Глава 107

  • 1.

    «Песнь псалом Давиду». И сей также псалом, и возвращение Иудеев предвозвещает, и предрекает спасение язычников; великую же имеет он близость с псалмами пятьдесят шестым и пятьдесят девятым.

  • 2.

    «Готово сердце мое Боже, готово сердце мое: воспою и пою во славе моей». Говорили мы уже прежде, что «славою» своею Пророк называет пророчественную благодать. Пользуясь сладкопением пророчества, говорит он, сказую Тебе Владыке, что широко сердце мое и готово к принятию Божественной Твоей благодати.

  • 3.

    Ст. 3-4 «Востани слава моя, востани псалтирю и гусли: востану рано». «Исповемся Тебе в людех Господи, пою Тебе во языцех». Псалтирем и гуслями Пророк называет себя: потому что благодать Духа, как музыкальным орудием, изглашала им пророческое сладкопение. Посему, возбудив себя к песнопению Владыки, снова начинает речь, и дает обещание, что будет сие рано; потому что не он один вознесет тогда песнь, но с тьмами язычников и народов будет возглашать Божественную песнь. Словом же «рано» указывает на вочеловечение Бога и Спасителя нашего; потому что с вочеловечением Его возсиял свет истины, и в целой вселенной устами всех людей воспевает блаженный Давид, и песнословит Божии благодеяния.

  • 4.

    Исповемся тебе в людех, Господи, пою тебе во языцех:

    См. Толкование на (Пс 107:3)

  • 5.

    «Яко велия верху небес милость Твоя, и до облак истина Твоя». Величие милости Твоей превышает своды небес; повсюду проникли лучи Твоей истины. А говорили уже мы, что «облаками» Давид называет Пророков, Апостолов и сподобившихся благодати учительства; потому что ими, как некиими облаками, приносится людям духовное орошение; от них научились мы истинным догматам.

  • 6.

    «Вознесися на небеса Боже, и по всей земли слава Твоя». Сие сказал и блаженный Аввакум: «покры небеса добродетель Его, и хваления Его исполнь земля» ((Авв 3:3)). Сие изрек и блаженный Давид в осьмом псалме: «Господи Господь наш яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес» ((Пс 8:2)). Посему «вознесися» значит: яви Себя превознесенным, превысшим всех, и вся земля да познает славу Твою.

  • 7.

    «Яко да избавятся возлюбленнии Твои, спаси десницею Твоею, и услыши мя». Покажет же всем людям силу Твою спасение сподобившихся Твоего усвоения. Посему приими моление мое, и простри десницу Твою. «Десницею» же Пророк называет благую действенность.

  • 8.

    «Бог возглагола во Святем Своем», то есть, благодатию всесвятаго Духа.

    «Вознесуся и разделю Сикиму, и удоль селений размерю». Чего просил Пророк, то и последовало. По елику сказал: «вознесися на небеса Боже»; то Владыко ответствует, говоря: «вознесуся»; потом показывает и способ: «разделю Сикиму»; а это – город по преимуществу данный Иосифу. Но и «удоль» бывшую пустыню, на которой были кущи пастухов, по прежнему наполню обитателями, сделаю, что разделена будет возвратившимся.

  • 9.

    «Мой есть Галаад, и Мой есть Манассий, и Ефрем заступление главы Моея: Иуда Царь Мой». Не Манассия только, но и страну его, Себе присвою. Ибо Галаад есть название места, а Манассий – наименование колена. Но и Ефрему возвращу прежнее могущество; сделаю также, что Иуда будет царствовать над всеми коленами; потому что, по возвращении из плена, колена оставались не разделенными, Зоровавель же правил теми и другими. А в собственном и подлинном смысле Владыка Христос, от Иуды происшедший по плоти, царствует над всею тварию.

  • 10.

    «Моав коноб упования Моего: на Идумею наложу сапог Мой: Мне иноплеменницы покоришася». Народу Моему дам такую силу, что возобладает над иноплеменниками, примет в подданство Моавитян и Идумеев. Но подробнее объяснили мы сие в псалме пятьдесят девятом.

  • 11.

    Ст. 11-12 «Кто введет мя во град ограждения? или кто наставит мя до Идумеи?» «Не Ты ли Боже отринувый нас?». Пророк, при предречении сих благ исполнившись услаждения, желает увидеть и раззоренный город согражденным, и Идумеев порабощенными Иудеям. Но сего, говорит, не в силах даровать никто другой, кроме Тебя единаго, Который ныне отверг нас, и повелел нам быть в рабстве.

    «И не изыдеши Боже в силах наших?» А Симмах перевел так: и не предшествовал Ты, Боже, в воинствах наших; потому что никогда не были мы побеждаемы, как скоро Ты был вождем, и предводительствовал дружиною.

  • 12.

    Не ты ли, Боже, отринувый нас, и не изыдеши, Боже, в силах наших?

    См. Толкование на (Пс 107:11)

  • 13.

    «Даждь нам помощь от скорби: и суетно спасение человеческо». Посему прекрати горести, и подай помощь Твою; потому что ни откуда более не возможно получить сего; всякое человеческое вспомоществование, без Твоего содействия, суетно и безполезно.

  • 14.

    О «Бозе сотворим силу: и Той уничижит враги наша». Посему-то призываем Твой промысл; при Твоем только промышлении о нас возможем преодолеть неприязненных нам.