В доникейскую эпоху вступлению в церковь предшествовало оглашение, занимавшее по времени для всех взрослых кандидатов, за исключением тяжело больных, до трех лет. В истории условия существования церкви менялись. Наступила эпоха, когда крещение взрослых, с их обязательным оглашением, практически полностью уступило место крещению младенцев, оглашение которых было невозможно. Однако, при этом, в христианских государствах существовали школы, где катехизис был обязательным предметом для крещеных школьников.
Сегодня христианские теократические государства уже в прошлом, в школах отсутствуют предметы под условным названием «христианский катехизис», однако крещение как детей, так и взрослых продолжает, чаще всего, совершаться без оглашения. В результате такой практики мы видим, что храмы наполняют не живые, активно действующие члены богочеловеческого организма Христа, спасающиеся сами и служащие спасению многих других, проповедники евангелия и свидетели Боговоплощения, а, преимущественно, так называемые прихожане, ищущие в церкви удовлетворения определенных религиозных потребностей.
Необходимость вернуться к практике оглашения созрела в церкви уже давно. Нужно честно сказать себе и всем другим, что сегодня уже невозможно иметь полноценный опыт жизни в церкви Божьей без оглашения и постоянного учения.
Прежде всего нам следует помнить, что оглашение (катехуменат) это часть полного последования совершения таинства крещения - вступления человека в Церковь, являющуюся организмом вечно живого Бога - Господа нашего Иисуса Христа, в котором божественная и человеческая природы сопричтены друг другу не слитно - то есть без их смешения, без изменения свойств природ, но также нераздельно и неразлучно, что означает без каких-либо условий и навсегда. Таким образом Творец и творение сочетаются друг другу и человек вступает в отношения Лиц Святой Троицы, в то, что мы называем Царством Божьим. Это удивительное сочетание Бог совершает в собрании Своей церкви. Действие Божье происходит в тайне, а наше соучастие в исполнении этого таинства на этапе оглашения, в частности, раскрывается во взаимосвязи и взаимодействии катехуменов и катехизаторов. Иначе говоря, процесс оглашения включен в поток исполнения таинства, в котором катехизаторы и катехумены, каждый на своем месте, служат достижению цели, поставленной Святой Троицей, а потому на каждом участнике лежит большая ответственность за все происходящее на этом пути.
Из сказанного видно, что оглашаемый - катехумен, это не просто человек, допускающий существование Творца мира и испытывающий искренний интерес к этому факту, но открывший в своем опыте и осознающий Божий призыв, обращенный к нему лично, имеющий доверие к Богу, уже зарождающуюся веру в Него, желание присоединиться к церкви, оставив прежний образ жизни. Готовясь к природному сочетанию со Христом, необходимо достичь необходимой меры уподобления Ему, когда верные в церкви скажут свое «аминь», глядя на то, что им откроется в этом кандидате. Все это означает радикальную смену жизненных ценностей катехумена, принятие им, как своих собственных ценностей, принципов и целей Христа - Основателя церкви и непосредственного Создателя всего существующего. Наконец, готовность взять также на себя ответственность, как сослужителя в совершении таинства.
Задачей оглашающего - катехизатора, является не только передача катехуменам традиции христианского вероучения, достижение восприятия и усвоения ими веры церкви, основных ее догматических положений, исполняющихся в ней молитвенных и богослужебных действий, но и свидетельство об истинности всего им переданного.
Если цели катехумена и катехизатора будут отвечать указанному выше и, при этом, катехумен, со своей стороны, приложит необходимые усилия, тогда в нем смогут наступить желаемые изменения и катехуменат принесет свой плод.