Воплощение Иисуса Христа приоткрыло верующим людям тайну Царства Божьего: «Приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:1; 4:17). Однако тема Царства Божьего характерна и для Ветхого Завета; она приготовляла Израиль к пониманию Царства в Новом Завете.
Образ Ягве-Царя формируется у Израиля в Ханаане. Ягве царствует вовеки, на небе и на земле, над всеми людьми и народами (Исх. 15:18, Пс. 10:4, Пс. 46:3, Пс. 102:19, Иер. 10:7, 10). Особым образом Царствование Ягве проявляется в Израиле - Его Царстве, над Его народом: Он благословляет, руководит, охраняет, собирает как Пастырь Свое стадо.
В Новом Завете Иисус Христос отводит первое место в Своей проповеди Царству Божию, а чудеса являются знамениями этого Царства, помогающими прозревать его значение. Отныне Царство Божие немыслимо без Христа - чтобы войти в Царство, надо уверовать в Него.
Царство - конечная перспектива евангельской проповеди и у апостолов, ради которой верные готовы переносить страдания.
Царство Божие открывается постепенно, возрастая во времени. Начавшись со времени Иоанна Крестителя, оно требует времени для своего совершенного осуществления. Это будет время Церкви, к концу которого Царство наступит во всей полноте и в нем совершится Пасха (Лк. 22:14 слл.). Верные призваны наследовать Царство, пришедшее к завершению своему (Мф. 25:34) после воскресения и преображения их тел (1 Кор. 15:50; см. 6:10; Гал. 5:21; Еф. 5:5). До тех же пор они взывают в молитве: «Да приидет Царствие Твое» (Мф. 6:10 п.).
Царство для человека - это Божий дар, который приобретается ценой всего, что человек имеет, однако не как формальное вознаграждение. Это благодать, на которую нужно ответить должным образом: погрязшие в грехе и зле не смогут войти в Царство и унаследовать его. Нужно действительно его искать и желать, быть готовым переносить страдания и гонения, любить ближнего, иными словами, исполнять волю Отца (Мф. 7:21).
Источники: Словарь Библейского Богословия и др.
См. также Суд Божий.