В христианской эсхатологии (системе представлений о конце света) Страшный суд - это Суд в «конце времен» вторично пришедшего Иисуса Христа над всеми людьми, живущими и когда-либо жившими («живых и мертвых»). Каждый человек, воскреснув во плоти, получит приговор в соответствии со своими земными делами: либо блаженство в Раю, либо ад.
В Ветхом Завете, несмотря на правила, данные в законе, в реальном человеческом опыте бывало, что права человека нарушались. Поэтому справедливость была идеалом, всегда живым в изображениях Царя Мессии (Пс. 71:1 сл.; Ис. 11:3 сл.; Иер. 23:5). Священные писатели вдохновлялись этим человеческим опытом, когда они говорили о суде Божием. Праведники прославляли Господа как Судью всей земли (1 Цар. 2:10; Пс. 66:5), заклинали Его вступиться и защитить от несправедливости человеческого суда (Пс. 81).
Исторический опыт дает конкретные примеры Божьего Суда, которому подвластны все люди и народы (Содом, Потоп, суд Египта, истребление Хананеян). Таким образом, суд Божий является постоянной угрозой, висящей над людьми, не в ином мире, а в ходе истории. От этого суда не уйдет ни один грешник.
В Ветхозаветной эсхатологической традиции идея о Страшном суде находила свое развитие в понятии о «дне Господнем».
В Новом Завете Страшный суд чаще всего описывается в аллегорической форме (например, отделение «плевел от пшеницы»). В Евангелии говорится о явлении «Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою», под громогласные звуки ангельской трубы (Мф. 24:30-31).
В присутствии всех Ангелов Судья воссядет на престоле, перед которым соберутся «все народы» (Мф. 25:31-32), и свершится Суд: оправданные станут по правую руку от Судьи (счастливая сторона), осужденные - по левую (Мф. 25:34-46).
Главный критерий суда Божия - отношение людей к Евангелию и к своему ближнему. Люди будут судимы такою же мерою, какой сами мерят (Мф. 7:1-5). На самом деле суд осуществляется со времени, когда Отец послал Своего Сына в мир. Суд совершается немедленно, смотря по отношению каждого человека ко Христу: «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден», потому что он отверг Свет (Ин. 3:18 слл.). Конечный суд лишь проявит это разделение, которое уже происходит в тайне человеческих сердец.
Прп. Ефрем Сирин был одним из святых отцов, которые систематизировали и привели к единой поэтической картине представления о Страшном суде: человек, очнувшись от смертного сна, со страхом видит славу Христа и ждет своего приговора, раскрываются книги дел, в которых записаны все худые и добрые дела человека. Праведники, приветствуемые Ангелами, шествуют в рай, грешники увлекаются бесами в ад.
Страшный суд происходит на фоне вселенской природной катастрофы. Несмотря на грозную картину последнего суда, верующий человек должен помнить, что любовь Бога к нам уже проявилась во Христе, и нам нечего страшиться. Великая угроза суда тяготеет отныне над злым миром. Иисус Христос пришел, чтобы избавить нас от этого осуждения.
Источники: Словарь Библейского Богословия, С. С. Аверинцев «София-Логос. Словарь».