательные качества. Страсти, таким образом, являются проявлением этих сил. Так, например, жажда Богопознания, будучи отделенной от Творца, превратилась в страсть чревоугодия. Благодатная энергия любви, проявлением которой является обоюдное приношение и отдание себя другому без остатка, стала проявляться как страсть блуда и т.д. Таким образом, силы укоренились как в физическом теле, так и в душе и духе.
Поскольку человек - единое целое физически и духовно, одни страсти могут являться условием и причиной возникновения других (например, страсть чревоугодия провоцирует возникновение страсти блуда). Свв. отцы (в частности прп. Иоанн Кассиан) выделяют восемь основных страстей:
- Чревоугодие (благодатная энергия - жажда Богопознания).
- Блуд (любовь).
- Сребролюбие (собирание элементов вещественного мира в единое целое для вечного бытия и обожения).
- Гнев (единение как всеохватывающая любовь ко всему творению).
- Печаль (радость).
- Уныние (переживание единения людей и всего мира).
- Тщеславие (Божественная слава).
- Гордость (дар полного обожения).
Основная задача христианина заключается в том, чтобы обратить страсти на службу Богу, вернуть силам, дарованных нам Господом, их первоначальное предназначение.
Источники: А. М. Берлянд «Словарная статья о главных страстях», Г. И. Шиманский «Учение святых отцов о страстях и добродетелях».