• 1.

    «Песнь степеней». Феодотион перевел: песнь восхождений, а Симмах и Акила: на восхождения. Восхождения или степени указывают на возвращение пленнаго народа из Вавилона. Ибо благодать Духа, провидя и пленение и будущее освобождение, предрекла то и другое, как устрояя полезное для Иудеев, так доставляя сим пользу и нам. Не каждая же песнь степеней предвозвещает одно и тоже, но одна представляет бедствия в Вавилоне, другая – благовестие о возвращении, иная – веселие на пути, иная же – войны, бывшия по возвращении, а иная – построение храма; и разнообразие пророчеств делает, что невозможно и насытиться сим сладкопением. Каждый из сих псалмов представлен так, будто бы воспевается ликом бывших тогда святых; ибо пророческое слово их вводит изрекающими предлагаемое. Первый псалом степеней изображает и бедствия и Божие благоволение.

    «Ко Господу, внегда скорбети ми воззвах, и услыша мя». Начало псалма показывает и великость скорби и преизбыток Божия человеколюбия. Сетующий говорит: умолял я Владыку, и сподобился благоволения. Потом пересказывает, какия слова произнес он молясь.

  • 2.

    «Блажени испытающии свидения Его, всем сердцем взыщут Его». Еще объясняя осмнадцатый псалом, сказали мы, чем различаются закон, свидения, оправдания, судьбы, заповеди. Впрочем кратко напомянем сказанное там. Законом Пророк называет закон, данный Богом всяческих чрез божественнаго Моисея; заповедями и повелениями – тот же опять закон, как царственно преподанный и постановленный; оправданиями, как имеющий силу оправдывать исполняющаго оный; судьбами же, как указующий Божественныя определения и достойныя воздаяния живущим законно и противозаконно; и свидениями, как свидетельствующий и показывающий, каким наказаниям подвергнутся преступающие закон. Посему и здесь Пророк ублажает тех, которые непрестанно испытывают свидения Божии; и всем сердцем взыскуют Бога. Но сие возможно не всякому, а только достигшему самаго верха добродетели; ибо таковый не делит ума своего на помышления и о Боге, и о житейских попечениях, но всего себя посвящает Богу.

  • 3.

    Ст. 3-4 «Что дастся тебе или что приложится тебе к языку льстиву?» «Стрелы сильнаго изощрены, со угльми пустынными». Здесь благодать Духа утешает подавленных скорбию, и показывает, какий правдивый приговор произнесен на поступающих коварно. Ибо «сильным» называет Пророк Бога всяческих, а «стрелами сильнаго» – скорость наказаний, и заимствует образ речи от пущенных стрел, которыя удобно разсекают воздух; «углями же пустынными» изображает жестокость наказания, истребляющую и опустошающую его силу. Ибо таково свойство огня. Пророк как бы так говорит: не приходи в уныние поражаемый языком неправедным; наказания, посылаемыя Праведным Судиею, уподобляются быстроте стрел, опустошительной силе углей.

  • 4.

    Стрелы сильнаго изощрены, со угльми пустынными.

    См. Толкование на (Пс 119:3)

  • 5.

    «Увы мне яко пришельствие мое продолжися». Сие говорил я молясь, и Человеколюбец, услышав это, умилосердился. «Пришельствием» же называет Пророк пребывание в чужой стране. Седмидесятилетнее время справедливо почтено долгим. Пророк сказал, что такова совершенная продолжительность жизни человеческой. «Дние лет наших», говорит он, «в них же семдесят лет» ((Пс 89:10)).

    «Вселихся с селении кидарскими». Кидар – второй сын Измаилов; потомки его доныне живут недалеко от Вавилона. И так, поелику издревле расположены были друг к другу враждебно (сказано: «изжени рабу и сына ея: не наследит бо сын рабы с сыном моим Исааком». – ((Быт 21:10)); то справедливо сетуют о себе, что лишены прежней свободы, живут близь тех, которые почти рабы их, и сами принуждены раболепствовать.

  • 6.

    Ст. 6-7 «Много пришельствова душа моя», то есть, продолжительно время преселения.

    «С ненавидящими мира бех мирен:» «Егда глаголах им, боряху мя туне». Здесь показывает злонравие Вавилонян; потому что, не имея, в чем обвинить, злоумышляли и с любившими мир поступали, как с врагами.

  • 7.

    егда глаголах им, боряху мя туне.

    См. Толкование на (Пс 119:6)