• 1.

    «Песнь степеней». Одержавшие оную победу воспевают победную песнь, и проповедуют силу упования на Бога.

    «Надеющиися на Господа, яко гора Сион». Ограждаемый упованием на Бога, как гора Сион, пребывает незыблем, непоколебим, славен и знаменит.

    «Не подвижится в век живый во Иерусалиме». Живущему во Иерусалиме должно вести жизнь по законам Иерусалима. Тем, которые так живут, и повинуются намерению закона, Пророк обещает твердость.

  • 2.

    «Горы окрест его: Господь окрест людей Своих». Как горы окружают город; так Божие попечение ограждает благочестивый народ.

    «Отныне и до века». Сила Божия не временная, но вечная, и Бог сподобляет оной тех, которые высоко ценят служение Ему.

  • 3.

    «Яко не оставит Господь жезла грешных, на жребий праведных». Бог и Ассириян устами Пророка Исаии называл жезлом ярости. Сказано: «горе Ассирием, жезл ярости Моея», и гнева Моего «в руку их. Гнев мой послю на язык беззаконен», и Своим людем «повеле сотворити корысти и пленение» ((Ис 10:5)), т. е. употребив Ассириян вместо некоего жезла, вразумляю достойных. Посему и здесь говорит Пророк, что Господь всяческих, по праведному суду Своему, не допустит, чтобы жезл беззаконных положен был на сонм праведных. Потом показывает и причину.

    «Яко да не прострут праведнии в беззакония рук своих;» то есть, чтобы имеющие попечение о надлежащем, подумав, что все бывает без порядка и без управления, не поползнулись на худшее, и не извлекли из сего вреда.

  • 4.

    «Ублажи Господи благия и правыя сердцем». Показав правдивость Божию, приносит праведную молитву; ибо умоляет, чтобы добрые сподобились соответственных воздаяний. Сие сказал и Господь: «в нюже меру мерите, возмерится вам» ((Мф 7:2)); и: «блажени милостивии, яко тии помиловани будут» ((Мф 5:7)).

  • 5.

    «Уклоняющияся же в развращения отведет Господь с делающими беззаконие». Слово: «развращения» Акила перевел: сплетения, Симмах: кривизны, а Феодотион: развращенное. Пророк просил не чего либо несправедливаго, но чтобы добрые наслаждались благами, а оставившие Божественный путь и прибегающие к хитросплетениям нашли для себя соответственный конец.

    «Мир на Израиля». Когда те подверглись гибели, тогда добрые насладились миром. Надлежит же знать, что Иаков получил именование Израиля, сподобившись Божественнаго созерцания. Посему одноименны с ним подобонравные, приобретшие чистую веру и чистую душу. «Не вси бо сущии от Израиля, сии Израиль» ((Рим 9:6)), но возлюбившие благочестие Израиля.